Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Звезда 1/144 А-320 Naftalan

Эта модель родилась благодаря скоропалительному конкурсу «Наша Звезда», недавно завершившемуся на дружественном ресурсе. На фоне других моих долгостроев, участвуя в этом конкурсе хотел себя взбодрить, начать и завершить стройку в конкретные сроки. Тем более слава об Ultimate kit от Звезды уже широко шагнула по стране, очень захотелось прикоснуться к прекрасному. Итак решено – идем на модельный «татами» с популярным «арбузиком», а для того, чтобы не усиливать эффект «набившей оскомины» в среде моделистов в виде современного "Аэрофлота", подобрал очень красивую и элегантную ливрею нового «Azal» - азербайджанских авиалиний. Благо декаль (разумеется лазерную) на эту ливрею выпускается под брендом Aerodeka.


Расписывать прелести упомянутого кита не буду, достаточно статей появилось как в сети, так и на страницах журнала, но тем не менее, вариативность сборки модели поражает воображение, как и качество отливок. Все говорило о том, что воспроизвести в пластике самолет за пару месяцев – не сверхзадача. Качество набора таково, что чего-либо изобретать тут и не требуется, нужно просто аккуратно собрать и добротно окрасить, результат будет гарантирован. Из возможных вариантов сборки был выбран вариант стоянки на перроне - с убранной механизацией крыла и открытой входной дверью. Жаль соответствующим трапом обзавестись оперативно не удалось. 

Звезда 1/144 А-320 Naftalan Звезда 1/144 А-320 Naftalan Звезда 1/144 А-320 Naftalan 

Традиционно, сборка началась с кабины пилотов с окраской внутренностей серыми тонами разных оттенков и имитацией ЖК-дисплеев декальными «квадратиками», которые все равно не будут видны сквозь, не рекордного размера остекление. Правая боковая стенка на входе в салон была переделана – рельеф сточен, приклеены пластины «сыростирола» по формам, соответствующим прототипу.  

Далее, работу с фюзеляжем пришлось приостановить, так как декаль была ещё в пути, и сделать подбор синей эмали под этот же цвет в наборе декали было пока невозможно. Взялся за двигатели, на первый взгляд тут тоже все продумано и точно, и здесь поджидал первый подвох. Решил отойти от инструкции, вклеил корпус компрессора в половинки двигателя без вентилятора холодного контура, в надежде беспроблемной обработки внутреннего стыка половинок двигателя видимой части с последующей приклейкой вентилятора через входное отверстие движка, да не тут –то было – диаметр входного отверстия меньше диаметра вентилятора и запихнуть его в собранный двигатель не получится (как показала практика коллег – это все-таки можно сделать, но через ж… задний проход, если заранее не приклеивать корпус компрессора). Таким образом, выведенные внутренние швы пошли к чертям, и сборку пришлось выполнить по инструкции. При этом, так же возникли особо пикантные мгновения – нанесение белой спиральки тонкой кисточкой на коках вентиляторов (предусмотрительно, акрилом по эмали; принятие накануне афобазола желательно). Обработка шва канала воздухозаборника изнутри при наличии окрашенного вентилятора – тоже процедура «приятственная»… Тут, конечно, конструктивная недоработка фирмы – намного эффективнее вариант, когда канал отлит зацело с обечайкой и после склейки половин двигателей просто вставляется спереди, упираясь в вентилятор, но увы – не все коту масленица… 

При сборке двигателей надо обратить внимание на неоднородную фактуру покрытия канала – на фоне самого канала алюминиевого цвета присутствуют пластины цвета, напоминающего ближе титан, с едва заметной расшивкой между торцами пластин и вставка бледного серо-бежевого цвета в зоне вращения вентилятора. Не мудрствуя, эти хитрости были мною изготовлены из обрезков лазерной декали, окрашенной в соответствующие цвета и нанесены внутри канала воздухозаборника. Ещё небольшая деталь, упущенная разработчиками кита – это перемычка между корпусом компрессора и кожухом самого двигателя снизу на выходе холодного контура. Перемычка эта должна доходить до заднего среза корпуса мотора, хотя в наборе она теряется не доходя до этого среза взгляду наблюдателя не доступна. Я «дотянул» перемычку с помощью кусочков листового полистирола. Последний негативный момент, которым наделили разработчики движки набора – неверная расшивка на левой половинке правого двигателя, которая зеркальна по отношению к правой, что не соответствует действительности, и на чем я прокололся (не читал вовремя статью Д. Колесника в журнале М-Хобби) выделив на злополучной половинке вспомогательные воздухозаборники. В итоге, часть поверхности двигателя пришлось маскировать и перекрашивать заново. Для достоверности, рассверлил ещё немного законцовку конуса на выходе горячего контура двигателя и на этом с моторами успокоился, если не считать досадные утяжины на отливках половинок двигателя внутри каналов воздухозаборников перед самым вентилятором, которые я оставил как есть, не решившись на очередной «разлом» моторов.

Звезда 1/144 А-320 Naftalan Звезда 1/144 А-320 Naftalan Звезда 1/144 А-320 Naftalan 

Настала пора вернуться к фюзеляжу, а вернее к иллюминаторам. Для удовлетворительного прилегания полосок иллюминаторов к внутренней поверхности фюзеляжа немного обработал эти места наждачкой, но упустил этот момент в хвостовой части и несколько иллюминаторов все-таки не дотянулись до внешней поверхности, провалились. Нахмурив брови, пришлось мириться с косяком, сроки неумолимо гнали вперед… Забыл сказать, что решив избрать вариант для лентяев, заранее до вклейки окон, закрасил эту область фюзеляжа в синий цвет, чтобы после вклейки иллюминаторов просто заклеить их полоской скотча, о чем я в последствии пожалел. Но дело сделано, и кинув для надежности небольшой свинцовый грузик в нос, начал склеивать половинки фюзеляжа. И не смотря на достаточно скромные размеры, его пришлось клеить в несколько приемов, а все потому, что при стыковке половинок на брюхе, в районе центроплана образовалась щель до 5 мм шириной. Но обмотав скотчем в нескольких местах фюзеляж, склейка завершилась успешно.
Лобовое остекление вклеилось в назначенное место фюзеляжа удовлетворительно, с небольшой щелкой по переднему стыку. Но процесс маскирования окон не миновала злосчастная судьба – при выкраивании масок по месту, шило, которым я уминал складки контуров окон, безжалостно полоснуло по «капроновым» стеклам двух окон. Помня об особых свойствах звездовского прозрачного пластика, пришел в смятение, в мозгу даже промелькнули шальные мысли о декальном остеклении, решил проторенным путем пойти по устранению таких дефектов – отшкурил стекла мелкозернистыми шкурками под водой, отполировал пастой от Tamiya, но чуда не произошло, царапины зияли на довольно матовом фоне окон. В ход пошел лак от той же Tamiya, акриловый глянцевый Х-22, и только это средство, нанесенное кистью спасло аховую ситуацию, окна заблестели даже лучше соседних, не тронутых обработкой. Но проблемы с лобовиком на этом не закончились – после маскировки, шпаклевания и обработки швов, верхний шов стыка детали лобовика с фюзеляжем неоднократно предательски проявлялся после проверочной грунтовки серебрянкой, исчез он только после троекратной шпаклевки и обработки. 

Звезда 1/144 А-320 Naftalan Звезда 1/144 А-320 Naftalan Звезда 1/144 А-320 Naftalan 

На «хребтине» фюзеляжа пришлось сточить один из двух каплевидных обтекателей антенн, и изготавливать новый, несколько большего размера, который установил ближе к килю, в соответствии с прототипом.  

И вот теперь мы подошли к одной из самых важных и ответственных деталей набора – крылу. Слоган «Ultimate kit» высоко задает планку качеству и проработке отливок, но как я убедился позже, задает и высокую планку к точности сборки этого элемента. Склейка половинок крыла на первый взгляд, не вызвала трудностей и огорчений, разве что шов в торце на законцовке нижней половинки крыла образует щель, заметно превышающую по толщине линию расшивки и без её шпаклевания и нарезки расшивки по шпаклевке не обошлось. Но самое важное при склеивании крыла – строго соблюсти позиционирование верхних и нижней половинок, пренебрежение чем, может принести в дальнейшем массу проблем. Так и я, непривыкший к таким тонкостям, допустил небольшое смещение одной консоли. Если бы не альтернатива при выборе положения механизации крыла, эта неточность не причинила бы хлопот, но, выбрав вариант с убранной механизацией, закрылки и предкрылки встали на свои места неравномерно по своей длине, где-то зазор был на должном уровне, а ближе к законцовке увеличивался до неприличных значений. Первая идея со шпаклевкой зазора и последующей нарезкой расшивки по шпаклевке дала отрицательный результат – предкрылок был загублен. Тут ситуацию подогрело то, что инструкция к модели никчемная, совладать с ней не получилось у меня, далеко не новичка в модельном деле, поэтому я решил, что для разных положений предкрылка в наборе даны 2 разные детали предкрылка, и попытался добыть нужную деталь у коллег, кто собрал кит с выпущенной механизацией. Но после осознания того, что 2-я деталь всего лишь прокладка под первую для выпущенного положения предкрылка, надежды на приобретение нового предкрылка рассеялись, и кое-как восстановил внутреннюю кромку предкрылка с помощью шпаклевки. Но и это не все: при склейке собранного крыла к фюзеляжу, стык центроплана с фюзеляжем получился кривым, толщина шва вдвое разнилась от одной стороны к другой, выход один – шпаклевать и резать расшивку заново. Вот этот узел и отнял у меня добрую часть магния в организме – шпаклевка Mr. Hobby достаточно капризна, крошится под резаком, в итоге помог цианакрилат, по нему расшитый шов выглядел более сносно. Пожалуй, это место стало в этой модели самым слабым звеном для меня, в общей сложности оно перекрашивалось 5 раз. Верхний стык крыльев с фюзеляжем тоже не идеален, и мне пришлось пройтись вдоль него шпаклевкой, используя вместо шпателя шило. 

Звезда 1/144 А-320 Naftalan Звезда 1/144 А-320 Naftalan Звезда 1/144 А-320 Naftalan 

Главной моей ошибкой, ставшей источником большинства бед, явилось пренебрежение грунтовкой – хотелось сэкономить драгоценное время и оставить внятную расшивку, которая в данном наборе ну очень деликатная. В итоге автомобильный белый Motip, который я сцеживал из баллона и наносил уже аэрографом, зацепился за поверхность весьма посредственно, отсюда многочисленные подкраски на участках, где скотч отошел вместе с краской. 

Уже после окраски карогардов, вскрылись небольшие утяжины на верхних поверхностях крыльев в районе, где снизу происходит стык законцовки нижней половины крыла. После нанесения лака они отчетливо резали глаз , итог – тройной перекрас и потеря времени и нервов (срок окончания приема работ поджимал – о его продлении ещё не было известно).
Окрашенный планер был зашкурен 2000-й шкуркой, особенно хорошо поддавался шлифовке Motip, он очень твердый после полимеризации, его шлифовать одно удовольствие, чего не скажешь о нежных красках Tamiya, которыми были окрашены верх фюзеляжа, крыло и горизонтальное оперение. Не утомляя читателей своим повествованием, ещё вспомню эпизод, уничтоживший мою нервную систему – нанес на крылья декальные указатели движения от аварийных выходов, приварил спиртом, покрыл лаком, и приспичило для отработки зализа нанести сверху скотч (что раньше делал неоднократно) и вот эти-то декальки благополучно снялись вместе со скотчем. Друзья, мною было испытано непередаваемое чувство отчаяния, когда почти готовая модель в руке едва не угодила о ближайшую стену. Но рассудок помутился не окончательно, поэтому за вечер из подручных обрезков декалей со стрелочками сколхозил новые, которые почти не отличались от заводских. 

Звезда 1/144 А-320 Naftalan Звезда 1/144 А-320 Naftalan Звезда 1/144 А-320 Naftalan 

Но злоключения с декалями оказывается ещё только начинались. Выяснилось, что окантовки дверей аварийных выходов даны белым цветом на синем фоне, т.е. они терялись на нижней части фюзеляжа. После запроса автору декали, мне пришло дополнение в виде комплекта окантовок синего цвета на белом фоне и белого цвета на голубом фоне (для голубой полосы), вот из этих трех окантовок вырезалась и подгонялась одна полноценная окантовка на дверь. В целом качество декали понравилось, особенно та часть, которая без белой подложки, но декаль с подложкой разочаровала своей толщиной, а самое неприятное – отчетливое проглядывание нижнего цвета (в данном случае голубого под синим) под верхним по срезу участка декали, поэтому надпись AZERBAIJAN получилась как буд-то в голубой рамке. Там, где можно, использовал штатную декаль из набора, все-таки она шелковая.

Финишное покрытие – полуглянцевый Humbrol, который нанес в несколько слоев жидкоразведенным «по-мокрому». Высверленные окошки дверей затянул ClearFix-ом. Пневматики шасси окрашены эмалью Revell №9 (антрацит). В заключение, плавники многочисленных антенн были взяты от набора травления DACO для классического семейства Боинг-737, проблесковые маяки выточены из литника и окрашены прозрачным красным лаком Tamiya. 

Результат меня и огорчил и порадовал, столько проблем оказывается создал сам себе в погоне за срочностью, и фотографии в режиме макросъемки вскрыли многие недоработки, в том числе и по объективным причинам, но глаз не фотоаппарат и эти «шероховатости» не замечает, поэтому на полке «арбузик» смотрится интересно и свежо.
Звезда 1/144 А-320 Naftalan Звезда 1/144 А-320 Naftalan Звезда 1/144 А-320 Naftalan Звезда 1/144 А-320 Naftalan Звезда 1/144 А-320 Naftalan

Bonifacio в 17.02.2016 - 14:52
Тема: Звезда 1/144 А-320 Naftalan(#9530) - обсуждение

Деки конечно блестят местами, а в целом весьма неплохо.
Usatiymen в 17.02.2016 - 16:10
Тема: Звезда 1/144 А-320 Naftalan
Хорошая работа!
Баха в 05.04.2016 - 08:05
Тема: Звезда 1/144 А-320 Naftalan
Над моим домом эта машина частенько летает, взлёт при северном ветре, посадка при южном, глиссада в паре км проходит. Название борта не разглядишь конечно,но как зритель скажу, не отличишь, один в один.
Супер!
Баха в 10.04.2016 - 12:09
Вчера успел сфоткать. Он? )))
# #
Cedric в 17.04.2016 - 21:08
Жаль, разрешение снимка низкое, не увидишь номер. Хотя он снизу на крыле довольно крупный. В парке компании 7 машин, окраской не отличаются, так что поди разбери, Нафталан это или Лерик.
Sergeik в 08.11.2016 - 23:29
Тема: Звезда 1/144 А-320 Naftalan
очень понравилась окраска колёс и дисков.Очень ровно ! И обработка законцовок крыла- тонко вышло.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy