Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Tamiya 1/35 Char B1 bis №257 Bourrasque

Что Вам приходит на ум, когда речь идёт о моделях танков Второй Мировой войны? Пожалуй, большинству в первую очередь думается о многочисленных немецких четвёрках, Panther и Tiger, советских КВ и Т-34, и, конечно же, бесконечные модификации американского Sherman. Французы же, почему-то особой популярностью не пользуются. То ли потому, что проиграли войну слишком быстро, то ли потому, что их техника особым разнообразием никогде не отличалась... Но всё таки им надо отдать должное – они первые поставили вращающуюся башню на танк; да и на момент начала войны французский танк Char B1 bis был одним из лучших танков мира. Как раз модель этого танка я и представляю Вашему вниманию.

Немного истории

Информации по французским средним танкам более, чем достаточно, поэтому ограничусь только краткой исторической справкой. Главное - не забывать, что это был средний танк, а не тяжёлый. Попадаются даже источники, где B1 bis ставят в один ряд с такими супер-тяжеловесами, как советский Т-35 и английский Independent.

Серия французских танков Char B разрабатывалась для заполнения ниши между лёгким танком FT-17 и тяжёлым FCM 2C. Разработка была начата уже в 1921 году и продолжалась до начала 30-х. Лобовая броня машины была 40-мм (на B1 bis увеличена до 60-мм). В корпусе было установлено 75-мм орудие (боезапас: 74 фугасных снаряда) для борьбы с укреплёнными точками, а в башне помещалась 47-мм противотанковая пушка (50 фугасных и противотанковых снарядов). Также было и два 7,5мм пулемёта (5100 патронов в 32 ящиках). Один из пулемётов стоял в башне, а вот, где стоял второй, мне так и не удалось выяснить... На танке также были применены многие новшества, как, например, 75мм орудие было снабжено компрессором, который после выстрела выдувал пороховые газы из ствола наружу. До этого такая система применялась только на флоте. Стартер двигателя был двойной: в дополнение к обычному электрическому был установлен и пневматический. Скорость была тоже довольно неплохая – 28 км/ч при полном боевом весе в 32 тонны.
Tamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 Bourrasque
Несмотря на всё это великолепие, Char B1 имел один огромный минус – компоновка. Из четырёх членов экипажа только командир и водитель видели, что происходило снаружи. В башне было место только для одного, и командир танка, кроме командования как такового, также заряжал, наводил и стрелял из 47-мм орудия и пулемёта. Водитель не только «рулил», но ещё и наводил 75-мм орудие. Помощник водителя (он же заряжающий) обслуживал 75-мм, а когда в башне заканчивались заряды, то прикручивал взрыватели и подавал снаряды и к 47-мм. Радист в «свободное время» помогал помощнику в качестве ещё одного заряжающего. Не знаю, как кому, но мне такое распределние обязанности напоминает курятник.
Tamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 Bourrasque

Прототип модели

Прототипом своей модели я выбрал Char B1 bis №257 “Bourrasque”.
  • Командир: lieutenant Paul Sauret
  • Механик-водитель : sergeant Seguin
  • Помощник водителя/заряжающий : corporal Gentner
  • Радист/заряжающий : chasseur Mogrédien
Вкратце, в ходе боевых действий B1 bis "Bourrasque" остался без горючего, и продолжал отстреливаться от немецкой пехоты и танков. Ввиду того, что танк был неподвижен, толку от 75-мм орудия было мало. Потеряв подвижность и, расстреляв остатки боеприпасов, экипаж был вынужден согласиться с требованиями немцев и сдаться в плен 17 мая 1940 года в 11:15 утра.

Всего же в ходе боевых действий утром этого дня экипаж B1 bis "Bourrasque" уничтожил (по французским данным) несколько автомобилей, грузовиков и броневиков (точное количество неизвестно).

Полный рассказ об этих и других событиях, связанных с боевыми действиями 15-го BCC, к которому данный танк принадлежал, можно найти в книге Stéphane Bonnaud и François Vauvillier "CHARS B AU COMBAT - Hommes et matériels du 15e BCC".
Tamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 Bourrasque
*Если кого интересует подробный рассказ о самом “Bourrasque”, составленный на основе показаний экипажа и лейтенанта Devos (офицер разведки батальона), то у меня есть перевод на английский (4 страницы в MS Word).

Постройка модели

Я думаю, мне не надо рассказывать о том, как легко собираются модели от Tamiya – буквально, на щелчке. Данная модель исключением не является. Единственное, на что пришлось обратить внимание – это исправление косяков производителя и отсуствующая деталировка. Эта модель так же не может не обрадовать тех моделистов, которые любят собирать ходовую часть на танках (правда, я лично таких не знаю). 32 пары колёс(!) – есть, где разгуляться. Придумал я для себя и способ, при котором сборка и выравнивание двойных колёс заметно упрощается: их проще склеивать прямо на литниках, а отрезать уже после просушки клея.
Tamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 Bourrasque
Из исправлений сделал следующее:
Прорезал входы в туннели для сброса налипшей на гусеницах грязи. На модели они обозначены, но в инструкции почему-то даже не упоминается, что их надо вырезать.

Срезал рукоятки люков моторного отделения. На реальных машинах их не было.
Стволы металлические от Voyager. Они входят в набор фото-травления, что очень удобно, не надо заказывать отдельно. Хотя подгонять их - работа не 5-минутная. Особенно тот, который в башне. После долгих мучений всё разломал и сделал новое крепление. На переделку ушло меньше времени, чем на попытку сделать ровно и аккуратно так, как в инструкции Voyager.

Добавил проводку антенны. Не знаю почему, но стал прокладывать её сверху мостика (что гораздо сложнее), пришлось добавить себе ещё работы и переделать как надо. Если делать правильно с первого раза, то возьни там будет меньше, чем кажется. Ввод в корпус сначала делал наугад. Но через пару дней наконец-то нашёл (у себя же!) фото, где видно, что она входит не в верхнюю плиту корпуса, а в основание башни. Переделал опять.

 Tamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 Bourrasque

Работать с фото-травлением от Voyager приятно - оно не такое тонкое, как Eduard-овское. Правда пластины, которые соскребают грязь после ведущих колёс, посадить никак не удавалось. Оставил оригинальные, из набора.

Не знаю почему, но граждане Тамиевцы решили отливать детали (такие, как фара, кронштейны буксировочных крюков и т.п., которые на реальной машине были отлиты целиком) отдельно, а их основания - вместе с бронеплитами корпуса. Получается куча ненужных щелей, причём довольно тонких и в очень неудобных местах - рядом с головками заклёпок. Маска 75-мм пушки на реальной машине тоже была отлита вместе с её "рамой". Непонятно, почему в наборе маску надо было делать отдельно. Мало и без этого щелей? Пришлось освоить новую химию - Mr. Dissolved Putty. С ним нужно немного руку набить, но получается очень даже чисто. А имитация сварных швов получается просто великолепная. Рекомендую! Водительская «будка» так же была отлита одним куском (кроме левой стенки), поэтому тут тоже пришлось заделывать щели. Планка с заклёпками под лобовым окном водителя тоже должна быть частью этого литья. Так же выточил отверстие в водительском перископе, а то просто какой-то пластмассовый наболдашник получается. Сточил немного и люк водителя, что бы более по масштабу смотрелось. На маске 75-мм сделал имитацию литья.
Tamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 Bourrasque
По верхнему краю корпуса с обоих сторон идёт ряд заклёпок, которые будут видны даже с повешенными гусеницами, поэтому я их тоже решил добавить. Добавил и отсуствующие клёпки/головки болтов и на маске 75-мм пушки и на «будке» водителя. Поставил и дополнительную фару, а также сделал проводку к ней. Что интересно, в наборе она есть, а в инструкции о ней ни слова.

Tamiya, как и Voyager, предлагает два варианта надгусеничных полок – узкие и широкие. Какие именно использовать, зависит от варианта окраски. Как я понял, всё отличалось от производителя. Для надгусеничных полок использовал фото-травление. Тамиевские не только слишком толстые, но и сделаны как-то грубовато и годятся больше для игрушки, а не для модели-копии. Добавлю только, что для меня на сегодняшний день это была самая интенсивная работа с травлением. С такой мелочью никогда не возился. Одни головки болтов чего стоили. С самими полками и кожухами выхлопных труб я особо не аккуратничал. Немного помятые – так даже лучше – машина не должна была выглядеть выходящей с заводской проходной.
Tamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 Bourrasque
С башней тоже было достаточно работы. Улучшил имитацию литья (тут надо быть аккуратным, т.к. французские танки отличались качеством и фактура была не такой явной, как на советских танках), добавил сварной шов. Сделал литьё и на командирской башенке, так же добавил головки болтов (там их шесть по периметру кольца основания). Добавил подъёмные крюки и имитацию сварки вокруг них. Высверлил шесть углублений в крыше башенки - там были болты (головки ниже поверхности) и что-то крепилось внутри.
Tamiya 1/35 Char B1 bis №257 Bourrasque
Гусеницы работающие и собираются на щелчке в прямом смысле этого слова. Правда, лучше больше одного раза не щёлкать. Похоже, что пластик довольно мягкий, легко стирается, и гусеницы начинают распадаться. А если финансы позволяют, то я рекомендовал бы взять траки от Fruil. Они выглядят более реалистично, и не такие толстые, как в наборе.

По окончанию сборки модель загрунтовал – мне кажется, так лучше всего проверить на наличие косяков в самой постройке. Кое где подчистил царапины и сварные швы.
Tamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 Bourrasque

Покраска модели

Tamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 Bourrasque
Красил акрилом Tamiya. Данные танки отличались тем, что края камуфляжа размытыми не были, и про over-spay и речи быть не могло. Маски сделать у меня не получилось, а с моим стареньким Badger с соплом среднего диаметра особо не подетализируешь. Вышел из ситуации следующим способом - сделал трафареты, а после покраски аэрографом прошёлся кистью и выровнял все границы. Декали посадил без особых проблем. Старался вырезать строго по краю самого рисунка/надписи, приваривал Solvaset-ом, а сверху покрывал Testor-овским Dullcoat, что бы избавиться от возможного блеска. Смывка и сухая кисть – маслом; запыление – пастелью.
Tamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 Bourrasque

 

Tamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 Bourrasque

Заключение

Tamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 BourrasqueTamiya 1/35 Char B1 bis №257 Bourrasque
Несмотря на всю эту возьню с мелочами, сборка очень понравилась. Хочу собрать ещё один – на этот раз союзническую версию. Вообще странно, что никто не выпускает интерьера для данной модели. Он туда так и просится. С правого борта есть большая дверь для экипажа, плюс оставить люки командира и водителя открытыми. Можно, конечно, и самому сделать, но там уже посмотрим.

Для тех, кто собирается строить данный агрегат, очень рекомендую вот эти две книги. Там есть практически всё, что Вам может понадобиться.
Tamiya 1/35 Char B1 bis №257 Bourrasque
На интернете также много информации и ч/б фото этого танка. Не забывайте только, что производился он на нескольких заводах, и кое-какие детали могут отличаться. Также будьте осторожны с walkaround-ами. Например, танк в музее в Saumur – немецкий вариант, который был просто перекрашен. Отличается командирской башенкой, креплением инструментов, нет кожухов на выхлопных трубах. Во всём же остальном, уверен, что получите большое удовольствие от сборки, как и я.

Спасибо за внимание!

P.S. Рассматривая фото крупным планом, подумалось, что вполне можно было добавить кое-где побольше потёртостей и сколов...
» Информация о статье
Просмотров: 11174
Опубликовано:
Самая классическая модель
http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_1535.htmlСамая классическая модель http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_1535.html
Тень в 20.03.2009 - 12:45
Шикарная модель! Заслуженная награда на IPMS!
Andy87 в 20.03.2009 - 14:23
Тема: Re: Tamiya 1/35 Char B1 bis №257 Bourrasque
Отличная модель!!! :)
Zhevnerov в 20.03.2009 - 14:39
Не. Грязи все таки не хватает. :grin: Особенно на боковых стенках корпуса полос вертикальных добавить бы не мешало. Гусеница же не чистая туда вверх подымалась, а с землей. Которая там прекрасно и отваливалась и сверху вниз по броне сьезжала. А там дожди пошли и опять эта вся грязь по боковым стенкам стекать начала :lol: я ни в коем случае не настаиваю на изготовлении кусков грязи, мне это самому не нравится, но буквально немножко вертикальных штришков сухой кистью не помешало бы.
ITR в 20.03.2009 - 16:09
Тема: Re: Tamiya 1/35 Char B1 bis №257 Bourrasque
Ай, столько доработок сделали, а фара просто серебрянкой покрашенна. Ну неужели нельзя и ее было доработать?!
Если честно все впечатление от модели портится=(
А модель-то хорошая и тонировка отличная...

P.S. а ствол спаренного пулемета из маски торчать не должен разве?

С уважением. Михаил.
Anonymous в 20.03.2009 - 20:36
На мой вкус антена толстовата...
На самом деле они были ещё толще. Кстати, видно на одной из ч/б фото в статье. И таких фото много



Ай, столько доработок сделали, а фара просто серебрянкой покрашенна. Ну неужели нельзя и ее было доработать?!
Если честно все впечатление от модели портится=(
Да уж, согласен, тут совсем по-дилетански получилось...

а ствол спаренного пулемета из маски торчать не должен разве?
А бес его знает! На одних фото он есть, на других нет. Может его там постоянно не держали, что бы место в башне не занимать? И так повернуться было негде... Но с ним, пожалуй, смотрелось бы лучше. Надо будет где-нибудь иголок раздобыть.
Кстати, у меня там большие сомнения насчёт их спаренности.

Тень Andy87
Спасибо!
ITR в 20.03.2009 - 21:12
Да уж, согласен, тут совсем по-дилетански получилось...
Так исправьте и сразу лучше станет!
Но с ним, пожалуй, смотрелось бы лучше.
вот-вот...
Кстати, у меня там большие сомнения насчёт их спаренности.
ну чего незнаю того незнаю, не мой тем) Спаренным по привычке назвал.
Вполне возможно что и независимые иначе на кой две маски делать...
stuger в 22.03.2009 - 19:20
Очень достойный (не пластмассовый) покрас,просто как старая железка. Но фара..... Позвольте высказать мысль.
Я недавно тоже делал этот же танк. Именно машину с именем "Bourrasque", так вот на всех фото (а их достаточно) эта машина без маленькой фары, и следов кронштейна тоже нет. На коробке он тоже без фары не случайно. В зависимости от завода зборщика они различались в таких мелочах. (так ну ее в болото)
Пулемет к стати я тоже сразу забыл поставить а потом както так и не собрался.
А вот уровень интереса к французкой броне определяется у нас ее доступностью.Много ли до недавнего времени мы могли собрать французов и поляков,если не брать дорогущие буржуйские смоляные штуки ?
Anonymous в 23.03.2009 - 01:57
С фарой этой у меня там "непонятность" получалась. Много фотографий этой машины крупным планом я не нашёл. На остальных (как и в документальной хронике) непонятно, то ли там какая-то дырка, то ли просто тень так падала. Поэтому, зная из показаний экипажа, что неподвижный танк немцы ещё какое-то время обстреливали из орудий, предположили, что, вполне возможно, фара была, но её сбили. На фотках крупным, которые у меня есть, 75мм орудие поднято и закрывает это место. Точно сказать не мог.

[url=http://www.postimage.org/image.php?v=aV2efrWi][/url]

Может, я её и сниму. Действительно, как-то портит общее впечатление.

Очень достойный (не пластмассовый) покрас,просто как старая железка.
Что имелось в виду под " старой железкой"?
stuger в 23.03.2009 - 10:03
"Старая железка" - толко себе понятно выразился. Когда смотрю два крупных плана лобовой плиты мне кажется что так и должна выглядеть пару лет назад покрашенная машина,если за ней ухаживать.Этак грязновато лоснящийся на выпуклостях, и действительно застарелой зрязькой там где надо.
Как будто его пару часов назад помыл дождик, и новой пыли еще нет.(живой) Забыл спросить а нет ли здесь кроме краски какого-нибудь металейзера,(грязненько лоснящегося)?









[url=http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_1542.html][/url]
Anonymous в 08.04.2009 - 05:39
Забыл спросить а нет ли здесь кроме краски какого-нибудь металейзера,(грязненько лоснящегося)?
Сорри, не заметил вопроса. Если я правильно его (вопрос) понял, то тут двойной эффект.
1. Заметил (и думаю, что многие это знают), что Тамиевские краски начинают лосниться, если за них браться руками. Но это можно обернуть в свою пользу, если держать модель только за ребра и углы. Тогда этот блеск/потёртость/лоснение будет как раз там, где нужно.
2. Обычно прохожу "нормальной" сухой кистью только по возвышенным местам. После этого добавил капельку металлика Steel и прошёлся ещё раз сухой кистью, но уже по всем поверхностям, в том числе и плоским. Но это буквально "хождение по лезвию ножа". Элементарно переборщить и засеребрить всю модель.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy