Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc

Так получилось, что именно Спитфайр стал одним из самых частых "гостей" на моём рабочем столе из всех моделей в масштабе 1/32. Началось это сразу после появления великолепной модели Tamiya, представляющей модификацию Mk.IX. Потом досталась тамиевская же "восьмёрка", начатая и пока отложенная. Но хотелось собрать какой-нибудь ранний вариант легендарного истребителя. Когда Hobby Boss выпустил свою модель Mk.V в этом масштабе, не было никаких сомнений - брать и собирать! К тому же, было интересно сравнить подход разных фирм к Спитфайру в одном и том же масштабе.

По сути, новинка представляет собой уменьшенный с 1/24 вариант модели Trumpeter, имеет аналогичную деталировку, проработку и, увы, те же недостатки. Козырем набора является его стоимость, почти в 3 раза меньшая, чем средняя цена любого из тамиевских Спитфайров. Поэтому, хотелось не только собрать раннюю модификацию, но и разобраться, настолько-ли хуже китайская модель, насколько она дешевле японских, хоть и не прямых, но конкурентов.

Забегая вперёд, скажу, что, да, несколько уступает. Но модель Hobby Boss стоит тех денег, которые за неё просят в магазинах. Деталировка кабины довольно подробная, силовая установка выполнена неплохо, качество литья отличное, собираемость - на «четвёрку» с плюсом. Однако, я использовал дополнительно два набора фототравления Eduard и декаль Xtradecal, в которой меня привлёк вариант с полосами вторжения. «Родная» декаль тоже неплохая по качеству, но предлагаемые в ней варианты показались мне скучноватыми.
Без фототравления тоже можно было бы спокойно обойтись, но уж если собирать, то собирать от души и с удовольствием, насыщая модель дополнительными деталями. Большая часть доработок пришлась на кабину пилота. Кресло, бронеплита, приборы, привязные ремни, информационные таблички – всё это взято из набора Eduard и отлично украсило интерьер. Дополнительно сделал имитацию проводки из медной проволоки.
HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc 
Двигатель решил не дорабатывать и, вообще, не показывать, установив все капоты на клею. Прежде всего, смутила их толщина, излишняя и хорошо заметная при «снятом» положении. В принципе, сделать капоты съёмными, как это изящно решено на Спитфайрах Tamiya, можно, но не так просто обеспечить их фиксацию на месте. Поэтому, я посчитал такой вариант излишним и пошёл по более лёгкому пути, сразу исключив этап доработки двигателя.

Итак, кабина собрана, окрашена, затонирована, установлена на место, двигатель решено не открывать (но собрать и установить его крайне желательно, что бы не было проблем при монтаже выхлопных патрубков и винта). Половинки фюзеляжа стыкуются без особых проблем, хотя, шпаклёвкой воспользоваться, всё же, пришлось.

Спорное, но интересное решение разработчика в виде прозрачных крышек отсеков вооружения я не воспринял, поэтому, не раздумывая, решил их просто установить и потом закрасить. Неудобство заключалось в том, что на прозрачных деталях сложно рассмотреть качество приклейки – стыки плохо просматриваются и только после грунтования можно заметить возможные огрехи монтажа (выступивший клей, неравномерность зазоров по периметру и т.п.). Само же крыло собирается без проблем. Но его стыковка с фюзеляжем принесла небольшие проблемы в виде щелей. И здесь выручили тонкий полистирол, вклеенный в стыки и шпаклёвка. Что бы не восстанавливать по ней расшивку корневой части крыла, наклеил на зализы фольгу-самоклейку. Элероны при установке потребовали минимальной подгонки, а закрылки и вовсе встали на свои места, как говорится, «на щелчке».
HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc 
Самый явный (и нелепый!) недочёт модели находится на верхних поверхностях стабилизатора. Чем руководствовались разработчики, выполняя имитацию тканевой обшивки неподвижных частей (с провисанием полотна!), остаётся только догадываться. Самое удивительное, что снизу имитированы заклёпки и поверхность ровная! Получается, сверху ткань на каркасе, снизу дюраль? Странное сочетание. Не говоря уже о том, что на Спитфайрах тканевая обшивка была только рулях высоты и направления, и то, на ранних модификациях… Но это недоразумение легко устраняется – несколько проходов наждачной бумагой и накатка риветером имитации заклёпок. В остальном к оперению никаких вопросов, всё сделано качественно и собирается на «раз-два».
HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc 
Остекление отлито без дефектов, прозрачно и почти не искажает «картинку». Однако, сдвижная часть не имеет характерных выпуклостей по бокам, что объясняется технологией (Тамия учла этот момент и отливает аналогичную деталь в многоразъёмной форме). Ещё один момент, требующий внимания – установка дополнительного бронестекла на козырёк. Детали прозрачные и, по задумке производителя, приклеиваются друг к другу, но должны сохранять прозрачность. Оптимальный выход – использовать средство типа ClearFix. Или же приклеить бронестекло только к фюзеляжу, но тогда неизбежен зазор между ним и козырьком. Ещё один вариант я увидел на одном из форумов в Интернете – установить козырек (отлитый уже вместе с бронестеклом) от Спитфайра Тамии, что потребует лишь небольшой подгонки. Но тут проблема в том, чтобы достать эту деталь отдельно от весьма недешёвой модели, поэтому, такой вариант нам не подходит. Откуда тот моделист взял тамиевский козырёк, мне неведомо… Кстати, сдвижную часть можно легко сделать подвижной, надо только на неё наклеить изнутри два отрезка тянутого литника, которые войдут в направляющие пазы на фюзеляже.

Ещё одна небольшая доработка коснулась выдвижных посадочных фар на нижней поверхности крыла. Производитель рекомендует сделать их в рабочем положении. Сами детали даны в прозрачном пластике, но имею слишком толстые стенки, которые будут хорошо заметны. Поэтому, недолго думая, я сделал их закрытыми.

Шасси особых нареканий не вызвало. Стойки и створки отлиты хорошо и требуют лишь минимальной обработки. Диски колёс основных стоек собираются из нескольких деталей и выглядят отлично! Их «покрышки» изготовлены из резиноподобного материала, пустотелые и имеют имитацию рисунка протектора. Из доработок была только установка имитаций тормозных шлангов из медной проволоки. Хвостовое колесо устанавливается в вилку с помощью отдельной оси, что очень удобно при раздельной окраске деталей и конструкция получается достаточно прочной.

Аэронавигационные огни даются в виде выступов на основных деталях, т.е. на законцовках каждой консоли крыла и на руле поворота. Я их срезал, выточил из прозрачного литника замену, вклеил в положенные места и окрасил цветными лаками.

Доработке подверглись стволы 20-мм пушек. Производитель не сделал имитацию характерной и очень заметной перфорации. Оптимальный выход – применение точёных из металла деталей, но это влечёт за собой дополнительные финансовые расходы. В комплекте фототравления Eduard предлагается свой вариант решения вопроса – кожухи стволов даны в виде прямоугольных деталей, которые следует свернуть в виде трубок. Целесообразность этого вызывала сомнения, но полученный результат меня вполне устроил. Для придания формы использовал хвостовик подходящего сверла, сначала прокатав им детали, как тесто скалкой, а затем обернув будущие кожухи вокруг импровизированной оправки. При этом, стык стал почти не заметен. Из металлических трубок изготовил имитации стволов пушек и отжёг их в пламени газовой горелки для придания оттенка тёмного металла. Вся конструкция затем была собрана с помощью суперклея и установлена в обтекатели уже после окончания всех окрасочно-отделочных работ.
HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc 
Нанесённая грунтовка Mr.Base White выявила огрехи обработки мест склейки, поэтому, пришлось ещё поработать шпаклёвкой и наждачной бумагой. После устранения всех дефектов и нанесения линий прешейдинга, окрасил модель красками Mr.Color (камуфляж) и Tamiya (полосы вторжения). 
HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc
Чёрно-белые "полосы вторжения" на консолях крыла и в хвостовой части фюзеляжа накрашивал с помощью масок, сделанных из маскировочной ленты Tesa. С помощью этой же ленты были накрашены желтые идентификационные полосы.
HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc 
Поскольку британские опознавательные простые по форме и в 1/32 имеют довольно приличные размеры, решил и ОЗ нанести при помощи масок. Использовал ту же ленту Tesa, а круги вырезал при помощи циркуля Olfa. Для удобства работы определил последовательность накладывания масок и нанесения цветов, оставив напоследок не самый простой в работе красный цвет. С верхней поверхностью крыла всё просто и понятно - там требуется нанести только два цвета, тёмно-синий и красный. Снизу чуть сложнее - там добавляется белый. А на фюзеляже ОЗ состоят уже из 4 цветов - синий, белый, красный и тонкая жёлтая обводка. 
Последовательность работы, думаю, описывать не нужно, всё видно на фото.
HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc
HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc
HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc
Затем кистью нанёс два тонких слоя глянцевого лака Future. Через сутки, после полной просушки, перевёл элементы декали Xtradecal – бортовой и серийный номер. Качество безупречное! Даже без использования специальных жидкостей изображение отлично облегает поверхность, а лаковые поля становятся совершенно незаметными. Технические надписи использовал из декали, прилагаемой к модели и о ней тоже не могу сказать ничего плохого.
HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc
Слой акрилового матового лака Tamiya завершил процесс окраски. Потом только немного «прошёлся» жидко разведённым тонирующим лаком Smoke для придания эффекта неравномерности выгорания красочного слоя.
HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc
Сколы и потёртости рисовал эмалевой краской XF-16 Flat Aluminium с помощью кистей. Такой вариант, эмаль по акриловому лаку, даёт возможность исправлять огрехи ватной палочкой, смоченной в уайт-спирите, который без следа удаляет эмаль, но не реагирует с акрилом. Снизу добавил немного потёков и слегка "закоптил" с помощью смывок и пигментов.
HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc
Завершающим аккордом стало нанесение пигментов Tamiya и установка мелких деталей.
HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc
HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc
В заключении могу сказать, что процесс сборки и окраски мне очень понравился. Конечно, дополнения в виде фототравления позволяют доработать исходный пластик до более высокого уровня деталировки, чем это заложено производителем, но вполне можно обойтись и своими силами, приложив немного терпения и аккуратности. При желании, можно «открыть» и показать и силовую установку, и отсеки вооружения. Масштаб и качество набора вполне позволяют это сделать без особых проблем. Несмотря на огрехи в геометрии, набор Hobby Boss занял достойное место в ряду конкурентов и, безусловно, вполне стоит своих денег.

» Информация о статье
Вячеслав_Демченко в 27.05.2013 - 23:46
что в итоге лил? Думаешь, я помню! :) Ганзу, вроде, и лил. А темновато или светловато, вопрос скользкий. Красил днём, на балконе. И смотрел в процессе. Потом, вечером, занёс в квартиру, повертел под настольной лампой и увидел несколько иные эффекты и оттенки...
taktik в 28.05.2013 - 00:28
Тема: HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc
Отличная модель, познавательная статья!
tolthe1st в 28.05.2013 - 02:03
Тема: HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc
Славик, мне тоже понравилось :-D
AZOT в 28.05.2013 - 02:23
Тема: HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc
Вячеслав! Спасибо огромное за статью и за фото. Очень познавательно.
Paulito в 28.05.2013 - 19:16
Тема: HobbyBoss 1/32 Spitfire Mk.Vc
Слава, большой привет!
Классная работа, впрочем как всегда!
Привет семье, крепкого здоровья!
С уважением, Павел.
dora в 29.05.2013 - 02:38
Чуть не пропустил...:)
Отличная модель, хорошая статья, что еще нужно человеку, чтобы... :mrgreen:
А темновато или светловато, вопрос скользкий.
Это точно!
Я на эдиковском "спите" мешал сам: результат меня устроил, хотя получилось гораздо светлее, чем ганзовский цвет.
#
Остап в 01.06.2013 - 21:23
Слава! Модель просто супер, смотрел и любовался! Хорошего о модели уже сказали много, я бы тоже пару страниц мог написать, но можно я немного поворчу?
При сильном загрязнении планера кок винта и колеса просто стерильны, словно только что с завода. Особенно пневматики колес режут глаз. А еще не понравились выхлопные патрубки, ИМХО, выглядят простовато.
Любому другому не сказал бы, но к тебе, как к Мастеру, особый спрос :wink:
Вячеслав_Демченко в 03.06.2013 - 10:59
Остап, Саша, критика справедлива, разумеется... Про колёса просто упустил, а патрубки поставил родные, но неудачно их окрасил...
REDCAT в 12.11.2013 - 19:07
Вот так, вдруг, внезапно доделал модель.

А мне вот больше всего понравилась опять "банальная" неоднородность цветов камка. А вы всё выжопись, выжопись.... :mrgreen:
Дмитрий(Токарев) в 13.09.2017 - 19:53
Отлично!

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy