Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света

Был уже одна подобная работа – этакая «кошка». Я назвал ее «макет модели», далее в тексте «макет»
Отработка принципа. Принцип отработал, благо, сложного в нём не очень много. А теперь после "учебного" пора стала делать "боевой". Называться, не мудрствуя, оно назвалось "изделие 288-1".

Техзадание на тему вышло такое:

  1. модель Энергия-Буран в масштабе 1/288, максимально доведённая в пределах набора.
  2. подставка с элементами стартового комплекса и системами освещения
  3. система обслуживания батарей (ограничение заряда и разряда, организация доступа к батареям и возможность замены)
  4. защитный колпак против пыли и повреждений.

Материалы: 

  1. модель «РКК Энергия-Буран» производства НПФ СТАРТ в масштабе 1/288
  2. листовой и профилированный пластик
  3. медная фольга и проволока
  4. латунный "прокат"
  5. провода AWG36 с тефлоновой изоляцией
  6. оргстекло
  7. болты, гайки, выключатели, разъёмы и контроллеры
  8. ...

полностью - ниже. 8-) 

Сначала я завёл тему, но вот, после окончания работ по изделию 288-1, решил ещё и статью написать. Подробную.
Саму модель в подарок прислал товарищ Сперанский с Новосибирска, потому, как купить её возможным не представилось.

В состав набора входит сама РН «ЭНЕРГИЯ», переходный стартово-стыковочный блок Я, ОК «Буран», основание для модели, по форме напоминающее 11й агрегат, он же стартовый стол.

Обзор модели с фотографиями нетронутых литников я только что попытался отыскать, но все ссылки выводятся на 288ое изделие, в заголовок вынесены все ключевые слова.
Поэтому опишу:

  • РН. блок Ц даётся 6-ю деталями: две половины бака окислителя, межбаковый отсек, две половины бака горючего и хвостовой отсек - белый пластик. Плюс 4 двигателя РД-0120 по две половинки каждый - черный пластик.
    Блоки А даются двумя половинками из белого пластика каждый, плюс по 4 сопла двигателя РД-170 из черного пластика.
  • Блок Я и 11й агрегат даны каждый одной деталью, блок Я - белый, 11й агрегат - черный.
  • ОК «Буран» дан верхней и нижней половинками, кормовым отсеком, килем, двумя двигателями орбитального маневрирования, верх, отсек и киль - белые, них и сопла - чёрные.

На некоторых деталях имеется подобие расшивки, например на блоках А внешней линией обозначены пояса крепления к нижнему силовому поясу блока Ц, а на верхней половинке ОК канавой, в которую легко просунет голову космонавт, показаны границы створок грузоотсека и границы отсеков на НЧФ. Невнятными выступами обозначены некоторые внешние магистрали на баках горючего и окислителя. Так же сомнения сразу вызывали верхний и нижний узлы крепления полезной нагрузки. Единственное, что более-менее, так это на межбаковом отсеке обозначена гофра.

Такие вот в первом приближении можно было заметить подробности. Остальные всплывали в ходе работ.

В наборе имелась декаль со следующими элементами:

  1. название «ЭНЕРГИЯ»,
  2. два комплекта чёрных «шашечек» на борт ракеты — точки лазерной телеметрии и коррекции,
  3. флаг СССР на правое крыло ОК,
  4. буквы СССР на левое крыло ОК,
  5. два названия «Буран» на бок фюзеляжа ОК,
  6. два маленьких флага СССР на бок фюзеляжа ОК.

Инструкцию на всё это дело я куда-то кинул и забыл в первый же день, она мало помогает, да и не нужна особо, деталей немного и фотографии сподручнее.

Фронт работ по такому ТЗ разделяется на несколько этапов:

  1. Сборка РН и ОК,
  2. Сборка и доводка подставки-Стартового Комплекса,
  3. Монтаж освещения,
  4. Художественная доработка СК и мачт,
  5. Сборка и окраска пакета в МИКе,
  6. Установка "изделия" в СК,
  7. Госприемка, доклад госкомиссии,
  8. Успешный пуск,
  9. Пьянка с госкомиссией.

Это по уму. На практике, как обычно, всегда имеются отклонения от мудрых планов. Даже если речь идёт о космосе.

Работы начал как и по макету, накануне первоянварьских пьянок, потому как сам в них не участвую, а мешать становится некому.
Начал с самой крупной деталюки - бака горючего блока Ц:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Вот как раз виден передний узел крепления полезной нагрузки и невнятные продольные выступы.
Бак склеил, зажал, высушил, зашлифовал швы.
Пока бак горючего сохнет, стыковал блоки А и дорабатывал межбаковый отсек. А заодно и бак окислителя.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Вот, кстати, видна горфра на межбаковом отсеке, и так же кольцевой выступ на нижней его части. Тут я его сразу поубавил в высоту, а такой же выступ на баке окислителя, который тут тоже видно - только потом. После подсказки.
После высыхания бака горючего на место встали нижний отсек и межбаковый отсек. Параллельно, чтобы два раза не ждать, из двух половинок склеивались двигатели блока Ц, а к верхней части ОК приклеивался хвостовой отсек.

Никакого остекления на ОК в наборе не было. Были просто отверстия в детали по форме окон. Исправил этот вопрос способом, отработанным на макете: эпоксидной смолой.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Потом, когда смола застыла, излишки с обратной стороны были срезаны, зашлифованы и покрыты лаком.

На место встал бак окислителя, все видимые недочеты зашпаклеваны и обе ступени в первом приближении готовы.
Шпаклевку использовал TAMIYA, белую и серую. иногда разные цвета очень удобно.
После высыхания клея и шпаклевки получились такие вот аккуратные блоки:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Как оказывается, пластик в модели значительно изменялся со временем, если сравнивать с макетом.
В этом образце на блок Ц пошел молочно-белый пластик, пропускающий свет. В обработке, он, впрочем, ничем не хуже обычного серого от той же "Звезды".
На блоки А пошел странный белый пластик, не пропускающий свет совсем, и имеющие видимые цветные вкрапления, никак на плотности и структуре не отражающиеся.
На фото плохо, но видно цветную змейку на верхнем блоке.

Ещё этот пластик отличается тем, что при обработке тонкой шкуркой значительно электризуется и притягивает к себе всякое мелкое. Неудобно, но терпимо. Однако пришлось использовать антистатические браслеты с заземлением.

Когда блоки высохли, процесс пошел дальше.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
В реальности это - корпуса твердотопливных двигателей разведения ступеней, и выглядеть должны примерно так. Пришлось исправлять так:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Для вклеивания пошел пластиковый пруток от Evergreen.

Несколько хуже дело обстояло с группой РДТТ на носовом конусе блока А.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Их необходимо было наращивать до нормального размера. Параллельно с этой процедурой я пытался довести до кондиции крепеления блоков А к верхнему силовому поясу на межбаковом отсеке. Получилось вот что:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Группа РДТТ доведена до нужного размера, а крепления к силовому поясу видоизменились и перекочевали на межбаковый отсек.

И вот тут-то стоило обратить внимание на недостаток модели и делать конусы блоков А вообще с нуля... но, как всегда, вовремя не подумал, да и не очень бы захотелось выписывать там сопряжения двойной кривизны, если честно. Там ведь сразу бы поплыли и границы передних отсеков систем спасения блоков А.

Есть на баке окислителя такие вот наружные магистрали. Что по ним куда идёт, это я сказать затруднюсь, но на модели их не было, а что было, то было неверным. Это тоже стоило исправлять.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Все недоразумения были срезаны с поверхности блока Ц, из медной проволоки сделаны три магистрали на баке окислителя, из прутка Evergreen две на баке горючего, соединяющие межбаковый отсек с хвостовым. Ещё из медной фольги была сделана характерная треугольная закрывашка вводов магистралей на самом носу ракеты.

Пока всё это сохло, в работу взят ОК. Для начала в два приема склеились верх и низ, сначала нос до высыхания потом вот так:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
склеился хвост.

После этого немного "грязной" работы. ОК был медленно заляпан толстым, да нет, толстенным слоем "грубой" АКАНовской шпаклевки из старых запасов:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Зачем это нужно.
Ещё в статье по макету я отмечал, что на ОК от СТАРТа абсолютно никакой корневой профиль крыла, "черте-что и сбоку бантик". Носок крыла там, впрочем, не лучше. Понимаю, это надо быть или эстетом или больным на всю голову, чтобы на такой модели выводить какой-то "профиль". Но вот мне очень хотелось.
Сохло это долго.

А пока оно сохло, с советом пришел товарищ nick:
Цитата:

Уступов (поясов) на топливном баке нет, промежуток между кислородным и водородным баком зашит гофролистом

На что мне оставалось срочно сказать в зеркало "ахтыёрштвою..." и срочно исправлять.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Пояса сточены до состояния "расшивки", а параллельно на бак окислителя добавилась ещё одна магистраль из прутка Evergreen. А ещё вклеились иглы в нижний силовой пояс для крепления блоков А и даже отверстия где надо в блоках А просверлились. Зачем? Ну, на металлических штифтах соединение таких деталей всё же понадёжнее будет.

Всё это время ОК грелся в выхлопе моего компьютера и сох. На высыхание такого слоя шпаклевки ушло примерно 24 полных часа в струе тёплого воздуха.
После высыхания этот объем шпаклевки надо было счищать в большом количестве.

Сначала это можно делать только грубой шкуркой под струёй воды. Иначе слишком много пыли. Потом тонкой шкуркой. Для выведения профиля пришлось значительно захватить и белый пластик. Но всё удалось без дошпаклёвки.
В тоге получается такая картина:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Грубая шпаклевка, конечно, легла не везде ровно, но на то она и грубая.  А потом пришлось немного побыть хирургом. То есть резать резать и резать. Сначала у ОК отрезаются элевоны и откладываются. Потом наносится чистовая шпаклевка.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Затем чистовая шпаклевка шлифуется, и элевоны, уже разделённые на секции и выравненные по размаху, ставятся на место, но уже с другим углом и на латунных штифтах. Специально оставляется расстояние между деталями. Такие щели расшивкой не сымитируешь.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Зачем это делать. Детали ОК отлиты так, что нижняя поверхность содержит в себе как элевоны, так и балансировочный щиток. Естественно, углы установки последних совпадают, что неверно. К тому же, за счет отсутствия разделения элевонов и концевой части фюзеляжа, положение последней было неверным и образовывалась большая щель между нижней частью и кормовым двигательным отсеком. Это всё надо убрать. Отсек и нижняя поверхность стягиваются и склеиваются, балансировочный щиток выставляется в положение, примерно соответствующее "взлётному-на-ракете".
mbur4.jpg
Вот как оно было на установленном пакете.

Носовую часть тоже требовалось подправить, сделать более круглой в сечении носового модуля двигателей ориентации.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Тут ещё видны следы зашпаклеванной "расшивки" и намёков на носовой модуль двигателей управления и ориентации. По остаткам видно, что НЧФ была значительно скруглена в этом сечении.
С рулем направления корабля было сделано то же, что и с элевонами - отрезан и вклеен правильно. Киль кстати тоже, вклеен на штифтах.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
А двигатели управления и ориентации сделаны руками. Методом сверла на 0,5мм и немножечко фрезы.
Как оба кормовых боковых модуля, так и носовой.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
На этом же этапе закрыл "стекла" кабины скотчем Tamiya.
Уже по этим фотографиям становится видно, что общая геометрия НЧФ у данной модели страдает. Мне даже кажется, что её делали в угоду технологичности по такому принципу, чтобы с какого-то одного-двух ракурсов было похоже. Исправить это можно только переделав НЧФ совсем, отрезав, вклеив кусок дерева/пластика и обтачивая по шаблонам.
Но такой переделки не предполагалось. Общие скругления я исправил, осталось не таким только остекление кабины.
Тамиевской двухкомпонентной шпаклевкой немоного исправил двигатели блока Ц:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
На двигателях есть какая-то "канава" в том месте, где на ракете её нету. Закрыть её обычной шпаклевкой мне показалось очень нехорошо - слой толстый. Пришлось достать двухкомпонентную, хотя я её использую редко. После закатки "канавы" немножко осталось, попробовал имитировать неплохо видимый трубопровод по внешней стороне двигателя.
Заодно из четырёх зубочисток сделал этакую "рогатину", за которую можно держать ракету во время работ по покраске. Рогатина не вклеена в двигатели, а просто держалась в них из-за формы и трения.
Немного отвлёкся на блок Я и сделал на нём хорошо видимые на фото люки/панели на боковых частях:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Потом опять вернулся к блокам А и сделал нормальные трубопроводы аварийного слива окислителя.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
А потом приклеил сопла двигателей.
В итоге под грунтовку пошел такой вот наборчик:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Использовал двухкомпонентную шлифуемую грунтовку АКАН по дереву-металлу-пластику-смоле № 84014 (сам грунт) и №84015 (отвердитель). После смешивания компонентов добавил примерно 200% растворителя В-646. Но где то я маленько ошибся в технологии подготовки, поэтому часть грунта пришлось выдуть в бумагу, пока в сопло не пошла смесь нужного состава. Знаете, если смешиваешь в бачке, то, бывает, упускаешь вниз в сопло каплю погуще.
Пришлось взять тонкую шкурку и пройтись по грунтованной модели.
Результат получился такой:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света

На этом этап 1 можно считать завершенным. Пакет отправился в МИК "отлёживаться" до того момента, пока силами Главного управления специального строительства не будет подготовлен левый старт.

Промежуточным как-бы-этапом стал монтаж колпака.
Для колпака использовано оргстекло толщиной 2мм, что, в принципе, позволило клеить его встык. Но вот, чтобы поклеить его, надо было получить довольно точные заготовки.
Фирмы в нашем городе не делают детали с нужной точностью. Или из стандартных полос или плюс-минус 2 мм.
Положение спас мой товарищ, попросивший дать ему заготовки с этими плюс-минус. У него на работе есть станок для изготовления технологических табличек методом выжигания лазером по двухслойному пластику. Увеличив мощность луча, он с высокой точностью вырезал из заготовок нужные панели.
Спасибо, тебе, Андрюха! :-)

Клей решил использовать вот такой, на пробном образце обильного белого налета не дал.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Вчерновую прихватить капелькой клея это легко, да. А вот весь шов проклеить... Цианакрилатная сволочь в таком объёме не то что нос, глаза режет.
Пришлось применять полную защиту.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Это реклама техники безопасности. 8-)


Теперь настал этап 2

На стадии задумки изделия, я уже имел какие то предположения о конструкции и содержании подставки. По крайней мере, размеры после макета можно было заранее назначить точно. Ну, и чтобы совсем честно, размер подставки частично продиктован размеров пластиковых листов Evergreen, потому что основой подставки стали именно они.
Что касается информации. Порой мне кажется, что ведомство Бармина секретнее, чем некоторые остальные конторы гнезда Королёва. Потому что систематизированных данных на площадку 110, она же старт РК Энергия, нет.
Со спутника пришлось брать вот это:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
А дальше думать самому.

НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Главная коробка сделана довольно просто. Высоту подбирал исходя из требования размещения четырех литий-ионных батарей размера 63 x 37 x 18 мм.
Потом по фотографиям прикинул, где должны начинаться газоотводные колодцы и попытался нанести на "ноле" разметку:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Каюсь, нолём по аналогии с оригиналом решил для себя называть площадку на которой всё и строится.
В первом приближении получалось, что газоотводы, вроде бы, "сожрут" все края и помешают мачтам. То есть, или колодцы, или мачты.

Выбрал мачты, отложил сушиться ноль и задумался, а как же делать эти мачты.
Латунный пруток диаметром 0,5мм и длинной 300 был у меня заранее заготовлен в количестве штук 25.
Первую, опытовую мачту решил делать треугольной в сечении. Высота мачты ограничена высотой колпака и составила 255 мм.
Метод работы такой - на нержавеющей линейке параллельно расположены продольные элементы мачты. Между ними укладываются угловые поперечные. Узлы пропаиваются максимально разогретым жалом паяльной станции (450 градусов).
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Сначала внутреннюю "змейку" предполагал делать цельной, мол, так жесткость выше да и трудоёмкость ниже.
А не тут-то было. Во-первых, соблюсти все углы так, чтобы оно и лежало в одной плоскости, и не содержало внутренних напряжений почти невозможно. Во-вторых, малейшее напряжение - вся конструкция винтом, а если попытаться "отпустить" узел, то отскочит. "Отпустить" - это в том смысле, что прогреть точку пайки так, чтобы детали сместились в положение отсутствия напряжения. Движения эти крайне малы, но они важны.

Вторая версия предполагала меньший шаг и каждое звено отдельным.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Это дало довольно чистый элемент без внутренних напряжений.

Несколько по другому дело обстояло с четырехугольной мачтой.
Делать я её пытался, прикрепив цельные куски прутка вдоль линейки из нержавейки, и напаивая на них поперечный набор. Поскольку мачту я пытался делать не прямоугольной а трапециевидной, то стоило, пожалуй, применить ещё одну линейку для контроля положения продольного набора, а так же зафиксировать его в большем количестве точек.
Получив две "лесенки", состыковывал их в вертикальном положении, прихватив верх и низ. Опять же, стоило использовать какие-то элементы для предотвращения изгиба "лесенок", а так слишком много промаялся, да и идеальной ровности не получил.

После стыковки половин установить диагональные распорки было самым несложным. Тонкость в работе, пожалуй, была единственной: после того, как элемент, при установке на место второй точкой, чуть изогнут, нужно нагреть и первую точку, чтобы снять с элемента внутреннее напряжение. Но этого нельзя делать на полностью снятой со стапеля мачте. Попробовал, пришлось срочно возвращать на стапель, жестко фиксировать и "отпускать" почти все точки.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
После снятия мачты со стапеля, все излишки олова сняты алмазным надфилем, сначала погрубее, потом потоньще. Ну и в конце тонкой шкуркой.
Чтобы поставить мачту вертикально, пришлось использовать отвес.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
В пластиковую площадку мачта вклеивается на цианакрилатном клее. А площадка на "ноль" приклеится потом обычным модельным клеем TAMIYA.

Отмучившись с четырехугольной, третью мачту сделал такой же, как первая.
Однако, как гласит старая авиатехническая шутка, «Самолёт мачты это один большой минус.»
Пока с этим минусом я временно расстался.

НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Расстался, и снова поглядел на плоский, как Байкодромская степь, ноль. Грустно так поглядел, отсматривая фотоматериалы по стартовому комплексу с целью пояснить, нужно ли всё-таки закапываться в «нулевую отметку», а если нужно, то как глубоко.

Присмотревшись, понял что эта конструкция посложнее будет, чем кажется со стороны. 11й агрегат, это ни черта не бетонный блок сложной формы, как может на первый взгляд показаться. И в нем, кто бы мог подумать, имеются гермодвери и проёмы между боковыми элементами (тут видна правая его часть). А открываются эти проёмы в непосредственно газоотводящую часть. В итоге, а как же при плоском ноле всё это обыграть...

Ну что же, не хотелось зарываться в ноль, значит будем зарываться в ноль. Глубоко? А как же, на все 20мм глубины нуля.

И лотки-колодцы? Ну да, обязательно. Хорошо, что их не пришлось в центре соединять с газоразбивательной пирамидой.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
И яму под 11ым, и газоотводные колодцы требуется копать детским совочком делать ручками.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
На фото видна уже «отметка минус 20», нижняя плита... вернее это я тогда думал, что нижняя. Потому, что не заметил, как ухмыляется Бармин. Она будет не покрашенной, и служит просто плоскостью, дальше которой модель не идёт.

А ещё, чтоб спалось плохо, есть замечательные фотографии с сайта Буран.ру, не которых заметно, что ещё там надо допиливать. А надо много.
mbur37.jpg mbur12.jpg bbur96m.jpg

Вот так, вынужденно, началось закапывание. В ГУСС МО СССР весело хихикали и подбадривали. :-x

Однако, надо копать работать дальше. В газоотводных колодцах тоже не пусто. Там, особенно близко к столу, хорошо видны продольные и поперечные усиления.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Причем набранные как будто из серийных элементов.
Ну, мне же проще и полегче. Нарезал прямоугольники из 2мм полистирола, оформил торцы и с помощью этакой "маски наоборот" скопировал рисунок проёма на все имеющиеся элементы.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Потом вырезал отверстия, подправил грани, подготовил к вклейке и вот:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Шпаклевки потребовалось немного и на один раз всего.
Кстати, видите на ноле такую линию-дугу? Это, между остальными операциями, как-то сам собой нарезался рельс для передней башни обслуживания.
То, что влезло так немного этих усилений, меня даже порадовало, честное слово. Не хочу я за всё ГУСС один работать.

Самое неприятное это то, что приходится работать по фотографиям при полном отсутствии чертежей элементов "площадки". Отсюда размеры элементов можно примерно прикинуть, только соотнося с имеющимися. А это не всегда получается, потому что фотографии хотя и хороши, но часто под "не теми" углами. Да ещё часто и под "не тем светом". В общем, всё не так и всё не то, когда твоя... когда хвостом пред носом не машут, да.

Следующий элемент, который мне хотелось видеть на модели - трубы с водой для охлаждения газоотводных каналов. Они на старте довольно непростой конфигурации, и стоило некоторых усилий понять, что куда (зачем, кто персонально отвечает...) ведёт.
Вот они, эти ... кхэм... гражданской наружности:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Если описать словами, с каждой стороны к стартовому столу подходят толстые трубы ржавого вида, которые непосредственно около блока Я разветвляются, меняют диаметр и заходят под блок Я спереди и сзади.

Делать такое можно из литников разного диаметра. Колена можно сделать, спиливая литник под нужным углом и стыкуя. Места потоньше можно сделать "капиллярной" трубкой от холодильного оборудования.

В качестве усложнения задачи над трубами имеются этакие "крыши" домиков, на торцах определённый рисунок. На картинке видны оранжевые оградки, их никто делать не будет, они, как и лестницы-трапы, съемные и использованы на этапе установки. На более поздних кадрах, ближе к старту, их там нету.
Ещё под конструкцией из труб идёт сложно гнутый швеллер или что-то, на него похожее.
Ввод труб спереди выглядит примерно вот так.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Но прежде труб, на 11м агрегате не хвататет одной мелочи. Точнее четырёх мелочей.
Вот эти вот кронштейны, по два с каждой стороны. Форма несколько сложнее цельнолитых, ну что же, бывало и страшнее.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Обрезки толстого листа, обрезки тонкого по бокам, клей и чуток шкурки. Только дать высохнуть. Потом на место.

Теперь вот эти, не знаю как их назвать. По назначению, так разветвители, но кто их знает, нет ли внутри какой начинки.
На картинках отмечены, так сказать, обдумываемые элементы. Ну, крыша треугольная это понятно, что и для чего, чтобы взлётные ракетные 170 миллионов лошадок копытами не затоптали. А вот как всё же трубы сзади крепятся... Должны крепиться, в центре под утолщением опоры-то нету.
Детали вроде бы не сложные, но вот у меня никак, что-то, размер не ловился.

Сделал сначала из трубок с запасом, ну обрежу-обточу лишнее. Чтобы при обтачивании не сложилось - внутрь запихнул зубочистку на эпоксидке. Прикинул визуально - не то.
Нарезал тонкого пластика, обернул середины, обклеил - всё равно не то, мало.

Пришлось опять двухкомпонентку Тамии доставать. Обернул, обкатал, чтобы форма круглой получилась.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Для цели обкатки использовал два слесарных угольника. Хорошие штучки, кстати говоря.
Вот трубы лежат на кронштейнах, всю трубчатую конструкцию надо собирать не приклеенной, чтобы грунтовать и красить потом отдельно:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света

Теперь на эти конструкции-разветвители приклеить торцы, и пытаться примерять.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Причем примерять как к передним так и к задним.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
С задними сразу была некоторая неясность, не сразу понял, как заходят трубы сзади одиннадцатого.
А ещё было категорически непонятно, на что эта труба опирается. Как будто идет выше верхней плоскости стартового стола и лежит на ней. Но не должно такого быть, по ширине вроде бы не влезало.
Пока отставил это "по ширине" и обратился к поддерживающим колоннам и подводам огромного диаметра.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
На подводы пошли твердотопливные ускорители от Су-7БКЛ в 48м масштабе. По длине не хватало, сделал вставки из двух слоёв 2мм пластика, внешний контур подравнял шпаклевкой.
На опоры пошла трубка Evergreen, их у меня уже набрано, разных диаметров. Для имитации внешних ребер жесткости взята трубка на шаг больше, распилена на кольца, приклеена поверх и сточена на 2/3 толщины. Получилось вот так:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Вернулся к установке труб уже с колоннами и подводами.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Нашел дополнительную информацию, на что потратил полночи, смотря ролики с Буран.ру. Ещё вот эту фотографию рассмотрел подробнее:
mbur59.jpg
Ставиться оно должно примерно вот так:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Поставил. Соединил. Тонкие вводы под одиннадцатый сзади сделал, как и планировал, из гнутой холодильной трубки.

Теперь следующий элемент - крыши "домиков".
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Решил их делать из тонкой медной фольги. Даже получилось. :-) Ну, то есть, щели на стыках чуть-чуть были, но их закапал клеем-гелем, а после высыхания - напильником вровень с металлом. Ну а прямые крыши - просто вырезал и согнул.

Результат оказался такой:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Естественно, трубы не приклеены, а просто лежат, подогнаны хорошо.

На площадке в правом переднем углу сделал фрагмент надземного сооружения, с которого в оригинале светит пара прожекторов:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света

Теперь придется вернуться к мачтам.
Они готовы, только немного грязные. При пайке в качестве флюса использовалась канифоль, растворенная в этиловом спирте, очень хороша, но вот по щелям растекается, и между деталями мачты и стапелем её попало довольно много. А остатки флюса под грунтовку, это совсем-совсем нехорошо. Пришлось думать, как отмыть. Первая мысль пройтись кисточкой, обильно смоченной спиртом, оказалась неудачной, испаряется много, толку мало. Оставалось купание. Причем в изопропиловом. Но вот ванны таких размеров (260 мм длиной) у меня не оказалось. Попытка склеить емкость из самоклеющейся металлической ленты, (клеевым слоем наружу) которая хорошо держит водные растворы, закончилась протиркой спиртом всего стола и части пола, клей на ленте растворился на счет "раз".
Оставалось сделать вот таким образом, организовать мягкий бассейн в упаковке от газового паяльника:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Все три мачты туда бухнул и уехал по делам. По приезду достал и осмотрел. Красота и чистота, ни флюса, ни жиров. Хоть вводи правило купать модели... Но черт подери, как прикину купание хотя бы Т-4, не говоря о чем-нибудь покрупнее... Бррр, в общем.

Поставил мачты на ноль. Примерился, так сказать.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
А потом получилось небольшое хулиганство.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Собранный "всухую" пакет и прочие элементы темы 7711. За исключением одного хвоста.

Так.
На переднюю мачту там, кажется, по проекту рельсы предусмотрены? А если куда-то прокладывают рельсы, то, значит, в этом «кудате» обязательно появится настоящий живой паровоз. :-D
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света

 


На этом месте этап 2 плавно сливается с этапом 3. Как вторая ступень «Энергии» с первой

Началось навешивание на мачты всяческого осветительного. Понятно, что это не копирование, потому, что мачты обслуживания тут даже по кускам не впишутся, но, для размещения большого количества света на надземной части площадки 110 допускается рад условностей, копируется только 11й агрегат, пакет, водоводы и элементы газоотводной системы.

Сначала прошла сборка SMD светодиодов в пакеты и блоки. Делать это удобнее всего оказалось "на стапеле", то есть на слесарном уголке. На двухсторонний скотч прилепил диод лицом вниз и делай с задними частями всё, что охота.

Как я уже писал, все эти мачты - один большой минус. В обоих смыслах. Диоды в одно целое связываются латунным прутком, припаиваемым к минусовым контактам, соответственно, проводка на мачты будет только плюсовая.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Отдельные пакеты диодов оказалось разумным выкупать перед установкой на мачту.
Всего на изделие установлено 41 на 3, плюс 12 на 1, плюс два специальных... ну 135 кристаллов примерно по 20мА и два примерно по 200мА. Расчетное потребление 3.1 А плюс минус погрешности. А на форсированном режиме до 6, но это ограничивается резисторами. Вся проводка сделана проводком AWG36 с китайского хоббикинга. Это тонкий с тефлоновой изоляцией провод на максимальный ток в 1А. Но столько мне, конечно, не надо. Смысл раздельной проводки к разным группам - не сосредотачивать в одном месте большой ток. Ограничивающие SMD резисторы максимально могут держать 6 таких крупных диодов, дальше начинается непропорциональный нагрев. Даже если взять керамику, то всё равно нерационально - слишком большая потеря на резисторе будет, обогреватель в подставке и больше ничего хорошего. Поэтому даёшь много и маленьких.

После монтажа на мачты к группам диодов с помощью самодельного стенда были подобраны значения ограничивающих резисторов.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света

Ещё надо протащить проводку от диодов в ноль.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света

Перед тем, как грунтовать мачты, нарезал из тамиевского скотча маски на все диоды.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Остатки наведенного грунта выдул на ноль. Так же загрунтовал медные покрытия водоподводных труб и сами трубы с металлическими элементами.
Ноль догрунтовывать не стал, смысла особого нет, чистый хороший одноцветный пластик. Как показало дальнейшее, это было и не обязательно.

Мачты освещения и молниеотвода красно-белые. На грунт, подумалось мне, логичнее сначала положить белый. Даже если это не даст полного покрытия, то будет незаметно, сероватый грунт сработает как прешейдинг.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Сама мачта задута тамиевским XF-2.
Красные участки окрашены кисточкой водяным АКАНом, красным с добавлением небесно-серого, чтобы немного заглушить. Количество добавляемого серого немного колебал с целью получить некоторую неравномерность.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Вот так вот мачты выглядят на площадке. 11йт агрегат ещё не доокрашен.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Под два особо сильных диода поставил мощную керамику. Понимаю, что это, вообще-то, стократная перестраховка, но, всё же, пусть будет.

 


Этап 2 - всё, работают в паре 3й и 4й


Посмотрел на окрашенный ноль, и решил что пустовато будет. В реальности, участки между вкопанными в землю бетонными основаниями старта были закрыты плитами ПАГ. 12 или там 18-20 не суть ширина и длинна у них одна и та же.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Сначала сам испугался, потом пересчитал размеры плиты в 288й и подумал что не настолько оно страшно, как кажется. Сначала лентами ограничил зоны, где хотелось бы что-то увидеть. Потом взял штангенциркуль, написал на бумажке размеры ПАГа в 288м и острым носком ножа нарезал границы.

Ленту пришлось снять, а потом вернуть, чтобы проверить как нарисовалась граница впритык к ней. А потом взял самодельный скрабер и немного линии расширил и углубил. Напомню, что пластиковая основа черная, так что получилось вроде бы неплохо.

Поверхность пройдена ещё и плоским лезвием типа "стамеска" для снятия возможных бортиков. Кое где это малость поцарапало краску, но как дефекты это не смотрится, - скорее, как естественное состояние плит.
В конце взял и в растворитель X-20A добавил полкапли красного и серого XF-19 в соотношение 1краски к 5-6 растворителя, и задул нарезанные области. Получилось примерно как надо, плиты светлее и краснее основного бетона. Тут, конечно, какая-то неясность в цветопередаче, но "чуть краснее" плиты вполне быть могут.

Потом кусочками серебрянного провода имитировал рельсы.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света

НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Колонны, поддерживающие водоводы, покрасил XF-17 а потом сверху очень разведенным белым.

Теперь заход на "странный швеллер".
Естественно, квадратной проволоки у меня нету. Ещё раньше я думал плюнуть и сделать из круглой. Потом, как будто раздумал, и задумался о пластиковом профиле Evergreen. Но, получив профиль пришел к выводу, что не очень-то мысль и подходящая. Нормально гнуть на такие углы получится вряд-ли. В итоге вернулся к медной проволоке.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Сначала просто подгонял из проволоки нужный профиль. Сделать это отъемно от труб не получилось, поэтому конечные правки сделались уже на приклеенной проволоке.
А дальше придумалось немного пройтись по проволоке для формирования фаски.

Касаемо рисунка на торце.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Сделал его не выпуклым, а вогнутым. Сначала хотел вырезать грани из медной фольги, но не получилось категорически. Прямые-то ещё ладно, но вот закруглённые - никак. Решил ограничиться имитацией теней от ребер.

Теперь надо покрасить водопроводы. Металлический цвет надул тамиевским XF-16, разведя его 1 к 6 или больше.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Специфические очень эти металлики у тамии, и под кисть то не идеально идут, привыкать надо. Сильно порадовался, что загрунтовал медные "крыши". А потом не порадовался, что не загрунтовал проволочную конструкцию. Легло всё хорошо, но проходов потребовалось около 16-ти, чтобы медь убрать. Что же, хорошо, на титановой Сотке оторвусь, в три слоя со шлифовкой и верхний - финишная...а потом титан. (мечтаю...)

Далее задумался, чем делать ржавчину на большом диаметре. Порошков в магазине-для-художников не оказалось, а вот краска акриловая водорастворимая "Ладога" цвета "сиена жженая" нашлась.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Густо ей прошелся чтобы получить некое подобие рельефа. Когда высохла, жидко развел XF-52, примерно 1 к 5, и начал сглаживать. Во-первых края, чтобы резкого перехода металл-неметалл не было, во вторых там есть в одном месте «хвост» как будто при окраске махнули аэрографом размером с блок А.

Вот он, слева этот «хвост», это не тень, оно на самом деле там меняет цвет, по другим снимкам видно. По высохшей художественной акрилке прошелся коричневым MIG-ом, и высушил это струёй воздуха. В аэрографе оставалась ещё краска, добавил туда красного и желтого АКАНа по пол-капли и немного произвольно походил по трубам.
А вот дальше...

Я редко отца привлекаю к своим запилам в качестве консультанта, но иногда бывает. Вот и тут попросил сказать, как, на его взгляд, получилось походе на ржавчину, или нет. Батя подумал, глянул, и сказал что вроде похоже. И тут я ему развернул картинку крупным планом.
-А с чего ты взял, что это ржавчина!?
Мне оставалось только офигеть.

А надо сказать, что он у меня инженер-прокатчик по первому образованию, и их в ЛПИ, похоже, зело добре учили. Половину сказанного про четыре типа окислов я не понял, но сути следующая: в таких условиях такой ржавчины образовать не может, а то, что видно на фото - покрытие, очень похожее на то, что он видел в горячих цехах.
Вот такую помощь порой оказывают инженеры металлурги совсем не металлургической отрасли.
Итогом стало вот что:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света

Здесь я ещё думал, что батареи можно разместить в один этаж.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
На фото вот видно, что места под 4 элемента хватит. На провода, правда, впритык, но это терпимо, разборка не полагалась каждодневной.
Поэтому собрал, установил палубу "отметка минус 20".
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
А потом сел и задумался.
Ладно, бог с ним, упрячу внутрь батареи. Но вот чтобы нижняя плита встала ровно плотно и без проблем, это не получалось. Требовалось клеить, и даже местами шпаклевать. И это - съемную деталь?

Нет уж, лучше я жалеть пластика не буду, и сделаю ещё и "отметку минус 40", заодно уйдет вопрос включения и установки гнезда для заряда.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Сначала прорезал промежуточную палубу, потом вырезал детали стенок и начал клеить их.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Переднюю стеку решил сделать наклонной.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Подготовил места под батареи и посадочные места под крышку нижнюю.
Установил сами батареи и контроллер их разряда-заряда. Все 4 банки подключены параллельно.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Фрагмент "отметки минус 40" примыкающий к наклонной грани сделал несъёмным. В наклонную грань поставил выключатель на три позиции - заряд/выкл, зеро, вкл. На позицию "зеро", возможно, будет поставлен датчик движения, включающий свет, когда кто-то будет шевелиться перед изделием.
Ну и, наконец-то, включил свет.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Светило шикарно. Свет холодный, изделие тоже, ток ограничен правильно.
А потом в работе снова засветился мой товарищ.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
На этот раз он сделал табличку на подставку модели.
Спасибо тебе, Андрюха, ещё раз!

 


Этапы 3 и 4 завершены. Старт готов, перемещаемся в МИК. Этап 5

А это гораздо больше окраска, чем сборка.
Основные краски, которые вообще тут нужны это белый XF-2 и оттенки серого: XF-19, XF-54 и несколько произвольных смесей.

НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
На блок Ц и блоки А нанес базовый цвет, белый XF-2 с добавлениями XF-19. Цвет блоков А чуть более белый. На блоке Ц краска нанесена неравномерно чтобы более серый грунт играл роль этакого прешейдинга. Красить блоки А получилось, приклеив их за срезы сопел на двухсторонний скотч, кромки сопел я не доделывал, их не видно, поэтому толщины хватило. Как я уже писал в первых репликах, на блоках А хорошо электризуется пластик. Приходится работать вот так:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Даже так снимает, хотя вроде бы всё изолировано от руки. Хотя, конечно, если электрод надвинуть частично на кожу - работает лучше, проверил. Заземление на системы водоснабжения через резистор, как положено по ТБ. Я иногда с платами работаю, так что на обе руки браслетики в наличии.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света 
Добавил некоторые элементы на блок Я.
Решил несколько разнообразить блоки А. 
На настоящих блоках нету никаких рельефных люков и проёмов. Но есть цветовая разница в некоторых панелях.
Вот и тут, поле того, как замаскировал белый цвет и нанес серый, нарезал несколько масок и расположил их следующим образом.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Теперь, незначительно сменив оттенок серого, вполне можно выделить всё, что хочется.
Вот пакет едет на "кузнечике", увеличенный фрагмент, видно что на баке окислителя наблюдаются поверхности чуть разных цветов. Чем обусловлено, сходу не скажу, но учитывать это придётся. 
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Делаю маски. Заодно закрываю и низ бака топлива. Кольца черные на обтекателях двигателей красить решил кистью, сложно маскировать было, надо ещё низ обтекателей и двигатели - титаном X-32. Это сделал аэрографом, потом прошелся кистью сильно жидкой, это проще, чем маскировать.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
И вроде бы, даже что-то удачное получилось. Хотя, цвет сделал не с первого раза, в серый желтого надо даже не каплю, а двадцатую долю кали. И сильно развести растворителем, чтобы дать только оттенок, а не слой.
В итоге со снятыми масками пакет стыкуется вот в такое:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Мдя, что-то у меня госкомиссия пожаловала раньше, чем ждали. Хвост, а ты точно госкомиссия?
Комиссия не комиссия, а в ошибку носом ткнули:
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Что здесь произошло: белый цвет закрыт был слишком тонким слоем колор-стопа, и краска как-то умудрилась просочиться через него. Исправлять пришлось аккуратно, взяв аэрограф, как кисть и самым тонким факелом сгладить эти резкие границы.
После исправления по результатам замечаний блоки А можно задуть лаком.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света

Теперь нужно доделать блок Ц. На него уже идут декали. Вот, например, метки-шашечки. Декали, идущие в комплекте с набором, очень тонкие и нежные. А главное - старые. Поэтому их даже неравномерно мочить или разгибать опасно. Вот во что вылилась попытка "сделать как лучше".
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Декаль поехала разрушаться от довольно незначительных выгибаний. А всего-то край обрезал. Пришлось ставить этакую "заплату". Видно её на крупных снимках, оригинал ракеты значительно меньше.
Потом перевёл название, уже ничего не обрезая и дыша аккуратно.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
//на фото - до покрытия декали лаком//
Ну и всё, состыкованная РН в составе блоков Ц, А, Я.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Осталась только одна мелочь - установить видимые снаружи тяги-перемычки, соединяющие блоки А с блоком Ц.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Ракету оставляем в крайнем пролёте МИКа, и перемещаемся на площадку подготовки корабля.
Сначала весь «Буран» покрашен глянцевым белым X-2.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Там ещё 144Д мелькает, но о нем значительно потом, просто у него базовый - такой же глянцевый белый.
После покраски белым потребовалось дать отлежаться дня два. А потом работать в перчатках.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Участки, где граница цветов плитки ломаная, попробовал отразить, нарезав ленту на маленькие кусочки и составляя "лесенку" из них. Главное, по-моему, не увлекаться накладкой одного слоя ленты на другой, лучше положить встык, а возможную щель залить сметаной "колор-стопа", только погуще, погуще! :-)Доктор, где моё лекарство от жадности? Что значит «А яблоком в лоб?»??? :oops:
Маска, в итоге, получилась смешанной, ленточно-сметанной.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
На картинке хорошо видно неверное остекление кабины. Контур НЧФ "в плане" тоже маленько страдает, но там исправлять на всю толщину обшивки пришлось бы. И наплыв крыла "поплыл" бы.
Киль корабля заслуживает отдельной картинки. Тут маска не вся, ещё белые выступы добавилисть потом. Ромбовидность профилья киля, кстати, на модели передана правильно.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
А маскировка вся проводилась вот таким вот набором инструмента. 
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света :oops:
Линейка, угольник, скальпель, два зонда, ножницы и палочка с ворсистым шариком на конце.
Задул черным Х-1. Подождал. Раздел.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Примерил.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
А мне даже нравится.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Теперь декали на сам ОК.
Декаль, как я уже писал в реплике про ракету, здесь нежная, как... хвост, ага.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Декали пришлось держат в этой "ванночке" по полчаса (буквально), шевелить их не всплывшие - чревато немедленным и полным разрушением. После выдерживания перемещать только на капле воды.
Но на самом деле, я бы больше предпочёл такие вот, нежные декали, чем например такие, никакие. Только нежные давать сдвоенным комплектом, и всё.

Если сравнивать декали с материалами энциклопедии "Буран" и сайта Буран.ру, то декали получаются несколько неверного размера, особенно крыльевые ОЗ, флаг повыше, надпись "СССР" пониже. Но это не сказал бы что сильно бросается в глаза, да и исправить в таком, как его тут называют, слепом масштабе почти никак. Плюс риск потерять это дело. Товарищи предлагали укрепить лаком, но лишнего фрагмента декали на которй можно попробовать - нету.

Перенёс, просушил, примерился.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Неплохо.
Потом корабль накрыт слоем глянцевого лака.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Не приглушать решил по следующим причинам:

  1. ОК в МИК непосредственно перед полётом покрывался глянцевым лаком для защиты плитки.
  2. ОК самый яркий и чистый фрагмент всей композиции, и глянцевость должгна это подчеркивать.
  3. Контраст между заиндевевшей РН и чистым ОК.

Теперь заиндевевшая ракета.
Как я уже отмечал, она криогенная в части блока Ц, потому очень холодная и покрыта льдом и инеем. Понятно, что в Х-22 потребовалось добавить до половины Х-21, а потом развести где-то 1 к 4.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
А потом вспомнилась ошибка, которую я как-то допустил. Заключалась в излишке матового лака. Если ошибиться специально, то, пожалуй, можно получить подходящий к ситуации эффект.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Это уже похоже на толстый растрескавшийся иней, переходящий в лёд. В принципе то что надо, только на переходном отсеке немного протереть.
Наступил долгожданный шестой этап.
Как положено, РН и ОК доставлены в МИК, мостовые краны, расчету готовности к стыковке пакета!
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Потом "Кузнечик", выкатка, степь, и площадка 110.
Цитата:

 


- Боевому расчету стартового комплекса доложить о готовности к приему изделия!
- Готов...готов...готов...готов...
- 11-й агрегат, "барминская кочерга" готова?
- Так точно, готова!
- Установку изделия в стартовый комплекс - ПРОИЗВЕСТИ!


Но в этот момент госкомиссия прибыла полностью, в составе хвоста, ушек и Самой.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
Естественно, госкомиссия настоятельно возжелала собственноручно всё подержать, подёргать и осмотреть.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
А так же ненавязчиво намекнула, что за попытки обходиться без неё можно и яблоком в лоб получить.

После чего расчет установку "изделия" в стартовый комплекс произвёл. На удивление, без кочерги.
НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й агрегат и много света
А потом было пятнадцатое ноября.
Вот и всё. Такая вот одинокая птица. 
Окончательные парадные фотографии можно посмотреть здесь (ночная серия), и здесь (дневная серия).

Использованные материалы:

  1. модель «РКК Энергия-Буран» производства НПФ СТАРТ в масштабе 1/288
  2. листовой и профилированный пластик Evergreen
  3. медная фольга и проволока диаметром 0,5-1мм
  4. латунный пруток диаметром 0.5мм и полоса толщиной 0,5 шириной 5мм
  5. провода AWG36 с тефлоновой изоляцией
  6. оргстекло толщиной 2мм
  7. 2 особо сильных диода
  8. 41 3х кристальный диод
  9. резисторы различного номинала по имеющейся схеме
  10. экран от высокотемпературного кабеля.
  11. краски TAMIYA X-1, X-2, X-8, XF-2, XF-1, XF-69, XF-19, XF-66
  12. растворитель X-20A, лак X-22, матовый наполнитель X-21
  13. краски АКАН 73058, АКАН 73059
  14. художественная акриловая краска "Ладога" 2204406
  15. грунт АКАН № 84014 с отвердителем №84015
  16. малярный скточ
  17. шпаклевка
  18. Color-stop от Revell
  19. гнездо зарядное от сотового телефонов, малого диаметра
  20. контроллер батареи от сотового телефона
  21. 4 литий-ионых аккумулятора типоразмера 18650
  22. выключатель трёхпозиционный
  23. термоусадочная плёнка
  24. болты и шурупы
  25. табличка с названием изделия

 

» Информация о статье
Генерал_Дрозд в 21.03.2014 - 01:57
Тема: НПФ Старт 1/288 Энергия-Буран - 11-й ...(#6304) - обсуждение
На полную зарядку изделия нокиевским зарядником требуется что-то около 25 часов, на разряд чуть побольше.
При такой мощности стоило выбирать зарядное посильнее.
Генерал_Дрозд в 15.10.2016 - 22:54
В рамках небольшого баловства:
Генерал_Дрозд в 06.12.2020 - 02:04
Спустя много лет, один переезд в деревню, экономический и медицинский кризисы, продолжим, карту прочитав.





История такова:
"Когда то давно в далёкой далекой" был куплен AMODEL 72027.

и посмотреть, чем же они от 72027 отличаются в базовой части.
Как и предполагалось - ничем кроме ниш под реактивные двигатели в основании киля. Но это уже лечится штатным способами.

#

Итак, поооехали!

Добавлено спустя 9 часов 53 минуты 28 секунд:

Первым делом, конечно, приложил детали "к носу" то есть к распечатанным когда-то проекциям в масштабе, взятых с Буран.ру В ролике как раз эта распечатка и видна.
Естественно с такой точностью всё совпадает, куда денется.
А дальше, ну, дальше надо делать нос, для этого поставить и закрыть, в первую очередь, кабину.
Ну, как, кабину. Первый корабль был не полностью укомплектован, но это не особо и важно. Видно через стекла будет немного, вернее почти ничего.
Кабину то я собрал.
В процессе этого долго думал на предмет того, чем является такая кабина против привычного спускаемого аппарата ОК "Союз".

#

Для экипажа это был бы качественный скачок вперед, огромный объём даже на верхней палубе. Не станция, ну так для работы всегда можно в грузовой отсек положить лабораторный модуль. А для житья и полёта тут места более чем.

Выдумывать ничего особенного не стал, просто задул вот всё это в тамиевский XF-16 а потом для порядку черной смывкой Tamiya 87131. После чего вклеил на место и забыл о кабине экипажа. А вот нет, там ещё много притирок и прикладок.

Вот, к примеру, крыша кабины, попытка шпаклевать и шлифовать продольный шов и носовые блоки ОДУ.

#

С блоками ОДУ там вообще вышло весело. Не вставали эти панели. Выпилил стекловолокно под ними, кроме небольших закраин. Встали. Щели конечно в палец, но что ты тут будешь делать.
Зашпаклевал на первый раз. Шпаклевка Тамия 87095 в тюбике белая.

#

Ещё и заднюю стенку выемки под кабину экипажа спилил. Зачем? А чтобы вытряхнуть из корпуса обрезки и осколки этого самого корпуса, полученные при доводке проёмов под ниши шасси. Я там ножиком Экселевским правил по принципу "шобы влезло". Сами-то ниши склеены в нулевую очередь, да так, что я даже забыл сфотографировать. В общем они там есть, задуты вместе с кабиной и заклеены малярным скотчем до поры до времени.

Ещё зачистил заплаты в хвостовой части и добавил белой же шпаклевки. После чего опять зачистил.

#

На хвостовом торце пришлось срезать выступ под контейнер тормозного парашюта. Почему? А торчал криво.
Вообще странно, но некоторые вещи таки умудрились сделать немножечко криво.

Потом киль. Киль пришлось делать в таком порядке: склеить половинки РН в три приема с сушкой, (верх, низ, центр) без вкладных деталей; Основную плоскость: верх, вложить РН, низ, центр. И шпаклевка. Ну, амодел, амодел шпаклевку любит, как бабушка простоквашу.

#

Параллельно делались блоки хвостовых двигателей ориентации.
Казанец в 06.12.2020 - 02:59
В рамках небольшого баловства
Сильно. Сильно. А плунжерные насосы НВ-25ДН и вакуумные агрегаты АВР-150 там присутствуют? Корпуса для НВ-25ДН я представителю заказчика в 1987 году лично сдавал (для каждого узла приёмка с клеймом отдельно), как раз для Байконура. А АВР-150 даже шли в двух исполнениях с буквенным указанием на плите основания: А (амил) и Г (гептил).
Генерал_Дрозд в 06.12.2020 - 14:49
А плунжерные насосы НВ-25ДН и вакуумные агрегаты АВР-150 там присутствуют?
Я, увы, просто не в курсе. Вообще, этих компонентов топлива на РН просто нет, да и в ОК тоже. Вакуумное что-то могло входить в состав наземного комплекса, конечно.
НДМГ это, в основном, "Протоны".

Добавлено спустя 11 часов 26 минут 38 секунд:

Параллельно делались блоки хвостовых двигателей ориентации.

Так... , как они правильно называются.

#

Вот они в наборе вот такие. Шесть деталей и вперед.
Вопрос будет только в том, что вывести плоскости благодаря рельефу двигателей сложно или невозможно. А уже когда к фюзеляжу их приклеить, там как то согласовывать геометрию не интересно. Поэтому двигатели безжалостно спиливаются.

#

Колечки, если надо, потом можно трубкой калиброванной восстановить.
На носовом блоке ОДУ делается то же самое. Ну и шпаклевки, больше шпаклевки.

# # #

Между делом всё изделие задувается вот этим:

#

Это, так сказать, грубый слой, чтобы понять, что и где, он не раз и не два сошлифовывается во всех местах.
Вообще с этими стеклопластиковыми деталями очень много работы абразивом. Поэтому в жилом помещении это всё делать... хорошо, что не взялся, будучи в квартире.
Его, корпус, по идее, надо матировать полностью, обезжиривать, грунтовать на толстый слой. То ещё удовольствие, в общем. Сидишь, даже не пилишь, а шуршишь, шуршишь... только шкурку в мусор выкидывать успеваешь. Потом смотришь на яркий свет и снова шуршишь. Со вздохом понимаю, что ещё и крыло Т-4 ровно такое же.

БДУ и балансировочный щиток приклеились, изделие стоит на хвосте.

# #

И продолжается выведение носовой части фюзеляжа.
Генерал_Дрозд в 09.12.2020 - 02:12
Теперь морда лица.

Вот тут (фото боеготового корабля с ППС, если ссылка протухнет) видно, что остекление ОК изнутри ещё содержит, назовем так, металлического цвета кайму. Физический смысл её пока обсуждать не будем, но на 72м масштабе это должно быть отчетливо видно.
А, значит...

Делаем раз!

#

Делаем два!

#

Делаем три!

#

Берем тортик Прага и хомячим вместе со мной. Буран? Какой буран, хомячим тортик. У нас тут хоть и мужская компания, но девушки встречаются поэтому тортик. Чай? Какой коньяк? Только Егерьмастер, и то завтра.

Ну, ладно, ладно, уговорили, вместе с тортиком можно и Буран.

#
#

Изнутри это фиксируется полосами и клеится вот этим клеем. Он у меня ещё с того бурана, но работает пока ещё. Только на застывание надо долго.

# #

Наутро готовый результат выгляди примерно вот так вот.

#

И сажается на корпус корабля.

После этого начинается нудная и не передаваемая фотографиями работа: выводить нос, убирать видимый стык между крышей верхней палубы, корпусом, панелями носового блока ОДУ. Это надолго, в несколько слоёв и с поддувкой грунта по месту, чтобы видно было, а где там что.
Разве что, вот, посадка киля:

# #

Корпус фиксируется к столу, а киль от кромки двумя столярными угольниками ставится, иначе прямой угол не выставить, посадочных мест там, считай, нет.
Генерал_Дрозд в 19.12.2020 - 18:58
Таки продолжаем пилить, сушить и по новой.

#

Подляпал, подчистил, и смотришь, а что там.

#

Грунт первичный из баллончика.
Получается вот такое.

# #

А потом прям с проточной водой брусочком весь чистится.

# #

Вообще есть некоторые непонимания, кое где грунт ведёт себя вот так:

# #

Отшелушивается при высыхании. Может я температурный режим не соблюдаю, слишком холодно в помещении где оно сохнет.
Так или иначе сейчас почищу и попробую эти участки дунуть ещё раз.
Генерал_Дрозд в 28.12.2022 - 19:29
Медленно.

# # #
Генерал_Дрозд в 29.12.2022 - 22:34
Посмотрел на стойки шасси и подумал...
#
... что доводить штоки амортизаторов себе дороже.
Проще поменять целиком.
#
Генерал_Дрозд в 17.03.2023 - 16:43
Меееедленно, но вот.

# # #

Белый тамия из баллончика.

И это было ошибочно, надо было стравливать газ, и дуть аэрографом соплом 0,4.

А черное это глянцевый нитро АКАН соплом 0,4 разведенный родным 1:1.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy