Предыстория. Основное мое модельное направление – авиация в 72-ом масштабе, да и еще я собираю модели КБ Сухого. В ближайших планах закончить все ранние, реактивные «трубы» (Су-7БКЛ, Су-9), потом уже продвинусь к современному периоду. Из ранних у меня есть Су-11, ну вот теперь и Су-15ТМ. Модель была собрана еще летом 2007-го года, но написать статью созрел только сейчас.
Немного о прототипе. Су-15ТМ (по НАТО Flagon – Графин). Изначально самолет строился как модернизация Су-11, но размеры РЛС уже не позволяли втиснуть ее в носовую часть. В итоге было решено РЛС оставить в носу, а воздухозаборники сделать боковыми. Работы по новому самолету продвигались быстро. Не смотря на все передряги в КБ, самолет к 1965 г. официально был запущен в серию и поставлен на вооружение Страны Советов. Самолет прошел несколько модернизаций. В итоге, самым-самым считается именно модификация ТМ. На этих самолетах была установленная новая, модернизированная РЛС «Тайфун-М». Эти самолеты простояли на вооружении до 1991 г.
Последней строевой частью, имевшей на вооружении самолеты типа Су-15, был авиаполк вооруженных сил Украины, базировавшийся на аэродроме Бельбек в Крыму. Также с этим самолетом связаны наиболее известные случаи перехватов нарушителей воздушных границ. Первый, более гуманный случай, произошел 20 апреля 1978 г. с самолетом Boeing 707. Тогда самолет просто сел на лед озера. Погибло 2 человека, 10 – ранены. Более интересный случай произошел 1 сентября 1983 г. Тогда летчик Осипович сбил Boeing 747. Считается, что погибло 269 человек. Обстоятельства по делу до сих пор не ясны.
Думаю, хватит болтовни. Ближе к делу.
О модели. На тот отрезок времени, это была моя первая модель по технологии ЛНД.
Расшивка везде внутренняя, тонкая. Перешивать не стал – пластик мягкий, работать неудобно. Сборка, как и положено, началась с кабины.
Кабина проработана хорошо, состоит из 5 деталей, кресло – из 4-х. Кабина дается одним целым с нишей носовой стойки шасси.
После склейки кабины склеил половинки фюзеляжа – обнаружились приличные ляпы. В районе
сопла образовалась приличная ступень между половинками фюзеляжа. Она была благополучно зашпаклевана. После решил поставить вклейку за кабиной. И там было не все гладко – образовалось не нужное отверстие, опять зашпаклевал.
Пока шли все процессы, решил покрасить
сопла. Опять засада. На соплах тоже были две ямы. Опять шпаклевка, зашкуривание. Наконец сопла были вклеены, зашкурены, зашпаклеваны, покрашены. Если брать, в общем, то больше всего доработок на стадии склейки ушло на хвостовую часть.
Обтекатель РЛС дан двумя половинками – не совсем удобно, но ничего не поделаешь. Тоже склеил и немного подшпаклевал стыки.
Далее приступил к сборке крыла.
Крыло дается 3-мя деталями на одну плоскость + 2 детали – рули даются отдельными деталями. Я обрадовался и решил сделать рули отклоняемыми. Забегая вперед скажу, что рули отваливались и пришлось их намертво приклеить суперклеем.
Дальше пошел собирать
воздухозаборники. ВЗ даются 3-мя деталями. Встретился облой, детали толстые. Немного сточил и склеил. Если все сделать как в инструкции, то щель остается маленькой, её практически не видно.
Приступил к сборке всех составляющих в одну модель.
И тут немного хочу добавить. Вся дальнейшая сборка и покраска происходили в походных (не дома) условиях.
Первым делом поставил
киль. Стал он плохо – форкиль под 90 град. А сам киль ушел вправо. В общем, киль был установлен, стыки подшпаклеваны.
Далее пошел устанавливать крыло.
Крыло встало хорошо – шпаклевания практически не потребовалось. Стабилизаторы встали так же легко – особых проблем с ними не помню.
Основная сборка была завершена. Всю модель прошкурил мелкой наждачкой – для того что бы убрать все последствия склейки, дорезания расшивки на стыках. Приступил к мелочи. Места установки ВЗ на фюзеляже указаны расшивкой и тонкой штриховкой. Пока сохли ВЗ – занялся нишами шасси: покрасил серо-зеленой краской.
После высыхания краски установил стойки основных опор шасси. Как и говорили, на колесах действительно был штамп Ярославского комбината резинотехнических изделий. Ниша носовой опоры довольно «лысая». Её я оставил как есть.
Покраска
Решил покрасить в стандартный, серебряный цвет (не мудрить с камуфляжем). Красил эмалью Rewel, кисточкой. Радиопрозрачные элементы – краска Звезда Супер. Потом немного подправил «листовой эффект» (той же серебрянкой Rewel, но с добавлением черной краски) и задул глянцевым лаком с баллончика. Две последние операции проделал впервые. Дальше пошел переводить декали. Решил сделать Су Осиповича. Перевел, и заметил, что самолет получился слишком пестрым. Впервые использовал и «сухую кисть» для «погашения декали».
Декали переводятся хорошо – нареканий нет. Попробовал немного выделить расшивку карандашом.
Да и еще, модель поначалу была без
ПВД – его я доделал позже (тоже в первый раз. Попробовал сделать из иглы от шприца). Смотрится ПВД ужасно, зато металлическое. Сейчас думаю, как работать дальше в этом направлении.
В общем все. О результате судить вам.
Прототип:
Немного ссылок напоследок
Помимо фирмы «А-модел», модель самолета Су-15ТМ выпускают: в масштабе 1/48 фирма Trumpeter. Подробнее о модели фирмы Trumpeter читать
здесь. Подробнее о модели от фирмы Грань и доступном
афтермаркете для модели в масштабе 1/72 читать
здесь.
Перед сборкой стоит посмотреть и почитать, что пишут люди:
здесь,
здесь и
здесь. Еще можно посмотреть
здесь,
здесь и
здесь, а также
тут.
Перед покупкой модели внимательно читал сравнительный
обзор А.Короткова и А. Цюпки. При постройке модели-копии также рекомендую использовать замечательный
walkaround Дмитрия Срибного.
Все товарищи.
Тема: Амодел 1/72 Су-15ТМ (Amodel Su-15TM Fl...(#736) - обсуждение
Труд, достойный уважения!
И ПВД, кстати, получился довольно неплохо. Не надо на себя наговаривать! :)
А вот насчёт окраски... Пора, пора переходить на аэрограф, коллега! :)