Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г.

Набирая как-то в корзинку всякое в 48 масштабе от Эдуарда, и, просматривая описания и содержимое коробок на сайте производителя, наткнулся на эту модель. Я бы спокойно прошёл мимо, если бы не декаль на «олимпийский» вариант. В общем, через некоторое время я стал счастливым обладателем этого набора.


Сначала вкратце о содержимом коробки: в принципе всё видно в обзоре на сайте производителя, поэтому я только своё мнение и догадки опишу. Данный набор выходит в нескольких вариантах, в том числе и в военных модификациях. У меня сложилось мнение, что разница только в декали и инструкции, т.к. присутствует две рамки с корпусами. В любом случае, лишними эти корпуса не были – использовались в виде кошек. Приятно отметить наличие в наборе масок и отличное качество декалей на 4 варианта. Производитель предлагает два набора травления (один для гражданского и один для военного варианта) – я не стал брать, там в основном интерьер, хотя нижеописанные кожухи для двигателей там есть.
В качестве источников информации использовались книги «Junkers 52» из серии «Война в воздухе» и англоязычное издание из серии «Profile publications». Кроме того существует масса фотообзоров в интернете. Кстати, насколько я понял, есть в настоящее время такие самолёты в лётном состоянии и даже не один. Касательно борта с регистрацией D-ALYL мне удалось найти только 3 фотографии.
Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г.Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г.Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г.
На крайнем фото он дальний слева.
Ну, теперь к сборке.

Кабина и тушка

Опыт сборки самолётов у меня, мягко говоря, не велик, а в 144-м масштабе он вообще отсутствует. Поэтому инструкция была изучена очень тщательно – на мой вкус она весьма куцая. Начал классически: с кабины. После осмотра я решил, что хотя бы штурвалы добавить надо. Что и было проделано – немного проволоки и вуаля. Задокументировать этот момент я не удосужился, но на готовой модели сквозь фонарь их, в общем то, видно.

Далее по инструкции собираются борта. Окна пассажирского отсека даны двумя пластинами прозрачного пластика, в принципе это весьма удобно, но есть одно «но»: если есть дефекты, то устранить их довольно сложно. В моём случае недоливы были обнаружены в крайних, отдельно оформленных окнах, то есть они на одной пластине с бортовыми, но как-бы вставляются через пластиковую переборку. Проблема таким образом решилась просто обрезкой дефектных частей.
Для решения вопроса с недостающим остеклением был проведён ряд экспериментов на «кошках». Давно хотел проверить в данной роли Micro Cristal Clear. Очень даже ничего. Если хочется улучшить результат, то есть возможность сточить толщину пластика в районе окна – разница весьма ощутима. Если данной химии в наличии нет, то на мелких отверстия вполне сносно выглядит Color Stop от Revell. Я в конечном итоге выбрал иной вариант: сточил толщину пластика до минимума и в самом конце сборки навёл окна из Futura – результат очень понравился.

Борта собираются на клей и готовятся к грунтовке/покраске. Клей, кстати, многие рекомендуют сверхтекучий в таких случаях – склонен согласиться. Прозрачные части, само собой, предварительно маскируются изнутри и снаружи. Далее по накатанной: грунтовка из баллона Mr.Surfacer 1500 очень нежно; далее светло серый от Ganze – понравились мне их водные акрилы. Немного разнообразия в кабине внёс темперой (кресла, приборка, штурвалы), немного сухой кисти в кабине и салоне. Далее лак полуматовый АКАН, небольшая «смывка» маслом и последний слой того же АКАНа. Хотя нет – ещё немного освежил сухой кистью.

Пока всё вышеописанное сушилось занялся крыльями. Кромки показались толстыми – насколько возможно сточил их до склейки изнутри по контуру, выполнил отверстия под установку колёс. Склеил крылья – АКАНовским клеем (наносил его я ватной палочкой – очень удобно), на период сушки крылья были зажаты маленькими пружинными прихватками.
Перед склеиванием корпуса осталось замаскировать отверстия окон изнутри – на это мероприятие пошёл скотч Tamiya, а на маленькое круглое окошко - Color Stop. Ещё инструкция рекомендует выполнить отверстие – я сделал, а не стоило. Может под какой то из вариантов оно и правильно расположено, но однозначно не под выбранный мною.
Корпус склеен без неожиданностей, крыло приклеивается к корпусу практически без замечаний. Верх корпуса приклеивался в два этапа для компенсации лёгких поводок: сначала передняя часть, после высыхания хвостовая. Стык крыла и корпуса потребовал немного шпатлёвки – использовал жидкую от Tamiya в пару проходов. Остальные стыки обрабатывались только местами крайне аккуратно, чтобы не погубить гофру. Стыки аккуратненько зачищены там, где это нужно. Приклеено на место остекление кабины.
Далее подготавливаем к сборке всякую мелочёвку: детали шасси нареканий не вызвали, а вот ВМГ показалась мне чрезмерно примитивной даже для 144 масштаба. Кроме того, подкосы хвостового оперения оказались короткими – пришлось добавлять почти по 1 мм к каждому. Причём к одному приклеил кусочек пластика, а другой надрастил просто гелевым суперклеем. В финале разницы никакой, но второй вариант ИМХО, попрочнее.

Доработка Двигателей

На данном этапе виделось две проблемы: имитация рубашек охлаждения цилиндров и защитный кожух с радиально расположенными отверстиями.
Первая задача решалась достаточно просто, но и муторно – тонкая проволока (0,01…0,15 мм) наматывается на цевьё подходящего по диаметру сверла, имитация данной позиции на деталях срезается, спиральная колбаска из проволоки нарезается необходимых размеров кусочками и приклеивается к центральной втулке на суперклей. Набираем 9 цилиндров, вклеиваем в кожух и остаётся самая малость – сымиторовать толкатели, та же проволока нарезанная кусочками по 1,5 мм. В кожухах двигателей, установленных в крыльях, просверлил отверстия для выхлопных патрубков.

По второй части изначально я планировал выполнить указанный кожух из фольги. В AutoCADе сделал что-то типа развёртки, распечатал. Данные развёртки я пытался использовать в качестве разметки на кусочке фольги. Для выполнения отверстий специфической формы был сделан пробойник. В принципе технология рабочая, но на приемлемом уровне изготовить 3 более-менее одинаковых кожуха оказалось невозможно. В итоге втулки доработаны бор-фрезой малого диаметра - вроде нормально. Винты также немного доработаны проволокой. Видимо проще всего эти кожухи сделать травлением с последующей деформацией маленьким металлическим шариком.

Выбор материала для изготовления выхлопных патрубков в принципе очевиден – нужны трубочки малых диаметров, то есть иглы от всяких изделий медицинского назначения. Я использовал так называемы «бабочки» - то ли катетеры то ли системы, в общем они используются для постановки капельниц. И если 2 года назад купить их можно было далеко не в каждой аптеке, то на данный момент ситуация сильно поменялась в лучшую сторону.

На упаковке маркировка содержит надпись «KD-Fly» и цифровой код (цвет канюли у каждого свой).
Например:
1. 21G диаметр 0,8; зелёный цвет.
2. 20G диаметр 0,9; жёлтый цвет.
3. 19G диаметр 1,0; белый цвет.
4. 18G диаметр 1,1; розовый цвет.
Это не все типоразмеры, если есть необходимость в сети найти информацию не проблема. Длина иглы 19 мм, но если обжечь канюлю, получится почти в 2 раза больше. Мне на патрубки подошла 20G. Режу я бокорезами, смятую часть стачиваю. Обработка сильно упрощается при наличии электроинструмента – я ставлю камень и на нём как на точильном круге торцую.
Патрубки устанавливались в самом конце сборки.
Вся эта работа заняла 6-8 часов чистого времени.

Прочая мелочёвка

После эпопеи с двигателями внешний вид радиаторов охлаждения нагонял тоску да и трёхрядность вызывала вопросы, поэтому я их тоже выполнил из игл различных диаметров, самые тонкие 0,3 мм. Основное тело радиатора выполнялось из 21G. Радиаторы из набора тоже пригодились в качестве заготовки под круглую антенну РПК. Материал, естественно, проволока. Кстати, об этой антенне, равно как и о трубке Пито в инструкции ни слова, хотя место установки трубки на крыле обозначено.
Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г.
Для натяжной антенны в киль хвостового оперения и в ответную стойку вклеены мелкие витые петельки из проволоки. Ввиду того, что стойка плоская и просверлить её невозможно я треугольным напильником проделал углубление, вклеил туда петлю, обрезал лишнее и зашпатлевал.

Ранее выполненное отверстие под стойку антенны пришлось зашпатлевать и восстановить гофр.
Чуть не забыл про трубку Пито – она выполнена из игл диаметром 0,3 мм, можно, конечно и из проволоки, но трубка как-то пожёстче.
Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г.Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г.
После приклеивания рулей высоты перед покрасочными работами остаётся только нанести маски на остекление – тут очень помогли маски из набора.

Малярные работы

Мелочёвка красилась в основные цвета отдельно, после п.6 собрана на тушке.

  1. Грунтовка из баллона Mr.Surfacer 1500 тонким слоем.
  2. Устранены некоторые дефекты в месте приклейки фонаря – жидка шпатлёвка, зачищено.
  3. Вся модель окрашена в алюминий от Ganze. Получилось, на мой вкус, неплохо. А вот аэрограф металлик забил намертво. На следующее после покраски утро воздух не шёл почти совсем. При разборке из сопла была вычищена горсть какой-то субстанции, похожей на соду. Так что с металликами надо поосторожнее. Промывать аэрограф следует с полной разборкой.
  4. После наложения масок для чёрного и красного цветов накрашены соответствующие цвета. Место под свастику тоже маскировалось. Контуры чёрного цвета сделаны по самодельным маскам, насколько они правильные большой вопрос, ответить на который однозначно, разглядывая фотографии, не представляется возможным. Вариантов было немало, тот который в инструкции меня не удовлетворил.
  5. Глянцевый лак АКАН.
  6. Декали. По качеству очень понравились, ложатся очень хорошо в гофр, укладывал Set&Sol. Недостатки другого порядка: не понял, зачем олимпийские кольца располовинены? Далее, по субъективным ощущениям переразмерены некоторые надписи. Например регистрационный код на хвостовой части великоват по длине. Схема нанесения неверна – по крайней мере при нанесении крупных надписей относительно олимпиады стоит ориентироваться на имеющиеся фотографии.
  7. Глянцевый лак АКАН.
  8. Смывка чёрным маслом. На пинене. На кошке смотрелось аккуратнее, но что уж теперь-то… В принципе доволен. Палочек ватных извёл не просто много, а очень много.
  9. Полуматовый лак АКАН.

Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г.Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г.Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г. Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г.Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г.

Окончательная сборка

По окончании покрасочных работ осталось немного. Натянута антенна, материал – чёрная мононить для бисероплетения, фиксировал с одной стороны рыболовным узлом, с другой суперклеем. Вклеены выхлопные патрубки в кожухи боковых двигателей, приклеены патрубки центрального двигателя – они предварительно покрашены в хром, потом докрашены с целью имитации поработавшей нержавейки – получилось откровенно фигово. Может позже перекрашу в ржавый. Сделал окна из Futura – последнее окно плюс илюминатор по левому борту и первое по правому. Самое интересное – снимаем маски с остекления – кажется всё прекрасно. Сквозь фонарь кабины под определёнными ракурсами видны даже мои штурвалы. Немного копоти от двигателей и пыли на колёса из пудрениц Tamiya – готово!
Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г.Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г.Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г. Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г.Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г.

Резюме

С одной стороны очень неплохая модель с приличным литьём, масками и хорошей декалью с интересными вариантами, есть где приложиться ручками – всё это достоинства!
С другой стороны недостаточно тщательная проработка инструкции и мелкие недочёты в декалях вызывают недоумение при упоминании производителя.
В общем и целом я очень доволен моделью – размеры её более чем скромные, собрана и покрашена менее чем за 2 месяца. И это при том, что я 3 недели проболел, в связи с чем работ по модели не велось.
Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г.

P.S. Уже 4-я моя модель с сопровождением в Excel. Польза такого протоколирования очевидна: облегчается прогнозирование по постройкам, ускоряется работа, упрощается написание статей, остаётся масса статистики.

Рекомендую.

P.S.1. Уже во время голосования выяснилось, что я совершенно упустил из виду БАНО и, возможно, посадочную фару. Касательно последней вменяемых подтверждений не нашёл, так что буду благодарен.
А навигационные огни появятся на модели в ближайшее время.

 

Geophysicist в 23.10.2013 - 03:28
Сергей, спасибо еще раз за участие в конкурсе :grin:
Модель хорошая получалась и статья интересная! +1
Сергей Чуканцов в 24.10.2013 - 14:42
Спасибо.
DANGER в 28.10.2013 - 13:30
Тема: Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г.
Красиво!
лак "акан" 8-й серии использовали?
Сергей Чуканцов в 28.10.2013 - 15:00
Не помню по номерам, который чисто водный. Если принципиально, посмотрю дома.
DANGER в 28.10.2013 - 17:28
просто не знаю можно ли масляную смывку закрывать лаками 8-й (на растворителе) серии :neutral:
Сергей Чуканцов в 28.10.2013 - 17:42
Тут проще попробовать.

Посмотрел, 7хххх-я серия.
Sergeik в 15.10.2015 - 12:33
Тема: Eduard 1/144 Ju-52 Lufthansa, Берлин, 1936 г.
добрый день ! интересная статья и модель,спасибо !

я не совсем понял про окна: Вы упомянули и Micro Cristal Clear,и Стоп Колор, и Футуру. Так в итоге окна прозрачность получили с помощью чего ? Родного прозрачный пластик остался только на фонаре кабины ?
Сергей Чуканцов в 15.10.2015 - 12:41
Я упомянул всё что попробовал "на кошке". В итоге родное остекление почти всё, отрезал и выкинул только с дефектами литья - пару прямоугольных окон. Указанные окна и круглое мелкое окошко выполнены "футурой". Всё это в статье есть.
Sergeik в 15.10.2015 - 12:52
и не просело со временем жидкое окно ?
Сергей Чуканцов в 15.10.2015 - 12:54
Могу вечером посмотреть, но думаю что всё нормально. Главное стенки вокруг окна потоньше сделать...

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy