Как известно, сумрачный тевтонский гений отметился в области авиации не только реактивной, но и палубной. И по тому, и по другому поводу можно с упоением строить концепции небывалых «Люфтваффе'46» или, скажем, «Кригсмарине'43-бис», но факт остается фактом – даже реактивная авиация Третий Рейх не спасла, а палубная так и вообще по-настоящему не появилась. Но германские инженеры наплодили немало палубников, точнее самолетов, предназначавшихся для авианосцев.
Поначалу верховодила всем этим контора «Арадо», сделавшая в середине 30-х прототипы истребителя Ar 197 и торпедоносцев Ar 95 и Ar 195. Но времена меняются быстро, и в конце десятилетия основу авиапарка достраивающегося «Графа Цеппелина» должны были в основном составить варианты уже использующихся в «Люфтваффе» машин – Ju 87C и Bf 109T. Реалии войны, однако, не дали осуществиться адмиральским мечтам – авианосец так и не достроили, а все соответствующее оборудование с самолетов сняли. В итоге фотографии палубной «Штуки» можно пересчитать по пальцам одной руки, да и не понятно, что конкретно за самолет на них запечатлен. «Мессера» в полной комплектации, с гаком и длиннокрылого, я вообще, к стыду своему, никогда на фото не видел – только на картинках. А хочется, знаете ли, серийного "ганса", со всеми крестами-свастиками, да в рубленом камуфляже…
На счастье наше, работы известной фирмы "Физелер" в области палубной авиации не ограничивались постройкой серии Bf 109T. Летал с реального корабля (не авианосца) знаменитый "Шторьх", а под "Цеппелин" был создан специализированный торпедоносец Fi 167, который пошел в серию и поступил на вооружение. Двигатель, конечно, на нем был совсем не реактивный, ну да при бипланной схеме от такого особой пользы не предвиделось. «Даймлер-Бенца» 601 хватало только на 325 км/ч, а грузоподъемность двухместной машины не превышала тонны. Взлетно-посадочные характеристики Fi 167 с запасом позволяли ему летать с палубы авианосца (иного от создателей "Шторьха" и не ожидали), но попробовать "Цеппелина" "Физелерам" так и не довелось.
Хотя Fi 167 сделали всего 13 штук, т.е. много меньше, чем Ju 87C и Bf 109T, жизнь у них была весьма насыщенная, а послужить они успели не только в люфтваффе, но и в ВВС сателлитов Германии – Румынии (вроде бы) и Хорватии (точно), и даже у югославских партизан. Самолет, таким образом, получился весьма успешным, и на фоне своих европейских "коллег" – французских "Левассеров" и британских "Фейри" – он смотрится явно выигрышно. А как у нас с моделями этого чуда?
А модель, по крайней мере литая, всего одна. Сделала ее давным-давно чешская Pavla, и это был дебют означенной фирмы: каталожный номер Fi 167 – 72001. Сразу вспоминается, каков собой бывает первый блин, но попытаемся беспристрастно рассмотреть содержимое коробки.
Весь самолет поместился на одной литниковой рамке, изобилующей облоем. Что сразу убивает, так это исполнение стоек шасси в одну деталь – на той же «Штуке» уважающие себя производители «штанины» делают минимум из двух деталей плюс колесо, а тут… И винт отлит заодно с коком… Да, это явно не «Тамигава» и даже не ФРОГ...
К модели прилагается достаточно крупная пластинка фототравления, но особого оптимизма она не вызывает. То есть то, что дали решетку радиатора и пламегасители, безусловно хорошо, остальные же детали примитивны и их аналоги, ничуть не уступающие оригиналу, а, возможно, и превосходящие его, каждый без особого труда сделает из крышки от «Доширака».
Интерьер представлен приборной доской пилота, полом кабины в стиле ФРОГа, отлитой из белого металла ручкой управления (ничего особенного – гнутая железка и все, я поначалу подумал, что это кусок скрепки…) и грубо сделанным пулеметом, состоящим из 4 деталей, но тем не избавленным от участи препровождения в мусор. Короче, небогато, да и информации по внутренностям 167-го нету никакой.
Есть пара вакушных фонарей на диво посредственного качества – это хорошо видно на фото. Больше всего это похоже на фонари, которыми комплектовали свои вакушки отечественные производители в начале 90-х, да и то не все, а те, которые «стеснялись» указывать свое название. Однозначно не «Фалькон», хотя и новозеландцы иной раз такое го делают…
Декаль от Propagteam в комплекте присутствует, на два варианта – TJ+AR и TJ+AN, девятую и пятую серийную машину соответственно.
Думаю, что иные эстеты уже начали воротить нос от экрана – мол, не модель, а натуральные "дрова". Так я ж еще сравнивать ее с фотками не начал! Так что обратимся к первоисточникам.
С ними, прямо скажем, как в Эфиопии, негусто. В смысле, в означенной африканской стране нонче республика, и негусы, то бишь местные императоры, перевелись. Все, что удалось отыскать по Fi 167 – статья из неизвестного номера немецкого FlugRevue, которую уверенно прочесть я не в состоянии, бо сему варварскому языку не обучен. Но с грехом пополам и без словаря кое-что понять можно, хотя французский, происходящий из lingua latina, идет полегче, не говоря об английском.
Итак, пять фоток разных машин плюс чертеж-схема, еще четыре фото присутствуют у Ликсо и Чанака в Hrvatsko ratno zrakoplovstvo u Drugome svjetskom ratu. Книжка эта настоятельно рекомендуется интересующимся языками южных славян, к коим принадлежу и аз, грешный, к тому же позволяет обойтись без [сербо] хорватско-русского словаря, благо есть английский подстрочник. Так что и те, кто совсем ни бум-бум в hrvatskom jezike, поймут, что к чему.
Крыло и горизонтальное оперение сравнивать с фото сложно, но вроде похоже. А вот нос, точнее капот мотора, у самолета коротковат, добавить пару-тройку миллиметров не помешает. Вертикальное оперение по общей форме похоже, но руль направления имел вид, отличный от того, что дает модель. Это ерунда, все равно линию разделения киля и руля прорезать надо, благо она в модели дана внешней расшивкой (на остальных поверхностях – внутренняя), главное – сделать это верно, да и провис полотна имитировать стоит.
На том с пластиком закончим, и перейдем к декали. Ну казалось бы, где тут лажать? Балкенкрейцы, свастики, буквы кодов – на немцах, кажется, любой производитель декалей уже собаку съесть должен и ею подавиться, но нет – враги не дремлют. Ну Кутьку-то они не получат, а декаль от них спасти не удалось.
Ну вы же знаете немецкий орднунг – шрифт на бортах должен быть строго по трафарету, а трафарет – по инструкции. И гауптман Снорри спрашивает у чешских «маляров»: вы что за буквы тут нарисовали?! Вот эти, "TJ"!!! Почему уже, чем надо?! В Освенцим захотели?!
А Вы, герр… как вас там, Волек? Успокойтесь, картинка на коробке Рейх вполне устраивает (сознайтесь – с фото рисовали, так?), хотя свастику замазывать и нехорошо – фюрер обидится. Была она – пусть и остается. А в декали хакенкрейц годен только в утиль – не столько из-за того, что должен собираться из двух половинок, сколько по причине «поехавшей» обводки.
Пришла пора подводить итоги. Сама модель по обводам вполне похожа на прототип, имеющиеся отклонения несложно устранить. Исполнение же весьма «дубовое», «первый блин», все-таки (хотя и потом «Павла» делала модели, скажем так, далекие от идеала), и тут уж придется как-то изголяться. Поскольку самолет немецкий, многие недостающие или грубо сделанные детали можно, думается, позаимствовать в моделях других самолетов Третьего Рейха. Скажем, колеса, винт, бомбы и пулемет вполне могут подойти и от «Штуки», торпеда найдется у «Хейнкеля» 111, может, и винт и кок от него сгодятся? Коды и техничку (какие-то неубедительные «топливные треугольники» получились) тоже можно где-то добыть, так что и кривизну декали можно компенсировать. Можно также подыскать деку и на югослава, об этом даже в инструкции к модели написано. Но вот когда будете наносить декали, туда смотреть не стоит – только на фото! Я, конечно, понимаю, что на «Физелерах» проводились эксперименты по камуфлированию, и на разных этапах службы они выглядели по-разному, но… Про TJ+AR ничего не скажу – не видел, а на фото TJ+AN белых полос на оперении не видно, как и номера 05.
В немецких пропеллерах я не специалист, но в FlugRevue на стр 326 видно, что маркировка на них бывала различная. Так что надо будет выяснить, что могли фрицы присобачить к DB 601B…
Не так давно «Павла» переиздала Fi 167, изменения, насколько мне известно, заключаются в некой доработке фюзеляжа в районе радиатора (он, видимо, смещен назад, так что упомянутая выше «коротконосость», кажется, устранена), а также затронули лист фототравления и декаль, вероятно, и фонарь сделан получше. Травленка, насколько я могу судить, обогатилась в основном узлами подвески вооружения и стабилизаторами бомб, декаль посвящена TJ+AR и югославской машине. Саму ее я не видел, так что исправили они буквы или нет – бог весть…
В сети можно найти фотографии собранных «Физелеров», и описания сборки, так что можно надеяться, что вскоре мы сможем полюбоваться на достойно сделанный "Физелер" из России. Я же в этом деле пока пас – класс не набрал…
Facebook
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Oeff@gв 06.02.2008 - 00:08 Тема: Pavla 1/72 Fieseler Fi 167 - Первый бл...(#718) - обсуждение
Сам собрал этот самолёт 3 года назад(облоя небыло, расшивка была местами замылена), когда увидел только изображение самолёта - он сразу мне понравился, но в комлекте был уже один фонарь но более лучшего качества чем в это отчёте, травлёнка была с большим кол-м деталей, инета тогда под рукой не было, собирал как душа пожелала, кабину не наворачивал(не было инфы), доработал пулемёт, торпеду, вооружение(на 0,5 новое), винт и кок были даны раздельно(доводил до ума), пришлось помучаться со стойками бипланной коробки(отлита были неочень ровно), удивило то что крылья очень толстого профиля и без утяжин, при завершении модели придал самолёту спецефический вид: когда задувал весь самолёт полуматовым лаком, задул и фонарь и это придало особый шарм и загадочный образ самолёту...как смогу так сразу выложу фотографию своей модели.
Сноррив 08.02.2008 - 15:30 Тема: Re: Pavla 1/72 Fieseler Fi 167 - Первый блин Павлы
Вам, видимо, достался новый выпуск. Кстати, травло моей модели - на фото вместе с фонарем, а там, гда отделенные от литников детали - это модель нового выпуска (не моя).
я тоже подумал что мне попалась перевыпущенная модель, после того как почитал статью, но самоль согласитесь притягивает, этакий немецкий Свордфиш :)
JUGr.Panzerв 09.12.2009 - 10:28 Тема: Re: Pavla 1/72 Fieseler Fi 167 - Первый блин Павлы
Тоже приобрел данную модель.
Кок винта и лопасти - отдельно даны
Стойки шасси - 2 детали, 1 из которых отлита с колесом
Расшивка между килем и рулем направления внутренняя
Нос удлинен
Фонарь - вакушный (2шт) качество посредственное
Декаль без изменений на 2 варианта немцев
Инструкция дана на 1 вариант немца (TJ+AR)
+ показаны варианты окраса хорвата и югослава.
Декалей под них нет, надо заказывать
Тема: Pavla 1/72 Fieseler Fi 167 - Первый бл...(#718) - обсуждение
Сам собрал этот самолёт 3 года назад(облоя небыло, расшивка была местами замылена), когда увидел только изображение самолёта - он сразу мне понравился, но в комлекте был уже один фонарь но более лучшего качества чем в это отчёте, травлёнка была с большим кол-м деталей, инета тогда под рукой не было, собирал как душа пожелала, кабину не наворачивал(не было инфы), доработал пулемёт, торпеду, вооружение(на 0,5 новое), винт и кок были даны раздельно(доводил до ума), пришлось помучаться со стойками бипланной коробки(отлита были неочень ровно), удивило то что крылья очень толстого профиля и без утяжин, при завершении модели придал самолёту спецефический вид: когда задувал весь самолёт полуматовым лаком, задул и фонарь и это придало особый шарм и загадочный образ самолёту...как смогу так сразу выложу фотографию своей модели.