По сути коротко- время-конец мая, масштаб 1:8 выставочная модель вертолета Ак-1-3.
Пока раскачивался, подбирал материал и обдумывал порядок работы ( одна кабина 168 на 195мм) уже попал в цейтнот. Но делать не чего, слово не воробей..... Работа началась. Традиционно начал с деревянных деталей. Лопасти - бук, ножка старого советского букового стула обрезанного сразу в размер ( лопасти прямоугольные обошелся без шаблона) на циркулярке собственного же производства.
Для удобства профилирования лопасти приклеивались на брусок, затем покрывались смолой и в не совсем затвердевшем состоянии поставил на изгиб под груз для имитации провиса.
и забыл о них на некоторое время. Ступица несущего ротора вертолета видимо представляет собой рессору ( не понятки с чертежами) закрытую кожухом и его имитацию тоже сделал из бука. Традиционным способом - шаблон, заготовка, обточка, профилирование.
Затем просверлил их насквозь и выбрал изнутри для имитации внутренней пустоты.
Затем приступил к изготовлению хвостового оперения. Поскольку оно тоже прямых очертаний, шаблона не потребуется. Размеры сколол прямо с чертежа. Обчертил по сколу, обрезал и подогнал на циркулярке , отпрофилировал и также покрыл смолой.
Дерево должно быть переклеено, так как за время жизни модели его может выкрутить ( повести) . После высыхания смолы, по намеченной линии разрезал киль на две части -верхнюю и нижнюю, подогнал их по профилю стабилизатора, верх и низ, посадил на стыковочные штырьки ( сквозь стабилизатор, а для устранения деффектов подгонки заклеил посадочные места оракалом, промазал торцы смолой с наполнителем, ( просенные буковые опилки) и сквозь стабилизатор состыковал на предварительно промазанные мылом стыковочные штырки.
После застывания смолы, обработал.
Продолжение следует.
Добавлено спустя 10 часов 2 минуты 57 секунд:
Уважаемые коллеги! Я не грамотно объяснил. Этот вертолет на снимке живой. это не модель. Модель только начал строить и буду описывать по мере изготовления тех или иных деталей! С уважением Александр..
Добавлено спустя 4 минуты 20 секунд:
Прошу модераторов удалить единичку и приношу извинение за невольное введение в заблуждение уважаемого сообщества.
Теперь несколько дельных советов по работе с деревом. Обязательно переклеивайте липу и осину., бук как правило не ведет, ну если только в наглую намочить водой. После обрезки в размер перед профилированием, еще по ровной поверхности разметьте и глубоко прорежте линии по которым отпрофилированная заготовка будет разрезаться.
Отбейте с обоих сторон линией наибольшую толщину профиля. Заготовка вырезанная в размер должна быть на 2-3 мм длиннее по ее торцам. Это нужно
для того, чтобы в случае случайной поломки острого угла заготовки в процессе работы с ней всегда можно было убрать эти 2-3 мм и торец будет опять ровный. Эти милиметры убираются перед грунтовкой. Профилировать следует начинать с задней кромки, сверху, потом с низу, т.к. это наиболее трудоемкая часть работы.
Пришло время перейти к ступице несущего ротора. Представляет собой бутерброд из трех пластин. Ценральная- силовая, по снятому с чертежа шаблону вырезал при помощи своего агрегата из нержавейки толщиной 1 мм, верхняя пластина - латунь, добытая из старой гильзы охотничьего патрона, нижняя - красная латунь. Бутерброд спаян между собой таким образом, что в торец видна его слоистая структура.
В кожухах рессоры сделал продольные пропилы под посадочные мета ступицы ротора. Затем ступицу обработал мылом и присадил на смоле в кожуха на чертеже с пригрузом.
После того как смола встала , снял ступицу, удалил мыло, просверлил в посадочных местах ступицы отверстия., каторые при окончательной сборке зальются смолой и зафиксируют кожуха и лопасти на ступице.
следующим шагом будет работа на токарном станке приобретенным еще при царе Горохе. Точу круглые детали и полуфабрикаты. Впрочем почти все точенные детали так или иначе придется дорабатывать.
После целого дня работы на станке получилась небольшая кучка деталей не густо, но я не претендую на звание профессионального токаря, да и станку в общем пора в капиталку.
Следующим шагом стали поиски дюралевой трубы диаметром 18 мм пригодной по масштабу для хвостовой балки. Поиски увенчались частичным успехом, так как трубу удалось найти сильно поцарапанную. Придется потратить еще время на грунтовку и выведения царапин. Итак займусь балкой. на ней находится стабилизирующий хвостовой винт, узел стыковки с редуктором, узлы навески оперения, узел крепления подкосов.
Поэтому в район крепления узла подкосов вбил на смоле буковую пробку, так называемое "мясо" в которое на штырях и будет закреплен узел. Соответственно торцы трубы заглушил выточенными ранее дюралевыми заглушками. на смоле. Нижепоказанный полуфабрикат
Одел этот полуфабрикат на конец трубы, закрепил на трубе штырями в высверленные по осевой плоскости отверстия и грубо обрезал бормашинкой с диском.
Получились грубо обработанные кронштейны крепления хвостовой балки. после дотаботки надфилями они приобрели вполне приличный вид.
Аналогично изготовил кронштейны крепления подкосов. Окончательно устанавливать "навсегда" эти узлы буду после выведения царапин на балке, так проще вышкуривать.
Продолжение следует.
Добавлено: Вс Апр 26, 2009 10:48 am
Заголовок сообщения:
Y.Alex,мне,как полтавчанину,будет очень интересно следить за постройкой этого вертолёта.Один нюанс-он называется Ак-1-3(через дефис).В надежде,что не заработаю "горчичник",вот ссылка на производителя: http://www.aerocopter.com.ua/index.php
И немного из личных наблюдений.Снимал на Авиасвитах в 2004 и 2008гг.
Да. я знаю что это украинская конструкция, спасибо за уточнение.
Добавлено спустя 4 часа 10 минут:
Теперь приступаю к наиболее сложной работе- ротор несущего винта, но прежде необходимо сделать редуктор, на котором закреплен вал и куча тяг и качалок. Иначе потом при подгонке неизбежны разного рода переделки. Опять же из выточенного полуфабриката ( материал эбонит) соответственно
чертежу ( эбонитовое кольцо внутренним диаметром по внешнему диаметру редуктора ) вырезал и наклеил на корпус редуктора коробки агрегатов, из полистирола - ребра жесткости. верхнюю конусообразную крышку, а также посадочное место вала ротора из Д-16т
Посадочное место должно быть из металла для увеличения срока службы т.к. ротор должен быть вращающимся , иначе шаловливые рученки любопытствующих свернут ему лопасти. (Почему-то всем покрутить хочется). Мне немного повезло. Нашел калиброванный пруток (7.4 мм ) почти точно в размер вала ротора и мизерной разнице просто пренебрегаю пруток из подшипниковой стали , не каленной, использовалась для роликов. Если эта так (обман на рынке возможен) могут быть проблемы с его обработкой, т.к. при нагреве от резца, эта сталь закаливается сама опыт такой уже был. но повезло, обманули, проточил посадочное место ступицы ротора и нарезал резьбу под гайку. .Теперь приступаю к изготовлению шайб с рычагами ( подскажите как правильно) для управления лопастями.
Для изготовления шайб применил ранее выточенный полуфабрикат.
Большую шайбу нарезал на сектора и придал им форму рычагов.
вставил в маленькие шайбы для примерки, затем опять разобрал и в торец рычага засверлил сверлом 1 мм под штырь(гвоздь). такое же сверления сделал в торец маленькой шайбы в посадочном месте рычага, и собрал на штырях с проклейкой циакрилом всю конструкцию. Перпендикулярно плоскости шайбы в посадочных местах рычагов, сверлом 0.8 высверлил по два отверстия ( когда циакрил подсох) для каждого рычага и вклеил опять циакрилом медную проволоку 0.8мм и для дополнительной фиксации и для имитации стяжного болта. Вообще при проведении подобного рода работ надо иметь в виду, что чем тоньше деталь, тем изящнее выглядит вся конструкция ( конечно-тоньше- до определенного предела). Затем последовала обработка шайб, изготовление двухзвенников, тяг и качалок. Двухзвенники выпиливал надфилями. Фиксирующие кольца сначала
высверливал, а затем подгонял под размер. После чего с тыльной стороны припаял имитацию стяжного болта ( опять гвоздь 3 мм.).
Кроншейны качалок согнул из латуни. на надфиле осторожными постукиваниями легкого молотка.
после чего обрезал в размер и припаял на гвоздь 2 мм. высверлил оси крепления качалок. собрал всю конструкцию. Наступило время изготовления тяг. Из старых запасов извлек трубку (тонкостенная нержавейка 2ю5..) из которой собственно и делают медицинские иглы.
продолжение следует
Добавлено спустя 23 часа 32 минуты 51 секунду:
Используя сразу две бормашинки выточил проушины из гвоздя диаметром 2 мм
а потом доработал надфилями и просверлил.получилась вот такая конструкция.
надо заметить, что трубки под тяги надо брать несколько длиннее, с запасом, и обрезать в размер во время черновой сборки. Аналогично выполнены и остальные тяги. Выточил из эбонита пыльники, и приступил к черновой сборке ротора. Рутинную работу по уточнению углов и размеров деталей и ловлю десятых долей думаю описывать не стоит так как эта работа всем знакома до слез, отмечу только что некоторые проблемы доставила подгонка в размер двух качалок и промежуточной тягой, но конце концов и эта работа благополучно завершилась.
Сначала посадил на вал ступицу лопастей, а затем собрал и сам ротор.
Весь процесс сборки фотографировал, поэтапно, но думаю что особого интереса он не представляет. поэтому выдаю окончательный результат. Ротор в черновой сборке. Продолжение следует.
Несколько слов о черновой сборке. Надо иметь в виду, что при первоначальную сборку надо проводить соединительными элементами ( в данном случае это булавки и проволока) меньшего диаметра чем сами сверления. Затем поэлементно менять их в размер высверленных отверстий, попутно устраняя неизбежно возникающие перекосы, из за несоосности сверлений.
Далее, изготовил вышеописанным способом кронштейны подвески редуктора ротора к ферме и установил их. Изготовил кронштейны
крепления несущих лопастей из красной латуни о.4мм с перепайкой в два слоя. Эта сложность необходима потому, что при изгибании латуни может образоваться не заметная микротрещина, которая в процессе работы с деталью будет становится крупнее и по закону мерзавчика, в момент окончательной сборки, деталь просто отвалится. Изготовленные таким образом кронштейны посадил в черновую на лопасти и зафиксировал
гвоздиками 1 мм с переточенными на бормашине шляпками. По центральной оси лопасти сделал сверление 2.4мм и вставил проволоку из нержавеющей стали того же диаметра. Это посадочный штырь лопасти на собственно сам ротор. Нужно для того, чтобы на готовой модели лопасть могла отстыковываться от модели для удобства транспортировки. Продолжение следует
Приступил к изготовлению хвостового ротора. Разметил обе лопасти на одной пластинке бука, для удобства в работе, и традиционным способом
вырезал, отпрофилировал, засмолил и забыл на время. Из ранее выточенных полуфабрикатов надфилями доработал кронштейны стыковки лопастей со
ступицей ротора и вклеил их в точенные обоймы на циакрине . Также надфилями выточил из заготовки шайбу с рычагами управления углом атаки. Из гвоздей 1.5мм выточил тяги. Просверлил в центре ступицы наискось отверстие 4мм и впаял в него втулку крепления ступицы к кронштейну вала ротора
Вал ротора- нерж .2.4 мм насадил на нее на циакриле кронштейн и собрал ротор без ступицы.
Добавлено: Пт Май 01, 2009 8:35 pm
Заголовок сообщения:
Настало время заняться лопастями. Смола уже встала, и мне осталось их только прошкурить и приклеить посадочные площадки из полистирола.
Пока лей подсыхает, на ступицу ротора впаял кронштейны крепления тяг, после чего обработал лопасть, просверлил кронштейны их установки и
собрал целиком ротор на циакрине, и положил в просушку. Пока клей подсыхал, из полистирола склеил и обработал коробку редуктора, на который собственно и будет крепится ротор хвостового винта. Потом опять взял ротор(клей высох) и припаял тяги к ступице , а с другой стороны вклеил их в
рычаги шайбы. Лопасти должны вращаться, поэтому с обратной стороны вал обмотал медной проволокой и пропаял, чтобы ротор не выпадал из конструкции. Из гвоздя (универсальный материал) 2 мм ( предварительно обточив шляпку) изготовил посадочный штырь.
Что то картинка не грузится. Продолжение следует.
Добавлено спустя 55 минут 33 секунды:
Добавлено спустя 23 часа 1 минуту 33 секунды:
В черновую собрал хвостовую балку с оперением и хвостовым ротором. Стабилизатор будет вклеен на двух металлических штырях , и если позволит время, эти штыри замаскирую имитацией штатной навески. К сожалению фактор времени начинает играть роль.
Хвостовой ротор пристыковал к редуктору и штырем пристыковал к хвостовой балке, а до этого из нержавейки 2мм согнул и вставил в сверление в
киле предохраняющий костыль.
Что то опять картинка не грузится. Продолжение следует.
Добавлено: Вт Май 05, 2009 8:59 pm
Заголовок сообщения:
Наступило время приступить к изготовлению металлической фермы. Поскольку пайку твердыми припоями я не вполне освоил, а время идет, решил заняться шасси (санки какие то). Полозья из металлического прутка, диаметром 7.5мм. Выгнул на круглой дюралевой болванке
подходящего диаметра зажатой в тиски,следующим образом. Взял пруток по длине в 2.5 раза длиннее полозьев, отбил середину, хорошенько ее процарапал, затем на огне ( газовая плита) нагрел середину до красного состояния, и держась за концы прутка, обмял на болванке. Разрезал пополам, подогнал в размер. Перемычки гнул точно таким же образом, из трубки нержавейки 6 мм с толщиной стенок 1 мм.
подгонял по размеру отдельно левую и правую часть, а потом состыковал по оси вертолета на штыре 4 мм и пропаял обычным оловянным припоем. По частям пришлось делать потому, что нержавейка материал трудный, и выгнуть в размер из целого куска левую и правую стороны весьма затруднительно.
Продолжение следует.
Добавлено спустя 23 часа 55 минут 56 секунд:
Теперь можно приступить к сборке шасси. В полозьях. в размеченных местах засверлил отверстия на 4 мм и впаял стыковочные штыри из проволоки 4 мм. На штыри насадил дуги- перемычки, и весе тщательно выставил по углам, высотам и расстояниям. Затем не двигая конструкцию с места , мощным хорошо прогретым паяльником прихватил каждую дугу с обеих сторон, чтобы застраховаться от косяков. Затем используя стазу два паяльника, долго и нудно тщательно пропаивал каждую дугу, Горелку использовать не решился, так как от перегрева( при использовании горелки это очень возможно) образуется окисел, и олово просто не пристанет.
Картинки опять не грузятся, добавлю завтра утром. Продолжение следует.
Добавлено: Чт Май 07, 2009 6:23 pm
Заголовок сообщения:
Значит так. Имеем комплект форсунок приобретенных эдак около 30 лет назад, в бог знает каком отдаленном городишке, и мирно продремавших до последнего времени.
Купил китайскую горелку, обрезал штатную горелку, выточил переходник, подобрал подходящую под газовый кран из комплекта, гайку, пропаял, свинтил все вместе и получил требуемый результат.
Осталось включить и проверить, Включил, проверил. И если бы не предыдущий опыт, спалил бы себе волосы и физиономию бы обжег точно. Уплотнительная резинка в в кране за это время потеряла эластичность, и после нескольких"закрыл - открыл" дала течь, газ воспламенился прямо на кране. Но обошлось. Разобрал кран, поменял резинку.благо была запасная в комплекте в вазелине. Работает. На всякий случай кран открыл полностью и им не пользуюсь а пользуюсь штатным , китайским. Ну и вот первый результат пайки латунью.
Сегодня приобрел рекомендованный мне припой с серебром, опробовал, но об этом в другой раз. Продолжение следует.
Добавлено: Пт Май 08, 2009 6:59 pm
Заголовок сообщения:
Сегодня наконец удалось пропаять , причем более высокотемпературным припоем - латунью , основную ферму. Паял с бурой и при помощи трудно
переводимых на иностранные языки , идиом и заклинаний. Столкнулся с определенными трудностями. Оказалось что остывшая бура принимает твердость примерно как у стекла, и чтобы ее очистить надо приложить приличное количество и усилий и времени. Еще одна неприятность ( правда ожидаемая) заключается в том, что замкнутую конструкцию сильно ведет от местного нагрева. Приходилось постоянно подрихтовывать, но идеала добиться не удалось, тем не менее результат вполне приемлем. Каждый элемент конструкции приходилось подгонять под профиль в местах пайки. Остановился на пайке латунью потому, что в эти места пайки ( узлы напряжения) сходятся несколько элементов, и если паять более низко температурными но твердыми припоями, ( с серебром) то припаивая последующие элементы велик риск отпаять первые. Поэтому паял в последовательности - припой латунь, припой Харрисон 15, припой L-Ag30, далее возможно олово. То есть от высокотемпературного - к низкотемпературному ( цифры - процент содержания серебра). Обнаружил еще одну не приятность- придется перетачивать вал ротора, чтобы развести вращающуюся и не вращающуюся шайбы ( иначе никак).
Почему то опять не грузятся картинки. Может лимит на них у меня кончился?
Уважаемое сообщество! Поздравляю всех с Великим Праздником Победы! И желаю всем чуть чуть по больше того чего вы себе сами бы пожелали. Продолжение следует.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы