Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Окраска и отделка стендовых моделей копий ч.2

Эта статья является продолжением материала по окраске. В этой статье содержатся материалы как для новичков так и интересные методы тонировки для профессионалов-моделистов.
Окраска и окончательная отделка - завершающий процесс в постройке модели-макета копии. Окраска макетов и делится на 2 части:

Подготовительная – грунтовка, шпаклевание, обработка шкурками и нанесение «проявочного слоя» краски для определения качества всей подготовительной работы.

Окраска - заключается в том, чтобы с помощью лакокрасочных покрытий придать модели максимально сходство с оригиналом, как по цвету, так и по качеству и характеру поверхности (например, модель, изготовленную из дерева, сделать «под металл» имитировать бумагу «под кожу» и т.д.).

Окраска и отделка стендовых моделей копий ч.2

Отделка включает окончательную доводку поверхности (обычно полировкой), нанесение опознавательных знаков и всякого рода надписей, отводок и всякого рода декоративных рисунков, а также воспроизведения оборудования и отделки кабин и других частей самолёта.

Грунтовка модели нужна для того, чтобы создать на её поверхности слой, на который прочно ложится шпатлёвка. Каждой шпаклёвке соответствует та или иная грунтовка.

Так, если применить нитрокраски (А также нитроглифталевые или глифталевые эмали), следует грунтовать коричневым грунтом № 138, а шпаклевать – нитрошпаклёвками АШ-22 или АШ-30. и тот и дугой продаются в специализированных магазинах.

Окраска и отделка стендовых моделей копий ч.2
Вполне удовлетворительную шпаклёвку можно приготовить и самому, замесив просеянный мел на бесцветном нитролаке (эмалите или цапоне). Мел всыпают в эмалит и растирают деревянной лопаточкой до густоты теста. Использовав такую самодельную шпаклёвку, грунтуют также эмалитом или цапонлаком. Шпаклевать лучше всего куском жесткой резины, вырезанной из старой автопокрышки и хорошо отшлифованной на наждачной бумаге (шпатель надо готовить тщательно, так как все неровности, имеющиеся на его поверхности, переходят на модель).

Шпаклевать рекомендуется в такой последовательности: сначала заделать особенно заметные неровности, далее посушить и обработать шкуркой, заделать мелкие неровности. Обработав шкуркой, покрывают тонким слоем жидкой шпаклевки, который после высыхания также обрабатывается мелкозернистой шкуркой.

Это – типовая схема. Однако в любом случае не следует сразу накладывать толстый слой шпаклёвки. Нельзя заделывать крупные изъяны шпаклевкой: для этого подойдёт заклейка кусочком дерева или пенопласта.

При использовании масляных красок или эмалей применима самодельная клеевая шпаклёвка такого состава: 70 частей потертого мела, 5 частей сухого столярного клея, растворённого в 19 частях воды, и 5 частей натуральной олифы. Зубной порошок для такой шпаклёвки непригоден, так как после высыхания даёт большую усадку и трескается. Клеевая шпаклёвка хорошо обрабатывается шкурками и прочно держит краску.

После того, как последний (сплошной) слой шпаклевки хорошо отшлифован мелкой шкуркой, модель покрывают тонким слоем светлой краски, чтобы определить, насколько качественно выполнена предварительная работа. Краска сразу покажет все ли неровности устранены. Если они всё-таки обнаружатся, их устраняют, накладывая тонкие слои шпаклёвки там, где это необходимо. После высыхания модель снова тщательно шлифуется. В таком виде она готова к нанесению краски. Наиболее распространённый способ нанесения окраски – это покрытие макетов и копий нитрокрасителями. Для этой цели обычно используются небольшие специальные пульверизаторы, дающие очень мелкое распыление краски, что, в свою очередь, позволяет высокое качество работы.

Если нет такого пульверизатора, подойдёт пульверизатор гаражного типа, которым красят автомобили или же пылесос. Надо тщательно готовить краску. Даже маленькие её подтёки, неровности, комочки на модели будут сразу бросаться в глаза. Поэтому краску необходимо хорошо размешать, а после этого процедить через самую мелкую металлическую сетку или хлопчатобумажную ткань.

Когда используют алюминиевый порошок, то его растворяют в цапонлаке или бесцветном эмалите. Бутылку сильно взбалтывают и дают отстоятся в течении суток. После этого осторожно сливают в чистую посуду верхнюю часть раствора, примерно до половины бутылки. Это самая тонкая (мелкозернистая) часть приготовленной краски. Она даёт совершенно гладкую, чистую, приятно блестящую поверхность.

Модель покрывается алюминиевым порошком для имитации металлической поверхности. На хорошо подготовленную поверхность 2 или 3 раза наносят тонкий слой бесцветного масляного лака, следя за тем, чтобы не попадала пыль и не оставались пузырьки воздуха. Последний слой лака не высушивают окончательно, а выжидают момент, когда лак затвердеет, но поверхность будет немного липкая. Если при сильном нажиме палец к ней слегка прилипает, оставляя слабый отпечаток, значит лак готов к работе. Алюминиевым порошком тонким слоем обсыпают поверхность лака, затем – мягкой кистью или тампоном, сделанным из хлопчатобумажной ткани, его легко втирают.

Частицы порошка образуют на поверхности лаковой плёнки блестящий слой, придавая ей удивительное сходство с металлом. Но этот слой очень тонок и требует аккуратного обращения с моделью. Под алюминиевый порошок белый или светло-серый грунт, под бронзу – золотисто-коричневый (охра). Всё это рекомендуется делать в отдельном помещении, так как металлические порошки, разлетаясь по воздуху, проникают всюду и могут испортить другие окрашенные модели, а также незакрытые лаки и краски.

Металлические порошки растворяют в бесцветном или масляном нитролаке и кистью наносят на модель, но при плёнка получается менее красивой.

Чтобы получить равномерное покрытие желаемой плотности пульверизатором, окраску производят обычно в несколько слоёв, с тщательной междуслойной сушкой и шлифовкой мелкими стружками. Последний слой полируется пастой (сначала мелкоабразивной потом восковой) до получения зеркально ровной поверхности. Модели, покрытые металлическими порошками по способу «на отлип», полировать пастой нельзя. Их полируют сухой фланелью с небольшим количеством порошка.

Знаки, бортовые номера, эмблемы и  т.п. пишут на модели после того, как окраска полностью завершена.
Автор статьи: Г. Малиновский
Набор: Дмитрий Любомирский
Источник: журнал "Крылья Родины"

P.S. Иллюстрации к статье рисовал сам т.к. не имею сканера.

С уважением, Дмитрий Любомирский
» Информация о статье
Просмотров: 16543
Опубликовано:

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy