Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Вспоминаю, как в далёком детстве мои родители часто отправляли меня на лето к бабушке в деревню. Деревня находилась под Оренбургом, и я хорошо помню, как каждое утро, заслышав характерный пронзительный свист, который очень быстро нарастая, переходил в переливчатый грохот, я выбегал из дома, и всегда видел одно и тоже: на низкой высоте, серебристыми молниями, проносилась пара самолётов. От этого зрелища просто захватывало дух. Иногда самолёты проходили двумя парами, отчего грохот усиливался в двойне. То, что это летают военные самолёты, было понятно сразу, но лишь к концу лета, когда родители приехали за мной, отец, бывший военный лётчик сказал мне, что это летают фронтовые бомбардировщики Ил-28.
Так я впервые познакомился с этим самолётом. Потом, по пути в Оренбург, мы проезжали военный аэродром, который находился не далеко от дороги. Сначала показались ряды высоких « петушиных « хвостов, серебристого цвета, а следом я увидел и сами самолёты.
Помню, что тогда, меня совсем ещё маленького, поразили размеры машин, стоящих на земле. Яркие детские впечатления, запомнившиеся на всё жизнь.
Моя вторая встреча с Илом, состоялась гораздо позже. Это случилось в 1981 году, в Ташкенте, на аэродроме Тузель. Мы солдаты срочной службы, как-то решили, что залихватские фотографии на фоне самолётов, выгодно украсят наши «дембельские» альбомы. С этой целью, предварительно вооружившись « Зенитом „ мы и попали на аэродром. Каково же было моё удивление, когда выйдя на лётное поле, я увидел его, одиноко стоявшего в стороне, на фоне ровной линейки Ил семьдесят шестых. Самолёт выглядел видавшим виды, капоты одного двигателя были сняты, и пара механиков возилась возле движка. В хвостовой части фюзеляжа, прямо из-под кабины стрелка, торчала какая-то длинная штанга, с маленькими стабилизаторами на конце. Топливозаправщик, подумалось сразу, но как стало известно позже, это был Ил-28- буксировщик мишеней из соседнего полка, присевший в Тузеле из за какой-то не значительной неисправности. Хочу напомнить, что это был 1981 год, а работяга „Ильюшин“ всё ещё находился в строю, всё ещё таскал свои конуса. Вот такой запомнилась мне эта машина.
Однако пора отбросить все лирические воспоминания, и перейти к делу.
Сразу же после завершения проекта МиГ-21 Ф13, мне было предложено закончить одну старую пластикартовскую модель Ил-28, постройка которой была начата ещё в конце восьмидесятых. По тому времени смелый, революционный перепил, автором которого является Владимир Голдовский, старейший московский моделист. Получив фото состояния модели
я дал своё согласие на этот проект. После чего было согласованно и техническое задание по модели. Ниже приведён перечень работ по проекту Plasticart Ил-28Т 1/100.
Планер:
Заказчик выразил желание: копируемый самолёт должен соответствовать одной известной фотографии. Ил-28 вооружённый ракетой – торпедой, т.е. фактически выступать в роли торпедоносца .
В общем работа обещала быть довольно сложной, в техническом аспекте, а значит и интересной, с точки зрения моделиста. Для себя я сразу решил, что опубликую работу на сайте, только когда модель будет полностью закончена, дабы не „испортить“ первые впечатления в восприятии модели. Но время шло, и работа уже давно вышла за рамки, оговорённые в тех. задании и, следовательно, материала по модели с каждым днём становилось всё больше и больше. Стало очевидно, что уместить всё это в одну итоговую статью, будет не реально. По тому и было принято решение, разбить весь проект, на некие составляющие, т.е. освещать всю постройку поэтапно, по мере завершения каждого этапа. В конечном итоге должно получиться три полноценных статьи по проекту Plasticart Ил-28Т 1/100.
Итак, поскольку первый этап работы завершён перед Вами:
В нашем деле всякая работа начинается со сбора информации. За основу, мной были взяты чертежи Ю. Егорова из журнала „ Крылья Родины» № 3, за 1986 год. К тому же на рабочем столе появилась папка с заглавием «Ил-28», вместившая в себя 434 М.Б., фото- материала по самолёту, и работа началась. Прежде всего, я перемасштабировал рабочие чертежи и сопоставил с ними модель. Результаты не обрадовали. Фактически проверка выявила, что из всех, имеющихся деталей, более-менее соответствуют чертежам мотогондолы двигателей. Остальные части требовали коррекции, либо полной замены. Самые серьёзные нарекания вызывал киль. Он был короче на 7 мм, а так же имел не правильные углы по передней и задней кромкам. Стабилизаторы оказались короче на 10 мм, и имели неверный угол по передней кромке. Сам фюзеляж пластикартовской модели был характерной веретенообразной формы, что так же не соответствовало действительности, поскольку прототип имеет постоянное, круглое сечение, начиная от задней кромки крыла, и заканчивающееся практически в районе кабины пилота. Крылья модели не дотягивали по длине по 5 мм., и по ширине по 2 мм. Как уже писалось выше, единственными деталями, которые не требовали серьёзного, «хирургического» вмешательства, были мотогондолы двигателей.
Хорошенько обдумав сложившуюся ситуацию, для себя решил, что работу нужно начинать с хвостового оперения, как наиболее проблематичного узла этой модели. Следует напомнить, что вся модель должна быть обклеена фольгой. Помните тех. задание? В виду этого, все те узлы, или части одной детали, которые обклеить фольгой будет проблематично, было решено выполнить из металла, дабы готовая модель полностью имела натуральный металлический цвет. Исходя из этого, была разработана конструкция нового киля. К этому моменту я решил полностью переделать киль. Для начала, с антресолей была извлечена старая нововская Бристоль Британия, которая в последствии послужит пластиковым донором для нашего Ила. А что делать? Тамиевский листовой пластик в наших Палестинах — днём, с огнём. Я всегда с завистью читаю статьи тех моделистов, которые пишут примерно следующее: « Я взял листовой Тамиевский пластик, толщиной 1 мм., и сделал то-то и то- то. Ух, прелесть! А здесь сплошная чернуха. Собрав всю волю в кулак, я безжалостно оттяпал донорский киль, и выкроил из него пластиковую часть нового киля Ил-28, предав ей нужную форму.
Руль направления был выточен из алюминиевой пластины, что позволило сточить заднюю кромку руля, буквально на нет.
Вершина киля так же выполнена из алюминия. Для этого, к пластиковой части, на эпоксидную смолу, был приклеен алюминиевый брусок. После того, как смола затвердела, брусок был обработан до нужной формы. Этим же способом, была сделана нижняя часть передней кромки киля, имеющая характерный изгиб.
В итоге был получен новый киль, который соответствовал чертежам. Удалив с модели её, пусть уже не родной, но всё равно не верный киль, я примерил новый.
Результат меня вполне удовлетворил. Но тут возникла другая проблема. Согласно тех. заданию, интерьер кабины ВСР, должен быть высоко детализирован. Штатная же кабина пластикартовского Ила, из за толщины пластика, не позволяла разместить, что либо внутри неё. Решение пришло само собой. Необходимо изготовить новую кабину стрелка. Поразмыслив над конструкцией, я пришёл к выводу, что кабина ВСР должна быть сборной, т.е. состоять из пластиковых и металлических деталей. Для пластиковых деталей, опять же был использован донор- Британия. На этот раз, в качестве пересаживаемого органа, было взято крыло. Обработав пластик я получил деталь необходимой, П-образной формы, которая и послужила основанием кабины.
Боковые панели и потолок было решено делать из алюминиевых пластин, толщиной 0,5 мм., что давало возможность получить нужную, полезную площадь внутри. К тому же, нужно было решать вопрос остекления кабины стрелка. Для этого, в алюминиевой пластине, делалось отверстие нужного размера и формы. Затем, из орг. Стекла, толщиной 1,5 мм, вырезалось само окно. После тщательной подгонки, окно вклеивалось в проём на цианакриловый клей. После того, как высыхал клей, стекло с помощью шлифовальной шкурки, различных номеров, обрабатывалось заподлицо с пластиной, и доводилось до прозрачного состояния полировочной пастой, только после этого, вырезалась сама панель кабины.
Таким образом, были выполнены остальные панели кабины стрелка. Всего потребовалось изготовить 7 панелей, после чего, вся конструкция при помощи эпоксидной смолы, была собрана в единый узел.
Затем к готовой кабине было добавлено несколько мелких деталей, а именно задняя подкабинная опора, внутренняя полка под прицельную станцию АСП-3, и кормовой сферический обтекатель пушечной установки Ил-К6.
Мелкие детали, так же сделаны из металла. После того, как была завершена работа с кабиной, я решил полностью закончить хвостовое оперение. Теперь на очереди были стабилизаторы. Как мы уже помним, „родные“ от модели ни куда не годились, в виду их полного несоответствия чертежу. По этому не долго думая, решил изготовить новые . В основе конструкции лежит всё тот же способ, который я использовал при изготовлении киля, т.е. комбинация из пластиковых и металлических частей. За основу пластиковых деталей, мною были взяты стабилизаторы многострадальной Британии. Металлические части были сделаны из алюминиевых пластин
После того, как стабилизаторы были готовы, все детали хвостового оперения были собраны на эпоксидный клей. В виду того, что стабилизаторы имеют характерный положительный установочный угол, то для их монтажа, был изготовлен специальный сборочный стапель. В результате стабилизаторы были смонтированы. Результат можно увидеть на фото
Итак, настало время заняться фюзеляжем. Здесь нужно отметить следующее. Как писалось выше, штатный, пластикартовский фюзеляж ни коим образом не вписывался в имеющиеся чертежи, и это не мудрено, для более, чем тридцати летней модели, и я на конец решил, для начала изготовить новую хвостовую часть фюзеляжа. Признаться, я долго колебался между выбором: выклеить деталь из стекловолокна, или выточить из металла?
В конце концов, пришёл к выводу, что из металла будет гораздо быстрее, да и в плане точности и трудозатрат, намного выигрышней. К тому же довольно тонкое сечение детали, давало много места для интерьера кабины стрелка. В итоге на токарном станке была выточена сама деталь. После этого нужно было подогнать весь узел хвостового оперения с кормовой частью фюзеляжа. Что и было успешно сделано, с помощью обычного набора надфилей.
Дальнейшая примерка показала, что смысла стыковать металлическую кормовую часть с пластиковым фюзеляжем не было никакого. Во-первых, Пластикарт был уже на 1 мм. по диаметру, увеличивать сечение, путём создания папье-маше из шпаклёвки, показалось мне авантюрным занятием. К тому же бомбовый отсек, в котором должна находиться ракета – торпеда по своим параметрам ни как не вписывался в обводы пластикартовского фюзеляжа. Ну и наконец, корневое соединение крыльев так же не соответствовало действительности. Вывод напрашивался сам собой. Доточить недостающие части из металла. Для удобства дальнейшей работы, было решено сделать фюзеляж разборным, состоящим из трёх частей. Хвостовой, центральной и носовой. Между собой детали соединяются простым фланцевым способом. Таким образом, был изготовлен более точный фюзеляж
Следующим этапом нужно было проточить отверстия под люк кабины ВСРа, колодец передней ниши шасси, а так же отверстие под кабину пилота. После того, как все отверстия были готовы, подошло время взяться за бомбовый отсек. Эта работа была сделана следующим образом. Из алюминиевой пластины толщиной 0,7 мм., были вырезаны пять панелей, составлявшие сам отсек. Затем, на стапеле, при помощи эпоксидного клея, панели были собраны в единое целое. Готовая деталь была вклеена в центральную часть фюзеляжа.
Что бы как то разнообразить работу, было решено заняться изготовлением обтекателя антенны РЛС – ПСБН — М. В общем то не ложная деталь была выточена из орг. стекла, после чего загрунтована и установлена на место.
Сразу после этого, подошла очередь заняться нишей носового шасси. Деталь довольно сложной конфигурации, целиком выполнена из металла (алюминиевая пластина, пивная жесть). В общем то на фото хорошо виден результат изготовления, по этому описывать его не вижу особого смысла.
Итак, основные работы с фюзеляжем были закончены.
Настало время заняться крыльями модели . Для того, что бы заглавие статьи „ Ил-28 Plasticart „ имело свой законный статус, было решено, во что бы то ни стало оставить на модели „родные“ пластикартовские крылья . Хотя на мой взгляд, было бы проще изготовить новую пару.
Геометрия „хромала“ как по длине и ширине, так и по самому профилю крыла. К тому же, наверное от времени, крылья повело и на виде спереди они сильно смахивали на крыло Ан-24.
В общем, для начала в корневые части крыльев были вклеены пяти миллиметровые вставки из пластика донора .
Затем, для того что бы убрать не нужный загиб, крылья были разрезаны поперёк, по внешней части мотогондол, и заново склеены.
Для коррекции ширины и профиля, по передней кромке крыла, был вклеен литник, после чего швы были зашпаклёваны, и тщательно обработаны.
Далее, следуя тех. заданию, нужно было изготовить новые металлические рулевые поверхности крыльев. Ля чего была использована алюминиевая пластина, из которой и были выточены все три части рулевых поверхностей. Элерон, наружная и внутренняя секции даны отдельными деталями, что выгодно сказывается на общем восприятии модели.
На следующем этапе работы нужно было выровнять общие плоскости крыльев, что и было сделано при помощи двух компонентной, жидкой, акриловой шпаклёвки NOVOL 5+1. Шпаклёвка наносилась аэрографом, с последующей просушкой и шлифовкой каждого слоя. Для достижения желаемого результата, пришлось трижды повторить всю операцию.
Ну и на конец завершают всю крыльевую эпопею – законцовки крыльев, так же выполненные из металла. Детали сделаны аналогичным способом, что и стабилизаторы. Единственно, что стоит отметить, это изготовление крыльевых БАНО, которые вписаны в обводы законцовок крыльев . Детали выточены из орг. стекла. Лампочки имитированы цветным, прозрачным пластиком.
Таким же способом был сделан проблесковый маячок на вершине киля.
Итак, идём дальше. Далее по списку довольно интересный вопрос- двигатели. Как уже упоминалось, мотогондолы в общем то хорошо „ложились» в чертёж. Однако, всё же нуждались в определённой доработке. И в первую очередь это касалось колодцев ниш
Основного шасси. Как видно на фото, этот элемент конструкции вообще отсутствовал на модели, и потому, для начала в пластике были прорезаны соответствующие вырезы. После чего вся внутренняя часть ниши была зашита «пивной» жестью. Посадочное место под стойку шасси усилено алюминиевой пластиной толщиной 0,7 м.м.
Теперь в виду того, что вся модель в конечном итоге должна быть обшита фольгой, было решено изготовить металлические зализы мотогондол. Сделано это в основном потому, что обшивать фольгой детали, имеющие двойную кривизну, довольно проблематично. «Косынки» зализов выточены из алюминия и вклеены в крылья на эпоксидную смолу .
Так же. Согласно тех. заданию, нужно было переделать передние части мотогондол. На токарном станке, из дюраля были выточены сами воздухозаборники, конуса с коками и выходные сопла двигателей.
Что же касается самих конусов, то на этом вопросе мне бы хотелось остановиться по подробней. Сами конуса, как уже писалось выше, выточены на станке. Вертикальные клинья изготовлены вручную из алюминия. Обечайки на клиньях, сделаны из фольги- самоклейки . Из неё же изготовлены круглые, технологические лючки . Трубки обдува электро генератора и трубка обдува вакуум — помпы, выполнены из медицинских игл для инъекций. Весь узел собран на эпоксидную смолу. После чего конуса в сборе были установлены во внутренней части мотогондолы.
В итоге, пластиковые части воздухозаборников были удалены, и на их место встали цельнометаллические детали.
Такой же операции подверглись и выходные сопла двигателей.
Теперь в полной мере возник вопрос, как стыковать крылья? Эта проблема была решена следующим образом. Для начала пришлось изготовить металлические зализы крыла. Детали довольно сложны в изготовлении и подгонке. Думаю, что не стоит описывать весь процесс изготовления зализов, скажу только, что сделано было штук десять этих деталей, прежде, чем был получен нужный результат. Готовые зализы крыла, установлены на фюзеляж, при помощи эпоксидной смолы .
Далее в крылья были вклеены стальные штифты, диаметром 2,5 мм, а в фюзеляже просверлены соответствующие отверстия.
Для того, что бы правильно установить крылья, был собран специальный, монтажный стапель из пенопласта. На котором в общем то и были приклеены крылья.
Как и большинство деталей, крылья монтировались на эпоксидную смолу. После того, как смола полностью заполимеризовалась, на место стыка, была нанесена двухкомпонентная полиэфирная шпаклёвка. После чего крылья были тщательно подогнаны и стали составлять единое целое с фюзеляжем.
Ну и наконец, фонарь кабины пилота, и остекление кабины штурмана. Детали выполнены по той же технологии, что и остекление кабины стрелка. То есть для изготовления было использовано орг. стекло и алюминиевые пластины. Сам процесс изготовления хорошо виден на фото, по этому от комментариев воздержусь
И - как итог. Готовый планер Ил-28Т
Впереди отделка интерьера и обшивка модели фольгой.
С уважением, Слапыгин Игорь.
» Автор | |
---|---|
Слапыгин_Игорь | |
Опыт: | 439 |
Репутация: | +516/–1 |
HellBirdy в 02.04.2010 - 20:21 Игорь,может тебя уже достали этими вопросами,но я малость упустил и поэтому хотелось бы ещё раз спросить.Вот этот акриловый лак он как цианкрил схватывает или позволяет повертеть деталькой,позиционируя её :roll: ?
А вот здесь не понял я. Игорь,это я в том смысле что почему тема об Ил-28 в ветке Самолёты до 1950года :roll: ?Я это имел ввиду. |
Слапыгин_Игорь в 02.04.2010 - 21:01 HellBirdy
почему тема об Ил-28 в ветке Самолёты до 1950года Василий , наверное потому, что первый вылет состоялся в 1948 году. :grin: Добавлено спустя 2 минуты 28 секунд: На счёт лака. Полное высыхание 24 часа , а по сему верти , крути хоть целый день. :grin: Очень удобно. Но держит мёртво, когда высохнет. |
HellBirdy в 02.04.2010 - 22:40 На счёт лака. Полное высыхание 24 часа , а по сему верти , крути хоть целый день. Очень удобно. Но держит мёртво, когда высохнет.
О,вот это здорово!А можешь фотку упаковки выложить,дабы знать чего искать-то :roll: ? наверное потому, что первый вылет состоялся в 1948 году. Вот-вот,к этой мысли я,в силу коварства своего природного :lol: ,тебя и подводил :wink: .Почему в таком случае ещё одна тема по Ил-28,все темы по МиГ-15,МиГ-17 и F-86 в ветках о самолётах после 1950года :roll: ?Непорядок,панимаиш! |
Слапыгин_Игорь в 03.04.2010 - 08:20 HellBirdy
.Почему в таком случае ещё одна тема по Ил-28,все темы по МиГ-15,МиГ-17 и F-86 в ветках о самолётах после 1950года Rolling Eyes ?Непорядок,панимаиш! Василий, так это не ко мне, я ведь не модератор. Сам не знаю почему так. :grin: На счёт лака: целой упаковки нет, обычно лак идёт в литровой банке, а это для меня много. Я беру на "разлив" грамм по 150-200. Но найти его не проблема, в магазинах торгующих авто химией ( краски, шпаклёвки, грунтовки и лаки). |
михалыч9-13 в 26.11.2010 - 22:42 Тема: Plasticart 1/100 Ил-28Т (Il-28) - Ста...(#2629) - обсуждение Снимаю шляпу перед мастером... |
Hant в 11.03.2011 - 10:07 Замечательная модель) Впечатляет обьём работы.... А у Вас, уважаемый Слапыгин Игорь нет желания повторить сию красоту в 72-м и сделать мастер модель?) Будет самый точный ИЛ-28Т (1:72) в мире) :roll:
Думаю что коллеги по цеху будут очень даже не против) :wink: С уважением, Hant ) |
Слапыгин_Игорь в 15.03.2011 - 16:35 Hant
нет желания повторить сию красоту в 72-м и сделать мастер Здравствуйте коллега. Дело в том, что сделать мастер, это нечто совсем другое, чем построить просто модель. К сожалению этим я ни когда не занимался. Спасибо. |
Ваня-Нововский в 17.11.2011 - 12:38 Тема: Plasticart 1/100 Ил-28Т (Il-28) - Ста...(#2629) - обсуждение Я В ШОКЕ! ПОРАЖЕН! 100% восхищения трудом и умением.КЛАСС! |
t116 в 26.11.2018 - 02:41 Тема: Plasticart 1/100 Ил-28Т (Il-28) - Старый знакомый, ч.1 Добавлено спустя 1 минуту 9 секунд:
Эт точно. Каша из топора. А топор мы потом доварим.... ;) |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Василий, всё кресло собрано на двух компонентном акриловом лаке..Немного не понял,только сейчас обратил внимание,а почему вся ветка в этой теме Rolling Eyes ?То есть наоборот Embarassed ...
А вот здесь не понял я. :grin: