Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Это мой дебют на сайте. После долгого перерыва вновь занялся любимым когда-то увлечением. Так уж получилось, что у меня накопилось несколько моделей F-5, этого достаточно распространенного легкого истребителя. Он до сих пор в строю практически на всех континентах. Все мои киты в 72-м масштабе, но модельные фирмы и модификации прототипов разные. Решил собирать параллельно сразу всю «группировку»… И зря: порядком надоедают многократные повторения одних и тех же операций, а в итоге – кошмарный долгострой… Но об этом – в другой раз, а в этой статье, рассчитанной не столько на умудренных опытом, сколько на начинающих моделистов, хочу поделиться своим решением задачи по борьбе с дефектами фонаря, обозначенной в названии статьи модели.
Козырек фонаря оказался мал, причем сразу по всем трем осям! Настолько мал, что по стыку с «открывающейся» частью образуется даже не ступенька, а щель, почти в целый мм! На фото заметен и еще один дефект – ступенька между второй деталью фонаря и гаргротом из-за неверной геометрии, извините, задней части этой детали. Такой дефект исправить легко, ведь эта часть фонаря все равно будет закрашиваться, так что ее можно зашпаклевать или просто «приподнять» (последнее сымитировано на последующих фото) и потом сточить излишнюю выпуклость. А вот что делать с козырьком? Штатный-то явно не годится, причем не только по размерам, но и по форме (в частности, по конусности)…
И козырек от Italeri прекрасно подходит к фюзеляжу Тигра от Моделиста:
Осталось изготовить точно такой же!
В идеале при этом следует учитывать толщину пластины, используемой для изготовления козырька, неплотность прилегания линии обводки к контурам детали, и т.д., и т.п. Но я как-то сразу смекнул, что разница по толщине материала и эталона нивелируется как раз за счет неплотной обводки. Любителям высокой точности и масштабности рекомендую проверить размеры полученных обводов с помощью разных линеек и микрометров, и если обнаружится разница – повторить поиск подходящей поверхности, последующую обводку и измерения, и делать это до тех пор, пока не будет достигнут требуемый идеальный результат. Мы же с женой, как обычные простые наколеночники, подошли к этому наплевательски, и, забегая немного вперед, сообщаю, что козырек у нас по внешним очертаниям переплета получился где-то на 0,3 мм. уже, чем эталонная деталь (определено, о кошмар, на глаз – методом прикладывания детали к эталону соответствующими местами!). Зато по высоте и длине – один в один! Правда, при вырезании чуток закривили одну линию, но на фото это незаметно, а уж после шпаклевки и окраски и тем более все будет Ок! Но вернемся к описанию.
Теперь плотно прикладываем заготовку к размеченным на пуансоне обводам будущей детали, берем чертилку (можно любой другой колющий инструмент) и аккуратно накалываем ей на заготовке точки, повторяющие обводы. Чем чаще точки – тем точнее потом будут линии (хотя – не факт), но и больше времени уходит на разметку.
А теперь сравним, как было, и как стало:
Правда приподнимать, еще раз простите, заднюю часть фонаря я не стал, приклеил ее плотно по основанию, а порожек между фонарем и гаргротом зашпаклевал. И вот как фонари моих F-5E выглядят сейчас (на переднем плане Italeri):
Для полноты картины хочу обратить внимание коллег еще на один нюанс. В конструкции фонаря швейцарского Тигра (а аналогичные модификации есть в ВВС США, Тайваня, Мексики, ЮАР, Бахрейна и др. стран) по левому борту сразу за остеклением имеется некое выходное устройство. Понятия не имею, какую функцию оно выполняет, но, если разницу в 1-3 мм., например, по размаху крыла модели B-52 на глаз (без укладывания в чертежи или использования измерительных приборов!) вряд ли кто-либо сможет определить, то отсутствие этого элемента (или, наоборот, присутствие!) на модели соответствующего прототипа определяется естественным способом, да и на фото это хорошо видно (нижний ряд – варианты, где эта щель отсутствует):
Так что, если будете собирать такую модель, не поленитесь найти фото прототипа, сейчас это несложно. Я на своих фонарях острым резачком вырезал имитацию этих элементов (на фото видно плохо из-за прозрачности деталей) и могу сказать, что прозрачный пластик Italeri в меру мягок и изумительно режется, но хуже полируется, а пластик Моделиста полируется гораздо лучше, но он жесткий и очень хрупкий, чуть посильнее надавил – хрясь, и трещина… У меня она пошла от инструмента к ближайшему срезу детали, т.е. не выскочила на незакрашиваемую часть фонаря – повезло! А то бы пришлось вырезать пуансон, матрицу, и давить новый фонарь хорошо известным способом.
Кстати, у F-5A от Airfix козырек фонаря также сделан этим способом, т.к. на штатном из-за непролива зияла дыра.
coda69 в 30.01.2012 - 21:27 Тема: Как изготовить фонарь для F-5E Хорошая статья и метода доступная!
Я два 21 МиГаря совместно собрать не осилил, один из них в коробке отдыхает по сей день. А тут 6 штук F-5, офигеть... |
Сан_Саныч в 31.01.2012 - 07:26 Тема: Как изготовить фонарь для F-5E(#4889) - обсуждение Прикольное решение. Остаётся правильно подобрать жену, для грамотного изготовления козырька. :wink: |
N9i9k в 09.02.2012 - 15:41 Тема: Как изготовить фонарь для F-5E Целая эскадрилья получится, интересно будет взглянуть на конечный вариан всех самолетов. Удачи, успешного окончания работ. |
Wishmaster в 01.11.2016 - 13:06 На руках имеется моделисто-хоббибоссовский тайгер.
Козырек-зараза, действительно, мал. Решил я воспользоваться опытом коллеги и сделать этот козырек. В моем распоряжении не было не италовского козырька, не италовского фюзеляжа. Приложил родной к гаргроту, обвел пожирней, и обдавил полоску плекса миллиметрового. Еще сдуру сверху платком придавил. В итоге с внутренней стороны пропечаталась расшивка, с внешней- текстура платка. Толщина позволит все это устранить и отшлифовать заготовку. Поверхность, вокруг которой давим, должна быть гладкой Как то так :oops: |
master_din в 01.11.2016 - 13:24 F-5 от Моделиста это пиратка Итала от китайской Lee расшитая вовнутрь, появилась году в 2001. Хоббибосс тоже имеет корни от Итала, но сделан более менее и вышел лет на 10 позже.
Если понадобится, то здесь продают рамки с фонарями на F-5 от Хобибосса, который должен нормально встать https://ru.aliexpress.com/item/80207B-T2/32709066238.html?spm=2114.13010608.0.0.rtHln p |
Wishmaster в 01.11.2016 - 15:14 продают рамки с фонарями
Спасибо, но выпилю. Будет быстрее. Да и с учетом доставки цена получается не на много гуманнее новой модели. А в свете их одинаковости не имеет смысла А по происхождению ХБ дискуссия в другой веке. Но поверьте наслово, что содержимое коробки моделиста ничем не отличается от представленного :arrow: |
Barbarian в 01.11.2016 - 18:37 Раньше Моделист паковал что-то китайское, сейчас пакует ХоббиБосс. декаль у моделиста хуже, а цена выше :shock: |
master_din в 01.11.2016 - 22:38 Надо будет в выходные Хоббибоссовский фонарь приложить, посмотреть как встаёт, заодно и к моделисту (Lee) приложить.
Я брал фонарь в приведённом магазине Трампобосса на Алиэкспрессе в довесок к фонарю ми-8 для исправления Звезды и литнику на Трамповский F-100 с каналом воздухозаборника, для Италовской модели. В кучке получилась нормальная цена доставки, при цене рамки в 2,5 бакса. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Как изготовить фонарь для F-5E
Seversky!
Спасибо! Думаю, по мере готовности, размещу здесь статьи и фото готовых моделей. Вроде уж и финиш близок, но их шесть, и это жесть!