Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Американский истребитель North American F-82 Twin Mustang – единственный в мире крупносерийный самолет нетрадиционной двухфюзеляжной схемы, состоявший на вооружении и принимавший непосредственное участие в вооруженных конфликтах. Этот самолет не пользуется популярностью в кругах моделистов из-за малой известности и отсутствия хороших моделей от крупных производителей во всех масштабах. Настоящий обзор является результатом изучения модели F-82G Twin Mustang от чешской фирмы Special Hobby в масштабе 1/72. Модель выпущена в 2010 году и уже обсуждалась на различных форумах в интернете, однако единого мнения о ней нет. Попробую изложить свою точку зрения о данной модели.
На фотографиях модификаций F-82 отмечены основные конструктивные отличия.
Вот сравнение фотографий фюзеляжей модификаций B и E, сделанных в похожих ракурсах с минимумом искажений, цветные линии соответствуют одним и тем же точкам для каждого изображения. Видно, что носовая часть фюзеляжа у модификации E длиннее, а вертикальные стабилизаторы выше.
Из набора SH 72200 Special Hobby предлагает нам собрать F-82 конкретной модификации G, принимавшие участие в Корейской войне. Существует также отличающийся только декалями набор SH 72203, дающий возможность собрать машины модификации F-82H, служившие на Аляске. Но будем рассматривать именно SH 72200. Заглянем же в коробку.
– три серых полистироловых литника с основными деталями в полиэтиленовом пакете с клапаном не клейкой ленте. Пластик довольно мягкий, облоя и утяжин немного, на консолях и фюзеляже изнутри большие пеньки от толкателей, все детали несколько толстоваты, расшивка мелкая и немного неравномерная, клепка представлена креплениями съемных панелей и на зализах консолей. Вид литников сверху:
и снизу:
– один прозрачный литник с цельными фонарями и фарами в таком же пакете:
– маленькую плату травления с пристежными ремнями, ножничными шарнирами стоек шасси и рядом других мелких деталей, а также пригоршню смолы, включающую держатели для ракет, выхлопные патрубки, кислородные шланги в кабины и прицел:
– инструкцию и декали на три варианта
В целом, обычное современное чешское ЛНД неплохого качества.
На картинке расставлены значения размеров в миллиметрах для масштаба 1/72 (выделены красным) и, где возможно, соответствующие результаты обмера модели от Special Hobby (выделены синим). Все почти хорошо, кроме хвоста, там не хватает трех (!) миллиметров высоты. Гм. Мы к этому еще вернемся.
Наложим на полученный чертеж фотографию F-82B и F-82G с минимальными искажениями. Кажется, стало лучше. Снова обращает на себя тот факт, что носовая часть у F-82B короче.
К сожалению, не удалось точно вывести форму контейнера с радаром и полностью восстановить на нем расшивку. Следует также обратить внимание на линию на чертеже, соответствующую длине F-82G с радаром, равной 12,93 м, которую указывают в различных источниках. По фотографиям такого большого выноса контейнера с радаром за плоскость вращения винтов не наблюдается. Пока это несоответствие не удалось осмысленно устранить.
Отсутствие у меня фотографий F-82 строго сверху/снизу не позволило скорректировать чертеж вида сверху, поэтому будем использовать его дальше как есть с минимальными правками. Тем более, что на чертежах из Monografie Lotnicze, в отличие от фюзеляжей, расшивка на крыльях более точно совпадает с тем, что видно на фотографиях.
Линейные размеры на полученных чертежах практически полностью совпали с размерами на проекции из In detail & scale, при этом изначально под нее не подгонялись. Не совпала только… высота киля! Это заставило слегка усомниться в правильности указанного размера или выборе метода сравнения. Пропорции киля на чертеже соответствуют тому, что показывают фотографии, при этом ширина киля совпадает с указанными на проекциях размерами. Похоже, что он изображен на чертеже правильно. Возможно, откладывать искомый размер нужно от другой точки и тогда все совпадет, так как на проекциях указана не полная высота киля, а расстояние от строительной горизонтали фюзеляжа до верха стабилизатора? Пока не знаю.
Наконец печатаем чертеж, прикладываем модель.
Общие контуры фюзеляжа вполне совпадают. Высота фюзеляжа в носовой части и в области обтекателя радиатора в среднем больше на 0,5 мм. Вертикальный стабилизатор немного излишне скруглен в верхней части, его высота чуть-чуть меньше необходимой.
Видно, что кроме носовой части расшивка на нем идеально совпадает с расшивкой на фюзеляже модели Special Hobby. Теперь понятно, что служило руководством при создании модели, но жаль, что на чертеже из Monografie Lotnicze расшивка фюзеляжа оказалась неверной.
В поперечном сечении носовая часть фюзеляжа и обтекатель радиатора кажутся несколько квадратными. Обводы верха и низа фюзеляжа в этих местах должны быть чуть более округлыми. Воздухозаборник под носовой частью фюзеляжа выглядит немного широковатым.
Крыло в плане вкладывается в чертеж хорошо.
Углы по передней и задней кромкам соблюдены. Центроплан шире на 1 мм, что легко устранимо. Есть только немного вопросов к форме законцовок. Интересно, что в этом случае расшивка на модели, кроме элеронов, закрылков и основных линий на консолях, не совпадает с таковой на чертеже из Monografie Lotnicze, где она как раз существенно ближе к реальности.
Размеры фонаря оказались правильными, но похоже, что он более плоский в верхней части, и переплет, разделяющий козырек и сдвижную часть, имеет меньший наклон. Кроме того, лобовое бронестекло и его переплет слишком широки, а боковые стекла козырька имеют недостаточный изгиб, они должны больше загибаться вперед. Последний недостаток может быть относительно легко ликвидирован полировкой фонаря и нанесением нового переплета, так как форма остекления относительно верна.
Кабина оператора:
Можно обратить внимание на то, что козырьки над приборными досками пилота и оператора радара в модели имеют разную длину. На самом деле они были одинаковыми.
Кто скажет, на каком типе кресел сидят американские летчики в этом F-82G на фото?
Судя по видимому куску спинки кресла, все же на креслах Schick-Johnson, значит, Special Hobby дает неверные кресла.
Диски колес основных стоек шасси похожи на настоящие, с обратной стороны диска также сделаны довольно достоверные тормозные колодки, но шины имеют квадратное сечение, сливаются с диском на лицевой стороне колеса и не имеют протектора. Размер шины колес F-82 8,8х32 дюйма. При переводе в масштаб 1/72 это составляет 3,1х11,3 мм. Колеса у модели Special Hobby имеют размер 3,4х12 мм, то есть немного больше, причем больше диаметр именно шины, а не диска. Колеса модели состоят из двух половин, что позволит легко уменьшить их толщину и диаметр. Если нет желания возиться с колесами из набора, то в качестве альтернативы могут быть использованы колеса от A-1 Skyraider или TBF Avenger, имеющие такую же конструкцию диска и размер, но следует иметь ввиду, что в отличие от этих самолетов у F-82E/F/G/H на боковых частях шин были заметные радиальные рубчики. Гладкие боковые части и продольный рисунок протектора на шинах характерен для F-82B, хотя на некоторых F-82B встречаются также шины с ромбовидным рисунком протектора, как на XP-82.
Про сами стойки сказать особо нечего. Обычные стойки, на себя похожи. На одном конце есть даже ось, вокруг которой стойка поворачивается при уборке. Часто в моделях эта ось отсутствует и стойка просто втыкается в дырку в нише. Ножничные шарниры предлагается использовать фототравленные (значит, они будут красивыми, но слишком тонкими), пластиковые гидроцилиндры уборки шасси в наборе тоже есть.
Пропеллеры имеют отдельные лопасти, что многим моделистам обычно не нравится. Без сборки трудно точно измерить диаметр пропеллеров, однако он приблизительно равен 50 мм, что явно больше 46,6 мм, соответствующих диметру винтов F-82 в масштабе 1/72. При этом размеры и форма коков винта в пределах нормы, значит, лопасти длиннее, чем надо. Небольшой нюанс также состоит в том, что по инструкции Special Hobby предлагает собрать оба винта абсолютно одинаковыми с направлением вращения по часовой стрелке при обзоре из кабины, что является ошибкой. Винты на серийных Twin Mustang вращались в разные стороны, навстречу друг другу в верхней половине дисков, образуемых крутящимися пропеллерами. Форма лопастей вполне удовлетворительна, возможно, они должны быть более прямоугольными в плане.
Можно обратить внимание на то, что на приведенной фотографии литника вторая слева лопасть отличается от остальных. Она как бы является их зеркальным отражением, что немного забавно.
Выхлопные патрубки изготовлены из смолы и выглядят странновато.
У F-82G было шесть патрубков с каждой стороны двигателя (см. картинку), которые частично перекрывали друг друга. Каждый патрубок был разделен на три более мелких патрубка. У Special Hobby самый ближний к носу первый патрубок почему-то четко разделен на две части: расширяющуюся по типу рыбьего хвоста и следующую за ней прямоугольную постоянного сечения. Стоит конечно сказать, что на фото тоже просматривается некоторая отдельность, но патрубки явно не должны быть так рассечены. Остальные пять патрубков сделаны просто в виде прямоугольных блоков и у них нет сужающейся части, идущей к двигателю, такой, как у первого патрубка. В целом хорошо, но как-то недоработано. Из смолы можно делать и более точные детали.
Вооружение на внешней подвеске в наборе представлено двумя баками, четырьмя пилонами для баков и двумя смоляными пилонами для ракет. Ракет в наборе Special Hobby нет вообще, поэтому включение пилонов для них является несколько странным, хотя встречаются фотографии F-82G на стоянке с пустыми пилонами без ракет. Баки имеют туповатые носы и грубоватый продольный шов, но это может быть легко исправлено.
Забегая вперед скажу, что на одном из предлагаемых в инструкции вариантов окраски изображено сразу четыре подвесных бака, которых в наборе нет, но тут есть небольшой нюанс.
Декаль хорошего качества, смещения цветов нет, мелкие надписи читаемы, совсем чуть-чуть, почти не заметно, расплылся красный цвет. Тон красного вообще-то немного темноват, на Twin Mustang красная маркировка была более яркой.
1. F-82G с/н 46-383 из 68-ой эскадрильи 347-ой группы всепогодных истребителей. Данная машина знаменита тем, что на ней была одержана первая воздушная победа в небе над Кореей.
2. F-82G с/н 46-363 "Siamese Lady" тоже из 68-ой эскадрильи 347-ой группы всепогодных истребителей.
3. F-82G с/н 46-400 "Call Girl" уже из 4-ой эскадрильи 347-ой группы всепогодных истребителей, на котором летал командир этой эскадрильи.
Судя по фотографиям прототипов, шрифт и размер крупных надписей соответствует реальности. Цифра "6" имеет немного длинноватый хвостик сверху. Видимые небольшие надписи присутствуют почти все, кроме указанных красными стрелками на фото. По точности совсем мелких технических надписей сказать что-то трудно, потому что обычно их на фотографиях не видно. В декали нет технических надписей на обтекатель радара, по фото они могли быть.
Эмблема 68-ой эскадрильи с рыцарем несколько упрощена, на ней отсутствуют некоторые элементы, помеченные стрелками, например, черная окантовка молний, но в целом на себя похожа. Тон синего фона на эмблеме на цветных исторических фото сильно гуляет, но в целом кажется, что он должен быть более холодным, чем на декали.
Хороших крупных фото эмблемы 4-ой эскадрильи у меня нет, поэтому проверить достоверность соответствующей декали в деталях трудно, однако по фотографиями видно, что на эмблеме есть отсутствующий в декали синий фон, вокруг эмблемы не должно быть белого круга, и линия, показанная стрелкой, полностью красного цвета. Для сравнения специально взято фото именно "Call Girl". При нанесении этой эмблемы ее нужно также повернуть против часовой стрелки относительно того, как она расположена на подложке, таким образом, чтобы оттопыренная нога зеленого Фудзина (синтоистского бога ветра) смотрела почти вертикально вниз (где-то на семь часов), а его желтый мешок – вверх.
По фотографиям прототипов нужно еще отметить, что "Call Girl", на которую по инструкции предлагается повесить четыре бака, несет только два неокрашенных на внешних пилонах, так что об отсутствии в наборе лишней пары баков можно не беспокоиться. Следует обратить внимание на то, что на "Siamese Lady" баки тоже подвешены на внешних пилонах, а не на внутренних, как нарисовано в инструкции к модели. Размещение баков именно на внешней паре пилонов для F-82 фактически являлось правилом.
Model on!
» Автор | |
---|---|
![]() Kelly_Johnson | |
Опыт: | 1600 |
Репутация: | +149 |
Откуда: | Минск, Беларусь |
![]() |
![]() А обводы на обвды наложить если? |
![]() Не совсем понял, обводы чего на что?
Сделанный мной чертеж по сути является усредненными обводами нескольких фотографий. К нему я прикладывал отливки непосредственно. Обвести отливки модели и наложить на чертеж/фотографии? Но что это даст? Общие контуры можно сравнить и так, а правильность расположения элементов фюзеляжа друг относительно друга (в частности, расположение крыла) так не определить. Или есть какая-то хитрость? Подскажите, я проверю, что получится. С уважением, Евгений. |
![]() Не совсем понял, обводы чего на что?
Сделанный мной чертеж по сути является усредненными обводами нескольких фотографий. К нему я прикладывал отливки непосредственно. Обвести отливки модели и наложить на чертеж/фотографии? Но что это даст? Общие контуры можно сравнить и так, а правильность расположения элементов фюзеляжа друг относительно друга (в частности, расположение крыла) так не определить. Или есть какая-то хитрость? Подскажите, я проверю, что получится. С уважением, Евгений. Я имел ввиду обводы модели. А вообще надо смотреть по родной документации - я реставраторам из Инглвуда написал - попросил некоторые размеры в привязке к СГФ - у них есть чертежи |
![]() Обводы модели в чертеж и фотографии более-менее укладываются. Видно, что фюзеляж у модели выше, брюшко отвисает, хвост чуть ниже, чем надо.
![]() ![]() А вообще надо смотреть по родной документации - я реставраторам из Инглвуда написал - попросил некоторые размеры в привязке к СГФ - у них есть чертежи Большое спасибо. Мудрая мысль. Точные размеры - наше все. У них бы весь комплект чертежей попросить, тогда все вопросы разрешатся сами, не нужно будет по ночам себе голову ломать :smile:. |
![]() 19985 баксов и золотой ключик у нас в кармане
Обычный мустанг по-моему 16000 Вот F3F-2 тот под 60000 |
![]() 19985 баксов ...
:shock: :shock: :shock: :shock: Как-то совсем настроение пропало. Я вот хочу Нововский Твин запилить. А от каких чертежей отталкиватся? По ходу они все кривые :evil: А фоток маловато будет. |
![]() Обычный мустанг по-моему 16000
Вот F3F-2 тот под 60000 Чертежи? :shock: Нам же они нужны так, только одним глазком глянуть и ксерокопию снять :smile: |
![]() Я тоже запиливаю твин от Ново
Я думаю что прежде всего надо найти Structural repair manual на Мустанг (лучше P-51H, но сойдет и D/K) - он 24 бакса стоит - там есть базовые размеры шпангоутов нервюр и точек установки консолей Ну и править то что есть по размерам, которые я хочу получить. Самое сложное - это мотоустановка для E/F/G/H |
![]() Я думаю что прежде всего надо найти Structural repair manual на Мустанг (лучше P-51H, но сойдет и D/K) - он 24 бакса стоит - там есть базовые размеры шпангоутов нервюр и точек установки консолей
Я где-то читал, что хоть P-82 и базировался на основе конструкции P-51F/H, но взаимозаменяемых деталей у этих машин почти не было. Я бы осторожно отнесся к предполагаемой одинаковости размеров шпангоутов и т.д. Самое сложное - это мотоустановка для E/F/G/H И радар. На фотографиях черных машин расшивку на контейнере радара не разобрать, и с его размерами не все ясно. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |