Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Модель P-38H в 1/48 от Hasegawa строилась на заказ. По разным причинам процесс занял очень много времени, поэтому я рад, что наконец-то могу представить на Ваш суд финальный отчет.
Стройку можно посмотреть здесь.
Вместе с моделью были предоставлены следующие дополнения:
Прототипом модели послужила Молния известного американского аса Томаса Макгвайра – самолет с собственным именем Pudgy и бортовым номером 131.
Набор от Aires предназначен для модификации J, поэтому использованы некоторые детали из травления Eduard. Основные детали смоляной кабины были вклеены на место до покраски. В данном случае это оправданно, так как кабина достаточно широкая и хорошо доступна при покрасочных работах.
Окраска кабины выполнялась после общей сборки модели. Базовый цвет кабины Interior green, пилотское сиденье с бронеплитой Olive Drab, козырек над приборной доской был матерчатым, поэтому окрашен в хаки. Приборная доска в травлении Eduard почему то серого цвета, поэтому пришлось перекрасить ее в черный. Штурвал, педали, электрощитки, прицел – так же черного цвета.
После базовой покраски кабина дополнялась мелкими деталями из травления, рычагами (рукоятки на рычагах сделаны капельками эпоксидного клея).
Покраска кабины выполнялась в несколько этапов: базовый цвет, затемнение углов, коррекция базовым цветом и осветленной базой, окраска мелочей, тонировка масляными красками и эмалями. Складки на козырьке приборной доски выделены методом сухой кисти.
Ниша носовой стойки дополнена травлением (боковые стенки), остальная деталировка выполнялась с помощью пластика, припоя и проволоки. Выштамповка под колесо углублена буром. Матерчатый чехол на задней стенке имитирован сюрфейсером - нанес несколько слоев, до полного высыхания продавил строчки и кнопки крепления.
На оригинальном P-38 конструкция ниш основных стоек шасси достаточно сложна и изобилует тягами, трубопроводами и различными механизмами. Я не стал настолько глубоко погружаться в эти дебри, дабы не затягивать сборку модели до бесконечности. При доработке этих ниш так же хорошую помощь оказало травление от Eduard. Остальное, как и с носовой нишей – пластик, припой, проволока.
Створки ниш шасси основательно сточены для обеспечения масштабной толщины, с внешней стороны накатана клепка. Внутренняя часть и крепления сделаны из травления. Для обеспечения достаточной прочности крепления травленых узлов навески в перфорированных внутренних деталях травления делал пропилы.
Далее приклеил створки ниш. Для травленых узлов навески створок просверлены отверстия и добавлены уголки из пластика. В итоге конструкция получилась весьма прочной и без проблем пережила этап покраски. Тяги створок из проволоки. Лючки за нишами шасси вырезаны из тонкого пластика. Ниши впоследствии окрашены в Neutral grey.
Предоставленные в комплекте для сборки смоляные колеса True Details отличаются по рисунку протектора от фотографии прототипа. Кроме того, диск носового колеса должен быть с заглушкой. Так что пришлось использовать колеса из набора. Это даже хорошо, поскольку диски колес у Hasegawa пролиты лучше. Колеса сделал в нагруженном состоянии – сточил по высоте и нарастил суперклеем боковины. После выведения поверхности протектор углубил пилкой. На носовом колесе из пластика сделал заглушку, головки винтов из нашинкованного тянутого литника.
Стойки шасси дорабатывались и монтировались перед общей покраской модели. Дополнил стойки деталями травления, шланги гидравлики сделал из проволоки, хомуты из скотча.
Облагородил заборники радиаторов на балках: пластиком углубил каналы заборников, сделал потоньше стенки, вышкурил изнутри и снаружи. Добавлены сетки радиаторов из травления, которые приклеил суперклеем на черный пластик, замаскировал скотчем и вклеил на место. Маски на сетки сделаны заранее, до монтажа – наклеил на скотч и вырезал по контуру. Створки из травления, тяги из проволоки.
Решетки маслорадиаторов на мотогондолах из травления. Створки на выходе маслорадиаторов на модели отмечены контуром, что смотрится упрощенно. Поэтому пластик в этом месте вырезан, а сами створки сделаны из тонкого листового пластика. Добавлены мелкие воздухозаборники из металлических трубочек. До сборки загрузил в мотогондолы дробь на эпоксидном клее.
Немного облагородил турбокомпрессоры – высверлил отверстие на входе, рассверлил выхлопную трубу, клапан из тонкого пластика, оси вращения клапана имитированы кусочками тянутого литника.
На воздухозаборниках перед турбокомпрессорами выбрал изнутри стенки, чтобы смотрелись тоньше.
По ходу сборки выяснился один неприятный момент. Владелец модели, видимо, хотел сделать конверсию, поэтому выпилил из фюзеляжной гондолы перед нишей шасси изрядный кусок. Делать нечего – пришлось восстанавливать. Заделка дыры производилась послойной вклейкой листового пластика, излишки обрезались, поверхность вышкуривалась. Из-за усадки пластика выводил в несколько подходов, затем дорезал расшивку, восстанавливал головки винтов и отверстия гильзовыбросов.
Перед этим загрузил в нос некоторое количество свинцовой дроби. Кстати, несмотря на то, что дробь вклеивалась в мотогондолы и фюзеляж, пришлось на финальном этапе догрузить еще немного и в коки винтов.
Для имитации посадочных фар с внутренней стороны верхних половинок крыльев приклеил кусочки метализированной фольги, лампочку показал просто – высверлил немного стекло изнутри.
На пилоны решил подвесить топливные баки. Срезал пластиковые крепления, вышкурил поверхность, штифты сделал из проволоки. На пилонах добавил головки винтов. Горловины баков из травления.
Далее настал черед сборки основных деталей. Пришлось довольно много времени уделить выведению стыков мотогондол с крыльями. Проведена традиционная работа по шпаклеванию щелей, дорезанию потерянной расшивки, восстановлению винтов и обработке кромок.
Модель была загрунтована сюрфейсером и после окончательного выведения поверхности догрунтована окончательно.
Риветтером накатал линии заклепочных швов. Из-за их обилия этот процесс занял изрядное количество времени.
Затем на модель были приклеены всякие мелочи, сделаны строевые огни (для цвета стекляшки покрывались акриловыми тамиевскими лаками), добавлены вентиляционные отверстия на крыльях.
После покраски и тонировки кабины смонтировал смоляной прицел, на внутренней части козырька фонаря приклеил кольцевой прицел и прозрачную бронеплиту из набора с травленым креплением.
Одну из боковых створок кабины сделал в опущенном положении, распилив деталь из набора. С внешней стороны в нижней части створок приклеил полоски пластика (перед этим окрасил их внутренние части в интерьерный цвет).
Я уже писал, что заказчиком был предоставлен вакушный фонарь от Squadron. Сравнение его с деталями из набора показало, что реально необходимо взять только деталь откидной части, которая у Hasegawa получилось чрезмерно толстой. Остальные прозрачные детали в наборе отлиты очень хорошо и достаточно тонко, а рельеф четче, чем у Squadron. Кроме того, задний элемент остекления на оригинальных Лайтнингах склеивался из частей и их стыки хорошо заметны на фотографиях. Так вот Hasegawa, в отличие от Squadron, учла этот момент.
Крепление откидной части фонаря дается в травлении Eduard, но площадь контакта травленой детали с неподвижной частью остекления ничтожно мала, поэтому просто приклеить откидную часть к фонарю не получится - отвалится обязательно. Поразмыслив, изобрел Z-образное крепление из тонкой проволоки. Теперь откидная часть нормально фиксируется. Вклеивать ее не стал, чтобы ничего не повредилось при перевозке, а временно она нормально держится и за счет сил трения.
На торце козырька кабины имитировал замки из пластиковых прутков и проволоки.
Про этап сборки, пожалуй, еще можно отметить, что там, где это возможно, хрупкие и тонкие детали клеились на проволочные штифты. Стараюсь делать это для того, чтобы на стадии окраски как можно реже вспоминать ненормативную часть великого и могучего.
Окраску с тонировкой решил не делать чрезмерно яркими, так как не знал, как к этому может отнестись заказчик. Следов от скотча по стыкам обшивки на фотографиях прототипа тоже не заметил, поэтому покраска выполнялась вполне традиционно.
Особых сложностей на этом этапе не возникло. Пожалуй, только предоставленные покрасочные маски оказались для поздних вариантов Лайтнинга, поэтому на козырьке фонаря пришлось местами выклеивать их самостоятельно. Да и с декалью возникла пара затруднений.
В качестве основных цветов воспользовался ганзовскими красками.
Порядок покраски был примерно такой:
- нанес базовые цвета. Переходы камуфляжа выполнялись с помощью колбасок Патафикса;
- отдельные панели выделялись другими оттенками базового цвета. Выделял аэрографом от руки без использования масок;
- нанес тонкие линии постшейдинга, показал аэрографом следы выхлопа, часть потеков грязи и ГСМ;
- аккуратно полупрозрачным слоем задул базовыми цветами, сглаживая чрезмерные эффекты от предыдущих этапов, но стараясь, при этом, сохранить их достаточно видимыми;
- задул полуглянцевым лаком;
- нанес декали и приглушил их яркость базовыми цветами. Декаль от Super Scale оказалась жестковатой, поэтому, несмотря на применение спецхимии, местами боролся с эффектом серебрения. Часть надписей имеют ошибки (например, информация с модификацией самолета имеет отличия от фото прототипа, часть технических надписей предназначена для поздних версий Лайтнинга). Еще, показалось, что опознавательные знаки немного крупноваты. При переводе декалей заметил, что несколько ошибся с разделением верхних и нижних полей камуфляжа на носу самолета;
- снова слой полуглянцевого лака. На данном этапе декали преподнесли еще один сюрприз – белый цвет под лаком вспучился и местами потрескался. Возможно, лак был слишком разведен растворителем (родной ганзовский, кстати). Но, в любом случае, это непорядок. До этого с такой ерундой не сталкивался. Как бы то ни было, пришлось после высыхания лака подшкурить проблемные места нулевкой и подкрасить;
- дальнейшая тонировка производилась жидкостями от Mig, различными масляными красками. Сделал смывку, выделил отдельные панели, имитировал изношенность краски, дополнил потеки топлива, масла и грязи. Сколы металла нарисованы тонкой кисточкой эмалевой краской. Колеса тонированы масляными красками с добавлением пигментов от Mig.
В самом конце вклеил курсовое вооружение и БАНО.
Стволы от Master загрунтованы грунтом для металла, задуты черным акрилом и натерты металлическим пигментом. Вылет стволов сверял с фотографиями прототипа, так как у Лайтнингов в этом плане возможны варианты.
БАНО изготовлены следующим образом:
С отлитых на модели аэронавигационных огней я предварительно снял формы при помощи строительного герметика, затем сошлифовал их. В полученные формы залил эпоксидный клей, подкрашенный акриловым лаком. Готовые БАНО клеил на модель тем же эпоксидным клеем.
Смонтировал лопасти и коки. Способ их монтажа у Хасегавы дурацкий – крепления отлиты вместе с мотогондолами, а лопасти вклеиваются после водружения на место коков. В итоге винты с модели не снимаются, к тому же лично у меня возникли проблемы с центровкой – приходится немного вращать винты, чтобы коки становились по центру. Надо было заранее придумывать свой способ монтажа, теперь буду знать.
Проект вышел с проблемами – то одно, то другое. К тому же строилась модель слишком долго. Но я его добил и это главное. Можно теперь вздохнуть с облегчением и с новыми силами браться за другую модель.
Спасибо за внимание!
» Автор | |
---|---|
Алексей_Крюков | |
Опыт: | 10275 |
Репутация: | +740 |
Откуда: | г. Оренбург |
Roman-Nord в 13.07.2015 - 13:23 Салют,всем!
Пусть и долго модель строилась, но результат того стоил.Автор молодец: сама модель, окраска, фото - все на высоком уровне! |
Алексей_Крюков в 13.07.2015 - 14:32 Usatiymen
Roman-Nord Коллеги, спасибо большое за отзывы! Мне приятно это читать. |
Bertych в 13.07.2015 - 14:39 Шикарно! Просто и лаконично, без излишеств, очень естественно выглядит. :wink:
Отличное пособие для ещё не сделавших раннюю "молнию". Однозначно + |
Алексей_Крюков в 13.07.2015 - 15:10 Bertych
Спасибо Альберт, очень приятно! Ну отличное пособие или нет, не мне судить. Здесь на сайте есть несколько работ Лайтнингов (поименно коллег называть не буду, дабы не обидеть кого вдруг забуду) которые мне очень нравятся и их определенно стоит посмотреть. В этих работах много чего сделано лучше. |
lavka в 13.07.2015 - 15:17 Лёша, отличный Лайт! Сверху только немного он темноват для тихоокеанского ТВД, на мой вкус.
С завершением долгостройчика! |
Алексей_Крюков в 13.07.2015 - 15:34 Спасибо, Саш!
Светлее - может и так, но тогда надо было бы и тонировку интенсивнее делать. А на этой модели заранее решил избежать сильной "убитости", т.к. не для себя ваял. Поэтому вот такой вот почти классический вариант. Пара коробок с моими собственными Р-38 очереди ждут. На одном база в OD и NG тоже будет, так что на нем и оторвусь :wink: |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Спасибо Дмитрий, очень приятно!
Да, для себя я бы сделал несколько более агрессивную тонировку. В моем архиве немало фотографий "ушатанных" Лайтнингов, так что руки чесались. Вообще сделал вывод, что на тихоокеанском ТВД самолеты довольно быстро приобретали обшарпанный вид.
В частности я бы показал следы подкраски базовой краски в районе кабины пилота, что нередко практиковалось. Более интенсивно сделал бы изношенность краски. Еще хотелось показать следы от скотча по панелям (как на P-38 от Евгения aka dora), но на моем прототипе таких следов не видно.