Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого

Изделие 330, истребитель И-135, Су-1, первенец ОКБ им. П. О. Сухого, маленький и изящный самолет, которому не суждено было стать героем войны. И тем не менее, данный аппарат заслуживает внимания необычными и,в некоторых случаях, новаторскими техническими решениями, которые были на нем применены.

Здравствуйте.
Начну я, пожалуй, несколько банально, с рассказа о прототипе.

О прототипе

 

Здесь я бы отметил не историю создания сего интереснейшего аппарата, а рассказал бы о его конструкции.
Самолет классической схемы, низкоплан, с классическим оперением, хвостовым колесом. Все стойки шасси - убирающиеся. Основные стойки убираются в крыло с поворотом на 90 град. Выпуск и уборка осуществлялись с помощью гидросистемы.

Крыло однолонжеронной конструкции, лонжерон из хромомолибденовых труб. Поперечный набор в виде дюралевых нервюр. Обшивка дюралюминиевая. Крыло с центропланом и отъемными консолями. Металлическое давало выигрыш в весе конструкции и обеспечивало повышение потолка самолета.
Кабина летчика не герметична, защищена бронеспинкой.

Установлен винт изменяемого шага ВИШ-61. Охлаждение мотора водяное, под давлением. Воздухозаборник водяного радиатора находился под фюзеляжем. Выход охлаждающего воздуха - в верхней задней части фюзеляжа.
MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ СухогоMM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого
Вооружение составляла 1 пушка ШВАК, ствол которой проходит через полый вал двигателя с боекомплектом 120 снарядов и 2 синхронизированных пулемета ШКАС в носу самолета с боезапасом 1700 патронов. Предусматривалась подвеска до 100 кг бомбового вооружения.

До постройки этой модели я не был близко знаком с нашей авиацией в предвоенные годы, поэтому меня поразило, что описание самолета, по моим соображениям, соответствовало уровню развития авиации к периоду окончания войны, а, как оказалось, уровень развития был не таким уж и низким в предвоенные годы.

О моделях

 

Выбор моделей сего замечательного самолета, как оказалось, невелик – в свое время его выпускала фирма AER Moldova в 1/48 и кооперация фирм ММ и Siga model в 1/72. О первой модель слышал, что она переразмечена и, на самом деле, в коробке лежит модель в масштабе 1/50 или даже 1/55. А на второй остановлюсь детальнее, ибо о ней и идет повествование.

Наверное, как и большинство моделей, Су-1 был приобретен совершенно случайно. Заходил в магазин совершенно по другому вопросу, но, увидев давно искомую модель на полке, конечно, приобрел.
 

Первое впечатление

 

Модель мне досталась в полном комплекте, с коробкой, инструкцией и в целлофановом пакетике, что было не лишним. Выполнена по технологии литья под низким давлением. Всего в наборе предлагается 29 деталей.

Коробка выполнена из простого картона с верхней крышкой (удобно складировать части модели, пока она в сборке).
Инструкция выполнена на листе бумаги с непонятным форматом. Удобно разбита по этапам сборки, особых проблем вызывать не должна (не то, что в макетовском Ка-60).
Декаль отсутствует, ибо прототип не нес опознавательных знаков, бортовых номеров и технички. (Есть фото с опознавательными знаками, но они относятся к Су-3)

MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого

Пластик

Детали модели размещены на 5 литниках + фонарь. Пластик серый, умеренно мягкий, поддается обработке и расшивке. Крупные детали модели покрыты жирной пленкой смазки/разделительного слоя (хорошо, детали были в пакете, иначе бы вся коробка была в ирных пятнах). Литье и мелочевка грубоваты, местами просто переразмеряны и представляют собой, скорее не деталь, а заготовку для детали. Присутствует облой.

Расшивка тонкая, внутренняя, и также несколько грубая.Клепка присутствует, лишь, на значимых деталях (в районе центроплана и воздухозаборника).
MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого
Фюзеляж выполнен из 2 половинок. Как и на прототипе, киль сделан одним целым с фюзеляжем. 
У крыла, несколько, странное членение, в ходе сборки модели это доставило некоторые неприятности.
Кабина представлена полом, задней стенкой, креслом, ручкой, приборной доской и фигуркой летчика.
Винт модели состоит из 3 частей.

Фонарь - толстый и мутноватый. Переплет присутствует, показан внешними линиями.
MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого
Поначалу, модель меня, несколько, отпугивала, но после начала работы, появился интерес устранить недочеты и собрать красивую модель.
На старте имелся данный набор и инструмент. С учетом качества исходной модели на выходе хотел получить аккуратно собранную и покрашенную модель, с минимальными доработками и, практически, без тонировки – самолет новый, только что с завода, сильно его пачкать не хотелось.

Сборка

 

Начал с операции, характерной больше для любителей росписи фигур – мойки крупных частей модели, после чего они приобрели нормальный серый цвет и чистый вид. После чего и приступил к сборке.
MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого

В начале убрал облой, лишний пластик и приступил к примерке модели по проекциям из журнала Моделист-конструктор. Выяснилось, что крыло и стабилизатор лежит в чертеже, практически, идеально, придраться, особо, мне было не к чему. А вот с фюзеляжем были некоторые вопросы: киль по передней кромке имел не выпуклую кривую, а вогнутую + к этому чуть позже выяснилось, что фюзеляж оказался, несколько, короче. Приняв во внимание найденные недочеты, принялся «облегчать» фюзеляж – при помощи бормашины уменьшил до масштабной толщину пластика в районе кабины, хвостовой стойки, прорезал отверстия в районе решеток охлаждения и для имитации стволов синхронных пулеметов.

MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ СухогоMM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ СухогоMM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ СухогоMM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого
Далее, последовали работы с фольгой – из нее изготовлена имитация решеток охлаждения и имитация силового набора фюзеляжа в районе кабины. Одновременно с этим,  из  иголок от шприца установил стволы пулеметов и приступил к склейке половинок фюзеляжа и сборке кабины.

Части кабины были, также, вымыты, с них удален облой, с приборной доски была удалена старая и изготовлена, довольно, примитивная новая имитация приборов. С фигурки летчика счищен облой, лезвием подправлены элементы одежды и позже она была окрашена.

После облагораживания и сборки кабины отделил и очистил части винта от облоя и отложил в сторонку.
MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого
После высыхания фюзеляжа был зашпаклеван и зачищен стыковочный шов. С этого момента началась интенсивная терапия – киль по передней кромке был частично удален, а сам фюзеляж был разрезан за кабиной для удлинения. На фюзеляж и киль были наклеены вставки.

Пока все сохло, занялся крылом. Операции практически те же: очистка, подгонка, склейка. После склейки образовались приличные ступени, которые были зашкурены и зашпалеваны. Снова сушка.
MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ СухогоMM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ СухогоMM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого
В ходе образовавшегося перерыва была очищена от облоя оставшаяся мелочевка, собран и зашпаклеван винт и кабина. Изготовлена ниша хвостовой стойки и пуансон для выдавливания нового фонаря – базовый из набора меня не устраивал и пугал объемом работ по его доводке.

Наконец, крупные части высохли и пришло время собрать воедино фюзеляж и хвост + зашпаклевать место стыковки. «За компанию» был установлен и стабилизатор.
MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ СухогоMM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ СухогоMM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого
После высыхания частей в фюзеляж установил заранее подогнанную кабину.
Дабы время не терять, занялся расшивкой крыла. После окончания расшивки крыло приклеил к фюзеляжу и зашпаклевал место стыка – в результате образовались приличные щели (до 1,5-2 мм), частично, по моей вине.

Снова образовался временной перерыв, который был заполнен изготовлением нового фонаря. Фонарь был выдавлен из упаковочной пленки. Переплет изготовлен из самоклеящейся алюминиевой фольги. С первой попытки изготовить фонарь не удалось – помешал акриловый глянцевый лак, который, почему-то, помутнел и пришлось переделывать всю работу заново. Однако, опыт не пропал даром, на втором фонаре нанесение переплета производил непосредственно на пуансоне, при этом фонарь заранее не вырезал и не подгонял по месту к модели (все по разметке). Позже, переплет был загрунтован и окрашен уже вместе с моделью.
MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого
Но, вернемся непосредственно к модели. Стык крыла и фюзеляжа был тщательно зашпаклеван и ошкурен, на модель была нанесена расшивка и установлен маслорадиатор. Отдельное спасибо Р. Бутримову за предоставленные мелкие сеточки, коими был перекрыт ВЗ водорадиатора.
MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого
После установки, модель еще раз была осмотрена, ошкурена, подшпаклевана, после чего была направлена в "покрасочный цех" для покрытия грунтовкой. Грунтовка автомобильная, из баллончика, отдельно разбавленная растворителем до консистенции молока.

Грунтовка легла не совсем гладко, но главную задачу выполнила – проявила явные недочеты: царапины, ямы и т.п. ,которые были ,вскоре, устранены.
После, последовала вторичная грунтовка модели. Уже по ней была нанесена клепка (к слову, опробовал новый «заклепочник»), вышкурены поверхности, подправлена расшивка, в общем, осуществлена доводка модели до предпокрасочного состояния.
MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого
Перед покраской модель обезжирил хозяйственным мылом.
Красил модель аэрографом – низ голубой Звезда Акрил и Звезда Супер, верх – зеленый защитный акрил от Ганзы. Краска Звезда акрил оставила у меня неприятные впечатления, в дальнейшем, я ограничу ее использование, в отличие от краски фирмы Gunze – нареканий нет: укрывистость и адгезия хорошая, цвет соответствует заявленному.

MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого

После покраски снял маски с кабины, шасси, решетки водорадиатора и винта, приступил к окончательной сборке.
Установил заранее подогнанные и окрашенные стойки шасси, створки их ниш, установил фонарь, подкрасил выхлоп, изготовил и установил ПВД, накрасил огни БАНО. Слегка притонировал модель черным акрилом для придания объема. На этом постройка сего замечательного аппарата была завершена, и он занял свое место на полке собранных моделей.

Итоговая оценка модели складывается из следующих факторов... Слабая стыкуемость, грубоватая мелочевка и очень слабый фонарь. Однако, хочется отметить отличный выбор прототипа для модели,  хороший пролив крупных частей модели, в основном, правильная геометрия и присутствие оформления – коробки и инструкции.
Так что в итоге, по моей субъективной оценке: 3+

О своей работе хочу сказать, что, на мой взгляд, поставленных целей я достиг, но не без недочетов:
  • Несколько, не аккуратная окраска крыла снизу (подвел акрил от Звезды – перекрашивал краской звезда-супер)
  • Не аккуратная установка сеточки в ВЗ водорадиатора
  • Не правильно изготовил створки ниши хвостовой стойки
  • Не аккуратная имитация провиса полотна на стабилизаторе (сделал вывод – так больше не делать)
  • Не аккуратная имитация решетки охлаждения по правому борту (особенно).
  • Местами, не аккуратная расшивка
  • До сих пор вызывает сомнение форма ВЗ водорадиатора под фюзеляжем и его выхода за фонарем кабины.
MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого

MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого

MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ Сухого
В заключении, могу сказать, что результатом я доволен, удалось опробовать некоторые новые для меня технологии, нормально изготовить фонарь, нанести клепку и, более-менее аккуратно, покрасить модель.

Спасибо за внимание к моей работе.
До новых встреч на просторах Интернета и scalemodels.ru

С уважением, Дмитрий Любомирский
Одесса – 2010

При работе использовал:

  • Чертежи из журнала Моделист Конструктор
  • Авиационную Интернет-энциклопедию Уголок Неба
  • Материалы сайта Авиация второй мировой: http://www.airpages.ru/ru/su1.shtml
  • Фото из сети Интернет
  • http://scalewiki.ru/ 
» Информация о статье
Просмотров: 6987
Опубликовано:
Любомирский в 28.06.2010 - 19:54
Расположение знаю, я за цвет интересовался. Спасибо.
Кошкер в 28.06.2010 - 22:39
Респект автору за то, что победил эту кошмарную модель! Знаком с ней не понаслышке, и, увы, не могу похвастаться тем, что тоже закончил ее (хотя, надеюсь вернуться). Меня больше всего мучило в процессе работы то, что пластик слоился. Ну и тот факт, что я из Су-3 (у меня был именно этот набор) решил сделать Су-1... :shock:

Вот, если не возражаете, некоторые этапы моей неравной борьбы. Прошло несколько лет, и уже не все мне нравится, так что если вернусь к работе, придется многое переделывать.









Прошу прощения, что влез со своей моделью, но, может быть, кому нибудь будет интересно...
Любомирский в 28.06.2010 - 23:18
Теперь я уже сомневаюсь, а победил ли...
У вас он получился, именно получился, значительно лучше!
Я вот и не знаю чего мне не хватает, чтоб получалось ну хоть немного похоже на ваши модели.
Для себя отметил интересную технологию имитации провиса полотна, возможно, в будущем пригодится. Так что, ничего страшного, что "...влез со своей моделью...", это действительно интересно.
Redstar_72 в 28.06.2010 - 23:32
Евгений - как всегда Супер! А почему не хотите закончить его: ведь всё самое трудное уже позади, осталась фактически покраска?
Кошкер в 28.06.2010 - 23:43
Теперь я уже сомневаюсь, а победил ли...
У вас он получился, именно получился, значительно лучше!
Спасибо! Но законченная модель всегда стоит большего, чем заброшенный долгострой...

Для себя отметил интересную технологию имитации провиса полотна, возможно, в будущем пригодится.
Вот как раз ее я бы применять не стал, это первое, что я переделаю, если когда-нибудь доберусь до этой модели. Нереалистично.

Евгений - как всегда Супер!
Спасибо, Александр!

А почему не хотите закончить его: ведь всё самое трудное уже позади, осталась фактически покраска?
Беда в том, что пока модель валялась на полке, ее уровень перестал меня удовлетворять. :smile: Как я уже выше говорил - многое придется переделать. К тому же, кажется, маленько повело крыло - с этим тоже придется попотеть. В общем, не все так просто...
Любомирский в 29.06.2010 - 00:11
Хорошо, а что бы посоветовали применять, в качестве имитации провиса?
Кошкер в 29.06.2010 - 00:27
Хорошо, а что бы посоветовали применять, в качестве имитации провиса?
Например, мэтры используют такой метод:


У меня это пока не получается, и я делаю так:


Более трудоемко, но результат получается сходный.
Любомирский в 29.06.2010 - 00:38
Спасибо за ответ, буду изучать.
vnl в 02.07.2010 - 12:11
Коллеги, приветствую.
Работа по доводке проведена значительная, мне понравилось. Достоинства и недостатки, вроде как, перечислены.
На мой взгляд, кабина выглядит узковато, получился какой-то загиб борта фюзеляжа внутрь, не думаю, что в жизни было именно так. И пилот сидит как-то низко, над бортом виден только его лоб.
А в общем, приятная модель.
Любомирский в 31.03.2011 - 23:46
vnl, спасибо за отзыв, извините, что так запоздало.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy