Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Не так давно плодовитая китайская фирма Trumpeter порадовала любителей отечественной бронетехники свеженькой моделью БМП-1. До этого нашему брату была доступна только перепаковка старого Дрэгона, выпускавшаяся фирмой Звезда и отличавшаяся отвратительной копийностью. Предлагаю коллегам небольшой обзор-сравнение очередной китайской новинки.
БМП-1 – великолепная машина, в свое время ставшая новым словом в бронетехнике сопровождения пехоты. Визуальная красота, гармония и строгость форм этой машины покоряют с первого взгляда. Хищная низкая башня, широкий корпус, угловатые бронелисты… настоящая головная боль для производителей моделей – попробуй-ка соблюсти все пропорции и углы наклона бронедеталей этой машины! Попробуем выяснить, какова же новая модель Трумпетера на деле, в сравнении со Звездинской БМП и с чертежами. На истину в последней инстанции не претендую, но если мой обзор хоть кому-нибудь поможет, значит, работа не была напрасной =)
Итак, в работе будем пользоваться собственно набором БМП-1 от Трампетера, моделью фирмы Звезда, пригоршней наборов афтермаркета (ствол 2А28 Гром от Моделпоинта, гусеницы, катки, ленивец и ведущие звездочки от фирмы МастерКлаб), и копией чертежа БМП-1 из журнала М-хобби. Заранее прошу прощения за невысокое качество фото.
Сначала – первый взгляд в коробку.
Чистое литье, утяжин и облоя не заметил, детали тоненькие, аккуратно пролитые. Правда, характерная для трампетера шершавая полуматовая поверхность со слегка замыленными кромками на мелких деталях, но это не страшно. Сварные швы аккуратные и четкие. Также в наборе есть небольшая плата травления, что здорово облегчит работу с моделью. Немного не понравилась башня – поверхность словно покрыта мелкой шагренью, что в общем-то характерно для литья Трампетера – то же самое и на башне Т-62 было, но если там это простительно – башня литая (пусть и со шлифовкой последующей), то вот катаные листы башни БМП не совсем похожи на то, что дают китайцы. Ну да бог с ними, руки есть, шкурка есть – исправим.
Оригинально придумана сборка ленивца – между ободами вклеиваются травленые перемычки, призванные сохранить характерные особенности ленивцев на реальных машинах. Также дан точеный ствол – в целом довольно симпатичный, хоть и неглубоко высверленный. Корпус состоит из верхней и нижней частей, отлит великолепно, на днище воспроизведен хитроумный рельеф со множеством выштамповок и пробок, самые хрупкие части замотаны в мягкий упаковочный материал. Верхняя половинка также выглядит просто великолепно, особенно здорово смотрятся субтильные сварные швы – в самый раз!
Можно было бы и ограничиться таким небольшим и скромным обзором, но мы же не для этого все это смотрим…=) Сравним чудо китайской модельной мысли с им же, но 20+ лет назад, и начнем с верхних половин корпуса…
Разница в длине корпусов Трампа (Т) и Звезды (З) видна невооруженным взглядом, и что самое интересное, длина корпуса модели Т практически идеально совпадает с чертежом, чего не скажешь о модели З. Основные сварные швы расположены на своих местах, раскрой бронеплит вполне верен за исключением заднего подбашенного листа – он длиннее, чем нужно, на 2 мм, что отмечено сварным швом (на фото рядом с ним лежит самодельная деталь, точно ложащаяся в чертеж, и видна разница между модель Т и чертежом), но это некритично, ибо общие габариты точны – исправляем косяк срезанием шва и восстанавливаем на нужном месте.
Как можно видеть на фото, вырезы под крупные детали (башня, крыша МТО, люки итд) точно совпадают с соответствующими деталями на чертеже, что здорово радует – у модели З на этих местах полная отсебятина, что вытекает из неверной длины корпуса.
Едем дальше: низ корпуса. И опять на стороне Т выдающиеся показатели копийности и деталировки – сказывается более-менее серьезный подход к проектированию модели.
Экс-дрэгон в коробке Звезды на это вообще забил в свое время, чем доставил немало проблем отдельно взятым моделистам. У модели Т в этом плане все замечательно – все выштамповки присутствуют, и присутствуют на своих местах. Также отражены все пробки на днище, люк справа воспроизведен довольно точно, и самое главное – переход нижнего лобового листа и днища выполнен верно – у модели З на этом месте ломаная линия, имитирующая еще один лист, никакого плавного скругления… шикарно отлиты крепления балансиров подвески. Что касается габаритов – длина и ширина корпуса очень хорошо ложится в чертеж (модель З это вообще игнорирует, из-за чего в свое время пришлось пилить корпус из пластика – на фото черная деталь), угол установки заднего листа с вырезами под двери верен и соответствует чертежу, опять-таки в отличие от модели З. Что касается борта – воспроизведен раскрой листов бронекорпуса, переход у нижней кромки и крепления под амортизаторы и грязеотбойник ленивца. И вот вам еще один косяк – под креплением грязеотбойника на чертеже видим характерные переходы листов корпуса (линия перехода – ниже середины крепления), а на модели эта линия довольно ощутимо смещена назад. Исправляем наклеиванием кусочка пластика и выравниваем форму. Переход от нижнего бронелиста к заднему воспроизведен верно – в этом месте находится еще одна «грань» - узкий бронелист, хорошо заметный на модели и фотографиях, но на чертеже закрытый ленивцем.
Еще один косяк – немного неверно расположены места для крепления буксировочных рымов (извиняюсь, если использовал неверный термин), на последней фотографии хорошо видно, что на чертеже эти крепления должны быть ближе к продольной оси машины, чем на модели. Что касается ширины корпуса – все в норме.
Сравним попадание в чертеж верхней половинки корпуса более тщательно
Ширина корпуса и отделньых деталей совпадает с шириной соответствующих деталей на чертеже, даже узлы навески волноотбойного щита в норме! Невольно задумываешься – а китайцы ли это делали… =) Люки мехвода и командира – на своих местах, в отличие от модели З, что являлось еще одной головной болью моделистов-«копийщиков» до выхода модели Т. Размер и форма выреза под крышку МТО также отлично ложится в чертеж.
А теперь – своеобразная, характерная только для БМП-1 башня.
в чертеж ложится очень хорошо – не в пример лучше башни З, и что самое характерное, на ней воспроизведены и раскрой листов со сварными швами, и выштамповка в комовой части башни, и верное расположение смотровых приборов, и хитрая форма лючка для заряжания ракеты! Диаметр и высота башни в целом соответствуют чертежу, углы наклона – также точны, за исключением заднего бронелиста, что хорошо видно на фотографии – он наклонен чуть сильнее, чем нужно. А вот как исправить этот косячок – надо подумать. Первое, что идет на ум – приклеить тонкий кусок пластика сектором на заднюю часть, края свести в ноль, подточить полоску к нижнему краю, и постоянно сверяться с чертежом в процессе шлифовки. В остальном у меня претензий нет, ибо это много проще, нежели запиливать звездовскую башню, которую теперь можно с чистой совестью выбросить в корзину.
Пара слов о стволе 2А28 – тут небольшой парадокс. Родная трамповская пушка в чертеж ложится весьма недурно, но вот что странно – ствол от фирмы Моделпоинт, всегда считавшейся мной эталоном копийности, в чертеж лезет так же неохотно. Одно из двух – либо чертеж кривой, либо челябинцы сделали что-то не так. Впрочем, будем беспристрастны. Ствол Трампа в чертеж ложится, мягко говоря, не очень – и тут его конкурент выглядит немного привлекательнее. Да и по деталировке здорово проигрывает Моделпоинтовскому, бесспорно. Мой вывод: взять ствол МП, чуть сточить спереди, засверлить поглубже – и на модель. А поделку китайцев – в запасник, авось «пионэрам» пригодится, или еще куда-нибудь.
Едем дальше – опорные катки.
Серые трамповские катки рядом с мастерклабовскими выглядят очень достойно. Конечно, в деталировке они немного проигрывают, но будем учитывать технологии литья. Не считая более узкой крышки оси, каток великолепен. В чертежи также оба экземпляра ложатся замечательно.
Далее обратим пристальный взгляд на детали:
И снова – довольно точное попадание в чертеж. Отмечу хорошую деталировку прицела – выглядит очень убедительно и точно.
Далее – ленивец
По диаметру и деталировке вполне похож на себя, и рядом с мастерклабом выглядит неплохо, хотя лично у меня возникают вопросы, почему у мастерклаба перемычки между половинками ленивца имеют г-образную форму, а у трампа – пластина с отверстием? Возможно, разные варианты или модификации, но все равно это немного настораживает. И еще одно – по диаметру ленивец модели Т чуть больше мастерклабовского.
Следующее - ведущее колесо.
И опять-таки, по деталировке и копийности китайский вариант выглядит очень неплохо. Габариты соответствуют как чертежу, так и мастерклабовской звездочке, с той лишь разницей, что деталировка в смоле все же лучше.
С гусеницами все обстоит более интересно.
Ширина трамповского трака визуально меньше, чем у мастерклабовского, и разница местами достигает миллиметра. И это – при практически равной ширине звездочек. Что касается деталировки – на смоле, конечно, она побогаче, да и сама поверхность выглядит несколько иначе – у трампа она какая-то рыхлая. В защиту последнего стоит сказать, что несмотря на всё, траки выглядят убедительно, и такие детали, как гребни и крепления пальцев, пролиты очень хорошо. И собираются они на защелках, то есть теоретически гусеницы можно собрать подвижными. Что же остается?
Все основные детали, как и следует ожидать, довольно точны и отлиты без каких-либо видимых дефектов (учись, Звезда) – и люки десантников, и задние двери, по ширине и деталям отлично вписывающиеся в чертеж, и крышка МТО с волноотбойным щитком… Но китайцы были бы не китайцы, если бы под конец не выкинули какой-нибудь косяк=) И это – затейливой формы крылья, прикрывающие верхние ветви гусениц. В целом они выглядят очень здорово, и точно, и богато деталированы… но вот в передней части габарит, что называется, не пляшет – не дотягивает пары миллиметров до креплений на чертеже. В общем-то, это не проблема – подклеить снизу полоску пластика на сточенную часть и воспроизвести головочки болтов, но все же неприятный сюрприз.
– часто китайское травление грешит довольно расплывчатой копийностью, что в общем-то недопустимо для этого во всех отношениях афтермаркета. Но от этого косяка китайцев спасли хорошие исходники – как и вся БМП, эта деталь тоже соответствует чертежу, и за ее копийность можно не переживать.
Остается подвести итоги. Я выскажу свое мнение, безусловно, ни на что не претендующее: на мой взгляд, модель удалась, и удалась на славу. Конечно, на Панцер35 еще упоминали об отсутствующей горловине чего-то там на корпусе, но и это не проблема – отличная база для доработок и деталировки у нас теперь есть. Я долго ждал чего-то подобного, и был готов к жутким косякам, и даже без обещаний Трампетера потихоньку пилил новый корпус для БМП, но эта новинка превзошла все мои ожидания. Косяков мало, модель копийная, деталей много, на себя всё похожее, ствол и травло есть, гусеницы наборные – настоящий подарок для всех любителей советской бронетехники! Могу порекомендовать эту модель всем – и новичкам, и суровым моделистам, кто так же, как и я, неровно дышит к замечательной «копейке» - нашей боевой машине пехоты под номером Один.
Хотел бы сказать спасибо Антону Хащанову (Харуныч) за помощь в приобретении этой замечательной модели и афтермаркета для неё, а также всем коллегам, в свое время помогавшим советом и фотографиями юному моделисту, взявшемуся за непростую модель БМП-1 фирмы Звезда (чья история еще совсем не окончена).
Serhiy в 16.02.2013 - 02:33 Присоединяясь к коллегам - спасибо за обзор! Ибо до наших палестин модель еще не доехала... |
Nestor в 16.02.2013 - 16:15 Shinji
Спасибо за нужный сравнительный обзор, признаюсь - ждал его. Слава "Трубачу"! Слава Китаю! :grin: Помнится, как-то в 2004 годе делал Т-28 с конусной башкой, "приспичило" проверить на него мальгиновские чертежи из "ФИ" - долго ругался матерно, пока не сделал... Так-что насчёт Витиных чертежей (да и любых других) - испытываю к ним здоровое, конструктивное недоверие. Всё проверяется по фоткам, но ИМХО без микроно-наноэкстремизма. Конечно, притензии к "Звезде" по качеству перепаковываемого старого "Драгона" не состоятельны, однако теперича из звездинской бэхи только жертв тотальной детонации БК делать на диарамах... А твою башку от звездинской бэхи жалко выкидывать, на диараму её тоже. Но над речью автору, мне кажется (всего лишь ИМХО), надо поработать, слишком много слэнга. Классиков в памяти освежить. Пушкин там, Толстой... Desdi полно вам, сударь, меня утомили Стендаль и Цвейг, хватит классиков... "Давайте что-нибудь современное, молодежное..."(с)Иван Васильевич. :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: Ну шё тут скажешь, "...Тагил реально рулит и разруливает!! ТАГИЛ!!!..." :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: |
Shinji в 16.02.2013 - 16:35 Nestor спасибо на добром слове, но придется, видимо, башку от БМП-1 куда-нибудь приспособить - есть классная фотка памятника БМП-1:
Вот можно его сделать, но опять же башня вообще не похожа на себя... даже и не знаю, куда ее девать) Чертежам Мальгинова тоже верю с оглядкой, но ничего лучше под рукой нету, увы... Благо по сравнению с мастерклабовскими запчастями все выглядит вполне пристойно в плане размеров. Поэтому есть уверенность, что и сама БМП в "настоящий" чертеж впишется, а не только в м-хоббевский. Могу только снова порадоваться новинке - теперь есть выбор, из чего пилить! :mrgreen: Вот бы так и с Акацией, Гвоздикой... и хорошо бы еще Гиацинт сделали. Был бы совершенно счастлив)) |
IQ в 16.02.2013 - 22:36 Shinji а как насчет того чтоб поставить МастерКлубовские траки на Трамповские звездочки??? |
Nestor в 16.02.2013 - 23:12 придется, видимо, башку от БМП-1 куда-нибудь приспособить - есть классная фотка памятника БМП-1:
Афган... А ты мил человек кроме танков и самолётов ещё и бойцов расписывать горазд?! Респект! Чертежам Мальгинова тоже верю с оглядкой, но ничего лучше под рукой нету, увы... Да честь Виктору и хвала, что хоть такие чертит, на безрыбье и... А мы творчески переработаем, если что. Могу только снова порадоваться новинке - теперь есть выбор, из чего пилить! А я её - ещё больше КУ! Вот бы так и с Акацией, Гвоздикой... и хорошо бы еще Гиацинт сделали. Был бы совершенно счастлив)) Ну так они ведь сделают, причём получше "Скифа" и смоляных поляков дорогущих, причём всю клумбу и вместе с "Геноцидами"! ЗЫ: А вообще мне кажется /вспоминая ваше обсуждение про продажу Ту-22х китайцам/, что их вторжение уже началось... Я тут навёл порядок в своих закромах и прикинул - процентов 85 ихних коробок. Мой балкон уже оккупировали... :shock: :mrgreen: |
Shinji в 16.02.2013 - 23:22 IQ а зачем, если мастерклубовские траки идут сразу с нормальными смоляными звездочками?)) К тому же, шаг звездочек и их ширина у мастерклаба и трампетера идентичны) Но завтра прикину, посмотрю, что да как... интересно стало)
Nestor ненене, фигурки я расписывать не умею(( Но если поставить задачу сделать такую диораму, нуу, придется научиться... :mrgreen: Китайцы вообще жестоки, у самого треть коробок - почти все советская БТТ, и почти всё - от китайцев.. разорение настоящее! Но самоходки надо брать, я считаю... руки есть, голова вроде есть, пластик есть - можно сделать хоть какую модель! Смотрю вот сейчас "Ударную силу", а там - САУ "Вена".... ну вы поняли, да?))) |
gromoboy в 10.06.2013 - 02:21 Хотел бы вернуться к башне БМП-1, точнее к ее размерам. Да, она ложиться в чертежи Мальгинова, но вот правильны они? Во-первых, обратите внимание на эти места:
Во-вторых, есть графика Аксенова на БМД-1 и башня БМД-1 от Звезды, которая идеально в нее вписывается: И накладывая башню Звезды (БМД-1) получаем такую картину: Получается, что башня Трампа не только неправильна по геометрии, но и сильно недоразмеренна, и это очень заметно на готовой модели: |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Обзор-сравнение Trumpeter и Звезда 1/35 БМП-1