Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Таковы были слова генерального конструктора Андрея Николаевича Туполева обращенные к командиру экипажа первого Ту-144 (бортовой номер СССР-68001) в морозное утро 31 декабря 1968 года, день первого полета этой величественной, гордой и очень быстрой птицы.
В июле 1961 года на аэродроме Тушино проходит грандиозный авиационный парад. Пролетающие мимо сверхзвуковые истребители и бомбардировщики производят на зрителей и присутствующих гостей неизгладимое ощущение различного характера. Среди них был и самый яркий генсек Советского Союза Никита Сергеевич Хрущев. После пролета сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22 генсек обратился к присутствующему с ним на одной трибуне Андрею Николаевичу Туполеву с риторическим вопросом:
– Андрей Николаевич, а ты вместо бомб смог бы людей возить?!?
– Конечно ДА! – ответил Туполев с присущей ему уверенностью.
И ответ не был голословным, потому как в то время в ОКБ уже шли работы по созданию сверхзвукового пассажирского авиалайнера. В июле 1963 года постановлением ЦК КПСС проект официально получает "зеленый свет". Стремление закрепить за СССР звание великой авиационной державы и быть всегда и везде первыми сыграли в жизни проекта немаловажную роль. Вообще в то время идеей создания сверхзвуковых пассажирских авиалайнеров загорелись многие (СССР, Англия, США), но в историю авиации вошли только Ту-144 и Concorde, последний даже стал почетным небесным долгожителем.
По словам Туполева, проект сверхзвукового пассажирского авиалайнера – это была не разработка нового самолета, а подъем всей науки, техники, технологий, оборудования, систем на абсолютно иной уровень. Самолет создавался всей страной. Руководителем проекта был назначен Алексей Андреевич Туполев, сын А.Н. Туполева, который уже имел достаточный опыт работы с беспилотными летательными аппаратами, продолжительное время летающие на сверхзвуковой скорости.
Однако, несмотря на огромные усилия, наш лайнер опаздывал. 11 декабря 1967 года производится выкатка Concorde, и самолет официально представляется миру. Но по ряду технических причин самолет так и не взлетает. Практически в это же время отдельные части Ту-144 перевозятся и собираются воедино на летной базе в Жуковском. Процесс сборки контролируется отцом и сыном, они практически постоянно находятся в сборочном цеху рядом с самолетом. К двадцатым числам декабря 1968 года самолет был окончательно собран и был готов приступить к летным испытаниям, но погода вносит свои коррективы в напряженный график производства самолета. Начиная с 20 декабря, на аэродроме Раменское стоял туман.
Наступило 31 декабря. К утру погода улучшилась, и руководство принимает решение поднять самолет. По словам летчиков взлет происходил при таких метеоусловиях, при которых еще на один опытный самолет не взлетал. Разбег, отрыв … и вот он прекрасный момент рождения нового самолета, как говорится, становление на крыло … 38 минут безупречного полета … посадка … всеобщее ликование … Задача опередить Concorde в небе выполнена!
Между прочим, в декабре прошлого года было 40 лет первому полету этого самолета. Лишь спустя два месяца, 2 марта 1969 года, свой первый полет производит и Concorde. Далее начались активные летные испытания различного характера. 5 июня 1969 года Ту-144 впервые преодолевает звуковой барьер. Выполняются полеты на максимальную дальность при полете на сверхзвуковой скорости, самолет участвует на многих выставках и авиасалонах. Выполнив программу испытаний (всего около 150 полетов) самолет с бортовым номером СССР-68001, существовавший в единственном экземпляре, был разобран и отправлен на переплавку. Почему уникальный самолет, как и многие другие опытные образцы, не установили в Монино, рядом со своим маленьким братом-прототипом МиГ-21И? Почему самолет был уничтожен? Ответов на эти вопросы, к сожалению, найти не удалось.
29 марта 1972 года производит первый полет первый серийный Ту-144, в 1977 году самолет выходит на регулярные рейсы. После серии летных происшествий, в июле 1983 года постановлением ЦК КПСС работы над проектом Ту-144 прекращаются. Теплилась еще надежда на продолжение проекта, когда самолетом заинтересовалось NASA, однако после проведения всех необходимых работ о самолете забыли.
Кто знает, может еще вернется его время?...
Уникальная машина – уникальный набор: Plasticart, масштаб 1:100, 1986-1988 год выпуска.
А вот что пряталось в коробке от глаз человеческих столь длительное время:
Детализация, как вы сами видите, не блещет изобилием, но, не смотря эту простоту, даже предварительно собранный самолет выглядел внушительно. Одно плохо – внешняя расшивка.
Удивило качество отливок: фюзеляж, крыло, мотогондолы, отклоняемая носовая часть фюзеляжа, подставка – облоя и недоливов не было, а вот колеса, створки шасси, сами стойки шасси – смещение на 0,3…0,4 мм, кое-где доходило до 0,5…0,7 мм, причем в двух направлениях одновременно. Вот тебе и хваленое немецкое качество!?! Было, честно говоря, неприятно. Первое время даже подумал сделать самолет исключительно в полетном положении, но заказчик хотел видеть модель на подставке и с выпущенным шасси, потому пришлось возиться со всем этим, потому как заказчик всегда прав, а если не прав, то смотри пункт первый.
Почтенный возраст набора заставил усомниться в должных свойствах пластика. Шутка ли, 20 лет прошло! Когда начал работать, заметил следующее: если режешь пластик ножом – он слоится, пилишь его или шлифуешь – никаких проблем. На том и решил – больше пилить и шлифовать, меньше резать. С клеем от Revell он подружился легко и быстро, что неудивительно – немцы, как ни как!
Пару слов о недочетах модели.
Инструкция. Местами невнятная, выполнена исключительно на немецком языке, из отделки модели присутствует только схема размещения деколей, о красках почему-то не подумали, но на всякий случай на коробке показали, как самолет должен быть покрашен.
Киль. На реальном самолете обтекатели тяг управления располагаются по левому борту в районе нижней половины руля направления, по правому борту – в верхней половине. На модели обтекатели выполнены в верхней половине руля направления с обоих бортов.
Створки основных стоек шасси. Если верить инструкции, то все створки должны быть открытыми, но это не совсем так.
Мотогондолы. После проработки имеющихся чертежей и фотографий выяснилось, что мотогондолы из набора длиннее положенного.
Деколь. Один недостаток – возраст и малая насыщенность. Однако, несмотря на столь почтенный возраст, при нанесении на модель все элементы проявили невиданную крепость – не рассыпались, не трескались. А вот с приклеиванием были проблемы. Но об этом позже.
Любая сборка модели начинается с изучения чертежей, фотографий, монограмм. Имея в видеоархиве производства студии "Крылья России" фильм под названием "Битва за сверхзвук: Правда о Ту-144", в котором кроме Ту-144 речь ведется и о его конкуренте Concorde, последние два пункта пришлось пропустить, и заняться поиском чертежей. Часть чертежей по тематике
Ту-144 уже была, дополнительно кое-что нашел в Интернете. Из всего этого чертеж борта СССР-68001 был только один. С ним и производилось согласование. Скажу сразу, что задача сделать модель максимально близкой к оригиналу не было, нужна была аккуратно собранная и покрашенная модель из коробки. Сверив визуально чертеж и модель, стало ясно, что общая геометрия крыла и фюзеляжа соблюдена, а это уже не мало.
Поначалу процесс протекал отлично, больше всего порадовала подставка – она собиралась вообще без клея, на защелку, причем на точно такую же защелку ставится и весь самолет. Подставка оказалась на удивление прочной, и, мало того, установленная на нее модель стояла ровно и без крена.
Фюзеляж стыковался по всему периметру без явных перекосов, тоже можно сказать и о консолях крыла. Зализ консоли крыла был выполнен на фюзеляже, наверняка предусмотрительные немцы сделали это с целью уберечь важный элемент конструкции крыла от поломки.
Но догадки рассеялись после стыковки консолей крыла к фюзеляжу – между ними образовались щели шириной до 0,5 мм (действительно, немцы оказались предусмотрительными!). Зато по линии стыковки консоли вдоль фюзеляжа, как ни странно, критических щелей не было. После шпаклевки все недочеты были устранены.
Настал черед сборки "изюминки" – носового отклоняемого обтекателя. И вот тут пошла возня. Вначале была борьба со стыкуемостью деталей обтекателя между собой, а после и всей единицы с фюзеляжем. Имеющаяся в наборе штанга ПВД выглядела ужасно – мало того, что нереально толстая, так еще и отлита со смещением. ПВД был сделан из иглы, в сам обтекатель был залит воск, чтобы при варианте установки модели на шасси модель не падала на хвост.
Как оказалось позже, наличие груза в обтекателе значительно облегчает его опускание и "легким движением руки брюки превращаются…" из сверхзвукового в стандартное положение.
Как я писал ранее, мотогондолы были длиннее положенного и их пришлось укоротить на 5 мм, в противном случае сопла двигателей становились бы вровень с крылом, что не есть правильно. Раздельно выполненные мотогондолы имели одну точку соприкосновения – планка с соплами двигателей, и вразрез инструкции, дабы не промахнутся после, решил сначала склеить воедино мотогондолы и планку с соплами, а уж потом приклеить все это к фюзеляжу. Такое решение мне позволило принять наличие "маневра", хоть и в ограниченных пределах, на посадочных местах мотогондол.
После сборки внутреннюю часть мотогондол и места их установки на фюзеляже задул матовым шаровым цветом. Внутренности делать не стал, потому как двигатели, точнее их первый контур, располагается очень глубоко (это видно по компоновочной схеме), да и после окраски шаровым цветом в глубине мало чего не видно.
Далее черед пришел законцовок крыла, точнее установка габаритных огней. По уже сложившейся традиции они были сделаны из кусочков светодиодов красного и зеленого цветов.
Шасси. Больная тема на этом самолете из-за смещенного отлива деталей. Одно благо, что смещение на них было минимальным. Немного пошаманив над ними получили довольно-таки сносный результат, даже колеса вращаются. После окончательной сборки попробовал катить модель по поверхности – основные стойки вели себя прекрасно, а вот переднюю стойку чуть не сломал. После этого затея катать модель по поверхности отпала раз и навсегда.
Как писалось ранее, в инструкции по сборке имеется ошибка, касательно установки створок основного шасси. Немного покопавшись в собственном фотоархиве, нашел ответ на то, что мне так не давало покоя – передние створки должны быть закрыты. Сразу же обнаружилось, что установочные отверстия основных стоек шасси были сделаны производителем не в должном месте. Выполнение новых установочных отверстий привело к идеальной собираемости и установке всех элементов основных стоек шасси.
Этот самолет имел два варианта окраски. Базовый вариант:
Второй вариант отличается тем, что дополнительно окрашен в синий цвет руль направления. Когда и почему это было сделано – внятного ответа не нашел. Деколь, приложенная к самолету, подразумевает выполнение как базового, так и второго варианта окраски самолета. Выбор пал на базовый вариант.
При окрашивании использовался нитрогрунт; первый слой был окрашен белой матовой нитрокраской, последующие слои – глянцевым водорастворимым акрилом, и напоследок задувалось акриловым полуматовым лаком. Такая солянка при покраске дала хороший результат – самолет прекрасно и ненавязчиво выглядит при любом освещении, с любого ракурса. Все остальные элементы были окрашены предварительно отфильтрованными нитрокрасками, чтобы получить глянцевую поверхность.
В качестве масок для иллюминаторов и лобового остекления использовался клей БФ-6, все остальное – скотч Tamiya.
Деколь. Больше всего боялся именно ее. Но не все так было плохо, как я себе это все представлял. Тренировался на боковых синих полосах. Выяснилось, что для того, чтобы деколь отошла от бумаги требуется не 0,5-1 минуты, а 1,5-2. Но даже после такого продолжительного пребывания в воде деколь не всегда сходила с бумаги, приходилось прикладывать усилие, чтобы ее снять. О качестве приклеивания говорить не буду, потому как его практически и не было. Поэтому, почитав несколько веток по теме приваривания деколей, изрядно побегав по городу в поисках MicroSet и MicroSol с нулевым результатом, решил провести следующий эксперимент.
Так как деколь была довольно толстой, то для нормального прилегания к поверхности ее необходимо было размягчить. На одном из форумов были приведены результаты химического анализа жидкостей MicroSet и MicroSol. Первая была, утрированно, раствором уксусной кислоты, а вторая сделана на базе сольвента.
Собственно сам эксперимент:
1. Замочил деколь (тренировочный вариант)
2. Одну из ватных палочек хорошо смочил в уксусном растворе, вторую в чистом сольвенте.
3. Место, где должна быть деколь, перед переводом смочил уксусным раствором.
4. Перевел и спозиционировал деколь, удалил излишки влаги.
5. После ватной палочкой с сольвентом медленно прокатываю с небольшим усилием по всей поверхности деколи так, чтобы сольвент покрыл всю поверхность деколи. Жду около 10-15 секунд и прокатываю ватной палочкой с уксусным раствором.
6. Деколь становится как литая. Результат более чем удовлетворительный: клеевой основы не видно, деколь плотно облегает рельеф, лежит прочно и после полного высыхания снимается только шкурением.
Нюансы:
1. Прокатывать деколь палочкой с сольвентом желательно видя границы деколи, в противном случае можно повредить краску вокруг деколи (сольвент очень быстро и хорошо съедает акрил). Для визуального контроля границ необходимо правильно подобрать угол освещения.
2. Прокатывать сольвентом нужно медленно и только один раз. Повторное прокатывание по одной и той же линии по свежим следам приводит к тому, что деколь наматывается на палочку. Если же нужно повторное прокатывание, то не ранее чем через 10-15 минут, но лучше делать все с первого раза.
3. Влагу с деколи после приваривания не удалять, иначе снимется деколь.
4. Обязательно нужно контролировать каждый этап процедуры, в противном случае повреждается и деколь и покраска.
После нанесения деколей еще раз все было задуто полуматовым акриловым лаком.
Фотографировал модель на заготовке диорамы аэродрома для уже собранного Ан-72П и для готовящегося к грандиозному проекту Ан-12БК.
1. http://perso.wanadoo.es/tu144sst/ – Сайт посвящен Ту-144, с переходом на сайт Concorde.
2. http://www.testpilot.ru/type/sst.htm – Все о сверхзвуковых пассажирских самолетах.
3. http://www.testpilots.ru/index_tu.htm – Виртуальный музей Ту-144.
4. http://www.testpilot.ru/russia/tupolev/144/s/tu144s_2.htm – Страница Ту-144С.
5. http://www.dfrc.nasa.gov/Gallery/Photo/TU-144LL/index.html – Фото Ту-144ЛЛ.
6. http://www.gazeta.ru/2006/06/09/oa_203183.shtml – Спасение лайнеров Ту-144.
При написании истории создания самолета большинство информации было взято из документального фильм "Битва за сверхзвук: Правда о Ту-144" производства студии "Крылья России".
Вот собственно и все.
С уважением,
Алексей (AlexX)
КВВ2572 в 29.05.2012 - 20:29 Аилоапщш ... это на языке ацтеков ? |
Anonymous в 01.04.2023 - 12:21 Тема: Plasticart 1/100 Ту-144(Tu-144) - Давай, потихонечку трогай, А низ у машины,должен быть сереньким.. |
Vladimir1:100 в 03.04.2023 - 12:36 А кроме того, если брать 68001, то там рулевые поверхности были видимо некрашенные, в натуральном виде металла. Это наверно, на момент первых полетов. А потом РП уже покрасили в синий.
Не красили его в синий. Декаль на хвост немцы придумали по ч/б фотографиям "титанового". Покрасили к салону 1971г. в общие цвета (руль - в белый, элевоны - в белый сверху и серый снизу), дорисовали номера на крыльях. Да, еще титановый "короб" с сопел сняли. Это вот два моих "кругозора" (второй на заказ делал), первый - начало испытаний, второй - ЛеБурже-71. |
SikokoVremia в 03.04.2023 - 13:07 Владимир, тебе бы выпустить какое-нить суровое эссе по доработкам пластикарта, по каждой машине...
А то вся инфа раскидана по недрам ветки... Кинешься, пока найдёшь - замучаешься... А так - удобно было бы для всех любителей. Тебе есть доверие, перепроверять не стал бы. Да с обновлёнными бы фоточками..., - ух-х! |
Vladimir1:100 в 03.04.2023 - 13:46 Да я б с удовольствием, просто сейчас обстоятельства такие, что ни моделить, ни писаниной обширной заниматься нет возможности. Вон на Ретромоделс половина статей по Пластикарту без меня вышла, а там есть что править...
Когда-нибудь обязательно :wink: |
SikokoVremia в 03.04.2023 - 14:06 Будем надеяться, будем надеяться... Владимир, - сил тебе и средств в преодолении обстоятельств. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|