Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien

История создания этого необычного, для Японских ВВС, истребителя, началась ещё до вступления страны Восходящего солнца во Вторую мировую войну.

I. Немного истории

Hasegawa 1/32 Ki-61 HienРуководство фирмы Кавасаки приняло решение приобрести в союзной Германии лицензию на производство одного из лучших в мире авиационных двигателей жидкостного охлаждения Даймлер-Бенц DB-601А. В апреле 1940 года было подписано соглашение на закупку чертежей и нескольких образцов этого двигателя. Освоение немецких технологий началось на заводе фирмы в Акаси и завершилось в июле 1941 года выпуском первого двигателя под собственным наименованием На-40. Ещё почти полгода проходили испытания и, после их успешного завершения, объект был принят для серийного выпуска под обозначением «Армейский тип 2».

В ходе воздушных сражений в Европе истребители с двигателями жидкостного охлаждения показали себя с лучшей стороны и это сыграло на руку фирме Кавасаки, ещё в 1940 году, предложившей армейскому руководству несколько проектов самолётов с перспективным двигателем. В итоге, был получен заказ на разработку двух истребителей – тяжёлого перехватчика Ki-60 и более лёгкого, многоцелевого Ki-61. Первый проект был приоритетным, но потом на первый план вышел многоцелевой истребитель.

На вооружение армейской авиации Японии только поступил Ki-43 и новая машина должна была превосходить его. Большое по размаху и площади крыло было призвано обеспечить большую продолжительность полёта и лучшую маневренность, протектированные баки и бронезащита должны были обеспечить живучесть в бою.Особое внимание уделялось аэродинамике и культуре веса. Вооружение так же превосходило по мощности установленное на Ki-43 – два синхронных 12,7мм пулемёта над двигателем и два пулемёта в крыле, 7,7 мм или 12,7 мм.

Первый полёт состоялся в декабре 1941 года, а подготовка к серийному производству уже шла полным ходом. Отличное впечатление произвели летные характеристики нового самолёта – скорость почти 600кмч на высоте 6000м, высокая скорость пикирования, прекрасная маневренность. В учебных боях с существующими истребителями, Ki-61 показал своё полное превосходство.

В результате, в конце 1942 года, самолёт был принят на вооружение. После первых же боёв, в апреле 1943 года, истребитель показал себя грозным противником авиации союзников.

Планировавшаяся установка в крыле 20мм пушек была реализована уже после начала серийного выпуска. Собственные разработки затягивались по срокам и здесь опять пришла на помощь Германия – на 388 экземплярах Ki-61 были установлены немецкие орудия MG-151 фирмы Маузер. Крыло было усилено, над казёнными частями пушек сделаны обтекатели.

Дальнейшее усовершенствование конструкции привело к появлению следующих модификаций. Фюзеляж был удлинён, хвостовая стойка стала неубираемая. Новый вариант получил наименование Ki-61-I KAI.

Истребитель принимал активное участие в воздушных боях на Тихоокеанском театре, а в конце войны использовался в ПВО самих японских островов. Малая высотность двигателя не позволяла эффективно перехватывать американские В-29, да и Мустангам Ki-61 уступал по многим характеристикам.

Следующая модификация получила более мощный и более высотный вариант прежнего двигателя, названный На-140 и имеющий мощность 1500 л.с., увеличенную площадь крыла и новое остекление кабины пилота с улучшенным обзором. Прочность планера оказалась невысокой, а надёжность мотора крайне низкой. В результате, было установлено прежнее крыло, увеличена площадь вертикального оперения, фюзеляж несколько удлинён, но проблемы с силовой установкой остались. Тем не менее, самолёт был запущен в серию под обозначением Ki-61-II KAI. Самолётов этого варианта было выпущено немного, но повоевать они успели и показали себя неплохими высотными перехватчиками.

История этого истребителя закончилась сразу после того, как американские ВВС разбомбили моторное производство в Акаси. Значительная часть, около 300, готовых планеров на заводе в Кагамигахаpа осталась без силовой установки. Выход был найден в установке на них имеющихся двигателей воздушного охлаждения Мицубиси Hа-112-11 мощностью 1500л.с. В результате появился совсем другой самолёт, Ki-100. Не правда ли, это очень напоминает «превращение» ЛаГГ-3 в Ла-5 после установки другого типа двигателя?

II. Модель

Уменьшенную в 32 раза копию Ki-61 фирма Hasegawa выпустила совсем недавно, в 2007 году. Качество отливок традиционно прекрасное, хотя, мне показалось, что деталей не очень много для столь крупного масштаба. В качестве бонуса, в комплекте имеется фигурка пилота из белго металла. Как сообщает инструкция, это никто иной, как сам Терухико Кобаяши, собственной персоной, известный ас японской армейской авиации.

Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien


В пластике даётся и сидящая в кабине фигурка безымянного пилота, вполне приличная по качеству и с двумя альтернативными головами (в кислородной маске и без неё).

В дополнение к набору были приобретены кое-какие аксессуары. Это прекрасные металлические патрубки фирмы Москит и три набора фототравления знаменитой чешской фирмы Eduard.

Один набор представляет собой детали для доработки внешнего вида модели, т.н. экстерьер. В него входят створки ниш основных стоек шасси, лючки гильзосбросов и шарниров складывания стоек шасси на крыле, сеточка на маслорадиатор и много всяких приятных мелочей для ниш шасси и водорадиатора.

В другом наборе находятся детали для изготовления закрылков в выпущенном положении – сами закрылки и силовой набор для них и внутренней части центроплана.

Но самый интересный, следующий комплект, для доработки кабины пилота, т.е. для интерьера. Кроме «обычной» платы фототравления, прилагается и «необычная» - с уже окрашенными деталями и нанесённым клеевым слоем, так называемая серия Self Adgesive, новое предложение фирмы Eduard. Все эти «навороты» призваны облегчить праведный труд моделиста и сделать его ещё интереснее. Посмотрим, насколько это так.

III. Сборка

По обычаю, сборке предшествовал тщательный осмотр. Детали были изучены как на литниках, так и после их отделения. Кстати, некоторые детали, особенно, мелкие, удобнее не выкусывать, а отпиливать или срезать острым ножом или лезвием.

Сборка началась с кабины. Некоторые пластиковые детали были заменены фототравлеными. Например, чашка сиденья пилота в металле получилась гораздо более изящней, нежели её пластмассовый аналог. После размещения всех деталей в кабине, она была окрашена в рекомендуемый инструкцией цвет RLM79 Sandgelb ( АКАН 81064).

Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien

Приборная панель склеена в виде сэндвича из окрашенных фототравленых деталей. Для этого пришлось сточить неплохую имитацию приборов на пластиковой детали. Для имитации стёкол, на каждый прибор капнул Microscale KristalKlear. Этим же средством были имитированы круглые набалдашники на различных рукоятках.

После тонировки лаком Х-19 Smoke, имитации потёртостей (сухая кисть с X-11 Chrome Silver), окраски кистью всевозможных мелких деталей и художественного укладывания ремней на кресло пилота, кабина была готова. Прицел собрал из фототравления, окрасил, но на этом этапе пока не приклеил.

Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien

Половинки фюзеляжа соединил и пролил стык «суперпроникающим» клеем Tamiya. После застывания, через сутки, шов зачистил, местами подшпаклёвал и отложил в сторону.

И занялся патрубками Москит. Так, как они немного крупнее пластиковых из набора, пришлось срезать их крепление внутри носовой части фюзеляжа и удалить обтекатель. Для надёжного, а, главное, правильного крепления патрубков, была изготовлена коробчатая конструкция из листового, полистирола толщиной 1,5 мм, которую я просто вставил на клею внутрь носовой части фюзеляжа. Обтекатель изготовил заново из тонкого полистирола от крышки какого-то быстросупа типа «Доширак».

Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien

После этого была приклеена верхняя деталь носовой части фюзеляжа и часть кабины за головой пилота (фото 6) и начался процесс зачистки и шлифования стыков. Процесс проходил с помощью воды и водостойкой наждачной бумаги зернистости, последовательно, 600, 800, 1200 и 1500.

Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien

Наступила очередь крыла. Но, что бы приступить к его сборке, надо было сначала собрать из фототравления закрылки и всё, что их окружает. Сборка производилась маникюрным пинцетом Zinger (рекомендую – очень удобный и недорогой инструмент!) на цианоакрилатном клее Games Workshop. Клей можно использовать и другой, например, Момент или Секунда, это дешевле и доступнее, но не так прочно. Верхнюю часть крыла пришлось делать тоньше соскабливанием с помощью ножа. Оси тяг поворота закрылков сделал из медного провода подходящего сечения. Итак, посадочная механизация готова.

Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien

Само крыло собрано аналогично фюзеляжу – части сложены вместе, стык пролит клеем. После застывания – зачистка и шлифовка. Только перед этим надо окрасить и вклеить имитацию посадочной фары. В заднюю кромку элеронов вклеил компенсаторы и набора фототравления.

Половинки стабилизатора собраны и подогнаны, без приклеивания. Их удобнее покрасить отдельно, а уже потом закрепить. То же самое я решил сделать с водорадиатором – собрал, деталировал фототравлением и покрасил, но не крепил под центропланом.

Очень понравилось решение сборки крыла и фюзеляжа. Сначала вклеивается коробчатая основа, а уже на неё, на клею, одеваются консоли крыла, которые двигаются по направляющим до чёткого щелчка. Конструкция получается жёсткая и прочная (учитывая приличный вес самих консолей, да ещё с металлическими закрылками в придачу!) и угол поперечного V выдерживается очень чётко. Несмотря на это, стык между консолями и зализом получается широкий (самое проблемное место очень многих моделей!) и требует небольшого, но неприятного шпаклевания.

Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien

Наступила очередь шасси. Ниши основных стоек доработал фототравленными деталями, из них же сделал (согнул) створки. На стойки приклеил шарниры, согнутые из металлических деталей, из отожженой (для мягкости) медной проволоки имитировал шланги тормозной системы, закрепил их полосками самоклеющейся фольги, имитирующей хомуты. Всё это окрасил, тонировал и отложил в долгий ящик.

Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien


Хвостовая стойка и воздушный винт собираются без затей, строго по инструкции.

Модель снабжается необходимыми мелкими деталями (воздухозаборник карбюратора, панели казённых частей крыльевых пушек, детали АНО и посадочной фары, кулисы и тяги руля направления и триммеров рулей высоты) и наступает самый интересный и важный, для меня, этап, а именно

IV. Покраска

Не подлежащие окраске места, а именно, АНО и стекло посадочной фары защитил Масколом или аналогичным составом типа Колор-стоп. В кабину можно аккуратно затолкать салфетку или, лучше, одноразовый носовой платочек и обработать края тем же Масколом. После этой подготовки аэрографом нанёс грунтовку, равномерно, без потёков. Принцип, как при покраске, простой – не заливая сразу, лучше сделать несколько тонких «мокрых» слоёв.

После просушки обработал мелкой наждачной бумагой, в труднодоступных местах пришлось использовать жёсткую зубную щётку. Затем, с помощью часовой шестерёнки, линейки, чертежей и терпения, имитировал ряды заклёпок.
Вариант окраски я выбрал тёмно-зелёный верх и низом цвета дюраля. Это даст возможность показать и «листовой» эффект, и ободранность, характерную для японских самолётов завершающего периода Второй мировой войны.

Для начала, всю модель окрасил смесью цветов X-11 Chrome silver и XF-11 Flat aluminium. Затем скотчем Tamiya закрыл некоторые панели на нижних поверхностях и нанёс XF-16 Flat aluminium в чистом виде, более тёмном, чем предыдущая смесь. В результате, получились два, едва отличающихся, оттенка, которые и дали желаемый «листовой» эффект. Затем покрыл модель двумя слоями акрилового лака.

После этого нанёс солевые маски по местам предпологаемых сколов, а нижнюю часть фюзеляжа закрыл тамиевским скотчем, и окрасил верхние части эмалью XF-26 Deep green. Сделав маски из того же скотча, накрасил чёрную полосу на фюзеляже перед кабиной. После этого, с помощью плоской жёсткой кисти, удалил соль, предварительно смочив её водой. Кое-где «подправил» сколы с помощью зубочистки. Мелкой наждачной бумагой имитировал потёртости на крыле и фюзеляже в районе кабины.

Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien

Затем выложил скотчем полосы на передней кромке крыла и закрасил их жёлтой краской АКАН. Их я слегка поковырял зубочисткой, добавив немного сколов. После этого снова покрыл модель двумя слоями акрилового лака.

Когда лак просох, перевёл декали, приваривая их составом Гиперзол AGAMA и нанёс ещё один слой лака. После всех этих трудов, задул модель матовым лаком Microscale MicroFlat.

Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien

Аналогично окрасил и «ободрал» воздушный винт.

Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien

С остеклением кабины решил поэкспериментировать. Кистью нанёс на переплёт цвет интерьера, заклеил фольгой-самоклейкой, разглаживая ватной палочкой, при этом переплёт чётко «проявился». Затем, острым ножом прорезал «окошки»,

Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien

защитил изнутри скотчем Tamiya и покрасил всё в основной, тёмно-зелёный, цвет. Аккуратно, что бы не поцарапать «стекло», поддевал пинцетом лишнюю фольгу и удалял, оставляя её на переплёте.Завершил процесс обдиранием краски с помощью зубочистки. Конечный результат меня вполне устроил.

Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien

После этого удалил все маски и салфетку из кабины, приклеил остекление, стабилизатор и стойки шасси. И начал следующий процесс, который назвал

V. Старение (имитация следов эксплуатации и воздействия внешних факторов)

Для того, что бы показать самолёт, который изрядно эксплуатировался в не самых щадящих условиях, одного щелушения и потёртости краски маловато будет. Кроме всего прочего, эта самая краска имеет свойство выгорать. Это можно имитировать с помощью фильтров. О них написано немало, я же опишу только сам процесс нанесения.

Для начала, делается очень жидкий раствор светлой краски. Я использовал песочный цвет. На пузырёк растворителя достаточно несколько капель. Затем кистью покрыл некоторые панели на верхних и боковых поверхностях. После высыхания, на них остаётся тончайший, почти незаметный слой, который и даёт эффект выгорания. Можно усилить впечатление, обработав другие, соседние панели тёмным фильтром. Я применил синий.

Линии расшивки тонировал пигментами Tamiya. Сначала, тёмно-коричневым, прорисовывал саму линию, а потом, чёрным, с помощью короткой кисти, затемнял вокруг.

Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien

VI. Окончательная сборка

Наступила очередь поставить на свои места, всё, что вело к завершению всей работы. Антенну, традиционно, сделал из бисерной нити, продев её в кольцо на мачте и в отверстие на вершине киля. Колёса окрасил акриловой краской XF-69 NATO black и приклеил к стойкам. Крыльевые АНО покрыл цветным эмалевым лаком Х-25 Clear green (правый) и X-27 Clear red (левый), «каплю» для киля взял из набора Хобби+. Приклеил закрылки в выпущенном положении и створки шасси. Из тянутого литника сделал указатели выпущенного положения стоек шасси.
Стволы крыльевых пушек и трубку ПВД сделал из трубочек ModelPoint.

Работа по самолёту завершена, теперь можно заняться экипажем. Детали металлической фигурки очистил от облоя, приклеил к телу и загрунтовал. Дальше началась, что скрывать, нудная и скучная работа кистью. Краски использовал эмалевые Tamiya. Получилось ли портретное сходство с Кобаяши, не знаю. А вот нашего президента чем-то напоминает…

Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien
Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien
Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien
Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien  Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien
 

VII. Заключение

Работа над этой моделью доставила массу удовольствия, что, собственно, и требовалось получить. Наборы фототравления позволяют доработать исходный материал, небольшими усилиями и с хорошим результатом. Хотя, сама по себе модель неплохо деталирована и легко собирается. Но, думаю, что мои эксперименты с масштабом 1/32 на этом пока закончены...

Хочу поблагодарить Владимира Демченко за полезные советы, моральную поддержку и фотосъёмку готовой модели.
Отдельное спасибо Интернет-магазину www.aftermarket.com.ua за оперативность и помощь в приобретении наборов фототравления.

Использованы материалы сайтов:
http://www5b.biglobe.ne.jp
http://airwar.ru/
http://www.j-aircraft.com/

Демченко Вячеслав.

» Информация о статье
Просмотров: 14979
Опубликовано:
Призовое место Авиация 1/32

http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_861.htmlПризовое место Авиация 1/32 http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_861.html
Lish в 17.04.2008 - 23:11
Давайте поставим все точки над "i".
Каждый оценивает модель по своим критериям и взглядам на моделизм. Для кого-то прерогатива - общая зрелищность, для кого-то - реалистичная окраска. Для меня основное - матчасть, поскольку делаем не самолетики-танчики, а модели копии. Исходя из этого оцениваю и окраску, и тонировку, и особенно соответствие реальному прототипу. Я могу закрыть глаза на недочеты в модели, если это 2-3 модель в жизни человека. Но, зная работы Вячеслава, я не могу не выписать "пистон" за щель верхнего капота и прорезанные пластины фиксаторов оного. Раз есть планка - нужно ее придерживаться, и получать более строго за недочеты модели.
Посмотрев более внимательно статью, заметил, что Слава немного схитрил :D :D . На первых фото кабины нет травленки, а дальше, например при внимательном взгляде на основной блок управления на левом борту, уже есть. :)
Модель хорошая, очень хорошая, но, немного разбираясь в теме японской авиации, сужу более строго. Да и как врач, есть у меня усиленный цинизм, может поэтому и посты резковаты :twisted:
А на будущее, никогда никому не отказывал в помощи по моей любимой теме, так и будет.
Надеюсь в скором времени отснять, что сотворено мною с Ки-61 в 48-м и открыть на форуме ветку ветку по обсуждению.

С уважением ко всем, Игорь!
Sky_Dog в 18.04.2008 - 05:24
Тема: Re: Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien
Вячеслав , еще раз работа отличная и на мой не искущенный взгляд - лутще бывает , но мало :) . 10 балов!!!
Вячеслав_Демченко в 20.04.2008 - 17:04
Посмотрев более внимательно статью, заметил, что Слава немного схитрил . На первых фото кабины нет травленки, а дальше, например при внимательном взгляде на основной блок управления на левом борту, уже есть.
Так и есть. :)
Дело в том, что панель этого блока дана в виде цветного травления и я её приклеил уже после окраски кабины. Что и зафиксировано на фото. :)Надеюсь в скором времени отснять, что сотворено мною с Ки-61 в 48-м и открыть на форуме ветку ветку по обсуждению.
Вот мне тоже очень интересно! У самого лежит, ожидаючи, подобная модель с набором Айрес... :)
Lish в 24.04.2008 - 01:17
Слава, хочу перед тобой повиниться относительно ниш. Могли быть окрашены! После более детального штудирования, уточняю: не красились ниши у машин последних выпусков. У более ранних чаще были окрашены, правда встречались в голом металле, но достаточно редко. :oops:
Вячеслав_Демченко в 24.04.2008 - 13:36
Слава, хочу перед тобой повиниться относительно ниш.
О чём речь? Никаких проблем и вопросов не было и нет! :) А уж, тем более, недоразумений... :):):)
PORCO-ROSSO в 14.08.2009 - 09:24
Тема: Re: Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien
ШЕДЕВР!!!
Вячеслав_Демченко в 16.08.2009 - 18:26
PORCO-ROSSO, спасибо! :smile:
Scorpius в 07.12.2012 - 16:29
Замечательная работа и шикарный масштаб! Не понял только одно:
С остеклением кабины решил поэкспериментировать. Кистью нанёс на переплёт цвет интерьера
Зачем было красить переплёт если потом, сверху, он был заклеен фольгой?
Буду благодарен за разъяснения.
Вячеслав_Демченко в 07.12.2012 - 16:50
Зачем было красить переплёт если потом, сверху, он был заклеен фольгой? Сначала был нанесён цвет ИНТЕРЬЕРА, потом наклеена фольга и сверху она окрашена основным наружным цветом. Первым был именно песочный, что бы просматривался изнутри именно он, а не фольга. Всё просто.
ИгорьКио в 08.05.2020 - 13:53
толково сделано !
а видел кто вообще в сети полностью закатанный в фольгу хиен в 32 ?

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy