Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Семь поколений реактивных истребителей

Нас разнесло по разным поколениям! Дорогам нашим вряд ли стать одной…
Твое с моим - всегда различны мнения,  Ты рвешься вверх, а я нащупал дно.
                                                                                                           Владимир Верхонин

Прежде всего, хочу сказать, что никакого седьмого поколения реактивных истребителей нет. По крайней мере, я такого не знаю. Хотя, с другой стороны, смотря как считать…
Давным-давно, еще когда люди жили без интернета, и при этом не чувствовали себя обделенными, в году эдак 94-м прошлого века, я впервые столкнулся с понятием «поколение» применительно к реактивным истребителям. Как человека, привыкшего все раскладывать по полочкам, возможность классифицировать самолеты не оставила меня равнодушным. Начав собирать любую доступную информацию по этой теме, я все время пытался определить тот универсальный критерий, по которому можно будет правильно распределить авиатехнику по поколениям.
По началу, я решил оценивать истребители исходя из их функциональной пригодности, т.е. способности вести маневренный воздушный бой. Летно-технические характеристики истребителей принято выражать обобщенными характеристиками, такими как тяговооруженность летательного аппарата и удельная нагрузка на крыло. Именно эти две характеристики определяют горизонтальную и вертикальную скорость истребителя, его маневренность и высокий потолок. Поэтому, в качестве обобщенного критерия я пробовал использовать отношение тяговооруженности (P/G) к удельной нагрузке на крыло истребителя (G/S), где P – тяга двигателя; G – вес самолета; S – площадь крыла. Т.е. чем больше величина этого соотношения, тем лучше должны быть летно-пилотажные характеристики самолета. Но, оказалось, не все так просто. Например, с развитием реактивных двигателей тяговооруженность неуклонно возрастала, при этом наметилась тенденция к увеличению нагрузки на крыло у вновь разрабатываемых истребителей. Разгонные характеристики возросли, а вот маневренность заметно ухудшилась. Значит ли это, что истребители стали лучше? Опять же, смотря с какой стороны смотреть…
Пробовал строить графики различных зависимостей и выделять в них области, в которых наблюдалась бы некая общность самолетов разных поколений. Но, и это оказался путь в никуда. К примеру, рассматривая понятия «маневренность», «управляемость», «устойчивость» - характеристики, определяющие способность истребителя вести воздушный бой и зависящие от тяговооруженности и удельной нагрузки на крыло, пришел к выводу, что они являются взаимоисключающими. Маневренность, например, повышается за счет снижения устойчивости, но при этом ухудшается управляемость и т. д.
Попытка различить поколения истребителей в зависимости горизонтальной скорости от вертикальной тоже ни к чему не привела. К тому же, с развитием реактивной истребительной авиации появилась многовариантность и многозадачность применения машин в воздушном бою. Изначально в почете был маневренный воздушный бой, корнями уходящий к «собачим свалкам» двух мировых войн. Затем, определяющим стала возможность осуществления перехвата, причем, за частую, роль летчика сводилась к нажатию кнопки «пуск» по завершению наведения с земли. Истребители стали приспосабливать к ударам по наземным целям, стрелковое вооружение то исчезало с машин, то вновь появлялось уже виде подвесных контейнеров или в виде пушечного бортового вооружения. Непрерывно изменялось и совершенствовалось ракетное вооружение и связанное с ним БРЭО.
Окончательно запутавшись, и так и не найдя универсального ключа к решению этой задачи, я надолго забросил свои изыскания.
Но, вот появилась «всемирная сеть», появился доступ к информации, и я смог многое переосмыслить. Как-то, увидев на форуме scalemodels.ru спор на тему истребительных поколений, решил сдуть пыль со своих записей и вновь заняться изучением этого вопроса.
Сперва заглянул в Википедию и вот, что я там нашел.
«То, что принято называть «поколениями» боевой техники отражает переломные изменения во взглядах военных теорий применения и эффективности использования систем вооружений, связанные с научно-техническим развитием, возникновением и развитием новых технологий, появлением принципиально новых возможностей. Не следует путать поколения с типами истребителей (перехватчики, бомбардировщики, истребители завоевания превосходства, барражирующие, фронтовые, многоцелевые, палубные и т.д.) или весовыми категориями (лёгкие, средние, тяжелые).»
Ну, к такому выводу я и сам пришел. А где же четкая разбивка по поколениям, а главное, по каким признакам? Далее цитировать не буду, т.к. Википедия отделалась общими фразами на манер: «Концепция истребителей четвёртого поколения основывалась на положении, что преимуществом в бою будут обладать истребители с более высокими динамическими и маневренными характеристиками».
Какая прелесть! А что, все предыдущие и последующие поколения истребителей не должны обладать теми же самыми «высокими динамическими и маневренными характеристиками»?! Как тут не вспомнить «Советы бабушки» испанского копирайтера Чачо Пуэбла - Не верь ничему, что увидишь или прочтешь в «Википедии».

Семь поколений реактивных истребителей

А вот разбивка истребителей по поколениям согласно шкале Boeing
http://www.google.com.ua/imgres?imgurl=http://vpk.name/file/img/Aircraft%2520Generation.jpg&imgrefurl=http://vpk.name/news/32895_pokoleniya_istrebitelei_soglasno_shkale_boeing.html&usg=__qZ0jZyw3bPqC7UDYQmyVQ6ZAMq8=&h=398&w=600&sz=46&hl=ru&start=3&zoom=1&tbnid=lgwUmp9m84XvdM:&tbnh=90&tbnw=135&ei=IV2RT7izKInetAaD8py6BA&prev=/search%3Fq%3Daircraft%2Bgenerations%2BBoeing%26um%3D1%26hl%3Dru%26gbv%3D2%26tbm%3Disch&um=1&itbs=1

Как видно, у Boeing в качестве критериев рассматриваются летно-технические характеристики самолетов, вооружение, специализацию истребителей, маневренность, наличие современного БРЭО, технологические новшества и т.п. Все в кучу…
Нашел вот такую попытку описать принципы деления истребителей на поколения: http://aeroclub.com.ua/?module=articles&c=Book&b=4&a=1. Не со всем сказанным могу согласиться.
Более точно к распределению реактивных истребителей по поколениям подошел Игорь Боков в статье «Что такое «поколение» истребителей» (http://www.profile.ru/items_23335). Очень точно автор определил понятие «поколение»: «Истребители, которые относятся к одному поколению, обладают сопоставимыми боевыми возможностями, при их разработке конструкторы применяют сходные технические решения, и потому нередко они просто похожи друг на друга».
Вот! «Сходные технические решения» - вот оно! Таким образом, на основе неких технологических новшеств, конструкторских решений и внедрения научных открытий, в определенный промежуток времени, истребители, появившиеся в различных конструкторских бюро, можно условно объединить в одну группу – «поколение».
Вооружившись таким подходом к классификации истребителей, хочу предложить вам свою систему определения истребительных поколений. В ней я буду опираться только на те конструкторские и технологические решения, которые привели к изменению летно-технических характеристик истребителей. В меньшей степени буду принимать во внимание совершенствование БРЭО, и вовсе не буду учитывать состав и свойства бортового оружия. Почему? Да потому что, к примеру, если на истребитель F-80 Shooting Star подвесить ракеты Sidewinder, он от этого не станет истребителем второго или третьего поколения. Не правда ли?
Итак, все по порядку.
Начну не с «первого» поколения, а с «нулевого». Почему с «нулевого»? Все очень просто, самолеты поколения «0» отличались от своих поршневых собратьев только реактивной силовой установкой. Никаких конструктивных новшеств, присущих скоростным машинам, в планер истребителя не вносились. Самые яркие примеры тому - истребители Як-15, Bell Airacomet, Gloster Meteor. Отличительно особенностью этого поколения является использование в конструкции самолета прямого трапециевидного крыла и не стреловидного оперения. Часто для установки реактивного двигателя использовалась «реданная» либо двухбалочная схема фюзеляжа. В случаях использования двухдвигательной силовой установки, двигатели размещались в центроплане или на консолях крыла.

Поколение «0»
Не-162
Gloster Meteor
DH-100 Vampire
Bell Airacomet
МиГ-9
Як-15
Як-17
Як-23
Ла-150
Supermarine Attacker
Hawker Sea Hawk
F-80 Shooting Star
FH-1 Phantom
F2D Banshee
F3D Skyknight

В нашем мире нет четкого разделения на «белое» и «черное». Естественно, что граница между поколениями не может быть четко определена. Поэтому не помешает введение понятия промежуточного поколения, так называемой «половинки» или поколения с «плюсом». В нижеприведенной таблице я продемонстрировал такой подход в классификации. Хочу отметить, что Ме-262 оказался в числе более совершенных машин благодаря стреловидному крылу и реактивным двигателям с осевым компрессором, хотя ЛТХ этой машины остались на уровне поколения «0».

Поколение «1/2»
Me-262
F9F Panter
FJ-1 Fury
F6U Pirate
F-84 Thunderjet
F-89 Scorpion
MD.450 Ouragan

«Первое» поколение тоже легко определяется по наличию стреловидного крыла – это основная отличительная особенность. Естественно, что к моменту появления истребителей со стреловидным крылом, реактивные двигатели значительно усовершенствовались, ТРД с осевым компрессором стали вытеснять двигатели с центробежным компрессором. Скорость истребителей этого поколения приблизилась к отметке 1000 км/ч.

Поколение «1»
Ла-15
Як-25
F-86 Sabre
МиГ-15
МиГ-17
Як-30 (первый)
Як-50 (первый)
F4D Skyray
FJ-2 Fury
F9F Cougar
F-84F Thunderstreak
Folland Gnat
Gloster Javelin
Supermarine Swift
F4D Skyray

В поколение «1+» попали истребители, скорость полета которых стала трансзвуковой. Эти машины являлись предвестниками сверхзвуковых истребителей.

Поколение «1+»
Hawker Hunter
Supermarine Scimitar
Fiat G-91
F3H Demon
MD.453 Mystere III
MD.454 Mystere IVA

Поколение «2» характеризуется, прежде всего, способностью истребителей преодолевать скорость звука. Это основополагающая черта. В этот период появились двухконтурные реактивные двигатели. Конечно же, сверхзвуковая скорость полета внесла коррективы в конструкцию истребителя. Прежде всего, это отразилось на угле стреловидности крыла (он стал значительно больше) и на органах управления по тангажу - стабилизаторы стали цельноповоротными! В остальном аэродинамическая компоновка «второго» поколения не сильно отличается от предыдущего поколения. Прирост скорости был осуществлен что называется «в лоб», при помощи более совершенных и мощных двигателей.

Поколение «2»
МиГ-19
Су-7
F-100 Super Sabre
F-8 Crusader
Dassault Super Mystere

С дальнейшим ростом сверхзвуковой скорости в конструкции истребителей появились новшества, без которых дальнейший скоростной прирост был бы просто невозможен. Как тут не вспомнить историю создания F-102 Delta Dagger. Да, на сцену выходит гениальная конструкторская находка в области аэродинамики - «правило площадей»! В дальнейшем его назовут «классическим правилом площадей» - т.к. по мере развития авиационной техники появится иное распределение осевых площадей поперечных сечений, так называемое «дифференциальное правило площадей».
Применение в разработках истребителей «классического правила площадей» в совокупности с ограничением действия элеронов в зависимости от скорости полета дало начало новому подвиду истребителей, которое можно объединить в группу под названием поколение «2,5» или «2+».

Поколение «2+»
МиГ-21
F-101 Voodoo
F-102 Delta Dagger
F-104 Starfighter
F-106 Delta Dart
Mirage III
SAAB J.35 Draken
BAC Lightning F.6
Northrop F-5

«Третье» поколение истребителей, зачастую, связывают с двукратным превышением скорости звука. Несомненно, это так. Но, стоит присмотреться к самолетам – как это отразилось на их конструкции. Первое, что бросается в глаза - это то, что элероны «сдуло» с поверхности крыла, их функцию стали выполнять дифференциально управляемые стабилизаторы и интерцепторы. Поколение «3» также характеризуется истребителями с крылом изменяемой геометрии. В конструкции самолетов стали применяться регулируемые воздухозаборники, т.к. справляться со скачками уплотнения и регулировать воздушный поток на входе в воздушный канал двигателя без управления стало невозможным. С развитием компьютерной техники начала внедряться цифровая ЭДСУ, которая улучшила устойчивость и управляемость истребителя.

Поколение «3»
Mirage F.1
F-4 Phantom II
F-105 Thundercheif
SAAB J.37 Viggen
Panavia Tornado
Sepecat Jaguar
МиГ-23
МиГ-25
Су -17

Принадлежность истребителей к поколению «3+» можно охарактеризовать наличием тяговооруженности самолета больше «единицы». Т.е. тяга двигателя уже стала превышать массу машины. Внешне эти самолеты можно отличить по применению «интегральной аэродинамической схемы», т.е. плавного сопряжения крыла с фюзеляжем. При этой схеме фюзеляж образует как бы корневую зону крыла, что позволяет увеличить аэродинамическое качество самолета. Яркими представителями этой подгруппы являются F-14 и F-15.

Поколение «3+»
F-14 Tomcat
F-15 Eagle
Mirage 2000


Самое большое количество конструкторских и технологических новшеств выпало на долю поколения «4». Вернулась концепция маневренного воздушного боя, наличие большой сверхзвуковой скорости уже не ставилось во главу угла при создании истребителя нового поколения. В связи с этим на самолет вернулись нерегулируемые воздухозаборники оптимизированные для работы в заданной области скоростей. Заняли свое прежнее место на крыле и элероны, только они в отличии от прежних стали «зависающими» (так называемые флапероны), т.е. кроме своего основного назначения они еще стали выполнять роль закрылков на взлетно-посадочных режимах. Но самыми ярким отличием истребителей «четвертого» поколения является наличие сильно развитых наплывов большой площади и применение в конструкции фюзеляжа «дифференциального правила площадей». Такая компоновка фюзеляжа предусматривает уменьшение площади поперечных сечений фюзеляжа над крылом и увеличение площади под крылом. Внешне это выглядит так, как будто фюзеляж «тонет» в крыле истребителя и «появляется» уже под ним. Истребители «четвертого» поколения с целью достижения высокой маневренности проектировались с малым запасом статической устойчивости. Появилось понятие «искусственной устойчивости», которой стал «заведовать» бортовой компьютер.

Поколение «4»
МиГ-29
Су-27
F-16 Fighting Falkon
F-18 Hornet

Если истребители «четвертого» поколения проектировались с малым запасом статической устойчивости, то истребители «пятого» поколения создавались по схеме «утка», которая изначально является статически неустойчивой аэродинамической схемой и обеспечивает самолету управление по тангажу без потерь подъемной силы на балансировку. Такая схема является выгодной как в отношении маневренности, так и в достижении лучших несущих свойств. Вобрав в себя большинство технических достижений от предыдущих поколений, истребители «пятерки» создавались как многофункциональные машины, способные решать широкий круг задач от перехвата воздушных целей до ударов по наземным целям.

Поколение «5»
EF-2000 Typhoon
Rafale
SAAB JAS.39 Gripen
Chengdu J-10

«Шестое» поколение истребителей отличается прежде всего использованием в конструкции технологии «стелс» и крейсерской сверхзвуковой скоростью полета. Пока что я могу выделить только одного представителя этого поколения – F-22 Raptor. Внешне очень похожий на «Раптора» F-35 Lightning II остается под вопросом, до момента опубликования его ЛТХ.

Поколение «6»
F-22 Raptor
F-35 Lightning II (?)

Ну вот, я и распределил практически все основные серийные истребители по «полкам». Как видите, насчитал я (без половинок) шесть полколений.
Наверняка, где-то в конструкторских бюро уже разрабатываются новые машины, которые войдут в историю авиации как истребители нового поколения. Мы можем только предполагать, какими отличительными свойствами они будут обладать.

Все написанное мною прошу рассматривать как приглашение к дискуссии и обсуждению этого вопроса. С вашей помощью я надеюсь уточнить и дополнить классификацию реактивных истребителей.
С уважением, Самарский И.Н.
Список используемой литературы.

«Современные истребители» М.А. Левин, В.Е. Ильин;
«Авиация настоящего и будущего» А.Н. Пономарев;
«Суперистребители. Новое поколение боевых самолетов» Уильямс М.
«Сверхзвуковые самолеты» Э. Цихош
«Реактивные самолеты мира» В.Грин, Р. Кросс
«История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.» В.Б. Шавров

» Информация о статье
Просмотров: 5722
Опубликовано:
Борода в 25.04.2012 - 17:57
Что значит "по вызову"?
Есть такой вид БД, в отличие от плановых ударов...
И правда - давайте завяжем оффтопить, а то у меня завтра "срок" заканчивается, а мне сейчас ДП влупят. :shock: :wink:
SilverGhost в 25.04.2012 - 18:09
Nazar
Вроде вторая Валькирия летала на крейсерском сверхзвуке... или я ошибаюсь :roll:
Anonymous в 25.04.2012 - 18:18
Nazar
Разве у F-101 были регулируемые воздухозаборники?
Nazar в 25.04.2012 - 18:22
Nazar
Разве у F-101 были регулируемые воздухозаборники?

А я вот сейчас начинаю сам сомневаться, мне почему-то казалось, что у него в ВЗ была конструкция аналогичная стоявшей на F-105.
АнКор в 26.04.2012 - 00:10
А куда дели пионеров реактивной авиации, Хе-178, Гл.Пионер???
:???:
Снорри в 26.04.2012 - 00:21
АнКор
Так они же не истребители...
runner в 26.04.2012 - 22:03
Тема: Семь поколений реактивных истребителей
>>Кроме Лайтнинга и Мirage III кто еще с регулируемым в/з?

За что МиГ-21 обидели?!
Борода в 26.04.2012 - 22:12
За что МиГ-21 обидели?!
Да вроде уже реабилитировали... :wink:
Anonymous в 27.04.2012 - 01:27
За что МиГ-21 обидели?!
Случайно.
Запамятовал, виноват! :roll:
runner в 27.04.2012 - 10:29
Я же без наезда! :)
Читал комментарии из статьи, а в она, похоже, не сразу с форумом синхронизируется. За это время 21-й и реабилитировали, и в правах восстановили!

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy