Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Давно мечталось собрать несколько японских двухмоторников Второй мировой, есть в них что-то такое. В свое время весьма порадовала Tamiya серией Ki 46, Betty, Gekko, но на этом, как говорится, и все. Contrail’овские вакушки – статья отдельная. И тут, как в анекдоте, «мне поперла масть». Сначала далекий восточный сосед выпустил весьма приятственный по качеству «Toryu», а потом и братья славяне из AZ-Models решили закрыть телом еще одну брешь в этой теме, и вот каким образом («не образом, сын мой, а чем-то вроде свечи»). Еще одно короткое, но существенное отступление, после долгих изучений релизов выяснил, что пластик для мод. l и II идентичен, разница лишь в декалях и коробке, взял единичку, но делать собирался двойку. Существеннее об этом – ниже.
Итак, обзор
Первое впечатление – положительное.
плотный полуглянцевый картон. На крышке – художественное изображение Ki- 48-l, скомпилированное с известного фото машины 45го Sentai (так в aircam #32), на днище – варианты на камуфляж 3х машин из 90, 34, 75 Sentai-ев. Цвета даны без привязки к какой-либо палитре производителей, напр. Light grey – и все. КМК, отчасти обоснованно, т.к. детям все равно (хотя цена у модели не слишком детская), а серьезные дядьки и сами накопают (если не знают) что надо. Рекламный ход – на боковине нижней части коробки изображения изделий сей чешской фирмы в 1:72 и 1:48, включая еще не выпускавшийся на тот момент ”Vengeance” RAAF.
В коробке находятся: инструкция, 3 литника с пластиковыми деталями, 1 литник с прозрачными деталями, пакетик со смолой и декали.
Как и говорилось, дана на обе модификации. Разница – по мнению производителей – заключается в перемене местами воздухозаборников на движках. На первой странице перечень деталей: пластик (почему-то не прорисована часть одного литника в секции со стабилизаторами), смола, деки. Далее – сборка, с указанием цветов деталей интерьера в том же стиле, что и на коробке. Рисунки характерны для ЛНД – не шедевр, но читабельно. Не обошлось без косяков – дет. №66 (шлиц – шарнир основной стойки шасси) предлагается Инструкция, как и говорилось, дана на обе модификации. Разница – по мнению производителей – заключается в перемене местами воздухозаборников на движках. На первой смонтировать спереди по полету, хотя была она явно сзади, это видно на всех фото, а на задней стойке его почему-то и вовсе не сделали, но об этом ниже.
Тонкие, с наличием технадписей и - ха-ха-ха!- привязных ремней. Без сдвигов. Выглядит - вполне, более обоснованных отзывов – увы! – не имею.
Двигатели, фюзеляжный топливный бак, еще 4(!-) детали интерьера. Двойственное впечатление - с одной стороны все аккуратно, с другой… Двигатель, судя по цилиндрам, больше похож на Ha-25 (Ki 48-l), но с каким-то колоколом, вместо картера, кольцо вокруг картера отсутствует, а чехлы коромысел на цилиндрах коротковаты. На Ha-115 (Ki 48-ll) похоже еще меньше, т.к. цилиндры уже другие, а картер, хоть и «ближе», но все равно «кривой». А смола-то остается та же самая! В общем, да здравствует Vector!
Серый, вполне приемлемого качества. Расшивка тонкая, но неравномерная - на крыльях, стабилизаторах и капотах – нормально, а на мотогондолах и фюзеляже (особенно в носовой части) – кривовато с разницей по глубине.
Изнутри фюзеляжа – девственная чистота!! То есть абсолютное отсутствие присутствия какого бы то ни было силового набора, что не дублируется ни смолой, не (п. 6) травленкой. Из части мелкой деталировки (пулеметы, правая косоль кабины пилота, баллоны сжатого воздуха, подсумки, шасси) можно еще что-то «вытянуть», из части (РПК, штурвальная колонка, педали, левая консоль кабины пилота, шлиц – шарниры, верхняя турель хвостового стрелка - нижняя вообще не предусмотрена, кривые и дистрофичные выхлопные патрубки) – Боже упаси!
Ниши шасси – лысые, т.е. дупло в крыле, куда теоретически убирался дутик, закрывается пустым корытом мотогондолы – дешево и сердито. Стабилизаторы по периметру, а крылья по задней кромке явно «распухли», но если в случае с крыльями все относительно просто – наждачка нам в помощь, то со стабилизаторами такая попытка может слегка изменить их геометрию в плане, т.е. «уменьшить», хоть и не значительно.
Еще пара моментов. Из – за особенностей открывания бомболюка верхняя горизонталь примыкания фюзеляжа к нему (бомболюку), равно как и нижняя часть верхних створок бомболюка, имела вполне выраженный скос внутрь фюзеляжа, этакие две «ложбины» по всей длине смыкания створок, что никак не отражено на модели, но прекрасно заметно на фото.***
И – о, ужас! – практически неисправимый косяк в геометрии – пилотский фонарь. Фюзеляж в районе, приблизительно, мачты антенны переходил из эллипса в подобие трапеции, т.е. боковины остекления фонаря пилота были плоскими, а находящиеся за ним справа (по полету) «окошечки» имели сложную форму.***
Если на пластике еще можно «как-то вывернуться», то «сплющить» эллипс на фонаре… В общем, значительно исказился облик машины в целом. Лечится только корректирующим набором, которого пока слыхом не слыхивать, либо пилить самому: матрица, пуансон и т.д. Остальное, на фоне сказанного, мелочи, например, отсутствие маленького прямоугольного окошка слева за крылом. Дано расшивкой, причем справа тоже, где его никогда не было.*** К слову об окошках, фонарях и прочих блистерах. Фонари в модели тонкие, но мутные, м.б. лечится футурой. Переплеты тонкие, ровные, без скруглений при сопряжении, характерных для фонаря пилота на Ki 48.
Отсутствует внутренняя подвижная часть носовой турели вместе с лафетом-прикладом, а также больше количество «мелочевки», ручки, борт. огни всех мастей, триммерные пластины на элеронах, тяги рулей, множество деталей интерьера. И дабы компенсировать последнее:
Травление все той же фирмы AZ-Models № 4001, опять-таки, общее для всех. Отчасти компенсирует скромное убранство интерьера. Классический набор: ремни-педали-прицелы-приборка разбавлен различным радиооборудованием, впрочем, неполным. А с другой стороны – что вы там увидите сквозь мутные фонари?! Правда, есть шлиц – шарниры на замену, и на том спасибо. Ни следа ручек открывания – закрывания фонарей, подножек или даже таких крупных деталей, как откидной решетчатый полик бомбардира в носовом блистере. Последний как-то вообще обойден вниманием в деталировке, несмотря на свою полную просматриваемость.
Собираемость – по отзывам – терпимая. «Влезание» в чертежи досконально не исследовалось, но:
Модель явно изначально «затачивалась» под Ki 48-l и делалась с большой оглядкой на чертежи из Maru mec, а конверсия – уже побочный продукт. Значицца, если вам «засверлило» сделать ll – весь описанный выше плач – еще не полный перечень. Есть одна хорошая новость: длина по фюзелю там 12,755 и если и впрямь модель 1 была покороче – 12, 600 мм, то размерчик ближе к вашему. На этом хорошие новости заканчиваются и «нас ждет вторая серия(С)». Из того, что нарыл по фото, не вкладывая в чертежи. С носа к хвосту: меняем носовой п-т на тип 98, такой же, как и хвостовые (пойдут MG-15, только с «рукавом» для гильзосбора, а не с «флягой»); сдвижные форточки с направляющими - на носовом фонаре с обеих сторон (были не на всех);
Два окошечка перед фонарем пилота (слева и справа – несимметричны по позиции и размеру);
Капоты двигателей различны по форме с «единичками» (ИМХО, более «зализанные», разница – очень грубо – как у А6М-2 и А6М-3), равно как и кок винта, а сам винт с более широкими лопастями; воздухозаборник маслорадиатора чуть «приплюснут» и чуть ниже в профиль, верхний же более обтекаемой формы (не «квадрат – труба» по всей длине, а поджат к кольцу капота на входе);
Маленькие цилиндрические воздухозаборники на нижней плоскости между мотогондолами и фюзеляжеми, как на Ki 45, кажется, охлаждение топлива (точнее пока сказать не могу – на нескольких фото отчетливо видны, на чертежах отсутствуют***);
Простите мне невежество и склероз, опять я позабыл, что это за штуки такие – присутствуют и на «единичках», и других бомберах IJA , вот они...
Тормозные щитки у 2ек короче на 290 мм (6 мм в м 1:48) и не доходят до элеронов. Вывод: шпаклюем, нарезаем;
«Рог» аэродинамического компенсатора на 2ках был выше – 390 мм (т.е. 8,1 мм в м 1:48) против 225 мм (4,6 мм) у «единичек» - шпаклюем, расшиваем, заодно правим расшивку на киле и монтируем – как оно называется? – ограничитель хода руля направления, кажись;
Модель - типичный представитель семейства «шотранов», рассчитанный на умелого, «психологически стойкого» и «на-щелчок-собираемостью» неизбалованного моделиста.
***На мой взгляд, большинство огрехов связано с отсутствием толковых чертежей на 2ку и огрехами – или не отраженными элементами – в чертежах на единичку, как, допустим, в жестоком прокосе с фонарем. Тип 99 модель 1 из данного набора сделать проще, но если «барон любит, чтоб потруднее(С)» или «лучше, конечно, помучиться(С)», то можно и при наличии всех вышеуказанных дефектов собрать вполне приличную «Лили», но крови она у вас попьет и времени отнимет. Быть иль не быть(С) – решать вам, я пока подожду вдохновения на этот… «я не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть(С)», т.к. хочется все-таки собрать модель 2.
Уважаемое сообщество! В этом обзоре фотографии некоторых участков литников имеют исключительно сопроводительный характер по отношению к тексту, просьба за качество этого сопровождения сильно «не угнетать».
С уважением, SergeyPT
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|