Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Конверсия Звезда 1/35 VT-34

Здравствуйте, коллеги по хобби! Представляю Вашему вниманию «пробу пера» в таком направлении моделизма как собственноручное изготовление, пока не полностью всей, но нескольких основных частей модели, а именно – инженерную машину VT-34 на базе широко известного советского танка Т-34-85.

 
 

Т-34. Обладающая некой инженерной красотой легендарная машина. Не только как участник Великой Отечественной Войны, но и как объект моделирования. С ее модели того или иного производителя многие начинали свой путь в моделизм, для кого-то модели Т-34 является еще одной ступенью повышения навыков моделиста. Собрано и размещено на просторах Интернета моделей данных машин большое множество. 

Однажды во время «блуждания» по «всемироной паутине» обнаружил, что на базе Т-34 создавались различные аппараты. Одним из них и является VT-34.
И тут пришла идея и вдохновение. Кому-то они являются девушкой в легком платье, кому-то птицей с раскидистым хвостом, для кого-то – тем, что трудно описать, но что дает энергию и силу…
Это все на уровне эмоций, а на уровне практики выбор именно этого аппарата обусловлен следующим: легкость приобретения основы для конверсии, несложной формой рубки, относительно простым опорным устройством и наличием графического материала (чертежей) в сети.

1. Прототип

Историю появления прототипа начнем с 1945 года: последний год войны на территории Европы стал годом создания танковых войск Чехословакии по советскому образцу. Процесс формирования 1-й отдельной чехословацкой танковой бригады было начат зимой. В бригаду со стороны советской стороны было передано 52 экземпляра Т-34-85 и 12 экземпляров танка Т-34 образца 1943 г. По различным данным, до конца 1945 года Чехословакии было передано до 130 танков Т-34-85.
В 1948 году, когда к власти в Чехословакии пришли коммунисты, было решено развернуть выпуск Т-34-85 на местных производственных мощностях. Так решалась проблема оснащения армий не только стран Восточной Европы, но и новых союзников в дальнем зарубежье. Конструкторская и технологическая документация была передана чехословацкой стороне в 1949 году. При этом советские специалисты осуществляли техническую помощь. Производство танков развернули на заводе CKD Praha Sokolovo, где в первых числах марта 1952 года был выпущен первый танк Т-34-85. Затем производство перевели на предприятие Martin (отливка башен с 1951 г., сборка танков из полностью местных комплектующих с 1952 г).
Сборка танков продолжалась до 1956-1958 гг. На заключительном этапе большая часть Т-34-85 отправлялась на экспорт. По версии чехословацкой стороны общий выпуск Т-34-85 составил 2736 танков.
В связи с начавшимся в 1958 году переходом армии ЧССР на новые виды техники, например, Т-54, Т-55, устаревшие к тому времени Т-34-85 начали отводить в резерв.
Оставшиеся в Чехословатской ССР танки Т-34 по мере вывода из эксплуатации переделывались в различные машины специального назначения: танк-мостоуклодчик МТ-34, самоходный кран JT-34. 
Параллельно с выпуском мостоукладчика на заводе Martin выпускались ремонтно-эвакуационные машины VT-34. Для их производства башню Т-34-85 демонтировали, а вместо нее устанавливалась объёмная сварная рубка. В её лобовом листе с правой стороны сохранили пулемет ДТМ. В левой стороне находился смотровой люк механика-водителя. Экипаж машины состоял из двух человек. Сзади рубки был расположен барабан со стальной лебедкой длиной 128 метров и диаметром 33 мм, а также ролики, выдерживавшими суммарное натяжение в 130 тонн. Лебедка предназначалась для вытаскивания и буксировки техники массой до 30 тонн. Барабан лебедки приводился в движение от коленчатого вала двигателя через редуктор.
К кормовому бронелисту крепился упор ковшеобразного вида. Его ширина составляет 2300 мм. Для движения упора вверх и вниз используется основной трос. В верхнем транспортном положении упор удерживается двумя тягами.
Также машина оборудовалась различными вспомогательными инструментами.
Машины оказались настолько удачными, что их эксплуатация продолжалась до середины 1990-х гг. Машины VT-34 не экспортировались, но послужили базой для польской БРЭМ CW-34, которая была практически идентична своему прототипу. 

2. Сборка

В качестве основы для конверсии была выбрана модель Т-34-85 отечественной фирмы «Звезда». В пользу выбора именно этой модели говорило следующее: опасение сам проект (подобную переделку производил в первый раз и уверенность в том, что хватит сил и умений было не на 100%), невысокая цена модели (по причине первого пункта), несложность модели.
Также для отвлечения от этого проекта при его возможном «приедании» и возможного ухода в долгострой была также приобретена еще одна модель, но уже зарубежного производителя – Takom. Об этом чуть позже.
Теперь непосредственно к процессу сборки. Условно ее можно разделить на сборку рубки, различных мелких деталей и опорного устройства. Итак, по порядку. 
a. Рубка
Так как чертежи данной машины в Интернете были обнаружены, то процесс сборки был значительно облегчен – не надо было измерять размеры по разным фото, а достаточно только отмасштабировать чертеж и изготавливать детали уже по нему.
Для изготовления применялся листовой пластик, толщиной 0,5 мм. Изготовление рубки началось с крыши, которая, скажу честно, удалась со второго раза. На крышу были добавлены люки, затем боковые панели, передний лист и угловые элементы. Для обеспечения жесткости конструкции, все-таки объемные элементы из пластика данной толщины получаются не слишком жесткими, внутри добавлены усилители. 
Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 
Все это сопровождалось примерками получившейся рубки на корпус танка.
В процессе примерок были обнаружены элементы, которые необходимо было убрать, чтобы они не мешали установке рубки. На фото они обозначены стрелками, желтый скотч служит границей установки рубки по длине.
Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34
Далее на рубку добавлены петли люков из жести банки газированного напитка 0,33 л, ручки из проволоки, сварные швы из тянутого литника. Корпус был также доработан, а именно установлены проставки для более надежного приклеивания рубки и исключения ее продавливания во внутрь. 
Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 
b. Элементы корпуса
Из ватной палочки, зубочистки, листового пластика и проволоки изготовлен ролик, расположенный за рубкой (в левой части фото).
Направляющее устройство троса, которое расположено в задней части корпуса (на фото справа) изготовлено их литника, листового пластика и жести, болты – из тянутого литника.
Конверсия Звезда 1/35 VT-34 
На рубку были добавлены фара (остатки травления стали ее основой), перископ, посадочное место антенны, бронировка пулемета (листовой пластик стал недостающими боковыми стенками и нижним листом) из исходного набора. Два слоя листового пластика и тянутый литник образовали выход вала из боковой стенки рубки. Люк на ней изготовлен из жести. 
Конверсия Звезда 1/35 VT-34 
Из жести и пластика изготовлен и ящик по левой стороне.
Доработке подверглись и топливные баки: изготовлены ручки.
Конверсия Звезда 1/35 VT-34 
Пластиковые крылья были отрезаны и подготовлены для присоединения новых из жести. На данных фото также представлены люк переднего листа рубки, расположенные по обе стороны вспомогательные устройства для буксировки (ватная полочка, листовой пластик и жесть).
Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 
c. Опорное устройство
Как оказалось позже, несложные по форме детали, из которых состоит опорное устройство, должны быть соединены между собой довольно интересно. Необходимо было обеспечить взаимное пересечение большого количества деталей. Основным материалом для изготовления является листовой пластик. По чертежам сначала были изготовлены ребра упора, которые не одинаковы, а чуть различаются по форме. В каждом ребре сделан вырез необходимой длины, в которые помещен нижний лист упора. Далее добавлялись верхняя, средняя и нижняя поверхности. Средняя поперечина составлена из отдельных элементов.
Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 
Для соединения упора и корпуса были изготовлены лапы. В качестве оси использована ватная палочка. Ось не вклеена и можно фиксировать отвал в верхнем или нижнем положении.
Конверсия Звезда 1/35 VT-34 
После соединения упора и лап, а также добавления ряда деталей (усилителей, нижнего «клюва», сварных швов, держателя троса) конструкция стала следующей:
Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34
На фото поверхности лап, прилегающие к корпусу, замаскированы скотчем. 
d. Окончательная сборка
Верх и низ корпуса не склеивались, так как необходимо было внутри закрепить трос, идущий от барабана в рубке машины. Барабан не изготавливался, а самодельный трос был закреплен на узел и зафиксирован супер-клеем. Теперь можно склеивать верхнюю и нижнюю части корпуса.
Проемы внутри надгусеничных полок заделаны полосками пластика, добавлены крылья из жести.
Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 
На передний лист рубки добавлены тросы с держателями, с использованием имевшихся в наборе крепежных элементов изготовлены тросы, закрепленные одним концом за крюки рубки, а другим – за держатели на заднем листе корпуса. Эти тросы не приклеены и в процессе окраски корпуса снимались, а сами окрашивались отдельно.
Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 

3. Окраска

При ознакомлении с фотографиями реальных машин было установлено, что окрашены они могут быть по-разному в зависимости от времени съемки, а также места их работы. 
Модель решено было окрасить в однотонный зеленый цвет. По всей видимости, это должен быть 4БО. При этом хотелось отработать приемы нанесения сколов методом с использованием лака для волос и получить в итоге достаточно изношенный аппарат.
a. Процесс окраски начался с нанесения грунта Tamiya Fine surface primer (L) из баллона.
b. Основой для ржавчины стал акрил Tamiya цвета XF-68 NATO BROWN. Для разнообразия цветов ржавчины на различные участки были также нанесены как чистые цвета XF-3 FLAT YELLOW, X-7 RED, так и их сочетания. «Ржавая» основа защищена несколькими слоями глянцевого лака X-22 CLEAR. Нанесение слоев лака делалось для того, чтобы была возможность полностью убрать водой следующий слой краски без сильного повреждения основы. Кроме того субъективно мне кажется, что с глянцевым лаком сколы образуются легче. Видимо, намоченной краски легче отсоединяться от глянцевой поверхности лака, чем от матовой поверхности просто краски.  
Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 
c. Следующим слоем был XF-58 OLIVE GREEN. Наносился он по поверхностям не везде равномерно: где-то в один слой, где-то в несколько.
Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 
d. Дальше при помощи зубочистки, жесткой кисти и воды последовательно от поверхности к поверхности производилось образование сколов.
Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 
e. Для придания поверхности модели более сложного оттенка и вида еще более изношенного агрегата процесс нанесения глянцевого лака и лака для волос повторился. В качестве второго оттенка зеленого выступил XF-67 NATO GREEN. Он наносился более равномерно, но не так плотно. Процесс нанесения сколов был повторен.
Конверсия Звезда 1/35 VT-34 
f. Основные работы по окраске были завершены, когда вся модель была покрыта еще несколькими слоями глянцевого лака. После этого кистью окрашивались бандажи катков, основные ленты и запасные траки цветом XF-69 NATO BLACK, тросы – Mr.Color H38 STEEL RED. «Смывка» делалась черной акварелью с добавлением капли средства для мытья посуды.
g. Дополнительно методом «сухой кисти» поверхности тросов и траков были выделены цветом XF-16 FLAT ALUMINUM. Этот цвет также был использован для нанесения при помощи заточенной палочки сколов до металла. Итоговым моментом окраски стало нанесение полуматового лака X-35 SEMI GLOSS CLEAR. 

4. Фото общих планов

Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 

5. Фото частных планов

Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 Конверсия Звезда 1/35 VT-34 

6. Список источников

http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-34-85_4.htm
http://en.valka.cz/topic/view/27254
http://www.primeportal.net/recovery/jussen/vt-34_walk.htm

Этот проект и получившаяся модель без сомнения являются для меня особенными. И вот по каким причинам:
• Это первая попытка сделать не только конверсию из модели, но и изготовить ряд основных деталей самостоятельно.
• После сборки ряда моделей от иностранных производителей это, в каком-то смысле, открытие мною «Звезды» заново. До сих пор на полках стоят модели «Звезды», которые и стали моими первыми шагами в этом интересном мире моделизма. Не смотря на некоторую «грубость» этой модели по современным меркам, для меня открывать коробку и начинать работать с деталями, было не менее интересно, чем с новыми моделями, например, от Meng или Takom.  

По модели приму конструктивную критику и отвечу на возникшие у Вас вопросы. 
:-)
С уважением, Marakar

P.S. Следующей для сборки стала модель от Takom, купленная для возможного отдыха от этого проекта. С двумя винтами, но не самолет. ;-)

 

» Информация о статье
bazin в 03.02.2016 - 12:11
Тема: Re: Конверсия Звезда 1/35 VT-34
С таким старанием делать мелочёвку и об...ть модель на стадии покраски. Ужас...
С тем же успехом можно было немецким серым покрасить...А я проблем в окраске не увидел.Цвет не тот?Так далеко не факт что чехословацкая техника в 4БО красилась.
Zemelya в 03.02.2016 - 13:33
Тема: Re: Конверсия Звезда 1/35 VT-34
А я проблем в окраске не увидел.Цвет не тот?Так далеко не факт что чехословацкая техника в 4БО красилась.
А вы почитайте слова автора. Он утвеждает, что окраска была 4БО.
bazin в 03.02.2016 - 16:26
Действительно,как-то пропустил.В таком случае не совсем согласен с автором.
Marakar в 04.02.2016 - 08:39
Тема: Конверсия Звезда 1/35 VT-34
Zemelya, bazin, спасибо за отзывы!
Zemelya, в источниках, указанных в конце статьи, имеются фотографии машины в совершенно различных окрасках, от некого зеленого оттенка, частично зеленых до просто ржавых. Также в статье не утверждается на 100%, что окраска должна быть 4БО. Цитата: "По всей видимости, это должен быть 4БО.".
:-)
Идея окраски именно этой модели заключалась в отработке навыков получения именно изношенной машины некого зеленого цвета.
К сожалению не могу привести точной ссылки, но при ознакомлении с местным форумом прочитал утверждение, что акрил XF-58 OLIVE GREEN вполне схож с зеленным оттенком краски, применявшимся на советской технике. Именно по этому для первого слоя использовался этот цвет. Второй цвет - XF-67 NATO GREEN - ввиду его более светлого оттенка использовался в качестве слоя выгоревшей краски.
С уважением, Marakar.
Zemelya в 04.02.2016 - 11:48
Тема: Re: Конверсия Звезда 1/35 VT-34
Идея окраски именно этой модели заключалась в отработке навыков получения именно изношенной машины некого зеленого цвета. Это фантазии? Тогда в другой раздел.
К сожалению не могу привести точной ссылки, но при ознакомлении с местным форумом прочитал утверждение, что акрил XF-58 OLIVE GREEN вполне схож с зеленным оттенком краски, применявшимся на советской технике. Именно по этому для первого слоя использовался этот цвет. Второй цвет - XF-67 NATO GREEN - ввиду его более светлого оттенка использовался в качестве слоя выгоревшей краски.
С уважением, Marakar.
Это бред. Или - цветовые галлюцинации. :mrgreen:
В таком разе можно вааще использовать любой цвет - "одна бабка сказала" - прокатывает.
taiga в 27.04.2016 - 17:13
Тема: http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=62304&am
Модель понравилась - очень хорошо сделана! "+1" - за творчество. Как понял, отвал взят от "Горной пантеры"? В статье не нашёл ссылки - сам сделал три штуки для будущих моделей. Если посмотреть на "шанцевый" инструмент - то можно заметить что на этом тягаче много чего взято с немецкой машины. Это обычная практика заимствования во время войны, да и в мирное время так же втихоря тыбрят все интересное и нужное с изделий врагов и конкурентов...
Marakar в 27.04.2016 - 19:07
Приветствую, Taiga!
Посмотрел отвал "Горной пантеры" - очень похож на тот, что на модели. Совсем ли тот отвал - точно не знаю. Вполне возможно, что чехи изготавливали аналогичный отвал для VT-34 по чертежам отвала для "Горной пантеры".
С уважением, Marakar.
taiga в 28.04.2016 - 13:57
Тема: http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=62304&am
Добрый день, Marakar!
Скорее всего, он и есть - военные конструкторы не стали особо заморачиваться когда имеется готовое решение.
На БТ-Т также очень похожий отвал крепится, только балки (или как они правильно называются) короче сделаны.
Наши так же скопировали у немцев канистру на 20 л. Только штамп производства поменяли.
Также собираюсь сделать такую модель, пока доделываю начатые.
Marakar в 28.04.2016 - 20:06
Taiga, удачи и вдохновения в постройке вашей модели!
С уважением, Marakar.
taiga в 29.04.2016 - 19:46
Тема: http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=62304&am
Спасибо, Marakar!
Вдохновение имеется... ещё бы время выкроить... статья про тягач понравилась - нашёл кое-что для себя полезное.
Удачи в новых моделях!
С уважением, Сергей.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy