Алексей, с торпедным вообще надо повнимательней... Согласитесь, что эта штуковина должна быть довольно заметным объектом под козырьком фонаря пилота при взгляде снаружи. Теперь давайте вспомним известные фотографии с довольно крупными планами Кейтов в полете. Да, фотографий немного, но как раз это место перед пилотом хорошо просматривается снаружи - нет там никакого торпедного прицела, зато имеется простой визир, установленный на капоте (две вертикальные стойки с поперечиной, на которой есть вертикальные прицельные метки), который, как я понял, и использовался для прицеливания при торпедой атаке. Теперь по поводу растиражированной фотографии торпедного прицела из Вашего поста выше. В книге по японскому авиационному оборудованию и интерьерам (откуда мной взяты фотки бомбардировочного прицела тип 90), как я понял из написанного по-английски, данный торпедный прицел найден в единственном экземпляре на захваченном в 1944 году Кейте, оборудованном РЛС (с "граблями" на передней кромке крыла). Там упоминается, что известные "прижизненные" фото интерьера кабины сняты именно на этом самолете (видимо, от них и "пляшут" производители моделей и допов). Среди прочих есть фотография (прилагаю), отчетливо показывающая, что торпедный прицел установлен в кабине, а визир на капоте отсутствует. Это, скорее всего, говорит о том, что новое устройство заменило старое. Автор также указал, что тип этого прицела неизвестен, в то время, как книга описывает огромное количество прицелов с указанием их типов и самолетов, на которых они устанавливались.
Краткий вывод: не претендую на истину в последней инстанции, но имею мнение, что на интересующий период атаки на ПХ торпедных прицелов на Кейтах не было, были только визиры на капотах.
По торпедному прицелу очень может быть, что это так. К сожалению, качество абсолютного большинства фото такое, что ни прицела ни визира не разглядеть.
Вот, например, на самолете Фучиды, что это прицел или артефакт плохого кадра? Скорее всего получается второе, но вдруг всё же прицел. Можно только гадать.
За информацию к размышлению спасибо, буду думать, ставить торпедный прицел или нет. Но скорее всего уж точно ставить надо что то одно - или визир или прицел.
Захотелось мне все же хотя бы примерно систематизировать разнообразие мнений об окраске Кейтов, произведенных перед ПХ. Поэтому перелопатил скриншоты с форумов на эту тему, преимущественно с Aviation of Japan.
Есть мнение, что окраска зависела от хронологии производства. Так что при постройке модели придется местами угадывать. Но с такими вопросами это почти всегда так.
Оттенки же красок это вообще отдельная тема, очевидно, что они могли быть разными. Разные производители, разные партии красок и в итоге оттенки отличаются радикально. Дожившие до нашего времени обломки Кейтов и Зеро это подтверждают. Серый (оливково-серый, карамельный, горчичиный) цвет условно буду называть J3, а верхний темно-зеленым. При выборе оттенков для своей модели лично я буду ориентироваться на обломки «Госпитального Кейта».
Суммировав разные мнения можно предположить и условно выделить 3 возможных варианта окраски:
1) B5N, выпущенные изначально в отделке из натурального метала. Перекраске в J3 они подвергались не в заводских условиях, а на базах. Красили их зачастую без грунта. Ну а темно-зеленый наносился уже на авианосцах. Как следствие покрытие было не стойким. Это относится не только к темно-зеленому цвету, но и к J3. Краска на Кейтах без грунта могла отслаиваться до металла.
К таким самолетам относится т.н. «Госпитальный Кейт» и, по всей видимости, AI-301 Фучиды.
Относительно борта Фучиды все более склоняюсь к мнению, что на нем нет грунта и сверху у него проплешины именно до металла. Слишком уж сильный контраст на фото проплешин и нижнего цвета. Хотя по этому борту есть и другие мнения. Но на этом борту даже "священый" хиномару потерял привычную круглую форму и отчетливо видны отслоения краски.
2) Последние 200-300 B5N, произведенные Накадзимой до августа 1941 года вероятно получили окраску в J3 сразу на заводе и очевидно грунтовались. Вследствие этого покрытие было вероятно довольно стойким и нанесенная затем на авианосцах темно-зеленая краска отшелушивалась не до металла, а до J3. Вероятно к таким самолетам можно отности AI-316. На нем не видно сколов до металла, а только до J3.
Что же касается грунта, то судя по обломкам иногда вместо красно-коричневого грунта встречается покрытие из алюминиевой краски. Но возможно, что это не заводское покрытие, а уже следствие покраски ранее выпущенных машин. Но это только предположение.
3) Так же судя по обломкам были Кейты которые не покрывались в J3 вообще, а красились только в темно-зеленый сверху. На них нижняя часть оставалась цвета натурального металла.
Вот, например, скриншоты с автопереводом обсуждения на Aviation of Japan.
Добавлено: Сб Ноя 16, 2024 7:50 am
Заголовок сообщения:
Покрасил кабину по черному грунту. В качестве основного цвета взял ганзовский С340, он оказался ближе к декалям Квинты по тону. Намешал в пару разных оттенков и надул местами используя шаблоны, чтобы показать следы эксплуатации.
В процессе окраски ко мне приехал и RC307 от АК. Он позиционируется для кабин Накадзимы. В отличие от Ганзы имеет заметно более охристый оттенок. Если сравнивать с фото кабины, то С340 кажется ближе. Но гадание по фото дело ненадежное, да и на разных фотографиях останков кабин Кейтов оттенок заметно гуляет.
Перевел декали Квинты, оттонировал смывками и карандашами. Для сиденья стрелка, руководствуясь фото кабины B5N1, приклеил только поясные ремни. Плечевого на фото нет.
После фотоотстрела заметил, что порвался один ремешок на педалях. Дефект уже исправил. Да и вот сейчас увидел, что на сгибе есть подрыв ремня на кресле пилота, надо подклеить кусочек.
На самом деле кабина уже вклеена в фюзеляж, но пока не отснимал этот этап. Собирался и отснять кабину целиком в сборе (по инструкции она собирается отдельным блоком вместе с бортами и потом вклеивается в фюзеляж), но увлекся и забыл, так хотелось быстрее начать собирать крупные детали.
Как и ожидал, из-за сигарообразной формы фюзеляжа заметная часть стараний по кабине после установки на место особо не просматривается. Так что прям уж сильно заморачиваться с кабиной нет особого смысла.
И да, в сборе, да когда еще приложишь крылья, он прям здоровый. Внушаит, понимаешь)
freeman
Да инструкция в принципе на этой модели бестолковая.
Выступы для этих деталей в пластике обозначены, только если клеить к ним, то детальки повисают в воздухе, так как коротковаты.
Поэтому да, лучше клеить после монтажа кабины на место. Тем более, что если клеить их сразу, то легко снести нечаянно
Добавлено: Вс Ноя 17, 2024 11:05 am
Заголовок сообщения:
AVV
Спасибо!
Добавлено спустя 21 час 4 минуты 52 секунды:
Дополню тему писаниной, чтобы не упустить то, что сейчас кажется важным, а потом могу подзабыть. Да и итоговую статью проще будет потом накатать.
Фото самой модели будут позже, когда выведу внешние поверхности планера.
Детали кабины собрал в единый блок, кроме пары травленых деталюшек. Перед монтажом кабины склеил 3 верхних детали фюзеляжа. Кабина без особых проблем монтируется в фюзеляж, только в паре мест пришлось обрезать проволочные тросы.
За выходные склеил большую часть оставшихся деталей крыла и фюзеляжа. Клеил по участкам, зажимая в струбцины и фиксируя прищепками. Членение модели продуманное, но большое количество деталей и крупный размер сказываются, местами вылезли небольшие щели. Ничего критичного, но с внешней клепкой приходится быть аккуратным при выведении этих мест.
Еще стоить обратить внимание на необходимость усиления стыков крыла, если как в моем случае, клеить крыло в разложенном положении. Чтобы соединение было прочным я вклеивал в торцы отрезки литников разного диаметра, местами укрепляя их суперклеем.
Выводить внешние поверхности не люблю, да и сейчас занимаюсь тем же после грунта с Bf-109G-6 в 72-м масштабе. Так что быстро не получится.
Кстати, из-за контраста размера чередовать модели в разных масштабах прям очень прикольно. В чем-то это ощущается как совершенно разный моделизм, хотя по идее делаешь одно и то же.
Тем не менее на горизонте маячит этап покраски. Значит пора определяться с прототипом и цветами.
Строить буду краснохвостый AI-301 Фучиды. Во первых, все декали в наборе для него есть, в отличие от AI-316, для которого надо будет самостоятельно накрашивать шестерку снизу.
С окраской этого варианта я, как мне кажется, разобрался. И в том виде как я его вижу (с обширными проплешинами сверху до металла и остатками J3 под темно-зеленым, плюс красный хвост) модель должны получиться весьма красочной. Это тоже для меня плюс.
С цветами ясность в основном тоже есть.
Ориентироваться буду на фотографии вот этих обломков «Госпитального Кейта»
И хотя к интерпретации цвета по фотографиям нужно быть осторожным, но на всех фото, по большому счету примерно одна и та же картина.
Для карамельного J3 смело можно брать за основу XF-76. Для тонировки местами хорошо, на мой взгляд, привлекать сходный XF-14
С верхним зеленым ситуация посложнее. Несмотря на неизбежное выцветание от времени на обломках цвет выглядит достаточно темным и насыщенно зеленым. Знакомые коллеги японоведы советуют ориентироваться на D2.
С верхним зеленым я пока не определился и рассматриваю следующих кандидатов:
- Mr Color C129 Dark green (Nakajima) с добавлением C15 IJN Green (Nakajima) или С124.
- Mr Color С383. Краску эту только заказал, посмотрим как она вживую
- Tamiya XF-11 с корректировками оттенка
Добавлено: Пн Ноя 18, 2024 8:42 am
Заголовок сообщения:
Принято, присмотрюсь к АК RC305
Добавлено спустя 21 час 53 минуты 31 секунду:
Денис (coda69), за что ему большое спасибо, прислал фотографии цветов от АК - RC305 (D2) и RC 304 (D1).
Здесь модель в 72-м масштабе выкрашена в D2 а к ней приложена выкраска с цветом D1
Цвет D2 на фото выглядит весьма похожим на обломки Кейта, особенно если сделать поправку на снижение насыщенности цвета на обломках от времени. Думаю вполне можно красить верхний зеленый Кейта этим цветом.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы