По поводу сканов вероятнее всего твои с гражданской авиации, просто в этой ветке их не было :smile:
С люком я заморачиваться не буду, а просто закрою его :smile: фюзеляж то уже склеенный а делать операцию на сердце через ж... нет никакого желания :smile:
До швов у меня руки еще не дошли, модель собиралась одной из первых, я тогда понятия не имел даже о шпаклевке!!! Сейчас конечно все швы, щали буду стараться подгонять идеально, шлифовать, полировать и т.д.
Вчера закончил один воздухозаборник, задул его грунтом, чтобы убедиться, что все хорошо. Как по мне вроде ничего получилось. Единственный косяк и я о нем знаю - это сам канал воздухозаборника - его нет и скорее всего не будет :sad: но я думаю туда никто заглядывать не будет.
Добавлено спустя 3 минуты 9 секунд:
Кстати есть еще такая статейка:
Чернобыльский "Циклон"
20 лет назад Москву могло накрыть радиоактивное облако
Игорь Елков
"Российская газета" - Неделя №4049 от 21 апреля 2006 г.
...АПРЕЛЬ 1987-го. Аэродром недалеко от Киева. У заходящего на посадку командира бомбардировщика Ту-16 с земли запрашивают: работал ли самолет над Чернобылем? Получив утвердительный ответ, руководитель
полетов приказывает заруливать на отдельную стоянку. Экипажу приказывают оставаться на своих местах.
- К нашему самолету приближается машина, выходят люди в костюмах химической защиты, - рассказывает Алексей Грушин, ветеран ВВС, а тогда - командир Ту-16. - В руках у "химиков" дозиметры. Они делают замеры, после чего, как по команде, резко разворачиваются и... разбегаются от самолета! Костюмы мешковатые, неудобные, в них даже ходить трудно. Но я никогда еще не видел, чтобы люди так быстро бегали...
Приказ: потушить реактор
О подразделении "Циклон" официальные источники сообщают крайне скупо. Читаем историческую справку: "В начале 70-х в СССР в рамках создания метеолабораторий было решено переоборудовать бомбардировщики Ту-16. Самолеты Ту-16 "Циклон-Н" предназначались для активного воздействия на облака, а также для исследования термодинамических параметров атмосферы.
В 1986 году самолет Ту-16 "Циклон-Н" принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС".
Собственно, это все, что можно узнать из открытых источников. "Принимал участие"... А как - принимал? И, собственно, для чего в Чернобыле нужны были бомбардировщики?
Действительно, весной 1986-го над Чернобылем вся основная работа легла на плечи вертолетчиков. Именно они "тампонировали" реактор. Это правильный термин, говорить надо именно так. Специалисты-ядерщики морщатся, когда слышат о том, что реактор "тушили", "глушили" и "засыпали". Но первые экипажи вертолетов ВВС получили официальный приказ вылететь именно на тушение ядерного пожара.
К середине мая дозы, превышающие допустимые, получили 339 экипажей винтокрылых машин. Переобученными оказались свыше 1400 военных вертолетчиков.
С поставленной задачей ВВС справились, но уже осенью возникла новая беда. Пыль с "грязных" территорий сезонные циклоны погнали на восток. Под угрозой радиоактивного заражения оказались густонаселенные области: от Каспийского моря до Москвы, включая саму столицу. Нужно было что-то делать. И делать очень срочно.
"Остановить" радиоактивный ветер вертолеты не могли. Для этих целей было принято решение использовать специальные бомбардировщики отряда "Циклон".
- Первый раз я увидел разрушенный реактор 30 сентября 1986 года, - рассказывает Алексей Евгеньевич Грушин, командир экипажа "Циклона". - От нашего подмосковного аэродрома до Чернобыля около часа лету. Над АЭС снизился до 200 метров, отлично видел и знаменитую трубу, и блоки реакторов. Тогда это был просто разведывательный полет: замеряли температуру забортного воздуха и некоторые другие параметры. Ненадолго приземлились в аэропорту Борисполь и - назад, домой, на Чкаловский...
Официально Ту-16 "Циклон" называли метеолабораторией. Хотя логичнее назвать этот самолет метеорологическим бомбардировщиком. И машина, и условия эксплуатации были уникальными. Ту-16 в своей, так сказать, повседневной жизни известен в мире под названием Badger - "Барсук". Это первый советский серийный дальний бомбардировщик со стреловидным крылом. Для своего времени "Барсук" был серьезным "зверем": нес ядерные бомбы и ракеты, вооружен семью пушками, развивал скорость до 990 км/ч и имел практический потолок около 12 тысяч метров.
Гражданская версия бомбера миру известна как авиалайнер Ту-104.
Два "Циклона", оставаясь полноценными бомбардировщиками, были перекрашены в цвета "Аэрофлота" и получили гражданские регистрационные номера. Случай достаточно редкий.
Еще интереснее было то, что хотя оба Ту-16 были переданы в сугубо гражданскую организацию - Госкомгидромет, но пилотировали их экипажи ВВС. И базировались "барсуки" на военном аэродроме. Часть артиллерии с самолетов сняли, в бомбоотсеке разместили так называемый комплекс кассетных держателей спецсредств.
- Представлял этот комплекс собой 940 стволов калибра 50-мм, - вспоминает Алексей Грушин. - Снаряжался специальными патронами, начиненными йодистым серебром. Чтобы вам было легче представить эффективность этой системы, скажу, что одного патрона хватало для того, чтобы сделать "дырку" в облаках радиусом в полтора километра.
Разрабатывались специальные метеорологические бомбы, но от них по каким-то причинам отказались. Зато на балочных держателях под крылом Ту-16 подвешивались контейнеры для распыления цемента марки "600".
- Но цементом его можно было назвать условно, - продолжает рассказ бывший летчик. - Вещество фактически тоже являлось химическим реагентом. "Цемент", как и патроны с йодистым серебром, предназначался для рассеивания облаков.
Работа была каторжной. В среднем летали два-три раза в неделю. Каждый вылет длился около шести часов. И, как правило, в стратосфере, то есть в масках. Экипаж дышал смесью, наполовину состоящей из чистого кислорода. После такого шестичасового "кислородного коктейля", по словам летчиков, на земле каждый выпивал по ведру воды - и никак не мог напиться.
В аду
После чернобыльской катастрофы слова шлягера тех лет: "Разве ты не видишь, туча, без тебя намного лучше - улетай, скорее улетай" - приобрели иной, зловещий подтекст.
На борьбу с "чернобыльскими тучами" летали оба экипажа отряда "Циклон", но всегда на одном и том же Ту-16. В общей сложности бомбардировщик совершил 12 вылетов. В 8 из них командиром был майор Грушин.
Летчик рассказывает о работе буднично, как о полетах на метеорологические эксперименты: фиксируется зарождение циклона, команда на вылет, замеры, галсы, активное воздействие... По форме эти полеты мало чем отличались от рутинных. Только на этот раз они вылетали навстречу радиоактивным циклонам...
Где именно происходило "воздействие" на облака? Скажем так: еще не все в этой истории рассекречено. Когда-нибудь узнаем. Но расширение очагов заражения удалось остановить.
Доподлинно неизвестно и то, какие дозы облучения получили пилоты за упомянутые 12 вылетов. Тогдашние индивидуальные дозиметры-"авторучки", мягко говоря, не отличались техническим совершенством. А проще говоря - безбожно врали. В кабине бомбардировщика у одного "авторучка" фиксировала дозу в 21 бэр, у другого члена экипажа - 8, у третьего дозиметр оптимистично показывал ноль.
Алексей Грушин:
- Битва нашего "Циклона" с "ядерными" циклонами прекратилась в декабре 86-го, после того как выпал первый снег и укрыл радиоактивную пыль. Мы тогда по молодости легкомысленно относились к радиации и к облучению. Нам ведь толком никто не объяснял, как обращаться с дозиметрами, как фиксировать облучение. Первый раз серьезное отношение к этой проблеме мы ощутили на аэродроме Белая Церковь. Это случилось почти через год после катастрофы, в апреле 1987-го. Как нас там встречали и как от нашего самолета разбегались техники с дозиметрами, я вам уже рассказывал. Что показали их приборы - я не знаю, но принимать у нас пистолеты и парашюты на этом аэродроме наотрез отказались. Сначала даже не хотели селить экипаж в
гостиницу. Потом все-таки поселили, но выделили отдельное крыло, откуда все тут же ушли. Самолет мыли с утра до вечера недели две. Вроде бы отмыли.
Вроде бы...
20 лет спустя
Отряд расформировали в 1992 году. "Чернобыльский" бомбардировщик к тому времени отлетал свой ресурс и стоял "на приколе" в Чкаловском. Про "радиоактивный" самолет откуда-то прознал местный "Гринпис". По легенде, "зеленые" приехали на аэродром, пробились к командиру, закатили скандал. После этого "тушку" утилизировали.
Алексей Грушин говорит, что это может быть правдой. Техник лично ему рассказывал, что под самолетом даже трава не росла.
В отряде "Циклон" служили сорок человек. Одного уже нет - умер техник Николай Николаевич Разумов. Многие стали инвалидами: у пятерых вырезаны желудки, один потерял ногу. Здоровье самого Грушина к 1997 году ухудшилось настолько, что офицер вынужден передвигаться на костылях. Но сумел в обоих смыслах встать на ноги. Каждое его утро начинается в 5 утра с трехкилометровой пробежки. Врачи его предупреждают: лечится будет до конца жизни. Летчик настроен более оптимистично.
28 апреля в штабе дальней авиации участникам ликвидации чернобыльской катастрофы вручат награды. Алексей Грушин в числе 17 офицеров ВВС удостоен православного ордена князя Дмитрия Донского.
Виталий Рыбчинский,
главный инженер службы радиационной, химической и биологической защиты ВВС, секретарь редакционного совета исторического очерка "ВВС и Чернобыль":
- Мы в течение пяти лет изучали документы и собирали свидетельства очевидцев - участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Могу сказать, что не все документы о работе отряда "Циклон" рассекречены. В частности, пока можно лишь догадываться, на каком уровне и кем лично принималось такое решение. Но и имеющихся документов достаточно для того, чтобы правильно расставить акценты. Главный: "Циклон" защищал от радиоактивного заражения не одну Москву. Он защищал всю страну!
И что очень важно - воздействия экипажей Ту-16 на "грязные" облака осуществлялись фактически там, где они образовывались. Был остановлен процесс расширения загрязненных территорий. В противном случае существовала реальная опасность загрязнить полстраны.
Информация к размышлению:
Ту-16 по определению является самолетом прошлого века. С формальной точки зрения уникальные методики создания и рассеивания облаков отряда "Циклон" также технологии XX века. Тем не менее бомбардировщик, созданный в 1953 году, обладал способностью совершать полеты продолжительностью до 7 часов и наносить "удары" по ненужным облакам из стратосферы. Применение реагентов осуществлялось из пилотской кабины, для чего нужно было лишь нажать одну кнопку.
Сегодня для того чтобы защитить столицу от дождя в дни всенародных праздников, реагенты разбрасывают с бортов "Анов", чьи характеристики на порядок скромнее легендарных "тушек". Никаких кнопок, кассетных держателей и метеорологических бомб. Технологии XXI века: широкоплечий техник, мешок с реагентом, лопата...
Добавлено спустя 2 минуты 22 секунды:
И вот такая:
Управление погодой над зоной отчуждения в 1986 году
Одним из мероприятий, которое находилось в тесной взаимосвязи с работами по минимизации последствий аварии, являлось активное воздействие на облака. Основная цель работы заключалась в недопущении выпадения осадков над Чернобыльской АЭС и прилегающими, сильно загрязненными радионуклидами, территориями. Существовала опасность, что дожди, выпавшие на территории ближней зоны ЧАЭС, могли смыть радиоактивные вещества в реку Припять и далее в Киевское водохранилище.
Для борьбы с осадками над ЧАЭС, по приказу Госкомитета СССР по гидрогометеорологии и контролю природной среды, был создан специализированный отряд метеосамолетов. К работе были привлечены также специалисты Киевского научно-исследовательского гидрометеорологического института, которые еще до аварии занимались разработкой эффективных методов воздействия на грозовые облака. Управление работами осуществлялось группой Центральной аэрологической обсерватории.
Авиационная техника, которая применялась для уничтожения дождевых облаков.
В 1986 году эту работу выполняли самолеты-лаборатории АН-12БП «Циклон», а также ТУ-16 «Циклон-Н». Любопытным является тот факт, что два ТУ-16 «Циклон-Н», принимавшие участие в «разгоне облаков» над чернобыльской зоной, были военными бомбардировщиками, которые перед 12-ой Московской Олимпиадой, были переоборудованы в средства воздействия на облака. Именно эти самолеты обеспечивали чистое небо над спортивной Москвой в 1980 году, а также в 1985 на Международном Фестивале Молодежи. Существуют разнообразные версии назначения ТУ-16 в чернобыльских событиях. Некоторые специалисты считают, что точное назначение этих самолетов в ликвидации аварии является еще не до конца выясненным (часть документов засекречено).
Для справки: Самолет Ан-12БП "Циклон" являлся летающей метеолабораторией, которая была оборудована измерительными приборами и средствами воздействия на дождевые облака. По своей конструкции Ан-12БП "Циклон" представлял цельнометаллический высокоплан с прямым крылом, которое было оборудовано четырьмя турбовинтовыми двигателями с четырехлопастными винтами. Самолет оборудован шасси высокой проходимости. Это позволяло ему взлетать с грунтовых аэродромов. В 1979 году было переоборудовано 2 экземпляра.
Назначение и способ воздействия на облака у этих самолетов были разные. Так АН-12 «Циклон» использовался для борьбы с кучево-дождевыми облаками в районе 30-ти километровой зоны, в то время как Ту-16 воздействовал на облака на дальних подступах к чернобыльской зоне и проводил «бомбардировки» со стратосферы.
По данным УкрНИГМИ, АН-12БП «Циклон» работали над зоной отчуждения начиная с 18 мая по 30 декабря 1986 года. То есть контроль над осадками непосредственно над зоной отчуждения осуществлялся до середины зимы.
Рассказывая об этих событиях стоит упомянуть и членов экипажа АН-12БП «Циклон», которые выполняли свою работу в чернобыльском небе. Командир экипажа АН-12БП «Циклон» В.П. Шахин, заведующий группой Центральной аэрологической обсерватории Л.Зонтов, операторы В.Ремех и А.Гавриков, другие члены экипажа АН-12БП «Циклон» М.Птицын, В.Калужин, В.Лукьяненков, В.Щеглов. К сожалении автору этого материала пока ничего неизвестно о составе других экипажей самолетов, которые применялись в Чернобыле.
Существуют данные о том, что в таких работах принимал участие самолеты, как ИЛ-18 «Циклон» и АН-26Б «Циклон». Участие последнего выгладит сомнительно, поскольку модификация АН-26 получившая названия АН-26БП «Циклон» была создан в единственном экземпляре 1987 году. На то время работы по активному воздействию на облака в районе зоны отчуждения были свернуты.
Как засевали чернобыльские облака.
На языке метеорологов, активное воздействие на фазовое состояние облаков разными веществами, называется агрономическим термином «засев облаков». По сути этот процесс чем-то подобен сельскохозяйственному, только в качестве тяговой единицы используется не лошадь или трактор, а самолет.
Использование авиации в борьбе с дождевыми облаками на подступах к Чернобылю заключалась в распылении внутри облаков, или на небольшой высоте над ними (50-100 метров), специальных противодождевых, порошкообразных смесей. Одним из основных веществ, которое применяли для уничтожения облаков – был обычный цемент марки 600. Цемент, который распылялся из открытого отсека АН-12БП «Циклон» вручную (лопатой, или выбрасывались 30-ти килограммовые упаковки), применялся и в смеси с другими реагентами. За весь период использования АН-12БП «Циклон» было израсходовано около девяти тон цемента.
Интересно, что в зимний период применяли льдообразующие вещества, такие как углекислота. За две недели зимних авиаработ по подавлению облаков было израсходовано более одной тонны этого вещества. Кроме углекислоты использовали еще и пиротехническое устройство ПВ-26. С помощью этого устройства проводился обстрел облаков йодистым серебром (AgI). Аэрозоли йодистого серебра играют роль искусственных ядер кристализации и приводять к образованию ледяных частиц. В таких условиях кристалы льда очень быстро увеличиваются до размеров частиц осадков. При отстреле пиропатрона, в котором находилось 40 грамм йодистого серебра, возникала вертикальная трасса дыма длинной более полукилометра. Пиропатрон отстреливался из расчета 2 штуки на 800 – 1000 метров полета над облаками.
Сбрасывание смесей приводит к возникновению центров конденсации влаги, что обуславливает образование капель воды или льда. Вследствие совместной работы ученых и авиаторов осадки выпадали на дальних подступах к загрязненным территориям.
АН-12БП «Циклон» используемые в работах по подавлению дождевых облаков на подступах к зоне отчуждения, в 1986 году, базировались в Бориспольском аэропорту. За время работы АН-12 по минимизации последствий аварии на ЧАЭС было обработано около полутора сотен облаков.
Битва Ту-16 с «ядерными» циклонами
По опубликованным материалам о работе Ту-16 «Циклон-Н» можно сделать вывод, что самолеты этого класса использовались для несколько иных задач. Существует информация (интервью с А.Грушина «Российской газете» №4049 от 21 апреля 2006 г.), что основной объем своей работы эти самолеты-метеолаборатии выполняли не в острый период аварии, когда существовал мощнейший источник выброса радиации в окружающую среду, а осенью 1986 года и весной 1987.
Дело в том, что к осени 1986 года возникла новая экологическая проблема. Загрязненные территории зоны отчуждения стали источником радиоактивной пыли, которая переносилась ветром на значительные расстояния. По мнению экспертов, ситуация была настолько серьезной, что возникла реальная угроза радиационного загрязнения значительных территорий СССР, в том числе могла пострадать столица Москва.
30 сентября был совершен пролет над зоной отчуждения, целью которого был анализ метеорологических параметров.
Как уже отмечалось, самолет мог воздействовать на облака из стратосферы, что позволяло эффективно применять средства на больших территориях. По скупых сообщениях в прессе можно судить, что задача Ту-16 «Циклон» заключалась в подавлении мощных конвективных облаков зарождающихся над территорией зоны отчуждения. Образование конвективной облачности над радиоактивно-загрязенными территориями приводило к вовлечению радиоактивной пыли в приземный слой атмосферы. Это в конечном итоге приводило к образованию облаков содержащих большое количество радиоактивной пыли.
В данной ситуации была возможность ликвидации таких облаков. Суть метода заключается во внесении в зарождающееся облако (при развитии конвективной облачности) грубодисперсный порошок (цемент), который приведет к инициированию искусственных, низходящих воздушных струй. В такой ситуации внутри облака создается нисходящий воздушный поток. Это приводит к вовлечению из внешней среды в облако более сухого воздуха. В результате возникает ситуация, которая в большинстве случаев приводит к частичному или полному разрушению облака.
По мнению метеорологов, работы по рассеянию облаков над заданной, ограниченной, территорией были проведены впервые в мировой практике. Полученные результаты и опыт легли в основу стратегии борьбы с осадками над большими городами для обеспечения благоприятных погодных условий на момент проведения массовых мероприятий.
Для справки: Ту-16 был переоборудован из военного бомбардировщика в летающую метеолабораторию по одной программе с Ан-12. В результате модификаций, Ту-16 «Циклон-Н» был оборудован комплексом спецсредств для активного воздействия на облака. В бомбоотсеке самолета было установлено автоматическое устройство активного воздействия на облака и контейнера для порошкообразных веществ. Было переоборудовано два самолета. В состав экипажа было включено два метеоролога.
Добавлено спустя 1 час 53 минуты 41 секунду:
Вот еще нашел:
на
http://aviaforum.ru/showthread.php?t=9613