Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Давно хотел иметь в своей коллекции модели всех типов палубных тягачей ВМФ США в масштабе 1:72, и вот некоторое время назад это получилось осуществить. Статья описывает каждую из моделей. В будущем, я надеюсь, каждый из этих тягачей займет место на соответствующей мини-диораме.
В середине 1942 г. ВМФ США начал проводить эксперименты по применению различных небольших машин для буксировки самолетов по полетной палубе авианосцев. Вызвано это было тем, что вес палубных самолетов постоянно возрастал, и применявшийся до этого способ перемещения самолетов по палубе (вручную силами палубной команды) начинал накладывать ограничения на оперативность ведения взлетно-посадочных операций. Хотя достаточно крупные самолеты служили на американских авианосцах и ранее, интенсивность операций в сравнении с довоенными годами и первыми месяцами войны существенно возросла, и, соответственно, требования к скорости и частоте перемещения авиатехники по палубе стали выше. Использование тягачей для буксировки самолетов по палубе практически сразу же было признано успешным, и с конца 1942 г. они имелись на всех типах авианосцев.
Полноприводные автомобили Willys MB были в числе первых "призванных" на роль палубных тягачей. Каким-либо существенным переделкам машины не подвергались: обычно демонтировались лишь ненужные на авианосце аксессуары, такие, как тент, запасное колесо, комплект инструмента, канистра. Также часто снимались ветровое стекло и зеркала заднего вида. В годы войны "Виллисы" использовались в роли тягачей-буксировщиков как на ударных авианосцах (классов Yorktown и Essex), так и на легких (класс Independence) и эскортных (классов Bogue, Sangamon, Casablanca). Практически сразу после ее окончания они были вытеснены с этой роли тракторами BNO-40 и Clarktor 6.
Доступен целый ряд наборов для постройки Willys MB в масштабе 1:72 - от фирм Academy, Airfix, Hasegawa и Italery. Подержав в руках каждый из них, я склонен считать, что модель фирмы Airfix из набора "Willys Jeep and Trailer" (кат. № 01322) - лучший вариант. Даже если собирать "из коробки", результат будет больше похож на настоящий Виллис, чем модели других упомянутых фирм. Прежде всего, модель от Airfix выделяется наиболее похожими на прототип колесами и решеткой радиатора (именно эти два элемента, как мне кажется, во многом и определяют "лицо" маленькой машинки). Уделено внимание и ходовой части, и различным мелким деталям, хотя, конечно, почти все они толстоваты в сечениях для масштаба 1/72. Из "минусов" можно отметить следующее: вместе с деталями корпуса отлиты набор инструмента и поручни, а на решетке радиатора отлит "кружок" для "армейского" тактического номера машины.
При постройки модели были проведены следующие доработки:
Схема окраски машины: 1940-е гг., ВМФ США.
Как и упомянутый выше Willis MB, трактор модели Clarktor 6 был "призван" на службу ВМФ США в качестве палубного тягача-буксировщика в первые годы войны. На тот момент эти тракторы уже использовались для буксировки техники и грузов на аэродромах ВВС Армии США. Ко второй половине 50-х годов они были вытеснены с палуб новыми тягачами MD-1, но на береговых базах эксплуатировались до конца 60-х годов. На авиабазах ВВС такие тракторы продержались даже чуть дольше, а отдельные экземпляры, судя по имеющимся фотографиям, используются частными лицами на небольших аэродромах в США и до сего дня.
Модель - из набора "U.S.Ambulance & Tow Truck" фирмы Academy (кат. № 13403). Набор содержит детали для постройки санитарного автомобиля Dodge WC54, трактора Clarktor 6 и тележки для транспортировки бомбы. Уровень деталировки трактора и его соответствие прототипу достаточно посредственны. При постройки модели были проведены следующие доработки:
Схема окраски машины: 1950-е гг., ВМФ США.
Аналогично упоминающимся выше джипам Willis MB и тракторам Clarktor 6, тракторы модели BNO-40 также были приняты на вооружение ВМФ США в первые годы войны для буксировки авиатехники по палубам авианосцев. Они служили до середины 50-х годов на авианосцах всех классов, включая тяжелые, легкие и эскортные. Некоторое количество машин перешло к ВМФ Франции вместе со своими кораблями - R96 La Fayette (бывш. USS Langley) и R97 Bois Belleau (бывш. USS Belleau Wood).
Модель производства фирмы F4Models (кат. № FM7007).
Сборка - "из коробки". Требуется очень аккуратно сгибать фототравленые крылья, чтобы избежать изломов. Видимый через проемы капота двигатель отлит в смоле так, что, на мой взгляд, не нуждается в дополнительной деталировке.
Схема окраски машины: 1940-е гг., ВМФ США.
Эта машина - специализированный палубный авиастартер, созданный на основе легкого полноприводного автомобиля Willys CJ-3A. Его задача - обеспечение внешнего электропитания для запуска двигателей палубных самолетов. Для достижения лучшей маневренности агрегат имел существенные отличия от джипа-прародителя: от исходной машины осталась только передняя часть кузова, а задняя часть представляла собой короткую плоскую платформу; привод был оставлен только на передние колеса, ставшие неповоротными; два расположенных под полом платформы задних колеса малого диаметра были управляемыми и поворачивались на 360º. Авиастартеры NC-1A использовались на всех авианосцах ВМФ США с начала 50-х и до конца 60-х годов.
При размещении этой модели на диораме следует иметь в виду, что стартеры NC-1 обеспечивали только электропитание. Электричества для запуска было достаточно только двигателям первых поколений палубных самолетов (FH-1 Phantom, FJ Fury, F2H Banshee, F9F Panther / Cougar, F3D Skyknight, F7U Cutlass). Появившиеся на палубах во второй половине 50-х F4D Skyray, A4D Skyhawk и все последующие реактивные машины требовали для запуска сжатого воздуха, что и вызвало постепенный уход со сцены машин NC-1 и переход к стартерам на базе газовых турбин.
Модель производства фирмы F4Models (кат. № FM7006).
Некоторая сложность постройки этой модели в том, что ряд деталей приходится изготавливать самостоятельно из тонкой проволоки; это - рулевая колонка, защитная скоба в передней части корпуса, каркас сиденья и провод с вилкой стартера. Фары были взяты из набора "Landing Light" фирмы Elf.
Схема окраски машины: 1950-е гг., ВМФ США.
Тягач MD-1 появился на палубах американских авианосцев в середине 50-х годов и быстро заменил все старые машины. Помимо задачи буксировки авиатехники, машина работала и в роли мобильного стартера: для этого на платформе в задней части машины монтировался контейнер с компрессором (газовой турбиной). Тягачи MD-1 прослужили на американских авианосцах классов Essex, Midway, Forrestal и Kitty Hawk до середины 60-х годов, когда были заменены новыми тягачами MD-3. Также эти машины эксплуатировались на авианосце Bonaventure ВМФ Канады.
Модель производства фирмы F4Models (кат. № FM7001).
Набор предлагает определенный простор для творчества: предлагаются три варианта задней части тягача, два варианта решетки радиатора и несколько вариантов размещения балласта. Исторические фотографии тягачей MD-1 на палубах подтверждают такое разнообразие. На плате фототравления - различные решетки, педали, рулевое колесо и держатели шланга компрессора. Сам шланг, однако, в набор не включен.
Я собрал два варианта тягача: с модулем компрессора и без. Сборка - практически "из коробки"; самостоятельно изготовлены шланг компрессора (проволока), мелкие скобы (также проволока) и фары (кружки фольги и прозрачный лак).
Схема окраски машины: 1950-е..60-е гг., ВМФ США.
Принятый ВМФ США на вооружение в начале 60-х палубный тягач, получивший индекс MD-3, был существенно крупнее и тяжелее предшественников (чтобы справиться с перемещением потяжелевших ЛА). Как и его непосредственный предшественник MD-1, новый MD-3 исполнял обязанности и тягача-буксировщика, и стартера: к задней его части мог быть пристыкован контейнер с компрессором (газовой турбиной) для запуска двигателей самолетов. Имелся также контейнер с агрегатом пожаротушения, который превращал тягач в легкий пожарный автомобиль. MD-3 служили на палубах до конца 90-х / начала 2000-х годов, когда появилась обновленная версия машины, A/S32A-31A, имеющая ряд внешних отличий. Также можно отметить службу небольшого количества тягачей MD-3 на авианосцах Bonaventure ВМФ Канады и Veinticinco de Mayo ВМФ Аргентины соответственно.
Модель тягача MD-3 имеется в наборе "Flight Deck Crew & Carrier Tractor" фирмы Fujimi (кат. № 35001). Помимо тягача, в набор входят 10 фигурок членов палубной команды. Тягач можно собрать как с модулем стартера, так и без него, а также в версии пожарного автомобиля. Уровень деталировки и соответствие прототипу неплохи; наиболее крупным недостатком является следующее: в наборе предлагаются односкатные задние колеса, в то время как на прототипе они были двускатными. При постройки модели были проведены следующие доработки:
Схема окраски машины: 1960-е..70-е гг., ВМФ США.
Тягачи типа A/S32A-31A используются в настоящее время на всех авианосцах и авианесущих десантных кораблях ВМФ США (включая классы Enterprise, Nimitz, Whidbey Island, Harpers Ferry, Austin, Wasp и San Antonio, а ранее и Tarawa и Kitty Hawk). Основные отличия модернизированной версии A/S32A-31A от тягача MD-3, использовавшегося в 1960-х..90-х годах, - это измененная задняя часть корпуса (в том числе, расширенные колесные арки), иные колеса и новый модуль стартера.
Модель производства фирмы F4Models (кат. № FM7002).
Из набора можно собрать тягач как с модулем стартера (именно в таком варианте машины чаще всего используются на авианосцах), так и без него (а этот вариант более типичен для десантных кораблей: вертолетам не требуется для запуска подача воздуха). Шланг компрессора отлит в смоле и выглядит достаточно реалистично. В набор входит крупная плата с фототравлеными деталями - большинство из них нужны для сборки модуля стартера. При сборке этого модуля выявилась неидеальная стыкуемость деталей: потребовалась подгонка. Как и у прочих описанных здесь моделей, мелкие скобы - из проволоки, а фары - кружки фольги и витражный лак.
Схема окраски машины: 2000-е гг., ВМФ США.
Специализированный тягач для перемещения авиатехники в стесненных условиях ангарных палуб и самолетоподъемников поступил на корабли ВМФ США в середине 60-х. Его модернизированная версия, получившая обозначение A/S32A-32A, остается на вооружении авианосцев всех классов и универсальных десантных кораблей LHA и LHD до настоящего времени. Машина отличается маневренностью и компактностью: гидравлические захваты фиксируют носовую стойку шасси самолета или вертолета и приподнимают ее над палубой, а поворачивающееся на 360º колесо в задней части машины позволяет ей разворачиваться на месте
Модель производства фирмы F4Models (кат. № FM7004).
При ее сборке требуется аккуратность: фототравленые детали мелкие, а некоторые из них нуждаются в сгибании. Добавлены изготовленные из проволоки ось вращения гидравлических захватов и различные шланги; фары - кружки фольги и витражный лак.
Схема окраски машины: 2000-е гг., ВМФ США.
Таким образом, усилиями фирм Academy, Airfix, F4Models и Fujimi в наличии имеются модели всех типов палубных тягачей ВМФ США в масштабе 1:72.
Скажем несколько слов и о моделях других типов вспомогательной палубной техники ВМФ США в этом масштабе.
Линейка специализированных палубных мобильных стартеров и электроустановок также представлена полностью: наряду с моделью стартера NC-1A от F4Models есть и модель мобильной палубной электроустановки NC-2A от фирмы Verlinden (№ 2584).
Есть и пожарные автомобили:
Модель тяжелого палубного пожарного автомобиля MB-5 из 60-х..70-х годов, похоже, пока не выпускалась никем. О доступности модели современного палубного пожарного автомобиля A/S32P-25 в масштабе 1:72 мне пока не известно.
Моделей прочей вспомогательной палубной техники ВМФ США, такой, как аварийные краны, машины для чистки палубы и погрузчики, пока в масштабе 1:72 не видно (правда, выпуск набора погрузчиков анонсирован фирмой F4Models).
» Автор | |
---|---|
ShadowRaider | |
Опыт: | 800 |
Репутация: | +29 |
ShadowRaider в 07.02.2013 - 00:17 Тема: окраска >> можно было бы там какие-нибудь стандарты/краски модельные указать.
Палубные тягачи в ВМФ США окрашивались следующим образом: Период ВМВ: Ocean Grey, FS36187 1950-е...90-е: Orange Yellow, FS FS33538 С 1990-х по н.в.: просто белый (Insignia White, FS37875) Естественно, бывали исключения. Например, есть цветные фото палубных "Виллисов" в Olive Drab (FS34087) и в Sea Blue (FS15042). Добавлено спустя 3 часа 50 минут 53 секунды: Коллеги, спасибо всем за отзывы и за добрые слова! |
ded в 07.02.2013 - 00:49 Качественная информативная статья. Интересно и познавательно. Ну и модели сделаны качественно. И не подумаешь, что 72 масштаб. Заслуженный +
P.s. мечтаю о такой коллекции в 48 |
ShadowRaider в 07.02.2013 - 00:56 Благодарю за отзыв!
>> мечтаю о такой коллекции в 48 Частично Вы ее можете собрать. В 48-м есть: понятное дело, Willys (Hasegawa, Tamiya); BNO-40 (Tamiya, в коробке с F4U); MD-3 (Verlinden, PWMP); A/S32A-31A (PWMP, Skunk - правда, компрессор старый, от MD-3); A/S32A-32A (Skunk); NC-2A (Verlinden); A/S32P-16 (Verlinden); A/S32P-25 (Skunk). |
Евгений_Васильевич в 12.11.2013 - 02:06 Тема: Вспомогательная палубная техника ВМФ ...(#6016) - обсуждение Очень нужная статья! Спасибо!
Коллеги, в российских или украинских магазинах такие наборы видел кто? |
ShadowRaider в 12.11.2013 - 11:54 Спасибо. Рад, что оказалось полезным.
>> Коллеги, в российских или украинских магазинах такие наборы видел кто? Магазин www.scalefan.ru С уважением, Alex |
Евгений_Васильевич в 12.11.2013 - 23:39 Магазин www.scalefan.ru
Ну Хасегава-то доступна, эти наборы и у меня есть. Интересуют наборы Фуджими и F4models. |
ShadowRaider в 13.11.2013 - 00:45 >> Интересуют наборы Фуджими и F4models.
Модели фирмы F4Models можно приобрести в магазине www.scalefan.ru Можно и в магазине www.hannants.co.uk, если не нравится scalefan. |
Евгений_Васильевич в 13.11.2013 - 17:15 Модели фирмы F4Models можно приобрести в магазине www.scalefan.ru
Отлично! Нашёл! В прошлый раз искал не в том разделе. Спасибо! |
Vig-gen в 11.11.2019 - 00:20 Тема иностранных аэродромных тягачей у нас еще достаточно новая и не проработанная. Общей информации по моделям достаточно, но обзоры, продажи китов и литература под вопросом. Даже E-Bay напрягается .Коллега ShadowRaider предложил нам самую актуальную информацию. За что спасибо от благодарных коллег:)
1) F4Models что за производитель? 2) нет ли у кого литературы по советским палубным тягачам? 3) нет ли инфы по применению иностранных тягачей в гражданской авиации (все модели для ВВС)? |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
В том, как я окрашиваю модели, нет ничего необычного и, как мне кажется, ничего интересного. Всё совершенно стандартно: акрил, потом глянцевый лак, потом немного смывки, потом матовый лак. Пока я, к сожалению, более продвинутые технологии (особенно на столь маленьких машинках) не освоил.
Имелось ввиду что
Схема окраски машины: 1940-е гг., ВМФ США.
для тех кто не в курсе(ну как я) чтоб по гуглям не бегать, можно было бы там какие-нибудь стандарты/краски модельные указать.