Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ - Катюша из Pearl-Harbour

…Выходила на берег Катюша
И швырялась тухлой колбасой
(Из детского фольклора середины 1980-х)

Ну, в Жемчужной гавани она не выходила, а вылетала, швырялась не колбасой, а бомбами и торпедами (при достаточном воображении торпеда и впрямь похожа на батон колбасы), да и «Катюшей» стала только в 1942 году – так назвали этот самолет в «группе Маккоя», которая занималась созданием кодовых обозначений японских самолетов. На родине машину звали длинно и нудно – «морской палубный бомбардировщик-торпедоносец тип 97», а мы с ним знакомы по его короткому обозначению B5N и данному союзниками имени Kate.

B5N не был чем-то из ряда вон выходящим – типичный одномоторный бомбардировщик-моноплан, какие строили едва ли во всех странах –от Франции до Польши и от Англии до СССР. Но делать такой палубный торпедоносец первыми решились в США – и появился TBD Devastator. Оппоненты с другого берега Тихого океана решили не отставать, и «Накадзима» выдала на гора B5N – первый японский палубный моноплан, да еще с убирающимся шасси. Разница в возрасте с Devastator давала себя знать – B5N1 имел несколько лучшие летные характеристики, еще более улучшившиеся в следующей модификации, B5N2, получившей новый, более мощный двигатель «Сакаэ». Впрочем, не летные характеристики этой машины определили успех в Перл-Харборе – будь на ее месте «Девастейтор», ничего б не изменилось: хватило же англичанам «авосек»-Swordfish, чтоб уложить цвет итальянского флота на дно бухты Таранто! Успех действий торпедоносцев определяется силой сопротивления обороняющихся – интенсивностью зенитного огня и противодействием истребителей. И то, и другое для тащащего тяжелую торпеду одномоторного самолета одинаково опасно, а потому самая лучшая торпедная атака – внезапная, когда один самолет может натворить дел больше, чем целая эскадрилья, идущая «в лоб». Ну а когда целая эскадрилья нападает внезапно – это Таранто, когда несколько эскадрилий – Перл-Харбор…

Знакомство с японской «Катюшей» и Devastator позволило мне в свое время хохотать до рези в животе над пассажами небезызвестного Суворова о «самолете-шакале», и знакомством этим я в немалой степени обязан модели B5N, производившейся отечественной МАВИ. Ну а эта вакуумная модель своим прототипом имела литую, производящуюся до сих пор японской Hasegawa. Вот «Хасю» в основном мы и будем сегодня обозревать.

Для начала скажем, что делала пресс-формы вовсе не Hasegawa, а забытая ныне японская же «Мания» (кажется так). Соответственно, привычных для Hasegawa лейблов мы на литниках не найдем, зато найдем затертое клеймо на нижней половине крыла. Самих литников пять штук: два с половинками крыла и фюзеляжа, еще один – нижняя часть крыла, плюс тот, где горизонтальное оперение, капот и прочая мелочевка. Естественно, последний литник – это фонарь.
1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ - Катюша из Pearl-Harbour1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ - Катюша из Pearl-Harbour

1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ - Катюша из Pearl-Harbour1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ - Катюша из Pearl-Harbour

1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ - Катюша из Pearl-Harbour1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ - Катюша из Pearl-Harbour
Расшивка внутренняя и тонкая, что хорошо, насчет же ее правильности есть закономерные сомнения, особенно в сравнении с чертежами из Maru Mechanic за номером 47. Книга сия японская, содержит массу технической информации по Kate, и тщательно выполненным чертежам из нее, кажется, можно доверять. А раз так, то можно и констатировать, что по геометрии “маниакальный” B5N вполне приемлем, хотя и есть недочеты – в киле и руле направления, например. Говорят еще, что что-то сильно не в порядке с капотом, но я этого не заметил.
1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ - Катюша из Pearl-Harbour1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ - Катюша из Pearl-Harbour1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ - Катюша из Pearl-Harbour
Оставим маньякам ловить миллиметры, и оценим богатство деталировки торпедоносца. По сравнению с фуджимовскими моделями Kate прямо-таки набит всякой мелочевкой: в кабине есть не только сидушки, приборная доска и ручка управления, но и пулемет, кислородные баллоны, запасные магазины к пулемету и даже прицел, плюс что-то такое изображено рельефом на полу кабины и на перегородках (их две штуки). Шасси дано тремя деталями каждая основная стойка, плюс отдельно-хвостовая стойка. Движок из трех деталей – две рядные звезды и кольцо магнето, винт - две детали, как на фуджимовском Val. Носовая часть – три детали: передняя часть фюзеляжа, юбка охлаждения, сам капот. Вооружение, помимо пулемета, представлено торпедой, узлы подвески сделаны заедино с «колбасиной». Забавно, что дан даже посадочный гак в выпущенном положении, объявленный в инструкции неиспользуемым.

На первый взгляд, живи да радуйся. Но беда в том, что мелочевка вся весьма груба, а такие детали как хвостовая стойка и пулемет, вообще годны только в утиль. Многое, вероятно, можно поправить с помощью эдуардовского травла, но, пожалуй, основная беда хасегавской модели (модели, не декали – о ней потом!) – это остекление.

На прозрачном литнике аж четыре детали: большой фонарь и маленькие окошки по бокам фюзеляжа и для бомбового прицела. Проблема, естественно, с самой большой.

Как известно, далеко не все «Кейты» были полностью радиофицированы, и антенн на многих машинах не было. Но изготовители модели, вероятно в приливе патриотических чувств, снабдили свое творение антенной, но не нашли ничего лучше, чем воткнуть ее едва ли не посередине стеклянной панели, да еще влепить туда же толкатель. Это моментально делает фонарь мусором и предлагает моделисту альтернативу –сделать новый самому или поискать афтермаркет.

Хасегавский Kate – уникум, других моделей этой машины в 1/72 я не видел и сомневаюсь, что они есть в природе. Есть МАВИ, но это банальный передер Хаси, с не самого лучшего качества фонарем и прочими деталями (кое-что, вроде стоек шасси, хвостового колеса и пулемета у МАВИ идет в “вайтметалле”, но пользы от этого, учитывая копийность оригиналов, немного).

1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ - Катюша из Pearl-Harbour1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ - Катюша из Pearl-Harbour1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ - Катюша из Pearl-Harbour1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ - Катюша из Pearl-Harbour

Встречается вакуумный фонарь от Pavla, но это настоящая халтура: братья-славяне передрали хасегавский фонарь, не удосужившись даже заделать в нем дыру! Прок от такого афтермаркета ровно никакой, а вред (потеря денег) очевиден. К черту Павлу! А вот Falcon/Squadron – вполне ничего. Если, конечно, удастся его достать…

1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ - Катюша из Pearl-Harbour
Поизмывавшись над фонарем B5N, Враг перешел к декалям. Начнем с конца.
1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ - Катюша из Pearl-Harbour1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ - Катюша из Pearl-Harbour
Помните, в статье про Val я жаловался на засилье Akagi? Вот и тут он! С одной стороны, выбор оправдывается тем, что на машине AI-301 летал сам Мицуо Футида, с другой – по поводу окраски его самолета в Перл-Харборе написаны целые тома, и консенсус, кажется, до сих пор не достигнут. Не обошло это бумагомарательное поветрие и автора этих строк, так что вот, слушайте байку:

“Темная комната, посреди круглый стол. За столом, взявшись за руки, сидят несколько человек, перед ними – коробка с хасегавским “Кейтом”, еле видная в слабом свете свечи. Один из присутствующих произносит:
-Дух Мицуо Футиды, прийди! Если ты здесь, стукни один раз!
Раздается отчетливый стук, лица присутствующих озаряются надеждой. Медиум тут же спешит задать мучающий всех вопрос:
-О Футида-сан, ответь, какого цвета был твой самолет в Перл-Харборе! Если серебристым – стукни один раз, если серым – два раза, если сверху зеленым, снизу серебристым – три раза, если сверху зеленым, снизу серым – четыре раза, если был пятнистым – пять раз, если с красным хвостом…
Речь медиума обрывается на полуслове - в воздухе начинает проявляться огненная надпись – какие-то иероглифы. Один из участников сеанса успевает зарисовать их прежде, чем они растаяли в воздухе, и все расходятся, уверенные в успехе.

Наутро моделисты (ну кому еще нужен окрас самолета?) приносят полученное с того света послание переводчику с японского. Тот сделал свою работу очень быстро и передает нетерпеливо ожидающим любителям бумагу с ответом. Там - всего несколько слов:
“Не помню, ребята! Давно это было…”

Вот такие дела. Есть киносьемка AI-301 на апрель 1942 года, таким его нам и предлагают делать. Фото можно увидеть в Famous Airplanes of the World номер 32 на странице 57. Сделать самолет именно таким, как на фото, в точности воспроизведя все его обширные ободранности, сможет только настоящий маньяк. Остальным придется удовольствоваться темно-зеленым верхом и серебристым низом, а также смириться с тем, что шрифт надписи на хвосте немного не такой, как в декали – кто бы сомневался! А еще там вроде бы должны под крылом быть большие номера 01, которых, естественно, нет. Собака Кутька всегда права!!!

Права-то права, но следующий вариант, фото которого можно найти все в том же «Famous…» но на стр. 43, практически идеален. Почему? Да потому, что это машина береговая, из 13 кокутая, а потому для меня абсолютно неинтересная…

Зато последний, он же титульный, вариант для меня самый завлекательный: борт BII-315, авианосец «Хирю». Он же и самый загадочный, ибо фото его не нашлось. Вопрос окраски, таким образом, остается открытым – был ли самолет сверху покрыт пятнами только зеленого цвета, или еще и коричневого, как указывает Hasegawa? Были ли это пятна от распылителя или ободранности? Текущий бокс-арт «Хаси» близок к этим последним, в то время как более ранние коробки изображают на самолете пятна, нанесенные распылителем. Некоторые же исследователи склоняются к однотонной зеленой окраске поверх покрытого лаком самолета…

Впрочем, все это вопрос чисто академический, потому как номер на хвост в декали все равно сделан некорректно – взять хотя бы начертание буквы B. Номеров под крылом нет – так это традиция-с…

Выводы делать не буду – вы их и так не раз слышали. Но воскликну вновь: Доколе!!! Где декали на японцев?!! Правильные, срисованные с фотографий?!!

Но лишь эхо будет мне ответом, ибо это никому не нужно. Так?

P.S. Рассказывают, что Hasegawa выпускала ограниченной партией и B5N1, докладывая в комплект новую носовую часть. Правда или врут, путая с 48-м масштабом – не знаю, сам я такой модели не видел, но у «Мании» она была. А хочется… Проскакивала вроде информация, что Kate будут делать «шортранные» чехи – да что-то не видать такого и не слыхать. Да, обидно, что на «Кейтах» были только зеленые кресты, а не черные – был бы он немцем, уже б выпускали очередную модель какой-нибудь экзотической модификации, типа «позднего с реактивными патрубками, поисковым радиолокатором и коком винта», скажем. Ну почему японцы не выучились орать «Хайль Гитлер!?» Под «Тенно Хейка банзай!» даже в Японии новые модели не делают…

 

P.S. Примечание редакции: Так как автор прислал материал без фото коробки Hasegawa - мы взяли на себя смелость добавить картинку, разыскав ее на простораз интернета, но могли и ошибиться.

 

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Просмотров: 6593
Опубликовано:
Микадо в 19.09.2008 - 01:21
Тема: 1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ...(#1148) - обсуждение
http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_1148.html
Как всегда - познавательно и интересно.
Небольшие замечания - проблемы с капотом относятся именно к модели В5N1 - не правильный как сам капот, так и предкапотная часть фюзеляжа.
Относительно декалей Вы неправы, Моделмастер выпускал на машины Миками, Ишикавы, Матузаки(Футида) Кстати были выпуски хасевского Кейта именно с моделмастеровскими декалями. Кроме того недавно Rising decals выпустил деки на 2 китайских варианта(N1) и машины с Рабаула и Окинавы. Плюс было приложение к книге по Перл Харбору в виде простыни, на Кейт в том числе(сейчас раритет - у меня есть :twisted: )
Снорри в 19.09.2008 - 14:48
Тема: Re: 1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ - Катюша из Pearl-
Сир!
Б5Н1 ни разу не видел, дак что пас. Касательно дек: слово "выпускал" относится к прошедшему времени, и, думаю, давненько прошедшему. Если только на какой-нить зарубежной модельной барахолке их достанешь, а не в наших палестинах. Про книгу вообще молчу. Ну а то, что выпустила Райзинг Сан - не палубное!
Ну а еще я все эти деки не видел - может, они не правильные ;)
Dimmy в 19.09.2008 - 21:13
Тема: Re: 1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ...(#1148) - обсужд
Кстати были выпуски хасевского Кейта именно с моделмастеровскими декалями
С этого момента поподробнее :oops: Такого я еще не прикупил :grin:

Добавлено спустя 3 часа 27 минут 23 секунды:

Кстати, Мания выпускала еще набор Кейтов: в одной коробке и B5N1, и B5N2.
"сейчас раритет - у меня есть" (с) Микадо :lol:
Микадо в 20.09.2008 - 21:45
Дима, давно это было! Где то в 94-95 годах. На ВДНХ был магазинчик, торгующий Хасей. Там было несколько моделей с моделмастеровскими деками: Кейт, Хаяте, Макки 202, и если не изменяет память Р-40. Долго думал и взял тогда Ки-84 и Макки. Кто ж знал, что более его не увидим. Что на Кейт была декаль хорошо помню, поскольку их было две в коробке(поэтому и долго выбирал Кейт или Хаяте).
Dimmy в 20.09.2008 - 22:29
Дима, давно это было! Где то в 94-95 годах. На ВДНХ был магазинчик, торгующий Хасей. Там было несколько моделей с моделмастеровскими деками: Кейт, Хаяте, Макки 202, и если не изменяет память Р-40. Долго думал и взял тогда Ки-84 и Макки. Кто ж знал, что более его не увидим. Что на Кейт была декаль хорошо помню, поскольку их было две в коробке(поэтому и долго выбирал Кейт или Хаяте).
Ага, а назывался тот магазинчик "Игрушки из Японии" - помним, помним, тоже там закупался! :) Только декали были АэроМастеровские :)
Хасевские модели WW2 с АэроМастеровскими декалями выпускались следующие: Ки-15, Ки-43, Ки-44, Ки-51, Ки-84, P-40N, P-51D, Hurricane Mk.I, Hurricane Mk.II, Spitfire Mk.9, F4F-3, F2A-1, TBF-1C, MC.202. Еще был Як-3 с Картографовскими декалями. Кейта с АэроМастером точно не было :) С двумя декалями в коробке были Кейты "Pearl Harbor Torpedo Command" и "Pearl Harbor Bomber Command" - но там тоже не АэроМастеровские :(
Микадо в 21.09.2008 - 01:15
Дима, Вы правы! Конечно Аэромастеровские :grin: Конец недели, забываюсь.
Может действительно спутал, но что в коробке было 2 листа дек на Кейт - помню точно!
А Зеро дополнительно Аэромастером разве не доукомплектовывался
Dimmy в 21.09.2008 - 16:33
А Зеро дополнительно Аэромастером разве не доукомплектовывался
Не-а :sad: Я бы точно купил :oops:
PORCO-ROSSO в 20.08.2009 - 09:14
Тема: Re: 1/72 Nakajima B5N2 от Hasegawa и МАВИ - Катюша из Pearl-
о капотах B5N1 и 2 от мании то беж хаси сказать плохого не могу ничего
они 100%точны! просто в разных позициях юбка у B5N1 ДАВАЛА РАЗНОЕ ВИДОВОСПРИЯТИЕ ! этого капота
дада B5N1 вещь очень редкая и оооооочень кавайная скажу прямо это крутой шедевр и ничего мне не надо так из японцев как этот самоль! я ЛЮБЛЮ его как свою девушку простите за идиотизм
но МАНЬЯЧНЫЙ(чикатиловский) как его один чувак назвал
кейт мне нравиться всем! без исключения ну разьве что интерьер я хочу сделать сам и пошёл афтермаркет на.......и в.....ИМХО потому что я люблю самопалить и по крупному и даже скажу так
афтермаркет это круто
но с ним я себя ни тарантино ни китано никак не чувствую
это я к тому что творить он мне мешает часто
а проявилось такое чувство в острую нехватку того самого афтермаркета
так что все кто имеет кейт 1 или 2 всем вам респект и уважуха!
искренне ваш Porco Rosso или просто Свинья!

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy