Уважаемые Дариус и коллеги! Давайте все же попробуем расставить "все точки на и" :smile: в вопросе окраски "афганских" Су-25.
В ДРА воевали Су-25 в нескольких вариантах камуфляжа.
1. Стандартный для данного типа 4-х цветный камуфляж для растительного и лесостепного фона с полями темно-зеленого, зеленого, коричневого и светло-коричневого цветов. Нижние поверхности серого-голубого цвета. Единственный вариант рисунка камуфляжных пятен и их взаимного расположения. Данная схема деформирующего маскировочного окрашивания применялась на с-тах с 1-ой по 9-ую серию включительно.
2. Временная схема, специально разработанная для эксплуатации в условиях горно-пустынной местности (т.е. для Афгана). Камуфляж из пятен и полей коричневого и светло-коричневого цветов, нижние поверхности светло-голубого цвета с большим заходом на борта кабины. Несколько вариантов рисунка камуфляжных пятен.
Данную окраску получила партия первых с-тов 10-ой серии с ПБЖ (мероприятия по повышению боевой живучести самолета), которые стали поступать в ДРА с лета 1987 года.
3. Поздний вариант камуфляжа для растительного и лесостепного фона, который получали все дальнейшие самолеты 10-ой серии. Верхние поверхности окрашены пятнами и полями темно-зеленого, коричневого и светло-коричневого цветов. В отличие от ранней схемы окраски было разработано несколько вариантов рисунка камуфляжных пятен. Каким образом эти самолеты попали в ДРА? В один из дней «духовскими» РС была на стоянке уничтожена практически целая эскадрилья новеньких штурмовиков 10-ой серии, и на замену им из Союза пригнали новые, но в стандартной окраске.
Теперь несколько подробнее об "афганской" схеме. В пользу того, что это был именно двухцветный, а не трехцветный камуфляж, приведу несколько весомых доводов.
1. Есть несколько цветных слайдов и фото.
2. Свидетельства ветеранов 378 полка, о том, что самолеты с ПБЖ были в горно-пустынном 2-х цветном камуфляже.
3. Свидетельство летчика Су-17М4 302 апиб из Переяславки, согласно которому, в середине 80-ых в полки поступила директива ГК ВВС, которая предписывала технику, направляемую в Афганистан, перекрашивать в двухцветный песочно-коричневый камуфляж. Были разосланы простенькие ч/б схемы нанесения камуфляжных пятен (12 вариантов) с указанием марок красок и названий цветов. В 302 апиб до перекраски самолетов дело не дошло, но из публикаций Марковского мы знаем, что, по крайней мере в одном полку (886 орап) успели покрасить несколько самолетов до отправки в ДРА.
Вернемся, однако, к Су-25. Мы знаем, что с 86-ого года моджахеды стали активно применять «Стингеры» и Cу-25 понесли большие потери. Требовалось срочно провести мероприятия по повышению боевой живучести самолета. Доработки были осуществлены в кратчайший срок и уже с лета 87 года в 387 ошап на замену самолетов ранних серий пошли доработанные 10-ой серии. Вполне естественно, что новые штурмовики (поскольку предназначались для ДРА) получили предписываемый директивой «афганский» камуфляж непосредственно на заводе изготовителе.
Начал читать эту ветку и наткнулся на этот старый пост (вкладка 5). Хочу делать борт номер 26 Баграм в зеленых тонах, у Звезды это Вариант 2. Отсюда вопрос: похоже это борт из 9 серии ? Схема окраса правильная ? Сопла видимо стандартные, те что Звезда в инструкции предлагает клеить...