Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Оставаясь в тени ведущих мировых авиационных держав, небольшие европейские государства накануне Второй мировой войны разрабатывали порой оригинальные самолёты собственной конструкции. По модели одного из таких интересных самолётов – латвийскому лёгкому истребителю Irbitis I-16, я и хочу представить свой обзор.
К середине 1930-х гг. ВВС Латвии начали оснащаться самолётами современных типов, которые заменяли собой устаревшие бипланы. Объём поставок был небольшим, но лётчики столкнулись с проблемой переучивания на новую технику. Латвийской военной авиации стал необходим учебный истребитель. Коллектив конструкторов, под руководством Карлиса Ирбитиса приступил к разработке такого самолёта, получившего обозначение I-16 осенью 1938 года. На него был установлен чешский двигатель Walter "Sagitta" I SR и двухлопастный винт постоянного шага Propellerwerg Schwarz. Лётно-навигационное оборудование выбрали американское. В дальнейшем планировалось заменить винт на металлический трехлопастный. Опытный образец имел неубираемые шасси в обтекателях, но серийные самолёты должны были иметь основные стойки, убираемые в крыло.
Истребитель получил вооружение, состоящее из двух 7,7-мм пулеметов и ещё два можно было дополнительно подвесить под крылом (по другим данным вооружение - две 20-мм пушки и два 7,9-мм пулемета).
Строительство опытного образца, начатое осенью 1938 года на предприятии VEF, проходило с большими задержками. К испытаниям I-16 смогли приступить только весной 1940 года. Первый полёт провел лётчик-испытатель Константинс Рейхманис. Самолёт пробыл в воздухе около 20 минут на высоте 1000 метров, когда у него остановился двигатель. При посадке прототип получил повреждения. До присоединения Латвии к СССР успели сделать три вылета.
I-16 вызвал интерес у советских специалистов. Но по ряду причин и задержек в НИИ ВВС он так и не попал. На самолёт даже не успели нанести советские опознавательные знаки - он так и остался с латвийскими крестами, пока его не захватили немецкие войска.
При немецкой администрации испытания продолжились. По латвийским данным была достигнута скорость 460 км/ч на высоте 4000 метров. Самолёт неплохо управлялся, но провести пристрелку вооружения не успели. I-16 был конфискован. Немцы присвоили ему код AW+10 и около года использовали в лётной школе в Торне. Дальнейшая судьба I-16 точно неизвестна. Скорее всего он был разобран на металл.
Модель из смолы в масштабе 1/72 чешской фирмы Czech Master Resin (номер по каталогу №152) упакована в полиэтиленовый пакет. Внутри него находятся: ещё один пакет (в отделениях которого размещаются смоляные детали), вакуумформованные фонари, декали и два бумажных листа формата А4 со сборочной инструкцией и схемами окраски.
Модель отлита из смолы светло-жёлтого цвета. Качество отливок весьма хорошее: расшив тонкий, поверхности гладкие, пузырьков практически нет, дефекты литья отсутствуют. Фюзеляж дан двумя половинками, которые отлично соединяются друг с другом. Выхлопные патрубки, выполненные на нём, потребуется рассверлить. Отдельно даётся носовая часть капота, входная часть радиатора на ней пролита неглубоко и несколько неровно. Крыло отлито двумя консолями, задние кромки тонкие. Горизонтальное хвостовое оперение выполнено двумя деталями. Обтекатели и колёса основных стоек шасси даются отдельно, хвостовое колесо отлито вместе с обтекателем. Винт выглядит неплохо, но одна из его лопастей немного «утонула» в литнике.
Остальные мелкие детали нареканий не вызывают. Приборная доска выглядит очень условно. Интерьер кабины дан одной деталью – пол, кресло, ручка управления и задняя стенка. Местами есть облой. Отсутствуют ремни на кресле и педали.
Вакуумформованный фонарь прилагается в двойном экземпляре и ему явно не помешает купание в Футуре.
Декали отличного качества от AVIPRINT. Имеется три варианта: латвийский, немецкий и советский (как говорилось выше - в реальности такого не было).
Относительно точности модели судить трудно. Чертежей нет. Есть только схемы.
Насколько я могу судить, данный самолёт в масштабе 1/72 на сегодняшний день безальтернативен. В 1/48 его выпускает в смоле фирма Master-X.
Ну, а в целом, качество модели от Czech Master Resin хорошее и, надеюсь, серьёзных проблем при сборке не возникнет.
При написании обзора, мной использованы материалы сайтов:
1) http://www.airwar.ru
2) http://www.latvianaviation.com
RomaNTIC в 15.06.2011 - 16:41 Статья понравилась и получила от меня заслуженный плюс!
Но вывод несколько удивил. Хотя, может это только из-за моего небольшого опыта и мастерства кажется, что повозиться с моделью придется. Например, чтобы "вытащить" лопасть винта из основы литника и немного детализировать кабину (педали, хотя бы, добавить). |
tardmi в 15.06.2011 - 18:16 Согласен, RomaNTIC! Выводы неизбежно субъективны...
Но, право слово, после работы даже только с одним итерьером от Магны или Омеги- здесь всёже получше. Конечно, есть особенности работы со смолой, простоты особо ждать не приходится, но всё постигается в сравнении. А лопасть, к слову, пилкой высекается из монолита и доводится шкуркой, это для смоляной мелочёвки , к сожалению, тоже дело привычное. Благодарю за проявленный интерес! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Обзор Czech Master Resin 1/72 VEF Irb...(#4192) - обсуждение
Ну вот, а говорил не литератор. Хороший обзор по интересному прототипу. Молодец.