Известный арабский путешественник Синдбад, бия себя в грудь, утверждал, что во время своих скитаний по делам коммерческим встречал гигантскую птицу, крылья которой затмевали солнце. Птица эта якобы звалась Рух.
Нынешние исследователи считают, что если эта басня, рассказывавшаяся на борту бесчисленных доу (кто не знает – это такое народное арабское транспортное судно) и по караван-сараям целую тысячу лет, и имеет какие-либо рациональные корни, то птица Рух была совсем не такой страшной. Ну да, рост птички достигал трех метров, она несла яйца объемом в восемь литров и проживала в болотах Мадагаскара. По местному звалось это чудовище воромпатра, по латыни – Epiornis, но уже во времена Синдбада гиганты находились на грани вымирания, а теперь так и вовсе исчезли с лица земли. И главное – эпиорнис физически не мог летать!
С какого бодуна британский флот решил назвать истребитель не именем какой-нибудь реальной птицы, а полумифического Руха, я не знаю. Но ничего хорошего из этого не вышло.
То есть вышел курьез: единственный в своем роде двухместный палубный истребитель, все вооружение которого (4 пулемета) размещалось в турели. То, что Roc бесперспективен, подобно эпиорнису, стало ясно еще до начала серийного производства, которое, кстати, было развернуто не на заводе фирмы-разработчика, Blackburn, а на Bolton-Paul. Последняя была разработчиком турели, которой Roc главным образом и отличался от своего предшественника – истребителя-пикировщика Skua.
Наличие тяжелой и объемистой турели неблаготоворно сказалось на характеристиках самолета – уменьшились и скорость, и дальность, и бомбовая нагрузка. Так что если “Скуа” был хотя бы сносным пикирующим бомбардировщиком, то “Роки” по большей части сразу передавались в части второй линии. Однако благодаря экстравагантной конструкции турельного истребителя о нем слышали многие, благо “Рок” часто проходит по разряду “самых неудачных самолетов мира”. И модель его в 1/72 тоже существует.
Выпускала ее чешская Pavla, она же делала и Skua (под маркой Octopus), но так уж вышло, что мне достался только Roc. Ну что же, давайте посмотрим, что он из себя представляет.
Комплектация стандартная: пластик, вакуумный фонарь, фототравление, приборная доска на куске фотобумаги. Начнем с пластика.
Один литник, шорт-ран, качество соответствующее – присутствуют следы облоя. Тем не менее движок скорее радует, тем более что “Персей” вот так просто нигде не найдешь. Говорят, что в матчевском “Лайсендере” он отлит все же получше, но в знакомом мне FROGовском Skua вместо него было вообще черти что. А тут даже крепление двигателя к капоту в травле дали!
Своеобразен рельеф на поверхностях самолета – есть и внутренняя расшивка, и наружная клепка. Выглядит несколько непривычно, но тоже неплохо, благо клепка далека от печально знаменитого “ревельского стандарта”.
На внутренних поверхностях половинок фюзеляжа присутствует некая, хотя и весьма грубая, имитация набора, есть и переборки, и пол, и топливные баки, и огнетушитель – примитивно и кое-где совсем не похоже на оригинал (это касается и вырезов в переборке за пилотской кабиной, и баков, которые даны по образцу Skua, хотя на Roc стояли не два бака, а один, правый), но все же! И привязные ремни присутствуют, и боковая панель, и ручка управления (сама она ужасна, но можно позаимствовать из Spitfire, или заменить ее кольцо на травленое, как предлагается в инструкции).
Инструкция к Roc - шик! На 16 страницах, сшитых парой скрепок! Там нам предлагается сделать самостоятельно еще кучу деталек типа “коробок” в кабине или стволов пулеметов.
Пулеметная башня –это беда! Собственно, этого стоило ожидать, оно и в литых моделях, особенно в старых, внутренности таких сооружений далеки от идеала. Но здесь я впервые почувствовал след Врага! Мне предлагается сделать стрелковый прицел самостоятельно, хотя для него вполне нашлось бы место на пластинке травления, где размещены гораздо более бесполезные детали.
Вот пожалуйста. В крыле на месте ниш шасси - прямоугольные дыры, которые предлагается прикрыть пластинками травления с отверстиями.
Створки шасси также даны в травле. Не думаю, что это хорошее решение, учитывая кривизну нижней поверхности крыла и выпуклость створок. Будем считать, что это они нам шаблоны дали, по которому мы будем вырезы делать самостоятельно… Более полезна травленая юбка капота, но я бы предпочел литую из пластика, которую можно было бы потом выбрать до приемлемой толщины изнутри.
Но гак… Он же должен быть V-образным, а в инструкции его предлагают сварганить в виде палки. Это как?!
С винтом иная засада. Сам-то он не плох, но… Настоящий “Персей” вращал его по часовой стрелке, если смотреть спереди. А у нас? Винт в модели получается не тянущим, а толкающим из-за того, что лопасти повернуты не в ту сторону.
А фонарь? А что фонарь? Скажу, что его нет – не поверите, скажу, что он дерьмовый – тоже, учитывая мою страсть к “надругательству над святынями”. Но ведь и в самом деле! Турельный колпак плох, переднее остекление еще хуже, поскольку там и там присутствуют неровности типа царапин и ям размером до пары миллиметров. Короче, оно самое. Навоз. Как образец для самостоятельного выдавливания подойдет, не более.
Кстати, в инструкции мне обещали два колпака турели, в комплекте – всего один. Впрочем, учитывая качество, жалеть об этом особо не приходится.
Касательно общей геометрии сказать что-то хулительное не могу. Ибо хороших фотографий “Рока” у меня немного (в основном из журнала Avions, номер не знаю, есть только вырезка), и в целом на виде сбоку модель на прототип похожа. Вкладывается она и в чертежи Криса Боули (Warpaint из Aviation News), а Великий и Ужасный Ян Хантли хоть их на страницах Scale Aircraft Modelling (1987 , v.10 , № 2, p. 80-82) и пожурил, но не сильно. В своей колонке мистер Хантли привел чертежи, как он утверждал, оригинальные и блэкбурновские, так что по ним нам модель и пилить. Но чехи работали по другим источникам, ибо расшивка на крыле у них своя, не боулевская и не хантлевская.
Есть еще чертежи из отечественного журнала “Авиация” за номером 6 (2000 год), но откуда они содраны –бог весть. А то что содраны – точно, потому как уровень их деталировки соответствует скорее 1/72 (в этом масштабе, видимо, был оригинал), и никак не 1/48, да и отсутствие указания авторства на листе говорит само за себя. Особенно умиляет “Скуа”, крыльевые пулеметы которого заряжались, по мнению автора чертежей и его последователей из “Авиации”, не иначе как через гильзовыбросы – лючков ни сверху, ни снизу крыла нет! Конечно, подобная лажа присутствует и у Боули, но то все же, если не ошибаюсь, 1978 год…
В районе узла складывания крыла в модели присутствуют какие-то жуткие накладки. В реальности-то тут все было гораздо глаже – см фото в Avions и в “Авиации”. Еще размах горизонтального оперения миллиметра на два-три больше, чем надо, если, конечно, чехи не “святее” британцев, в чем я почему-то сомневаюсь
…
В святости же заветов собаки Кутьки у меня сомнений нет! Впереди – декали, в расмотрении которых я особенно пристрастен…
Их тут аж на три варианта – “боевой” из 806 эскадрильи из Хатстона на Оркнеях (1940 год, не тот ли, что “Юнкерс”-88, ставший единственной победой “Роков”, завалил?), “тренировочный” из 759-й из Истлейт (1939 год) и буксировщик мишеней из 775-й, которого судьба забросила в 1942 году аж в Египет. На последнем отсутствует турель, что хорошо в силу ее убогости в модели, но неинтересно с исторической точки зрения, ведь турель – именно то, что отличало “Рок” от всех остальных самолетов…
Фотографии я нашел только на учебный вариант, L3114, и из них мы можем выяснить, что буква Е была шире, что бортовой опознавательный знак имел более широкую обводку, и что шаг цифр регистрационного номера должен быть меньше. Ерунда, а неприятно. Но враг, он таков – куда я ни взгляну, вооружась светочем истины, там он уже наследил…
Про другие варианты ничего не скажу, хотя стиль написания регистрационных номеров и внушает сомнения. Но для меня лично это не имеет никакого значения, ибо все предложенные варианты не имеют отношения к авианосцам. Да, самолет из 806-й эскадрильи несет кодовую букву L, обозначающую авиагруппу “Илластриеса”, но доподлинно известно, что с палубы он не летал. Долгое время считалось, что “Роки” вообще никогда не работали с корабля, однако теперь известно, что это не так – были они на “Арк Ройале”, один буксировщик мишеней современные исследователи нашли на палубе ”Формидейбла” (сам я фото это не видел, ибо книжки Fleet Air Arm in camera у меня нет), рассказывают, что что-то похожее на Roc кто-то вроде бы заметил в 1940 году на “Глориесе”... Беда в том, что пока мне не удается воссоздать облик ни одного палубного “Рока”, максимум, что есть - регистрационные номера. Фотографий “палубника”, да еще таких, по которым можно дешифровать регистрационный и бортовой номера, кажется, вообще нет в природе.
В силу этого я даже не знаю, буду ли когда-нибудь делать этот самолет. Не то чтобы я собираюсь продать рассматриваемую модель, но из нее можно почти с теми же затратами сил и времени сделать Skua - остекление так и так надо делать заново. Более того, “Скуа” из “Рока” сделать даже проще, чем “Рок”! И с турелью заморачиваться не надо, и материалов по “Поморнику” больше, и афтермаркет можно попытаться достать – и фонарь от Falcon, и травление от AirWaves. Декали нет, но и в случае с палубным “Роком” ее придется набирать с бору по сосенке, из штатной используя только кокарды…
Ну-с, подведем итоги. Модель Roc есть, по крайней мере у меня, и в целом неплоха (ну, скажем так, ее специально не старались сделать дефектной). В сети есть даже фотографии собранного “Рока” и рассказ об его изготовлении “из коробки” (на английском). Увы, для тех, у кого модели нет, все это имеет скорее академический интерес, ибо она давно не выпускается и ее фиг достанешь. Вымер “Рок”, как эпиорнис, птица Рух арабских сказок…
Facebook
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.