Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром

Доброго дня!
Идея постройки самоходки зрела давно, с того момента, как наткнулся на её боковичок в одной из книг про Т-44. Некоторое время занимался подбором материалов и запчастей, набирался опыта, а начало ГБ Braille Scale на сайте подбило открыть на сайте стройку. В сроки ГБ я не уложился, но причина уважительная, модель оказалась сложнее, чем казалось.

История

1944-й год стал наиболее плодотворным для РККА в плане оснащения бронетанковых подразделений противотанковыми самоходками. Хотя номенклатура выпускаемых САУ была совсем небольшой, по сравнению с Германией, мощности 100-мм самоходных орудий гарантированно хватало для поражения любого немецкого танка на дистанции до 2000 метров. Исключение составляли, разве что, "Jagdtiger" и опытный сверхтяжелый танк "Maus". Вместе с тем, процесс наращивания брони не стоял на месте, а СУ-100 обладала рядом конструктивных недостатков, которые можно было устранить только в процессе полной переработки машины. Больше всего претензий вызывали два пункта: чрезмерный вынос ствола за габариты корпуса и устаревшая трансмиссия.За решение данной проблемы взялись специалисты Уралмашзавода (УЗТМ), которым проектирование САУ большой мощности было поручено ещё в конце 1943 года. Бригадой конструкторов под руководством Л.И.Горлицкого был предложен проект "среднего фердинанда" с использованием ходовой части от СУ-85 и вооружением, состоявшим из 85-мм или 100-мм орудия – на выбор предлагались Д-5-85БМ и Д-10. Однако на этом сходство с серийной самоходкой заканчивалось. Представленный в апреле 1944 года на пленуме НКТП проект ЭСУ-100 получил хорошую оценку, однако уже в июне решением начальника ОГК НКТП И.Бера все работы по данной машины отменялись. Поводом послужил мнение, что ЭСУ-100 не подходит под требования танкосамохода прорыва. По огневой эффективности САУ не имеет преимуществ перед серийной СУ-100, а запуск в серию машины с электротрансмиссией мог потянуть за собой множество проблем производственного характера.
Несмотря на это, бригады Горлицкого продолжило развитие ЭСУ-100 в инициативном порядке, чему поспособствовала неожиданная поддержка со стороны высшего руководства страны. Есть версия, что Сталин, которому доложили о состоянии работ по танку Т-44, распорядился создать на его базе самоходку со 122-мм орудием. Под эти требования и решили подстроиться специалисты УЗТМ.

Работы продвигались весьма быстрыми темпами, так что в октябре 1944 года завод представил в технический совет НКТП для рассмотрения пять проектов:

  • СУ-122П, вооруженную 122-мм пушкой Д-25С, к тому моменту уже изготовленную в металле и успешно прошедшую заводские испытания;
  • ЭСУ-100, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, с задним расположением боевого отделения и электротрансмиссией;
  • СУ-100-М-1, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, на шасси танка Т-34, но с задним расположением боевого отделения (соответственно, МТО было перенесено на нос);
  • СУ-100-М-2, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, на базе танка Т-44, с задним расположением боевого отделения;
  • СУ-122-44, вооруженную 122-мм пушкой Д-25-44С, с использованием агрегатов и базы Т-44, с переднем расположении боевого отделения.

Одобрение получили два последних варианта, однако 10 октября состоялось обсуждение макетов СУ-100-М-1 и СУ-100-М-2, в ходе которого было выявлено более 40 различных недостатков. Далее последовал приказ Наркома танковой промышленности №625 от 26 октября 1944 года, в котором заводу УЗТМ было предложено завершить проектирование, выпустить чертежи и изготовить опытные образцы СУ-100-М-2, именовавшейся как "Уралмаш" и СУ-122-44, которая получила рабочее название "Гром". Видимо, подобное требование несло в себе скрытое желание перестраховаться на случай неудачи с “советским фердинандом”. На каждой из самоходок прорабатывались два орудия, 100мм Д-10 и 122мм Д-25, названия прототипы получили соответствующее, "Уралмаш-1" (СУ-101), "Уралмаш-2" (СУ-102), "Гром-1" (СУ-100-44) и "Гром-2" (СУ-122-44). Окончательный проектный вид СУ-100-М-2 был утвержден на заседании Техсовета НКТП и ГБТУ в марте 1945 года – то есть, через год после начала работ по ЭСУ-100. Опытный образец самоходной установки "Уралмаш-1" предписывалось сдать к 1 мая. За это время были проведены совместные испытания серийной СУ-100 образца 1945 г. и “Jagdpanther”, выявившие нецелесообразность размещения боевого отделения с длинноствольным орудием в носовой части корпуса. Кроме того, масса проектируемой САУ “Гром” со 122-мм пушкой оказалась слишком велика. От строительства СУ-122-44 было решено отказаться.

Любопытно, что при проектировании самоходки на базе Т-54, конструкторы опять вернулись к схеме с передним расположением рубки. Видимо, испытания СУ-101, помимо заранее известных положительных сторон компоновки показали и много минусов подобного размещения боевого отделения, перевесивших в итоге плюсы.

Сбор информации

Первоначальная идея казалась простой, взять набор Т-44 от Зебрано, соорудить несложную по форме рубку и получить требуемый корпус, на который установить пушку из набора СУ-122П от УМ. Причём планировалась параллельная стройка Т-44 и СУ-122-44, как требовавших одинаковой конверсии исходного набора Зебрано. В качестве основных чертежей для самоходки был принят чертёж из второго тома Отечественных бронированных машин (самой книги у меня нет, пользовался найденными в сети проекциями, так что могу и ошибаться).
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
Но при прикладывании к чертежу корпуса Т-54, который вложен в зебрановский набор Т-44, закрались сомнения в правильности его использования. Для уточнения поискал в сети чертежи Т-44, и наткнулся на старую дилемму, что таких чертежей не существует, а те, что есть, имеют те или иные несоответствия. Первым смутившим меня моментом стало расположение катков. Они точно располагались не так, как на Т-55, а каждый чертёж Т-44 отличался от другого. Собравшись с силами и подгадав время отправился на Кубинку, в музей, где после выполнения небольшого квеста с бабушками-смотрительницами я оказался с рулеткой перед танком. В результате я получил схему расположения катков, ленивцев и ведущих относительно пола и надгусеничной полки, и вооружённый этими знаниями полетел домой. Результаты измерений на бумаге оказались не очень удобными в применении, поэтому решил нарисовать их в автокаде:
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
На чертеже отмечено расположение катков, ведущих и ленивцев у Т-44, Т-44М и Т-54, который я тоже обмерил в поисках того, в какую сторону нужно модернизировать корпус Т-54. В результате корпус Т-54 подвергся следующим модификациям, изменил угол наклона нлд, по другому были установлены картеры фрикционов, перенесены места установки балансиров:
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
После неоднократного прикидывания катков к корпусу, всё равно оставалось ощущение недоделанности. В результате постепенно пришёл к мысли, что различия у Т-44 и Т-54 ещё сильнее, чем казалось раньше. Серьёзно озаботившись этим вопросом устроил себе второй визит в Кубинку с рулеткой, на этот раз больше обращая внимание на корпус. Опять фотографировал, а результаты измерений записывал на телефон. Но по приезду домой результаты из телефона сразу не вытащил, а тот решил гавкнуться, вместе со всеми сохранёнными данными. В результате пришлось составлять общий облик танка только по своим и чужим фотографиям, к счастью, на некоторых фотографиях попадаются измерения с приложеной рулеткой. Задачу максимум (измерить корпуса Т-44 и Т-55, чтобы закрыть для себя вопрос различия корпусов) из-за этого выполнить не удалось, но нарисовать чертёж корпуса получилось. Вот моё предварительное мнение о соответствии геометрии корпусов Т-44 и Т-54:
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
Кстати, в получающиеся у меня обводы лучше любых чертежей Т-44 ложилась компоновочная схема СУ-122-44, из-за чего она вызывала у меня всё большее доверие. У неё, конечно, переврано очертание задницы, и на виде сверху неправильно размещены агрегаты в МТО, но я успокоил себя тем, что основной задачей этой схемы было правильно показать рубку, из-за чего на задней части чертёжник отделался схематичными решениями.

К этому моменту я уже окончательно убедил себя, что переделка корпуса Т-54 вырастает в серьёзную тягомотину, и решил попробовать посамодельничать. В плюсах этого решения была возможность без особых усилий получить правильный крой листов, в минусах - отсутствие опыта самоделок и возможность промахнуться с размерами, из-за чего может поплыть внешний вид модели. Поэтому на данном этапе от стройки отвалился Т-44 и я сконцентрировался на СУ-122-44. Таким образом убивал двух зайцев, и тренировался, и не так серьёзно рисковал с соответствием прототипу, из-за бумажности самоходки.

На этот раз сразу было принято решение о начале работ с чертежа в автокаде, но усугублялось это опять же отсутствием опыта работы в программе, из-за чего чертёж оказался перегружен деталями и не совсем верно скомпонован. После нескольких недель работы получил такой чертёж:
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром

Модель

Упорядочив с помощью чертежа свои мысли и идеи, использовал его же для создания развёрток, получая необходимые детали с первого раза:
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
Чертёж я рисовал в масштабе 1:1, но автокад позволяет выводить чертёж на печать в любом масштабе, выбрал 1:72 и получил распечатаные на бумаге развёртки. Развёртки вырезал, приклеивал к листовому пластику на ПВА, затем вырезал-выпиливал деталь и отклеивал от неё уже ненужную бумажку. Для соблюдения масштаба, каждая деталь вырезалась из пластика необходимой толщины. К примеру, ВЛД у СУ-122-44 имеет толщину 90мм, делам 90 на 72 и получаем 1,25 мм необходимой толщины, которую получаем склеив между собой пластины пластика 1,0 мм и 0,25 мм. Сборку начал, естественно, с корпуса:
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
Использование деталей, повторяющий крой листов брони, корпус с правильными стыками собирался быстро:
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
Внутрь корпуса я заранее накидал шпатлёвки, чтобы затем надфилем сразу придать правильную форму низу корпуса, с местами крепления балансиров. Чтобы не промахнуться, нарисовал в автокаде схемку-подсказку по размещению торсионов, которую наклеил на днище:
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
Но всё равно промахнулся. Рисовал я расположение торсионов на виде сверху, и не думая налепил картинку на корпус, получив вид снизу. В результате торсионы оказались неверно смещены друг относительно друга, а я загубил удобную идею по днищу, и был вынужден придумывать иной способ его оформления. После этого на моём чертеже появились отметки "вид сверху" и "вид снизу", и дополнительный вид для работы с торсионами, который я также использовал для крепления балансиров, отметив на виде и оси катков:
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
С его помощью приступил к переделкам. Места крепления балансиров сделал из кусочков пластика, сверху добавил кусок чёрного литника, который "как бы торсион", и с боков накидал шпатлёвки:
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
Балансиры использовал из набора Т-44, точнее с литника Т-54 от ПСТ. Правда, их пришлось доработать до верного размера. Здесь хочу отметить, что для меня более важным было не правильное размещение торсионов на днище, а верное расположение осей крепления катков. Судя по тем моделям Т-44, которые я видел раньше, неверно размещённые катки сильно бросаются в глаза и ухудшают внешний вид модели. В работе мне очень помогла металлическая линейка, с её помощью было удобно подгонять по высоте и вылету каждый балансир.
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
С сетками на МТО я пробовал мучаться ещё во время переделки корпуса ПСТ, и на тот момент пробовал их сделать из пивжести, выходило не очень. В этот раз попробовал из пластиковых эвергриновских прутков, и удачно получилось с первого же раза. В качестве сетки использовал сеточку от чайных пирамидок Липтон, но она оказалась настолько прозрачной, что это подбило меня на оформление жалюзей на воздуховодах и даже вытяжного вентилятора:
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
В продолжение работ по задней части, завершил верх МТО размещением крышки с люками, и начал потихоньку собирать рубку, не приклеивая её пока к корпусу. Установил крепление ведущего колеса, выпилив её с боковой части корпуса СУ-100 от УМ, и разместил внутренний ряд катков, чтобы убедиться в их правильном позиционировании:
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
Следом пришёл черёд маски пушки. Маску я использовал из набора СУ-122П, и представляла она собой обычную маску СУ-100. Исходя из чертежа компоновки СУ-122-44 и внешнего вида маски на СУ-101, пришёл к решению об изменении формы маски, в первую очередь об увеличении ширины. Это заняло продолжительное время, после нанесения каждого следующего слоя шпатлёвки приходилось ждать его просыхания, без маски я не мог приклеить ВЛД к рубке, без чего не мог приклеить рубку, крылья и т.п., В результате модель встала в ожидании маски. И, чтобы не терять времени, я занялся сборкой травлёных наборных гусениц. Теоретически, можно было бы обойтись теми гусеницами, что идут в наборе СУ-122П, но мне они не нравятся. На мой взгляд, наборная лента куда краше лежит на модели, чем какие-либо ещё гусеницы, и ради этого даже не жаль нескольких утомительных и однообразных вечеров:
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
После завершения работ с маской, наконец удалось установить рубку по месту, и заняться дальнейшими работами. Установил по месту ленивцы и ведущие. Ленивцы использовал из набора Т-34 от Звезды, ведущие смоляные от Т-44 Зебрано. Место крепления ленивца красиво оформил уголками усиления, но наверное можно было и не делать, потому как всё равно их не видно под крыльями и за гусеницами. Также разместил надгусеничные полки под рубкой.
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
После ленивцев и ведущих пришла очередь крыльев, которые я выполнил из пластика. К этому моменту в обсуждении модели на стройке мы пришли к выводу, что полки не должны быть под рубкой, а заподлицо с ней, поэтому переделал полки, и уже к ним приклеил крылья. Установил по левому борту выхлопную трубу, там ничего сложного. На передних крыльях из нашинкованой проволоки оформил что-то типа петель, а из тянутого литника - выштамповки. На краях полок выполнил отбортовку из тоненького прутика квадратного сечения, который по линейке отрезал от листа пластика 0,25 мм, на задних крыльях установил косынки, а в месте крепления задних крыльев к полкам что-то типа крепления:
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
Затем пришёл черёд чехарды с топливными баками и ящиками ЗИП. Я примерял на самоходку имеющиеся у меня баки в различных вариантах, и в обсуждении в теме стройки пришли к решению об использовании четырёх баков как на Т-34 и двух ящиков ЗИП от него же:
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
Потом пришла череда продолжения работ с корпусом. Начал размещать на крыше люки по первому принятому мной варианту. Золотые детали это травление Part для Т-34, серебряные - пивжесть. Чёрным тянутым литником имитировал сварные швы на корпусе. Зелёный грибок вытяжного вентилятора выполнен из сточеного ленивца из набора от СУ-122П.
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
С задней частью тоже самое, сварные швы, установка буксирных крюков, и фирменная деталь Т-44 - крепление шпор на корме. Верх моторного отделения начал болтить болтами от МастерКлуб:
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
Затем оформил болтами маску пушки, установил передние буксирные крюки, приложил запасные траки на лобовую броню. Также на влд разместил прибор наблюдения мехвода. С прибором презанятнейшая история, каким он должен быть никто не знает. В результате дискуссии с Павлом Париновым решил остановиться на варианте двух смотровых приборов в шахтах через лобовую броню, как на Ягдпантере, но разместив приборы перед водителем на чертеже стало ясно, что левым прибором он пользоваться не сможет, там уже вовсю идёт борт, а изгибаться зигзагом мехвод не может. Поэтому остался только один смотровой прибор у мехвода. Может быть, на Ягдпантерах по той же самой причине отказались от использования второго перископа. На крыше рубки установил смотровые МК4, и собрал смоляной ДШК от Армори:
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
На корме пришло время устанавливать бочки, и уже в момент приклеивания выяснилось, что если их положить на полки, то места под ящики ЗИП не останется. В результате я выбрал вариант чуть задранных вверх креплениями бочек, под которыми появилось место для свободного размещения ящиков:
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
Пришло время устанавливать ствол. У меня на руках оказалось сразу несколько стволов Д-25, поэтому сделал для них сравнение. Для себя остановился на точёном стволе Зедвал с дульным тормозом от СУ-122П УМ, который понадобилось немного доработать. Крепление маски удалось выполнить таким образом, что ствол сохранил подвижность.
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
Затем разместил на бортах рубки шанцевый инструмент, добавил по левому борту фару Эльф, проводку к фаре, точёный гудок Зедвал и конус, которым прикрывалось бы отверстие, через которое к сигналу и фаре подавались бы провода. Антенный ввод разместил по правому борту, но справедливое замечание Павла привело к переносу стакана на левый борт, ближе к командиру. После чего устроил промежуточный фотоотстрел:
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром

Окраска

Делать скучный экспериментальный зелёный окрас не хотелось, поэтому развил тему альтернативной истории дальше, и выбрал для самоходки боевую окраску времён берлинской операции. Эдакий противовес панцерваффе-46, советский бумажный самоход во время Берлинской операции, затянувшейся до 46-го года. Сам самоход покоцал, припылил, но мять и рвать крылья не стал, стараясь сохранить непривычный ещё среди моделей образ СУ-122-44. Этапы окраски вполне стандартные.
Грунт - база - глянцевый лак - белый на рубку - маски - ещё раз база - глянцевый лак. После масляные пятна, затем подкрашивание маленькой кисточкой мелких деталей и сколы кисточкой и губкой.
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
В компанию к самоходке покрасил офицера-танкиста, из смоляного набора Армори. Если не ошибаюсь, скульптор Леонид Рамирес. Пусть офицер одет в форму 42 года, а позирует рядом с самоходкой 46-го, не так страшно, не диораму же делаю. А других офицеров у меня не оказалось.
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
После задул самоходку матовым лаком, обул в гусеницы и отправил на финальную фотосессию:

Итог

Модель мне самому очень понравилась. Прототип красив сам по себе, и при стройке удалось не испортить его. Надеюсь, кто-нибудь захочет повторить мой подвиг, чертежами могу поделиться. Может быть только сначала приведу их к более удобному для восприятия виду, и внесу дополнительные уточнения, если удастся ещё раз выбраться в Кубинку.
Если кому интересно посмотреть саму стройку, она есть на сайте в соответствующем разделе: http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_44269.html
И ещё раз хочу выразить благодарность Павлу Паринову за его помощь в стройке, и советами, и материалами, и дискуссией.

Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром

 

» Информация о статье
ParinovP в 20.06.2014 - 07:07

Логика тут такая. СУ-122-44 это самоходка, которая могла быть запущена в серию на базе Т-44, и была бы запущена, если бы не конец войны. В более спокойной обстановке Т-44 выросла в Т-54

Если без логики, по фактам: Т-44 имел дикие проблемы с ходовой в войсках в самом начале эксплуатации. Торсионы ломались, как спички, угрожая покалечить экипажи. Из такой машины не только самоход делать бессмысленно, а в бой выпускать рискованно - встанет в самый неподходящий момент и сорвёт всю операцию. И делать на её базе самоход с конструктивно перегруженным передком - деньги на ветер. Помимо слабости вооружения это ещё одна причина малосерийности производства Т-44.
ViktorS в 25.07.2014 - 02:19
Модель завершена, статью о стройке написал, отправил на рассмотрение. Будем ждать.

#
makskm в 25.07.2014 - 05:40
Виктор поздравляю! Модель получилась отличная! И стройка впечатляет... А роспись фигурок надо подтягивать до уровня моделей :wink:
Pavel_P в 25.07.2014 - 09:23
Тема: Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
Интересная самоделка. И хорошо написанная статья.
Marakar в 25.07.2014 - 09:44
Потрясающая работа и результат!
С уважением, Marakar.
Иван_Куванов в 25.07.2014 - 11:40
Тема: Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром
Классно, я следил за стройкой, впечатлило.
ViktorS в 25.07.2014 - 12:38
Спасибо!

makskm, это всего вторая моя вторая раскрашеная фигурка, опыта в раскраске мало. Если есть возможность подсказать и подправить, готов послушать.
Для примера, предыдущая фигурка:
#
makskm в 25.07.2014 - 16:40
Виктор, если посмотрите хорошие работы (например http://alessandro-blog.livejournal.com), то поймете, что не так. Из русскоязычных источников могу посоветовать поискать книгу Владимира Демченко "Делаем солдатиков" и посмотреть статьи и темы Владимира на diorama.ru (правда Мастер специализируется на масштабе 1/35 и я лично не смог адаптировать предлагаемые приемы для 72-ого, но может у Вас получится. Но основные принципы изложены достаточно подробно). Отличие ваше первой фигурки от второй, только в более аккуратной покраске, без всякого прочего прогресса, к сожалению.
Удачи и хороших моделей(и фигурок)!
Vernus в 24.08.2014 - 12:30
Виктор, не могли бы Вы поделться чертежами и выкройками бронелистов в масштабе 1/35 для этого самохода? Просто я с автокадом не знаком в принципе, а промахнуться с размерами не хотелось. Если что пришлите на Salnikov90@mail.ru.заранее спасибо
Ltl в 19.11.2014 - 04:56
Тема: Самодел 1/72 СУ-122-44 Гром(#7585) - обсуждение
Разглядывая фотографии и готовой модели и в процессе сборки невозможно отделаться от мысли. что Вы всё врёте и это не 72-й, а 35 масштаб! Брависсимо!

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy