Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Я уже давно надеюсь дожить до того светлого дня, когда можно будет, открыв коробку с моделью, и придирчиво исследовав все литники, понять, что на этот раз производитель наконец-то ответственно подошёл к изучению матчасти… Мечты…Мечты… Мечты…
К сожалению, реальность пока что более сурова – и мне ещё ни разу не доводилось видеть ни одного кита, который полностью соответствовал бы заявленному на коробке названию, модификации и году выпуска. Зато сплошь и рядом видно, что производители стремятся быть хитрее и экономнее всех на свете. В результате рождаются модели из серии «молодой Франкенштейн» - когда за основу берется некая усреднённая база, не попадающая толком ни в одну из модификаций, и к ней прилепляются башни / пушки и прочая крупная атрибутика. Как говорится, внешне вроде похоже, и ладно.
Не стала исключением и недавно купленная коробка с трумпетеровским КВ-1 «1939 года» (Trumpeter Russian KV-1 Mod 1939), что за каталожным номером 01561. Ну да обо всем по порядку… Законы жанра под названием «обзор» всё-таки надо соблюдать.
Тут – всё как всегда. Тот же серый мягкий пластик, что мы уже видели на трумпетеровском же КВ-2 (на том, что перепаковывался Моделистом), то же достаточно неплохое качество литья. Однако (как и на КВ-2) присутствует смещение половинок пресс-форм – весьма некритичное, но повозиться с модельным ножом в руках придётся. В остальном – ничего удивительного и необычного – свойственное Трумпетеру очень качественное, но не хватающее звёзд с неба литье.
Общий для всех трумпетеровских КВ недостаток – несколько невнятные сварные швы – присутствует и тут. Исправлять или нет – дело вкуса.Лично я не стал бы – смотрится вполне масштабно и весьма неплохо.
Приятно порадовало наличие в коробке алюминиевого ствола для орудия (Л-11) и пластинки с фототравлёными решеткой воздухозаборников (как полагается – раннего типа, без скоса спереди), решеткой заднего вентиляционного отверстия (что между ВКД и НКД) и грязеотбойником, располагающимся там же. Очевидный прогресс по сравнению с тем, что было в коробках с КВ-2 и другими моделями КВ-1 (например, с ранним КВ-1 с экранами) того же производителя.
Гусеницы даются те же самые, что и в других коробках с КВ –и наборные, и виниловые – в общем, тоже ничего удивительного.
Есть очень качественно отпечатанная (не в пример тому, что делается Моделистом) инструкция + цветная, на глянцевой бумаге, схема окраски –впрочем, простая, как 3 копейки – ибо предлагается единственно правильная на то время схема «4БО и никаких других излишеств в виде опознавательных знаков».
Собираемость модели - такая же, как у других китов Трумпетера - весьма неплохая, можно обойтись минимумом шпаклевки и подгонки.
Вот тут начинается самое интересное. Первая мысль о том, что«что-то тут не так» зародилась в моей голове сразу, как только я увидел заветные цифры «1939» на коробке. Дело в том, что серийное производство КВ-1 на Лениградском Кировском заводе (ЛКЗ) началось только во второй половине 1940года.
Значит, под модификацией 1939года, строго говоря, можно понимать только танки УСТАНОВОЧНОЙ ПАРТИИ, т.е.предсерийные. Да и то не все: дело в том, что (скажу, забегая вперед, уж извините) в коробке лежит так называемая«радиусная башня» - с полукруглой задней стенкой, и предусмотрен только вариант с пушкой Л-11 – которые существовали ТОЛЬКО на первых ВОСЕМНАДЦАТИ машинах,выпущенных ЛКЗ.
С июня 1940 года, когда начали изготавливаться первые серийные образцы, эта башня была заменена на более привычную нам башню с прямоугольной кормой. Соответственно, тому, кто будет строить модель из этой коробки,придется ещё до начала сборки принять принципиальное решение о том, что же собственно будет собираться – либо предсерийная машина из установочной партии(да и то не любая, а только с У7 по У18 – на более ранних машинах были крылья«авиационного типа» - в коробке этого нет), либо уже первые серийные образцы с Л-11 – но тогда не называть это «модификацией 1939 года», чтобы не погрешить против истины.
Почему решение принципиально? Потому, что от него зависит многое во внешнем облике машины – например, для серийной машины вполне допустим курсовой пулемет - но тогда придется искать донора и брать оттуда раннюю граненую башню. И т.д. и т.п.
На этой радостной ноте предлагаю прервать лирическое отступление и начать двигаться по порядку - снизу вверх.
1. Ванна корпуса
Абсолютно такая же, как в других коробках с КВ-1 и КВ-2. Значит, для того, чтобы сделать её соответствующей ранним серийным образцам (а, значит, с большой вероятностью и предсерийным – ибо ни одного предсерийного образца до наших дней не сохранилось и проверить просто негде),надо будет сделать некоторое количество достаточно несложных доработок. Прежде всего, по днищу (подробнее см. на дише в статье «КВ от Трубача. Взгляд ниже пояса»), двигаясь от кормы к носу:
2. Борта корпуса, катки, надгусеничные полки – т.е. все, что сбоку
Вот тут придется потрудиться:
- Прежде всего, необходимо заменить три головки болтов на три головки винтов на пластине крепления механизма натяжения ленивца к корпусу,а на самом механизме – показать резьбу, про которую начисто забыл Трумпетер.
- Сами надгусеничные полки вполне себе ничего (абсолютно такие же, как на КВ-2), но с ящиками ЗИП у Трумпетера большой, ОЧЕНЬ большой косяк – в наборе лежат ящики позднего типа, с ручкой по центру и скошенными бортами крышек, которые появились только на машинах образца 1941 года.
На любой более ранней машине они очень сильно бросаются в глаза - смотрясь также нелепо,как автомат Калашникова в фильме про Гражданскую войну. Ну или как лакированные туфли, надетые с тренировочным костюмом
И исправить этот косяк «малой кровью» просто не получится – в отличие от КВ-2 и других китов КВ-1, в этом наборе Трумпетер пожмотился на ящики раннего типа –так что придется либо искать донора, либо обзаводиться травлением, либо жестко перепиливать эти ящики – уж кому что нравится.
- Кроме того, инструкция буквально-таки требует, чтобы на правом борту танка было два ящика ЗИП – это, конечно, верно для поздних машин,но в нашем случае инструкции верить нельзя – два ящика должны быть по ЛЕВОМУ борту.
- Балансиры правильные – раннего типа. Но придется повозиться (у меня ушел целый день) на то, чтобы убрать нестыковки половин литьевой формы + убрать облой из отверстий облегчения. То же самое – и с ограничителями хода балансиров.
- Поддерживающие катки – тоже правильные, раннего типа,обрезиненные (не забывайте красить соответственно!)
- Катки. Вот тут стратегия Трумпетера «положу, что есть -главное, чтобы было меньше вариантов отливок» проявила себя во всей красе. В коробке, к сожалению, лежат те же катки типа 2 (появившиеся в августе 1940 года– с ребрами усиления на диске и шестью отверстиями), что и у КВ-2. Значит, у нас, к сожалению, есть всего два варианта действий, и оба подразумевают существенную переработку модели:
А) оставить катки как есть – тогда это ОДНОЗНАЧНО серийная машина и другая (граненая) башня – как говорится, ищите донора.
Б) при желании сделать машину установочной партии –однозначно менять, или переделывать, катки (иначе будет смотреться как на корове седло). Слава Богу, что переделки коснутся только диска – надо вместо 6 отверстий сделать 8, и, скорее всего,убрать ребра усиления – сужу по имеющимся фотографиям машины У-7. Решать вам.
- Ведущие звездочки – тут известный и обсосаный сто раз косяк – смещение болтов. Лечится переворачиванием звездочки (внутренней стороной наружу), либо установкой фриуловских траков –там прилагается своя металлическая звездочка – уже правильная.
3. Теперь переходим к корме
Тут все нормально (читай –копийно), за исключением 4 моментов:
- Трумпетер предлагает красить красным весь задний фонарь –но мы на это не поведёмся – ведь, как настоящие моделисты, мы в курсе, что верхняя часть фонаря у КВ-1 была СИНЕГО цвета
- Верхнюю кормовую деталь тоже придется фрезеровать – так, ч тобы её радиус не выпирал над плоскостью крышки МТО, а составлял с ним одну плоскость. Эта операция просуществовала в производстве КВ до января 1941 года –следовательно, ее просто обязательно осуществить при сборке любых КВ-1 с орудием Л-11 (которое было заменено на Ф-32 еще в конце 1940 года).
- Крыша МТО и всё, что далее вплоть до погона башни – я не увидел какого-либо криминала. Даже, как я уже говорил, решетки воздухозаборников были даны правильно – без скоса спереди.
- На торцах бортов – у ВКД – не показаны следы резки металла. Проблема весьма бросающаяся в глаза, но, к счастью, легко исправимая.
4. Нос и далее до погона башни
Здесь тоже надо быть внимательным:
- Планка, закрывающая стык нижней и верхней лобовых деталей.Она должна быть раннего типа – т.е. с 11 гужонами – так и есть - Трумпетер молодец.
- Если делаем машину из установочной партии – то НИКАКОГО курсового пулемета (вместо него должна быть заглушка для стрельбы из личного оружия) – не верьте инструкции. Курсовой пулемет стали ставить только на серийных машинах, и только в октябре 1940 года.
Если будете ставить граненую башню, тогда можете подумать про курсовой пулемет – но думайте тщательнее – там уже поджимали сроки снятия Л-11 с производства. Хотя фотографии, на которых есть и Л-11 и курсовой пулемет, существуют.
- И уж тем более никакого дополнительного бронелиста на лбу.Это привилегия более поздних КВ. Спасибо Трумпетеру – будет лишняя запчасть.
- У бронировки перископа не должно быть по периметру защитной планки с гужонами – она появилась позднее – в марте 1941 года, когда Л-11 уже давно не было. Сточить при установке на модель - не проблема. А еще лучше – поменяйтесь с коробкой КВ-2: если будете делать КВ-2 позднего образца, Вам такая деталь очень понадобится (в коробке с КВ-2 лежит как раз ранняя, нужная нам на этом КВ-1)
5. На десерт оставим самое интересное и характерное – башню
Тут, как говорится, есть к чему руки приложить. Ибо то, что попытался изобразить Трумпетер, весьма близко к оригиналу, но далеко не идеал:
- Маска пушки – правильная, раннего типа (6-болтовая), БЕЗ обварок по бокам (ура!). Прекрасно воспроизведена фактура литой брони.Наконец-то, хоть во что-то они попали...
- Пропорции самой башни, на первый взгляд, правильные. По крайней мере, мой придирчивый глазомер не углядел никакого криминала в геометрии и пропорциях. Это, слава Богу, не звездовская башня для сталинградских Т-34/76 …
- И, наконец-то, бронировка кормового пулемета башни –правильная, раннего типа (неподвижная). Хоть кто-то сделал ее верно (Звезда на такую «мелочь» не обратила внимания).
А вот дальше начинаются косяки…
- Никаких болтов на крыше башни не было. Были ГУЖОНЫ. Но не на машинах установочной партии. Флаг, т.е. наждак вам в руки – и спиливать.
- Защитного кольца вокруг крышки вентилятора на этой башне тоже не было. Стачивать будет труднее, т.к. отлито всё одной деталью.
- Да и сама крышка посажена неправильно – должна быть симметрично.Так что, скорее всего, придется стачивать всю эту крышку и искать донора… Где –хоть убей, не знаю (лично мне банально жалко драконить на запчасти несобранные модели… но, видимо, придется).
- Козырек маски – немасштабно толст, надо брать травленый.
- Та же самая проблема с бронировками перископов – не должно быть защитных планок по периметру.Стачивается тоже на ура – благо сами бронировки перископов даны отдельными деталями.
- Ну и, наконец, на бортах башни должны быть не шестигранные головки болтов, а сферические заклепки – это прекрасно видно на всех фотографиях машин с такой башней.
На мой взгляд, кит вполне заслуживает внимания тех, кто собирается сделать КВ-1 1940 года из установочной партии, или ранний серийный КВ-1 – но в этом случае придется искать донора граненой башни.
Качество самого кита в целом вполне неплохое – на уровне остальных трумпетеровских изделий.
Не знаю, отпугнул ли вас этот кит, но лично у меня просто руки зачесались сделать предсерийную машину… люблю я КВ.
Viper_msk в 05.06.2011 - 11:53 Тема: Re: Обзор Trumpeter 1/35 KV-1 Mod 1939(#4169) - обсуждение Не всё так плохо. Известен по меньшей мере один КВ с корпусом второй половины 1940 г. и с башней установочной серии. Это известная фотография ЕДИНИЧНОГО танка-гибрида, которая публиковалась и выкладывалась в интернет довольно часто - например, она есть у Коломийца в "KW vol. III", выпущенном польским издательством Militaira. Сегодня, через 70 лет, мы можем только гадать и предполагать, но, скорее всего, этот танк был уникальным случаем "кустарного" восстановления одной из более поздних серийных машин - например, вместо положенной "по дате выпуска" башни поставили то, что было в загашниках РЭМ - потому, что на заводе с корпусами выпуска не ранее середины октября 1940 года в серию шли уже граненые башни. Я же говорю в обзоре о стандартных - серийном или предсерийном - танках. Которые, собственно, и были заявлены Трумпетером на коробке. Если бы они честно заявили, что сделали модель именно этого гибридного прототипа (как, например, в модели Dragon VK.4502 Порше), то не было бы повода так досконально разбирать. Соответственно, на мой взгляд, отталкиваться именно от этой фотографии в оценке кита не стоит - это лишь исключение, которое подтверждает правило :) |
antiob в 05.06.2011 - 12:01 Viper, всё так, тем не менее это вопрос субъективной оценки кита. Лично на мой взгляд - кит позволяет более-менее безболезненно воспроизвести прототип, подтверждённый фотографией, остальное неважно. |
Kais в 05.06.2011 - 14:46 Тема: Обзор Trumpeter 1/35 KV-1 Mod 1939 Может, оценка и субъективная, однако она оценивает кит с точки зрения "назвался груздем - так полезай в кузов". Согласитесь, что не надо громко называть кит "КВ-1 обр.1939 г. с пушкой Л-11" когда шасси у него конца 1940-начала 41 года выпуска, а башня от У-7. Да, представленная фото - не новинка, и по ней к примеру я делаю машину. Однако она - лишь исключение, гибрид, порождённый войной. Кстати, такн получается красивый. Честно. Вот именно этот гибрид. Можно было бы так и позиционировать этот кит, да ещё и снабдить инструкцию фотографией этой самой. Было бы мне кажется очень оригинально. Эдакий эксклюзив, как ни у кого больше.
А так... Так обзор вполне корректно характеризует набор. Думаю, много полезного почерпнут из него любители строгого соответствия матчасти. По поводу приведения модели к гибриду доработки и правда минимальны. |
stuger в 05.06.2011 - 17:44 Тема: Обзор Trumpeter 1/35 KV-1 Mod 1939 Спасибо коллега за обзор, многим жаждущим сэкономит много времени. И я совершенно с вами согласен что труба явно не старалась подогнать коробку под одну эксклюзивную машину. Они просто не заморачивались с такими мелочами. Ну так ваш материал и не об этом. |
monogramm в 12.04.2012 - 23:05 Тема: Обзор Trumpeter 1/35 KV-1 Mod 1939(#4169) - обсуждение Автор проглядел одну особенность данных машин - поддерживающие КАТКИ У ТРУМПА НЕ ВЕРНЫ, опорные катки были с оребрением и фигурной крышкой - это можно увидеть на многих фото. |
Viper_msk в 12.04.2012 - 23:56 Тема: Re: Обзор Trumpeter 1/35 KV-1 Mod 1939(#4169) - обсуждение Автор проглядел одну особенность данных машин - поддерживающие КАТКИ У ТРУМПА НЕ ВЕРНЫ, опорные катки были с оребрением и фигурной крышкой - это можно увидеть на многих фото.
Автор, бывает, чего-нибудь да и проглядит... Давайте попробуем разобраться, случилось ли это на сей раз. 1. Поддерживающие катки. Да, существует мнение, что опорные катки должны быть с ребрами усиления и ажурной крышкой. Действительно, таких фотографий много. Но, ИМХО, также встречается и раз другой вариант - как раз тот, что дает Трумпетер в своем ките. Например, тут: http://kv1ehkranami.narod.ru/big/big_kv1-mb-005.jpg Но в целом согласен - надо было быть точнее в описании - и, как минимум, указать на то, что возможны варианты (строго говоря - числом три). Спасибо за замечание. Кстати, я нигде так и не смог найти точной информации о том, когда производился переход между типами ранних (обрезиненных) поддерживающих катков. Если дадиты ссылку на источники - буду благодарен. 2. Опорные катки А вот тут я Вас совсем не понял. Что значит "с оребрением и фигурной крышкой"? На машинах установочной партии были опорные катки БЕЗ ребер усиления на дисках катка. Ребер на самом катке не было до июля 1941 года - они появились только на катках для экранированных КВ-1. И потом - относительно именно опорных катков в статье довольно много информации. Цитирую (сам себя): "В коробке, к сожалению, лежат те же катки типа 2 (появившиеся в августе 1940 года– с ребрами усиления на диске и шестью отверстиями), что и у КВ-2. Значит, у нас, к сожалению, есть всего два варианта действий, и оба подразумевают существенную переработку модели: А) оставить катки как есть – тогда это ОДНОЗНАЧНО серийная машина и другая (граненая) башня – как говорится, ищите донора. Б) при желании сделать машину установочной партии –однозначно менять, или переделывать, катки (иначе будет смотреться как на корове седло). Слава Богу, что переделки коснутся только диска – надо вместо 6 отверстий сделать 8, и, скорее всего,убрать ребра усиления – сужу по имеющимся фотографиям машины У-7. Решать вам." Проясните, пожалуйста. |
monogramm в 13.04.2012 - 10:57 это опечатка, печптал поздно, спать хотел. Ваш обзор только подтвердил мои догадки по поводу данной модели. Я имел ввиду только поддерживающие. А насчет приведенного фото - я думаю, это один из танков установочной серии, может прошедший модернизацию, к сожалению не видно опорных катков. А из того что лежит в наборе, я счел разумным не собирать гибрид, а собрал танк с граненой башней, Л-11 и маской пушки на 5 болтов. Уже на многих сайтах обсуждалось - чтобы собрать КВ установочной партии с радиусной башней - надо взять из набора саму башню с переделками и поставить ее на корпус от КВ-2 с большой башней - он идеально подходит. Спасибо что откликнулись. я думал обсуждение умерло. |
Viper_msk в 13.04.2012 - 12:21 ... чтобы собрать КВ установочной партии с радиусной башней - надо взять из набора саму башню с переделками и поставить ее на корпус от КВ-2 с большой башней - он идеально подходит.
Не все так просто. Корпус от КВ-2 с большой башней (точнее - то, что лежит в коробке трумпетера KB Big Turret) совершенно не отличается от того, что лежит в коробке с "KV-1 1939" - за исключением поддерживающих и опорных катков. Соответственно, можно и оставить корпус из этой коробки - только найти донора поддерживающих катков. Кроме того, просто взять корпус из коробки недостаточно - придется слегка попилить: 1. Фрезеровать верх ВКД (радиусной она стала намного позже) 2. Фрезеровать низ НКД заподлицо с днищем (эта операция была "отменена" только на ЧКЗ) 3. Добавить заклепки, недостающие сварные швы и гужоны на днище. 4. На днище же убрать лишние гужоны. 5. Перенести лючки под МТО |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Обзор Trumpeter 1/35 KV-1 Mod 1939(#4169) - обсуждение
Не всё так плохо. Известен по меньшей мере один КВ с корпусом второй половины 1940 г. и с башней установочной серии.
[url=http://postimage.org/image/xzavgkp0/][/url]