Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А

Приветствую! Представляю ностальгический обзор единственной модели самолёта Харриер, которая выпускалась в нашей стране во времена "железного занавеса", во времена СССР. Ностальгия (от др.-греч. «возвращение на родину» и «боль») — тоска по родине, по родному дому. В более широком смысле - тоска по прошлому (например, детству) или чему-то безвозвратно утраченному.

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА, ФОТО ПРОТОТИПОВ



 Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А 
Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А 
Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А 
Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А 
Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А 9Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А 
Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А 
60-е годы ХХ-го века были ознаменованы небывалыми успехами в проектировке и постройке летательных аппаратов. Так , уже началось появление самолётов, способных превысить троекратную скорость звука и забираться на большую высоту. Одновременно с этим в Великобритании появился самолёт, имевший невпечатляющие характеристики. Он был дозвуковым , а радиус его действия не дотягивал и до сотни километров. Однако он имел одно необычное свойство, которым не могли похвастаться его сверстники. Этот самолёт обходился без длинных взлётно-посадочных полос. Он взлетал и садился вертикально. Харриер стал первым серийным боевым самолётом с вертикальным взлётом и посадкой в мире ! Всего двум государствам, Великобритании и Советскому Союзу, удалось начать серийный выпуск вертикалок в ХХ-м веке, хотя за разработку таких машин брались не только они. Сам Харриер оказался сложным в пилотировании и отличался высокой аварийностью. Его пришлось оснастить системой аварийного покидания машины на режимах взлёта и посадки, а также строить спарки для обучения пилотов. Кресла выстреливались из машины прямо через стекло; на сброс фонаря на малой высоте попросту не хватало времени. Для покидания машины в случае аварии в фонарь вмонтировали детонационный шнур. Перед выстреливанием он разрушал остекление , делая в нём дыру для катапультирования. Самолёты падали и во время полёта, но самыми опасными режимами были именно взлёт и посадка. Несмотря на наличие учебно-тренировочных вариантов аварийность Харриеров всё же оказалась довольно высокой. Харриер (в переводе с английского Лунь) оказался долгожителем. Его характеристики пытались улучшить в новом поколениии, но он по-прежнему отставал от своих сверстников. Тем не менее этот самолёт оставил яркий след в истории мирового авиастроения.

КОРОБКА


Коробка небольшого размера состоит из двух частей - крышки и дна. Открывается она вверх. Половинки могут складываться. Pисунки на коробкe копируют ФРОГовские изображения, однако сама коробка исполнена не в белом, а в голубом цвете и имеет логотип NOVO. Боксарт показывает летящий Харриер, а над ним - надпись с аббревиатурой V/STOL. Это расшифровывается как vertical/short takeoff and landing. Дно коробки содержит две схемы окраски ; на американского морского пехотинца и на британца. Taм же находятся указания по размещению декалей. В данном обзоре представлен экспортный вариант NOVO. Для внутренней продажи модель выпускалась в упрощённой коробке с некачественной полиграфией, без схем окраски и без декалей. С инструкцией на русском языке.
Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А 
 

ИНСТРУКЦИЯ

Инструкция на английском языке. Содержит схему сборки модели и рисунки, поясняющие работу над сборными моделями из пластика. Инструкция понятная. Схемы окраски и размещения декалей в самой инструкции отсутствуют.
Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А 

ДЕКАЛЬ


Декаль на два варианта, отпечатана на белой бумаге. В ней имеется техничка , но её немного. Указанные борта на самом деле имели иные опознавательные знаки. Фото прототипов и описание бортов в сети говорят о том, что британец нёс трёхцветные кокарды (синий, белый, красный), а американец не трёхцветные знаки, а одноцветные. Декаль имеет незначительное смещение цветов.

 

Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А

ОСТЕКЛЕНИЕ


В наборе дана одна прозрачная деталь, а именно фонарь кабины. Эта деталь не разделена на секции; кабину можно сделать только в закрытом виде. Стекло толстое. Создаёт некоторое оптическое искажение. Фонарь мало похож на тот, что был установлен на прототипе, то есть на настоящем самолёте. Лобовое стекло (узкая полоса на козырьке) должна быть плоской. У модели она изогнута. Остекление не идеально подходит к вырезу в фюзеляже. Оно ещё и больше. Длина фонаря 34 мм, а длина посадочного места 32 мм. Фонарь имеет дефекты. Они расположены в основном на внутренней поверхности.
Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А 

ПЛАСТИК

В комплект входят четыре литниковые рамки серого цвета. Пластик средней твёрдости. Обрабатывается легко. Расшивка внешняя. Внутренний крой присутствует лишь на управляющих поверхностях; на крыльях и киле. Ha фюзеляже, киле и отсекателях рекативных струй (они расположены за задней парой сопел, за горячим контуром) имеются крупные заклёпки. Деталировка слабая ; ощущается явный недостаток мелких деталей интерьера и экстерьера. Геометрия модели сильно хромает. Самолёт не вкладывается в чертежи и не похож на себя при тщательном сравнении с фотографиями. Кресло пилота и козырёк над приборной доской сделаны вообще очень странно, даже не по мотивам. Как отсекатели и сопла. Но для конца 60х это - обычное явление. Модель разрабатывалась в Японии фирмой Хасегава и в 1969м уже появилась в продаже. ФРОГ слегка модифицировал эту модель и выпускал её в своих коробках. В частности, фигурка пилота была заменена на стандартную фроговскую. Из Великобритании пресс-формы попали в УССР . Там был налажен выпуск этой модели, на фабрике Укрпромигрушка, в Донецке. Кстати... Помимо фирм Hasegawa, FROG, NOVO, эту модель выпускали и другие производители, а именно Сhematic, Eastern Express, ARK Models, Iskra Model.

 

Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А 
Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А 
Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А 
Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А 
Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А 
Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А 
Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А 
Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А 
Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день этот набор представляет интерес только с исторической точки зрения. Время модели, появившейся в конце 60-х, безвозвратно ушло. Но и настольгия имет свою ценность. Некотрые умельцы в былые времена делали из этого набора сухопутный Gr.3, палубный FRS.1 и спарку T.2. Приятного просмотра, с уважением, Денис!Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А

 

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
alex_x в 16.01.2018 - 15:17
Из Великобритании модели всё же попали в СССР, а уж потом были распределены в УССР, и другие советские республики.
Если уж более точно, то так: "Из Великобритании формы централизованным порядком были направлены в СССР, и далее были распределены по административным образованиям и областям СССР"
Dock в 16.01.2018 - 18:26
alex_x
Я бы еще добавил к решениям партии и правительства:
"... в соответствии и при наличии технологических возможностей и мощностей".
Решения XXV съезда КПСС - в жизнь!
Hephasto в 18.01.2018 - 17:17
Как бывший житель Донецкой области могу авторитетно заявить - модели ДФИ _всегда_ комплектовались декалями. По крайней мере в 90е годы - тогда через мои детские ручонки прошел почти весь ассортимент их. Многих - больше, чем в одном экземпляре. Были разные упаковки - пакетик, коробка из говенного серого картона с такой же полиграфией, красивые синие коробки с логотипом НОВО. Мог быть или не быть тюбик с клеем. Цвет пластика был разным - серым, темно-серым, черным, коричневым, зеленым, желтым. Но декаль была всегда.
Малиновский в 28.06.2018 - 16:27
Тема: Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А
Декалей не было, за то были наклейки! Красивая полиграфия на полуматовой клейкой бумаге. Если ОЗ смотрелись ещё хоть както, то техничка вызывало недоумение даже у школьников младших классов.
freeman в 28.06.2018 - 18:31
Малиновский

Мне такие попадались только с Канберрой. Файрфлай, Харриер, Ла-7, ВАС Лайтнинг были с декалями. Не очень хорошего качества, но декалями.
jetac в 28.06.2018 - 23:07
об чем спор вообще? в девяностые да, с декалями пошли все, а до того без них и даже наклеек. оно и понятно - зачем они, если схемы окраски все равно отсутствовали... хотя, когда к концу 80-х завезли нам несколько донецких моделей в коробках НОВО (в т.ч. Харриер), то никаких декалей не было и там.
п.с. лайтнинги были всегда, но никогда с декалями - ни в 90-х, ни ранее.
freeman в 29.06.2018 - 05:21
jetac

По идее спора вообще быть не должно) В магазины модели привозили каждый раз по разному. Р-38 я покупал только в пакетах. А мой знакомый умудрился как-то купить в NOVO-вской коробке. С деками такая же фигня. Где-то они были, где-то нет. Ла-7 я видел у нас в продаже только 1 раз. С лепестком и декой. Всего 40 копеек. Потом долго жалел, что не купил 2 или даже 3 ) Машина красивая)
Ltl в 29.06.2018 - 08:03
Тут забыли упомянуть что бывали ещё на нововских моделях ДВП в качестве декалей и "переводные картинки" - (- это когда после намоканиябумажку прикладываешь лицом вниз) очень редко правда, гораздо чаще был просто кусочек бумаги с напечатанными на нём ОЗ и номером (- обычно два цвета: красный и голубой)... :roll: - простой, довольно паршивой бумаги, типа газетной, ну может - чуть потоньше... Типа - вырежи и приклей!...
pirovskikh в 29.06.2018 - 09:13
Сколько покупал минских - всегда без дек. Донецкие - чаще с деками. Наклейки встретил первый раз на D-XXI, что был удивлен - не то слово. Вроде еще на Буккнира попадались странные "переводки". Бумажки тоже встречал буквально раз-два, но убей не помню на какой модели, может и не на ново.
Seemann в 20.11.2019 - 03:11
Старая тема, но всё-таки пну.
Резюмируя по декалям - те, кто говорят - НИКОГДА не было декалей - имеют в виду 80-е годы.
Те, кто говорят ВСЕГДА - имеют в виду начало 90-х. Т.е., правы и те и другие, но относительно разных отрезков времени.
И поскольку обзор исторический, то ещё пара замечаний - в статье вскользь упомянуто про качество модели и инструкции на русском языке (???) в нововских коробках.
Дело в том, что не всё, что лежит в коробках NOVO, им является. Скорее всего, набор, представленный в обзоре, является сборкой из полиграфии, предназначенной на экспорт (для Novo Toys Ltd., Великобритания) - экспортной декали, коробки, а также более позднего пластика для внутреннего советского рынка (судя по убитости пресс-форм) и ксерокопии инструкции. Модели, поставлявшиеся на экспорт всегда комплектовались ранним пластиком хорошего качества (вторая половина 70-х) и инструкцией на иностранных языках, отпечатанной офсетом на качественной бумаге. Дело в том, что после банкротства Novo Toys Ltd. в СССР осталась нереализованной куча экспортных декалей и коробок - вот таких сборок с поздним пластиком разных цветов, инструкциями на русском языке - 90% предложения на просторах бывшего СССР - что-то реализовано в таких коробках в розницу, что-то растащено с заводов и переукомплектовано из неказистой местной упаковки в "фирмУ". Причём много моделей в нововских коробках до Англии даже не доехало - из-за проблем с освоением литья (в СССР использовалась другая марка полистирола с сильно отличавшимися характеристиками, потребовавшая в некоторых случаях даже переработки пресс-форм) или ещё по каким-либо пока неустановленным причинам.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy