Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Есть в некоторой нашей отечественной советской/российской технике что-то особенное… Некоторые аппараты, как будто бы, даже и не плоды научной и инженерной мысли, а большие грациозные живые существа, водной, воздушной или наземной сред обитания. Так и этот самолет своими грациозными формами, как мне кажется, напоминает именно дельфина, рассекающего воздушное море…
МиГ-29 является советским/российским многоцелевым истребителем IV поколения. Разработан в ОКБ МиГ. По кодификации НАТО имеет обозначение 9-12. Самолёт выполнен по интегральной аэродинамической схеме, с низко расположенным крылом, оперение с двумя килями и двумя разнесёнными двигателями типа ТРДДФ РД-33. Имеется газотурбинный энергоузел ГТДЭ-117, мощностью 66,2 кВт. Регулируемые воздухозаборники на взлёте и посадке закрываются защитными панелями и забор воздуха производится через пятисекционные верхние входы. Топливная система сос
тоит из пяти фюзеляжных и двух крыльевых баков общей емкостью 4300 л (4540 л). Возможна подвеска фюзеляжного ПТБ на 1500 л и двух крыльевых ПТБ по 1150 л.
Модификация 9-13 отличается от 9-12 наличием встроенной станции РЭБ «Гардения», возможностью подвески двух топливных баков и увеличенной массой боевой нагрузки.
Краткие технические характеристики:
Длина, м: 17,32;
Размах крыла, м: 11,36;
Высота, м: 4,73;
Площадь крыла, м2: 38,06;
Угол стреловидности крыла, град: 42;
Масса пустого, кг: 10900;
нормальная взлётная масса, кг: 15180;
максимальная взлетная масса, кг: 18480;
Максимальная скорость у земли, км/ч: 1500 км/ч;
Максимальная скорость на высоте, км/ч: 2450 км/ч;
Крейсерская скорость, км/ч: 850;
Практическая дальность со 100 % топлива, км: 1430;
Практическая дальность с 2 ПТБ, км: 2100;
Продолжительность полёта, ч: 2,5
Практический потолок, м: 18000;
Подробную информацию можно найти, пройдя по ссылке: http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig29-13.html.
Сборка началась с кокпита. Соединение порядка пяти деталей дало в итоге кресло пилота. Дополненное травлеными ремнями и подножками оно было установлено на панель пола. Боковые стенки и панель приборов завершило первичную сборку рабочего места пилота. Интересным моментом был процесс перевода каждой шкалы приборов отдельной декалью на панель. Видимо, я передержал их в воде и они не слишком хотели удерживаться на своих местах. Однако слой лака помог их зафиксировать. Также хочется отметить педали, которые были даны отдельными маленькими травлеными деталями. В целом, надо сказать спасибо производителю за подробное моделирование интерьера и тщательный подход к схеме его окраски. Указано в какой цвет красить, почки каждую кнопку.
Для окраски кресла применялся акрил Tamiya цветов: X-1 BLACK; XF-69 NATO BLACK; XF-7 FLAT RED; XF-80 ROYAL LIGHT GRAY. Основной цвет кокпита был получен путем смешения XF-8 FLAT BLUE, XF-2 FLAT WHITE, XF-77 IJN GRAY (SASEBO ARSENAL).
Далее после установки кокпита в верхнюю часть корпуса, собирались ниши шасси. В задние ниши была добавлена имитация магистралей из телефонного провода и жилы витого провода. Передняя ниша доработкам не подвергалась.
После этого верх и низ были соединены. Хочется отметить, на мой взгляд, интересное членение модели в горизонтальной плоскости: верхние и нижние плоскости крыльев отлиты вместе с верхней и нижней частями корпуса. Это должно уберечь от сложностей в виде щели в месте «традиционного» соединения корпуса и крыла. На практике верх и низ соединились хорошо, а места стыковки половин крыла на нижней части пришлось шлифовать.
Приклейка носового обтекателя поставила задачу шлифовки и выравнивания места соединения. Также был выровнен технологический след от пресс-форм.
Установка прицела и его экрана требует некоторой сноровки, так как нужно согнуть травленую деталь, чтобы в ней удерживался экран из плотной пленки (имеется в наборе). Приклеивать ее супер-клеем не стал, опасаясь белесого следа от клея. Далее нужно эту конструкцию, также с помощью супер-клея, закрепить на верхней части приборной панели, но площадь контакта торца детали с пластиком не слишком велика. Данная панель окрашена X-1 BLACK и приемом «сухой кисти» в XF-77 IJN GRAY (SASEBO ARSENAL). Для защиты прицела при дальнейшей сборке он накрыт передней частью фонаря. Она также была доработана. При помощи жилы витого провода добавлена проводка, а отрезок с основания антенны от танка Leopard является имитацией некого прибора (к сожалению, его название и предназначение мне не известно).
Следующими деталями снизу крепились передние части воздухозаборников. На посадочные места вставать они не совсем хотели, но после обрезки направляющих элементов и локальной шпатлевки супер-клеем предназначавшихся для них отверстий, части заняли свое место. Ознакомившись с соответствующей темой по матчасти МиГ-29 на здешнем форуме, было принято решение нижние входы сделать закрытыми, а верхние – открытыми. Это дополнительно снимает задачу устранения следов толкателей внутри каналов воздухозаборников.
Под «капоты» были установлены двигатели. На этом моменте остановимся подробнее. Производитель дает возможность собрать двигатели отдельно и поставить их рядом на также сборной раме. Остался не ясным момент: если собирать 2 двигателя отдельно, то нечем будет имитировать его выходную часть внутри сопла на самолете. Эти детали будут задействованы при сборке двигателей. Дубликатов на рамках найдено не было. Место стыковки воздухозаборник-«капот» потребовало значительных шлифовочных работ из-за возникшей ступени. Возможно, ее появление связано с трудностями при установке передних частей воздухозаборников. Боковая стыковка также имела ступень.
Также на этом шаге устанавливалось заднее «оперение», травленые решетки и другие детали. Дальнейшая сборка ракет, датчиков, других малых деталей сложностями или интересными моментами не сопровождались. Из предлагаемого производителем и упакованного в отдельную пластиковую коробочку вооружения были выбраны (от центра): APU-470, два ряда APU-73. Подвесной бак не крепился, так как хотелось сделать открытым воздушный тормоз, но на форуме выяснилось, что тормоз с баком не применяется.
Самолет был готов к покраске.
Производителем на выбор для оформления дается два борта №51 и №29. Одинаковые по цветовой схеме, но различающиеся по рисунку камуфляжа и декалям. Выбран был борт №29, так как №51 уже имеется на сайте (1/72 ICМ с большим количеством доработок ). Также заинтересовало оформление №29 с Георгиевскими лентами и триколором на килях.
Основными цветами камуфляжа были выбраны Tamiya XF-25 LIGHT SEA GREY и Mr.Hobby H307 GRAY FS 36320 (для меня это была знакомство с этой краской). Наносились они кистью №3 в два слоя с просушкой по схеме «от светлого к темному». Сначала голубым цветом Mr.Hobby GRAY FS 36320 засиял низ, а затем и верх.
Нанесение Tamiya XF-25 LIGHT SEA GREY завершило первый этап нанесения краски.
Второй этап включает носовой обтекатель, полосу перед фонарем и более мелкие локальные покрасочные работы. Цвет для окраски носового обтекателя был получен из пяти цветов и на момент его нанесения казался очень даже похожим на схему окраски (видимо, дает о себе знать темный зимний вечер и свет настольной лампы)… Ознакомившись с фото реальных самолетов, выяснилось, что надо перекрашивать в сторону более серого (XF-77 IJN GRAY (SASEBO ARSENAL)). Цвет антибликовой полосы: XF-69 NATO BLACK. Ниши шасси: XF-80 ROYAL LIGHT GRAY.
Далее выделение расшивки простым карандашом М2 и автоматическим НВ. Расшивка по корпусу имеет разную глубину. Вызвано ли это желанием производителя отразить особенность реального самолета сказать не могу, но выделять неглубокую расшивку было не слишком удобно (именно здесь и помог автоматический карандаш, хоть и с более твердым грифелем). Тренировка терпения производилась при выделении таким образом заклепок (для честности сказать, на все заклепки его все же не хватило).
Сопла окрашивались основным цветом снаружи XF-16 FLAT ALUMINUM, внутри тот же XF-16+XF-63 GERMAN GREY. Далее «сухая кисть»: Mr.Hobby H38 STEEL RED. На этом покраска приостановилась, а сборка переключилась на стойки шасси. На них была добавлена имитация магистралей из телефонного провода и жилы витого провода.
После они были окрашены в XF-80 ROYAL LIGHT GRAY, штоки амортизаторов - XF-16 FLAT ALUMINUM, магистрали - X-1 BLACK. После произведена смывка черной акварелью.
Этап покраски возобновился нанесением первого слоя лака XF-86 FLAT CLEAR. На краску одноименной фирмы он лег как и полагается, но с другим производителем «подружился» не совсем гладко. Лак выявил все незаметные ранее неровности слоя краски. Самолет поменял парадный голубой окрас на более «потрепанный» и неравномерный. В этом месте концепция окраски изменяется в направлении «летавший, немного загрязненный самолет».
После нанесения декалей и еще одного слоя лака для их закрепления выполнена «тонировка» черной акварелью. Хаотично нанесенная на поверхности и убранная ватной полочкой в направлении «по полету» для имитации разводов она помогла дополнительно выделить расшивку и клепку, а также чуть снизить яркость декалей. Выдерживание их в воде меньшим временем, чем при нанесении шкал на приборы вначале, значительно повысило их прилипаемость к поверхности.
Почти до конца постройки не мог определиться: наносить ли декаль с зубастой пастью и глазами под носовой обтекатель? Не соотносится у меня красота корпуса и нарочитой агрессивностью этого элемента… В итоге образное восприятие самолета перевесило вопросы копийности модели и пасть осталась на бумаге. Будем считать, что это самолет в промежуточный момент нанесения раскраски еще без пасти.
По поводу объема декали, следует сказать производителю спасибо за подробную «техничку». К этому моменту оставалось только открасить вооружение и откидную часть фонаря.
Установка стоек шасси и колес (резина - XF-69 NATO BLACK, диски – XF-62 OLIVE DRAB) выявила значительный просчет: самолет садится на хвост. Груз был забыт и не помещен в нос… Решением данной задачи могло служить изготовление подставки и фиксация на ней передней стойки, отсоединение окрашенного носа с закладкой груза, проделывания отверстия и закачка чего-либо в нос с последующей заделкой отверстия, изготовление подпорки сзади. Проведя в размышлениях несколько дней и находясь в поисках материала для подставки в голову пришла идея с, как мне кажется, наиболее простым решением.
В задних колесах в местах их опоры на поверхность сделаны отверстия, диаметром 2 мм. Изготовлены подставки из полок пластикового уголка (10мм)Х(30мм). В них также сделаны отверстия, диаметром 2 мм, в которых укреплены отрезки зубочистки. Длина отрезков равна максимальной, которую можно поместить в колесо. Подставки окрашены в X-1 BLACK.
После досборки фонаря, установки вооружения и самых маленьких деталей модель готова.
Данный проект стал для меня знакомством с фирмой G.W.H. Оно оставило впечатление о желании фирмы создать как минимум визуально качественный продукт (отдельные коробки для верха и низа корпуса, ракеты запакованы в свой пластиковый короб, прилагается цветной плакат А4 с боксартом коробки, цветные инструкция и схема окраски, хорошее литье, приятный в обработке пластик…). Так как геометрию и верность модели чертежам и подобным источникам не проверял, возможно, более опытные моделисты найдут какие-то расхождения с реальным самолетом. Изучая форум на сайте, встретил упоминание о неверности состояния стоек и колес под нагрузкой веса самолета… С другой стороны есть и то, к чему возникли вопросы: это местами не совсем хорошая стыкуемость, незначительные ошибки в инструкции (симметричные детали спутаны в обозначении).
Этот набор был подарен родителями на мой День Рождения. Он навсегда останется в моей памяти как неотъемлемая часть того праздника и моего 25-ти летия.
По модели готов принять конструктивную критику.
С уважением, Marakar.
P.S. Сейчас обретает монолитную форму из набора деталей 1/35 САУ M7 Priest от Dragon.
ТехникМига в 06.09.2014 - 12:10 Тема: Great Wall Hobby 1/48 МиГ-29 9-13 – Небесный дельфин И сразу же здоровенный технический ЛЯП в сборке Дело в том что из-за большой длины тормозных щитков на МиГ-29, из выпуск на земле привел бы к тому что нижний щиток уперся бы в бетонку и неминуемо был бы сломан . Поэтому существует блокировка по обжатию стоек шасси и выпустить тормозные щитки на земле нереально-это делается только при гидровке, когда самолет поднят на гидроподъемниках. Только так! Причем если гидровка от одной гидросистемы- в кабине ещё надобно нажать хитрую кнопочку дополнительно-только тогда выпустятся тормозные щитки |
Marakar в 07.09.2014 - 09:46 ТехникМига, спасибо за разъяснение по поводу тормозных щитков! Интересный момент с точки зрения обслуживания самолета. Такого рода технических подробностей и особенностей не знал...
С уважением, Marakar. |
ТехникМига в 20.09.2014 - 00:01 Marakar... Спасибо и Вам Если интересны будут техподробности по МИГ-23М МиГ-29 Ми-24 и Ми-8 всегда готов ответить. С Уваженим-Александр(техник МиГа) |
Ваня-Нововский в 25.11.2014 - 18:12 Тема: Great Wall Hobby 1/48 МиГ-29 9-13 – Н...(#7261) - обсуждение Мужики привет! Потерял инструкцию на данную модель. Помогите!!!!!!!!!!!!!!!! |
ast55 в 27.11.2014 - 14:17 Тема: Re: Great Wall Hobby 1/48 МиГ-29 9-13 – Н...(#7261) - обсужд Мужики привет! Потерял инструкцию на данную модель. Помогите!!!!!!!!!!!!!!!!
день-другой терпит? подождете? отсканирую-напишу в личку. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Great Wall Hobby 1/48 МиГ-29 9-13 – Небесный дельфин
С уважением, Marakar.