Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Не-е, я не про хрестоматийные три шестерки!Число зверя на самом деле – 82964! О нем позже, а сначала о декалях для SB2C Helldiver, который имел неофициальную кличку Beast – не то “Зверь”, не то “Чудовище”...
Моделей “Хеллдайвера” в 1/72 на свете было немало, но бесспорно лучшая из них та, что делает корейская Academy. Делает она SB2C-4, в комплекте,разумеется, есть и декаль на четыре варианта, три
из них палубные, с двух авианосцев – “Йорктауна” и “Шангри-лы”. А ежели хочется чего-то иного?
Тогда прямая вам дорога на базар, за афтермаркетом. Вот вам дека так дека, разом семь вариантов и все палубные! Разработана Aviprint еще в 2006 году, после выхода на рынок академовской
модели, и актуальности до сих пор не потеряла – других дек как-то не видно. Качество печати хорошее, в общем “заплати и лепи”.
Я заплатил – сам не знаю почему, затмение на меня нашло. А потом зачем-то решил деки “проверить на вшивость”. Зачем? Ну-у-у... Э-э-э...
Короче, тем, кто считает, что особая копийность в моделях самолетов не нужна, читать далее не стоит. Тем, кто уже видел предыдущие издания моего “Плача Ярославны по неправильным
декалям” – тоже. Однако ж, думается, коль есть графоманы, так найдутся и соответствующие читатели. Вот для них и пишу...
Ну-с, приступим. Начнем с упаковки, точнее инструкции. Она цветная, напечатана на лазерном принтере и вся на аглицком. Ну так я переведу, более того, прокомментирую. Итак…
Страница первая. Ключевая надпись сообщает о том, что на декальном листе напечатана маркировка на семь вариантов SB2C-4. Тут же изображены “боковики” трех из них, на второй и
третьей странице – еще 6 боковиков, причем два из них дублируют изображенные на первой странице. Под каждым боковиком маленькая справочка о самолете, в том числе и с полезными для моделиста подробностями вроде наличия на конкретной машине радиолокатора. Тут же приводится справка, из какого источника взята информация, они же полностью указаны на последней, четвертой странице инструкции вместе с картинкой, показывающей расположение символов авиагрупп на крыльях самолетов. Короче, все как в лучших домах Лондона и Парижа. Для недоверчивых есть даже фраза о том, что все окраски основаны на реальных фото. Типа, сынок, не сумлевайся, мы обо всем позаботились.
Я “Капитал” не читал, в политэкономии не силен, но знаю, что “не обманешь – не продашь”. И тем не менее рассчитывал, что из семи вариантов хоть один окажется сносным. И, как водится, ошибся…
И так будет продолжаться, пока декали разрабатывают “профессионалы”. Для них это работа, а поскольку работа по определению такая штука, которой занимаются только ради денег, то подходят они к ней спустя рукава, повторяя мантру “Пипл и так схавает”. Им хорошо, а потребителю?
Когда разработчик декалей получает в свое распоряжение компьютерный шрифт, да не один, он начинает считать, что вся буквенно-циферная маркировка у него “в кармане”, и остается только
сбацать графику. На американских самолетах второй половины 1940-х графики обычно немного: опознавательные знаки (берутся они уже в виде готового векторного рисунка, так что их остается только смасштабировать) и эти самые “геометрические символы”. И садится такой специалист за комп, и за пару-тройку часов ваяет декаль, тем более что и с цветом заморачиваться не надо: белый, темно-синий (для ОЗ), черный (иногда нужен), на послевоенных машинах еще красный. И смещений цветов можно не опасаться.
Но на самом деле все гораздо сложнее, в чем мы можем убедиться, сравнив декаль с первоисточником. В данном случае это книжка из серии Osprey Combat Aircraft под названием Helldiver Units of World War 2 Барретта Тиллмана. И что мы видим?
В книге мы видим большое количество цветных “боковиков”. Я давно предлагал обратиться в ООН с просьбой принять всемирный мораторий на публикацию таких иллюстративных материалов, и за
нарушение безжалостно карать, вплоть до телесных наказаний. Это ж ничуть не лучше, чем порнография – и там, и там эксплуатируют человеческие “низменные” инстинкты и гнусно на них
наживаются. Перефразируя определение из “Википедии”, “боковики” - вульгарно-натуралистическое изображение самолетов, имеющее целью возбуждение моделиста.
Сознайтесь, ведь бывало, что по нескольку минут вы разглядывали эти самые боковики, прикидывая, в какой бы окраске сделать маленький самолетик? Я и говорю, порнография в чистом виде. А нам нужна научная реконструкция. В той же “Википедии”: “Изображение самолетов в научном контексте не является порнографией, так как в данном случае целью является не возбуждение аудитории, а
прояснение особенностей конструкции и окраски летательного аппарата”.
Но научную реконструкцию (т.е. до деталей совпадающую с обликом самолета) делать тяжело, а художник не склонен перетруждаться. Опять же, он считает себя творцом, а не рабом натуры, а посему
результат его работы получается невыдающимся. Но кабы такая порнография возбуждала бы только рядовых любителей потаращиться на картинки! Ведь при прочих равных именно на “боковики”
ориентируются ленивые разработчики декалей, которым наплевать, что получится в ее результате, помимо некоторой суммы денег. Вот.
Переходим непосредственно к “разбору полетов”.
1. VB-82, USS Bennington (источник фото написан в инструкции к декали, повторять не буду). “Елка”, судя по фото, в декали дана неверно, но зато неплохо соответствует боковику на стр. 59 вышеуказанной книги. Номер на капоте и на створке шасси в декали, кажется, мелковат, а тот, что на хвосте – слишком худосочный, хотя, может быть, мне это так кажется…
2. VB-83, USS Essex. Сравнение бортового номера с “ушами” опозновательного знака показывает, что в декали неправильный кто-то из них, и наверняка это именно номер. Не тот шрифт, однако!
Иного и быть не могло: разработчик использовал в декали (за единственным исключением) один-единственный шрифт (точнее, два, разнящиеся лишь расположением “трафаретных” полосочек), и
этот шрифт, увы, не совпадает ни с одним из тех, что мы увидим на фото. Этот шрифт мог бы с успехом быть использован как основа для разработки новых, более подходящих под каждый конкретный
случай, с измененными пропорциями знаков и иной толщиной линий, но зачем разработчику заморачиваться? Он лишь меняет кегль (то бишь высоту знаков) в шрифте, что, как знает любой пользователь “Ворда”, задача архисложная и выполняется в течение пары секунд. А шрифт корректировать – это уже многие минуты, а то и часы работы…
Ну да все равно машина с “Эссекса” не получилась – из-за номерка на хвосте. Он должен был быть средне-синим, как сам киль и борта самолета. Разработчик добился этого просто: дал номер прозрачным полем. Но получился номерок толщиной с волос, что, естественно, неправда – см. фото. Такое впечатление, что в данном случае шрифт лишился внешних линий, так сказать,
обводки, и из-за этого заметно “похудел”. Нехорошо! Еще нехорошо то, что на “Эссексе” геометрические символы наносили в своеобразном стиле, с использованием маскирующей ленты. В
результате белое поле было окаймлено темной полосой (там, где располагалась лента), что видно даже на фото, уменьшенных под 72-й масштаб. Воспроизвести это можно только маской...
3. VB-84, USS Bunker Hill. Сначала тот, что на боковике в оспреевской книжке назван “белая 205”. Приколисты! Бортовой номер на американских палубниках в годы Второй мировой мог быть всего
трех цветов: черный, белый или желтый (этот последний встречался, кажется, только на тренировочных машинах). Чаще всего номер на “Хеллдайверах” был белым (потому что сами они
были синие и темно-синие), и подборка боковиков в книжке это показывает весьма наглядно: из 33 вариантов лишь один – “черный”, да и то потому, что номера на борту у этой машины вообще не было
– только на хвосте. Но каждый раз написано – “белый”. Это у гансов такие указания важны – у них номера были разноцветные…
Ну да мы отвлеклись. Хотя ничего нового: бортовой номер снова не тех пропорций, особенно это заметно на цифре 5. Отдельный вопрос, был ли номер продублирован на капоте машины. На фото там
вроде ничего не видно, но ведь и на киле эта самая “белая 205” еле заметна…</p>
4. Фото второго варианта с “Банкер Хилла”, борта 210, я ни в одном из трех указанных в инструкции источников не нашел (только убогий боковик), и в других книжках искать не стал. Но кажется мне, что, как и на борту 201, чье фото в дыму пожара есть в Ин Экшне (стр 38), на 210-м цифры были тоже несколько “не той системы”…
5. VB-87, USS Ticonderoga, тот, который утонул рядом с авианосцем и в процессе этого был заснят. К той же проблеме со шрифтом (наиболее это заметно на хвосте, благо борт на фото уже почти скрылся в волнах) добавляется еще неправильный размер крыльевых треугольников.
6. VB-87, USS Ticonderoga, который расстался с частью вертикального оперения, но вернулся-таки на “Тико”. И снова шрифт слишком “тощий”, а геометрические символы перевраны: они, кажется,
должны быть одинаковыми и на крыле, и на хвосте, а не как в декали…
7. VB-12, USS Randolph. Последней надежде на правильный вариант не суждено сбыться, но ситуация тут особо пикантная. Помните, разработчики декали говорили, что они делали реконструкцию по
фотографиям? Вот и в аннотации к размещенным в книжке боковикам то же самое сказано, мол Том Таллис прям сам себя превзошел, рисуя их, и ни в чем от оригинальных фото не отступил. Но у них в
Америке со времен президента Рейгана в ходу поговорка: “Doveryay, no proveryay”, да и нам сие не зазорно. Проверим?
Смотрим на боковик на стр 59, сравниваем с фото на стр 66 и, как и следовало ожидать, видим некоторые различия, например в ширине полос на хвосте и величине номеров на капоте. Как вы понимаете, разработчики декалей ориентировались именно на боковик, а не на фотографию…
Забавно получилось с номером на борту. Он явно нестандартный, и декалестроителям воленс-неволенс пришлось рисовать его ручками. И почти они в этом преуспели, но…
Мистер Таллис, оспреевский художник, изображал ортогональную проекцию самолета на лист бумаги. При этом, естественно, пропорции всего, что располагалось на криволинейных поверхностях машины, он соответствующим образом исказил. Но что хорошо для “боковика”, плохо для декали – паны из Rising Decals не стали себя утруждать построением развертки, а просто обвели проекцию.
На фото они, конечно, даже и не смотрели (кстати, известно несколько фотографий борта 15 с Рэндольфа, но, если приглядеться, выяснится, что это или разные машины, или постепенная эволюция
маркировки одной и той же). В итоге номер стал ниже, точнее “ужалась” его верхняя часть. На другом фото 15-го, которое есть в Ин Экшне и FAOTW, бортовой номер имеет другие пропорции, но тоже
непохож на декаль. В японской книге на одной странице приведены обе фотки, можете сравнить. Да и эмблемы эскадрильи и черных номерков на киль для этой второй “пятнашки” у нас нет…
Ну да если вы не привереда, то можно забыть все то, о чем я тут распинался, и лепить деку как есть – номера в численном выражении и их общая форма (прямоугольные, а не округлые) совпадают с
реальностью, и ладно, а “ловля миллиметров” и соблюдение пропорций – пустое. Нечего усложнять себе жизнь.
Вариант второй, если вы не утратили способность отличать действительность от ее изображения, и можете решить, какая из прилагаемых декалей на НОВО-вский “Свордфиш” больше похожа на маркировку реального самолета (не отвлекаясь на качество нанесения красочного и лакового слоя – иные только по этому признаку и определяют качество декали): вы подбираете для своего “Хеллдайвера” более правильные номера из “старых запасов” (если они у вас есть), что-то делаете масками. Но тогда зачем каша из топора и рассматриваемая декаль?
Такие дела…
А, я вам еще обещал историю про число зверя. Извольте.
Как известно, каждый самолет имеет имя. Не, не то, что малюют иной раз на его борту пилоты – это клички. Имя самолета в разных странах называют по-разному: в Германии werknummer, в СССР-России – заводской номер, во флоте США – Bureau Number. В любом случае это то обозначение, которое остается с машиной на всю жизнь, имено по нему она проходит во всех документах. Обыкновенно такой номер наносится и на внешние поверхности самолета, и американские палубники не исключение. Во время войны на все “Хеллдайверы” наносился BuNo – на верхнюю часть киля шрифтом 1 дюйм. Неподалеку имелась также надпись navy и обозначение типа самолета –в нашем случае SB2C-4 или –4E. Все это писалось на подавляющем большинстве “Хеллдайверов”, в том числе и перекрашенных – номерки заботливо воспроизводили поверх геометрических символов.
Размер таких надписей невелик, но при нынешнем развитии декального дела вполне читаем. Academy знала о том, что на самолете вышеуказанная маркировка была, и ее дала. Но разработчики
изкоробочной декали не знали, какой именно номер был у тех машин, облик которых они пытались воспроизвести, и дали нечто абстрактное, к SB2C-4 не имеющее отношения.
Их, в общем-то, можно понять. Даже я, пролистав полтора десятка книг с фотками “Хеллдайверов”, не нашел ни одной боевой “четверки”, у которой был бы известен BuNo. Единички – пожалуйста,
пятерки тоже есть, а четверок как-то нету. Оно и немудрено – шрифт номерка маленький, а когда он нанесен черной краской да на среднесиний киль, так вообще не разобрать. Но присутствие его
вполне заметно, особенно когда номерок черный на белом или белый на темно-синем.
Казалось бы, ма-а-ахонькие циферки, можно без них обойтись. Но ведь это имя самолета! Без него он – уже не совсем он! Одну и ту же маркировку могли носить разные самолеты из одной эскадрильи
и даже машины разных подразделений – и какая из них представлена в модели? Быть может, с точки зрения чистого моделизма это не имеет большого значения, но если мы претендуем на историчность, то без подобных привязок нельзя.
Когда речь идет об американских самолетах, декалестроители обычно о BuNo “забывают”. Иной раз дадут даже navy и тип, а номер – нет. Чехи не дают вообще ничего, что обидно, ибо если техничку
на самолетах, послуживших прототипами для декали, действительно не всегда видно, то BuNo вполне заметен на фото.
Но для одного из вариантов из авипринтовской деки номерок-таки нашелся! Это та машина, которая указана в моем списке под номером 5, борт 203 с “Тикондероги”. Вот здесь и здесь можно узнать некоторые подробности инцидента от 6 июня 1945 года, в том числе и регистрационный номер самолета – 82964. Других самолетов с борта “Тико” в тот день не падало, значится, 82964 и есть тот самый злополучный борт 203.
Плохо только, что неизвестно, имелся ли этот номер на киле потонувшего самолета, потому как именно на “Тикондероге” обычая заново наносить номерок после перекраски “Хеллдайверов”,
кажется, не было. Есть крупные и резкие фото SB2C-4 с этого авианосца, на которых BuNo нет как факт. Так что от знания этого “Числа “Зверя” нам пользы не больше, чем от комбинации из трех шестерок...
Снорри в 24.04.2009 - 18:03 ссылку с рапиды нельзя, а вот отдельные фотки можно
Ну раз так, тогда и вот так можно, благо вроде попадает под послабления Copyright, Design and Patent Act 1988: http://webfile.ru/3440363 По другому нельзя, там ПДФ. Но почему никто не требует фото прототипов, да со всех сторон, при рецензировании моделей?! А как декаль - то давай картинки... |
Снорри в 24.04.2009 - 20:37 не требуем, просто ИМХО для полноты статьи...
Ну да для полноты статьи никто не требует и не просит от ученых непременно приводить обширные цитаты или брать иллюстрации из работ коллег - достаточно просто сослаться на их работы (я это сделал), а тот, кто не верит автору, может ознакомиться с материалами, указанными в списке литературы. Я понимаю, что всем хочется дудочку и кувшинчик, но я и так замучался с этой статьей. Не верите мне - так и скажите. А вот Aviprint`у априори верят все, Aviprint - это голова... Чем он лучше меня?! А если кто найдет ошибку в моих выводах - так я самолично посыплю себе голову пеплом и признаю своего критика "Мудрецом, равным небу". Кстати, баночку золы недавно дома нашел - брал для удобрения комнатных растений. Так что голову посыпать уже есть чем. :wink: |
Pavel_P в 24.04.2009 - 22:15 Прочитал статью с интересом.
Ну за 200 руб. ( такая стоимость декали сегодня в Паровозе) даже один вариант выбрать неплохо. И еще Мистер Таллис, оспреевский художник, изображал ортогональную проекцию самолета на лист бумаги. При этом, естественно, пропорции всего, что располагалось на криволинейных поверхностях машины, он соответствующим образом исказил. Но что хорошо для “боковика”, плохо для декали – паны из Rising Decals не стали себя утруждать построением развертки, а просто обвели проекцию. Отсюда следует, что правильную декаль может фактически создать только производитель, который применяя компьютерное моделирование создаст не только модель , но и правилную декаль , как проекцию на корректную поверхность самолета. |
Снорри в 24.04.2009 - 23:13 Dimmy
а может ли кто из присутствующих сказать, какого цвета был номер на киле: черный или синий? Я тоже склоняюсь к черному, а у Aviprint сделано синим и неверно. Номер по форме я так оценить не возьмусь, но в декали семерка имеет прорезь, а на самолете ее нигде (ни на борту, ни на киле) не видно. Закрашивать надо, если сильно реалистично хочется... Но, повторюсь, можно собраться с духом и на все плюнуть. И делать как есть. Это я слаб, я так не могу. И еще - в декали даны белые надписи navy, SB2C-4 и BuNo. А на фото их нет, что не удивительно - самолет-то трехцветный, и они наносились черным... Но ведь эта дека шла в комплекте, а не покупалась отдельно. Академовскую деку за одну техничку уже можно ценить, и высоко! Ну за 200 руб. ( такая стоимость декали сегодня в Паровозе) даже один вариант выбрать неплохо. Вот это единственное достоинство этой декали. Поэтому я ее и купил, хотя подозревал, что не все в порядке. Но низкая цена не избавила меня от разочарования, а лишь убавила его остроту. Беда ведь не в самих потраченных деньгах, а то, что ты получил вместо ожидаемой конфетки какашку. А насчет одного варианта - так ведь все в той или иной степени косоватые... Отсюда следует, что правильную декаль может фактически создать только производитель, который применяя компьютерное моделирование создаст не только модель , но и правилную декаль , как проекцию на корректную поверхность самолета. Хм, а я думал, что для этого достаточно основ начертательной геометрии... Или вообще, если у вас туго с пространственным мышлением, взять модель самолета, наклеить на нее кусок скотча, на нем карандашом рисовать номерок, так, чтобы было похоже на фото в сходном ракурсе. Потом отклеите скотч, наклеите его на ровную поверхность - вот вам и развертка. Сильно сложно? Ну понятно, проще обвести... Но это прокатит в случае с Хеллдайвером. А теперь представьте, что вы собираетесь делать Тексан с номером на носу - как раз поверх воздухозаборника. Декалестроитель, наверное, тоже сделает проекцию - но вы ни за что не нанесете ее на самолет. И тут претензия с моей стороны будет всего одна: нафига браться за то, что не сможешь сделать? А сделать действительно почти невозможно - там поверхности двойной кривизны с малыми радиусами.... |
Pavel_P в 25.04.2009 - 00:34 Да, похоже "декалепроизводитель" так и делает, не зная основ начертательной геометрии", а всего для него
взять модель самолета, наклеить на нее кусок скотча, на нем карандашом рисовать номерок, так, чтобы было похоже на фото в сходном ракурсе. Потом отклеите скотч, наклеите его на ровную поверхность вот и развертки готова, не знаю они этого метода. :smile: |
Линкор в 25.04.2009 - 00:52 а у Aviprint сделано синим и неверно. у них он прозрачный и соответственно принимает цвет подстилающей поверхности |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Re: Декаль Aviprint 1/72 Curtiss SB2C-4 Helldiver - число зв
Если хотите, скачайте указанную выше книгу с одного популярного сайта (прямо называть не буду - хозяева обидятся. Но если вобьете в google название книги, и попросите его дать результаты на русском, то найдется все), размер всего 16, 5 мегабайта и сравнивайте.
Или сюда можно все-таки ссылку с рапиды скинуть?