Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
В боях под Сталинградом принимало участие множество модификаций авиатехники с обеих сторон. Новый самолет Ла-5, проходящий боевое крещение в небе Сталинграда, стал сюрпризом для немецких летчиков. Трусливо называя его «новая крыса», враг быстро уяснил грозность оружия и предпочел скоротечные бои по вертикали. Ла-5 был серьезным противником до конца войны.
23 августа 1942 г., в рамках операции «Фалль Блау» 4-й воздушный флот Германии нанес по г. Сталинграду массированный бомбовый удар. Германия надеялась быстро сломить дух защитников города. Для этого Люфтваффе и авиация стран ОСИ предприняли все возможные меры, направили лучшие эскадры и группы: JG3 «Удет», JG52, JG53, КG27, KG1, KG51, KG55, StG1, StG2 и др., Италия – Группу 21, Румыния – Группу 7. Противостоять им пришлось малообученным мальчишкам, да на необъезженных лошадках. Массовый героизм советских летчиков, слаженные действия подразделений 8-й воздушной армии расстроил планы руководства Германии, дали пощечину Герингу за обещанный воздушный мост и стали костью в горле Гитлера. Пленена целая армия, практически весь транспортный флот люфтваффе уничтожен, выбит костяк асов, но самое главное, воспринял русский дух.
Три самолета Ла-5 с бортовыми номерами 22, 23 и 24 с надписью «Бауманцы» - герою Лукъянову!» получили бойцы 240 ИАП. Мать ГСС Лукъянова А.М., Лукъянова Мария Ивановна собрала средства рабочих фабрики Бауманского района г. Москвы на постройку трех самолетов. В торжественной обстановке вручили самолеты:
"Из фонда 240 ИАП ЦАМО
«Мы, нижеподписавшиеся представители трудящихся Бауманского района г. Москвы Исаев, Гуков, мать Героя Советского Союза М. И. Лукьянова и представители 240-го истребительного авиационного полка капитан Рожков, батальонный комиссар Следь, младший лейтенант Патока, составили настоящий акт о том, что:
Самолет № 22 закреплен за старшим сержантом Василием Комовым. Русский, член ВЛКСМ. Окончил военную школу летчиков в Серпухове. Летает хорошо. В боях с немецко-фашистскими захватчиками показал мужество и отвагу.
Машину № 23 принял командир авиационного звена младший лейтенант Патока. Русский, член ВЛКСМ, летать любит. Участвуя в воздушных боях на Западном фронте, проявил себя преданным бойцом нашей социалистической Родины.
Самолет № 24 вручен старшему сержанту Владмиру Ерохину. Активный комсомолец, он имеет большое желание скорее попасть на фронт, чтобы нанести смертельный удар немецким фашистам».
Август 1942
Опубликовано: И.Я.Шарончиков «Голубые дали» Воениздат, М., 1964"
За 10 дней боев в Сталинградской битве, с 20 по 29 августа 240 полк практически весь погиб. За это время совершил 109 боевых вылета, провел 58 воздушных боев и сбил 10 самолетов противника. Благодаря оставшимся кадрам кинохроники (фильм «Ла-7») был запечатлен лейтенант Патока, взлетающий на своем Ла-5 во время обучения. Мои поиски его имени и отчества результатов не дали. Я так и не узнал картину боев ИАП, но это и не удивительно, учитывая быстротечность событий битвы.
Рассматривая инструкцию к модели производителя, схему окраски Сталинградского варианта предвкушал быструю сборку. Однако, изучая матчасть самолета, столкнулся с серьезным решением: делать по инструкции, или в соответствии с реальным прототипом. Оказалось, что самолет имеет ряд модификаций. В 240 ИАП боевые испытания проходил самолет 1-8 серии.
Так как Ла-5 был изготовлен на базе ЛаГГ-3, то первые модификации унаследовали его основные узлы:
Химия: Тамия
Сборка началась с изготовления посадочной фары. Зубочисткой выдавил отражатель, из тянутого литника лампочка, стекло – тонкий скотч.
В Сталинграде истребители вылетали с бомбовой нагрузкой, поэтому решил сделать открытые бомбодержатели.
На нижней части фюзеляжа выполнил гильзовыбрасыватели и сливные трубки.
Ниши шасси приведены в соответствие с ЛаГГ-3
Кокпит практически полностью выполнен из фототравления Gonza. Дополнительно изготовлены пушечные порты, ремни, спинка сидения, управление закрылками, и т.д.
Подгонка фонаря потребовала определенные усилия. Был расточен фюзеляж, уменьшена задняя кромка козырька. Фонарь искупан в футуре и обклеен фольгой. Добавлены детали фототравления.
Жалюзи выхлопных патрубков в фототравлении оказались меньше по размерам, в связи с чем, пришлось стачивать гравером пластик родных.
Двигатель доработал проволокой и новыми трубками клапанов. Для просмотра двигателя прикрыл его жалюзи. Высверлил воздухозаборник и выхлопные патрубки.
Стойку антенны выполнил из двухкомпонентной шпаклевки Тамия и скрепки. Сама антенна – нейлоновая нить с тянутыми ушными палочками – изоляторами. Антенный вход выдавил в пластике зубочисткой.
Пневматика родная с прорезанным протектором. Шасси оборудовал щитками, шарнирами фототравления и иглами – штоками. В нишах добавил замки.
Радиатор выполнил из смолы Вектор с фототравленным щитком.
Изменил клепку на капотах, прорезал дополнительные топливные лючки, триммеры, фольгой добавил стяжные ленты, приклеил замок стяжных лент, доработал храповик, прицел.
Про окраску хотелось сказать отдельно. Изучая литературу, фотографии и видеоролики пришел к выводу, что камуфляж имел определенную систему нанесения. Так если, слева на капоте пятно АМТ-6 заканчивалось на жаропрочной панели, то на зализ пятно выходило уже практически у нижней границы панели, далее на крыло с более широким радиусом. Соответственно справа, пятно выходило за верхнюю границу жаропрочной панели огибало ее, спускалось на зализ и уже по малому радиусу выходило к гаргроту. Стороны могли изменяться. Черные пятна на капотах уходили к носу, как правило, одинаково с обеих сторон. Это мое наблюдение и, конечно же, не является единственно точным. К тому же, в полевых условиях схема могла изменяться.
Борт №23 не стал исключением. Рассматривая фотографии выяснилось отхождение от вышеуказанного наблюдения, а именно, справой стороны пятно на капоте, у носа является отдельно-изображенным, не переходящим на другую сторону, заканчивающейся у пушечных портов.
Также граница АМТ-7 на фюзеляже имеет более высокое месторасположение по сравнению с боковиками и рисунками.
В своей работе я максимально приближенно постарался нанести камуфляж в соответствии со своим наблюдением.
Все цвета смешивались и подбирались из палитры Тамия империческим путем.
Кокпит и ниши шасси окрашены в А-14. Получилось светловато, но А-14 имел цвет от серебристого до темно-серого.
Модель перекрашивалась несколько раз, пока не добился нужного результата.
Изначально на загрунтованную поверхность нанес прешейдинг. Серебром Х-11 выделил металлические части. Дополнительный прешейдинг, выделил границу черного при соскабливании до металла.
Так как самолет пролетал около одного месяца, то нижняя часть, окрашенная в АМТ-7, вообще не высветлял.
Верхняя поверхность самолета полностью окрасил в АМТ-4. Затем по колбаскам патафикса нанес черные пятна камуфляжа. Местами произвел постшейдинг. Добиваясь эффекта однородной окраски (при просматривании фотографий самолета сбоку, как бы, в скользь камуфляжа практически не заметно) размыл границы пятен аэрографом.
Для оживления черной окраски, смесью черного с НАТО блэк 1/1 высветлил места посадки летчика, лючки, предкрылки, капоты.
После нескольких слоев футуры и декалей применил метод масленых точек. Затем смывка маслом на пинене и пачканье.
Жаропрочную панель окрасил металликами АКАН – яркая сталь с жженым металлом по клепке и границе нагара. Сам нагар – сильно разведенный черный с коричневым.
Закончил полуматовым лаком Тамия. Получившейся небольшой глянец, в моем понимании, соответствует фотографии и малого срока службы.
модель очень понравилась, хороший пластик, детализация. Небольшие трудности были со стыковкой ниш шасси. Дополнительные наборы просто прелесть! Кокпит, щитки стоек шасси,жалюзи от Gonza имеют высокую деталировку и очень сильно оживляют модель, хоть и требуют кропотливой работы. При небольшом усилии вакушный фонарь замечательно садится на место. У декалей желательно обрезать лаковый слой. В целом я получил огромное удовольствие от этого проекта.
Благодарю вас за помощь и поддержку!
Сайты: интернет
» Автор | |
---|---|
Сарычев_Роман | |
Опыт: | 1815 |
Репутация: | +196/–4 |
Откуда: | Волгоград |
роман76 в 02.01.2014 - 03:37 Отличная модель, отличный самолет! |
Алексей_Крюков в 02.01.2014 - 12:40 Отлично Роман! Модель и статья произвели очень хорошее впечатление. Процесс освещен настолько подробно, что самому захотелось построить такую же машину. Особенно хочу отметить, что фото в статье заметно лучше, чем в ветке постройки. |
Сарычев_Роман в 02.01.2014 - 13:10 Спасибо за отзывы, пояснения. Алексей_Крюков, Алексей, так фото в ветке на скорах делались. После гб несколько раз перефотографировал, со светом разным и фонами. Затем немного осветлил в пикасо, а то цветовой эффект на модели сложно передать. |
sergand53 в 09.02.2015 - 00:20 Тема: Звезда 1/48 Ла-5 - Кость в горле(#6935) - обсуждение Роман, все прекрасно! Мое замечание на будущее-сколы на лопастях идут по уменьшению ( по ребру атаки )-от конца к комлю, а не хаотично! |
mmoustaf в 03.06.2020 - 22:54 Тема: Звезда 1/48 Ла-5 - Кость в горле Патока Пётр Петрович после 240 иап был переведён в 10 утап на ил-2 |
mmoustaf в 04.06.2020 - 10:05 Учетно-послужная карточка
1914 года рождения. Я так понимаю после ранения попал в утап До войны в досааф был командиром. Даже провинился Добавлено спустя 31 минуту 33 секунды: Приказ председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 164 от 1 июня 1940 года о наложении дисциплинарного взыскания на слушателя Ульяновской объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР командира авиации оборонного общества Петра Петровича Патока. Текста не видел. Но есть подозрение, что человек был непростой судьбы. Так как первую награду получил уже в утапе |
Котовский в 04.06.2020 - 15:57 Сарычев_Роман
https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_kartoteka1100779813/?backurl=%2Fheroe s%2F%3Fstatic_hash%3D4f98453308c013f4f3fbd59b92e97b4f%26last_name%3D%D0%9F%D0%B0%D1%8 2%D0%BE%D0%BA%D0%B0%26first_name%3D%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%26middle_name%3D%D0%9F%D0 %B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%26group%3Dall%26types%3Dpamyat_commander%3Ana grady_nagrad_doc%3Anagrady_uchet_kartoteka%3Anagrady_ubilein_kartoteka%3Apamyat_voenk omat%3Apotery_vpp%3Apamyat_zsp_parts%3Akld_polit%3Akld_upk%3Akld_vmf%3Apotery_donesen iya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneni y%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%26page%3D1 |
MIG3LANGELO в 19.11.2021 - 05:46 Тема: Звезда 1/48 Ла-5 - Кость в горле Отличная статья, прекрасная модель ! Молодец Роман, очень понравилась твоя работа. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|