Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Представляю вашему вниманию редкую, но интересную модель сверхзвукового палубного бомбардировщика North American A3J-1/A-5A Vigilante. Модель старая и раритетная. Но любителям «винтажа» и гурманам будет интересно окунуться сквозь десятилетия и познакомиться с особенностями этой модели, которая является едва ли не единственной доступной на сегодняшний день моделью бомбардировщика A-5A Vigilante.
Vigilant известен многим, как палубный высотный разведчик RA-5C по моделям Airfix, Kangam, Revell, Hasegawa, Trumpeter, Collect Aire. Но был еще и другой Виджилант – палубный бомбардировщик A-5A или A3J-1, как его первоначально назвали. К сожалению, его китография не блистала моделями. Была старая модель Revell в масштабе 1/83 1959 года и не менее старая модель UPC в масштабе 1/129. А была еще и модель от Monogram. О ней и пойдет речь.
Обзор и анализ модели будет вестись с учетом ее немалого возраста. Все таки это не статья-обзор горячей новинки, а ознакомительная статья-обзор давно забытой модели. Поэтому на некоторые мелочи придется закрыть глаза и опустить их.
Пресс-форма модели датирована далеким 1959 годом. Модель выполнена в нестандартном сегодня масштабе 1/76. Конечно, это не 1/72, но уже не так далеко до «истины» как 1/83 или 1/129. 51-летний возраст модели выдает себя слабой деталировкой, внешней расшивкой, плохой копийностью и прочими «прелестями». Но модель редкая. Такие модели часто покупают не для перепиливания «в хлам», а просто из ностальгии по моделям ушедшей эпохи.
Как я ранее писал, модель была выпущена в 1959 г. Второй раз модель была перевыпущена в 1967 г. под индексом #PA-177. Масштаб модели замаркирован как 1/72, но это на самом деле не так. Масштаб модели примерно равен 1/76.
Инструкция простенькая, как и все в те годы. Листик А4 с двух сторон, свернутый вчетверо. Куда устанавливать некоторые мелкие детали не понятно. Об эргономике в те годы не задумывались. Видно «не детское это было дело».
Декаль простенькая, но в ней есть все необходимое. Предлагается сделать самолет со строевым номером 401, бортовым 149306 из эскадрильи VAH-7 «Peacemakers of the fleet». Самолеты этой эскадрильи базировались на авианосцах CVN-65 Enterprise, CVA-42 Franklin D. Roosevelt и CVA-62 Independence. Но декаль, увы, неверная. Бортовой номер 149306 принадлежал A3J-2/A-5B с серийным номером 269–41, который был поставлен флоту уже как RA-5C. А это был уже совсем иной самолет с иной геометрией. Окраска киля также не совсем подтверждается фотографиями. Килевой код GL соответствовал первой половине 1962 года. Но в то время на киле не было вертикальной полосы со звездами. Также в декали отсутствуют надписи «USS ENTERPRISE”, „VAH-7”, эмблема эскадрильи. Мало того, в декали треснули от времени опознавательные знаки, а строевой номер 401 принадлежал A-5A с бортовым 148925.
В общем, декаль в помойку.
В наборе присутствует пара литников. Расшивка внешняя и грубая, местами облой и утяжины. Всего 19 деталей, из них 1 из прозрачного пластика. Теперь обо всем поподробнее.
Геометрия крыла никакая… Надо наращивать заднюю и, особенно, переднюю кромки. И это если принять размах крыла каким он есть. На самом деле крыло не в масштабе 1/76, а в масштабе 1/80 и в размахе недостает более 1 см! Задняя кромка толстовата и ее необходимо стачивать до приемлимой толщины. По кромкам присутствует облой, а на нижних поверхностях консолей крыла присутствуют следы толкателей. Грубая и неточная внешняя расшивка, отсутствие какой-либо деталировки крыла.
Несмотря на то, что законцовка киля RA-5C была отличной от A-5A, разница в остальных частях киля модели с чертежом очень существенна. К сожалению, чертежа А-5А не нашлось и пришлось промерять по килю RA-5C. Плюс ко всему 3 следа толкателей на его левой стороне и толстая задняя кромка.
Они отлиты вместе с верхней частью фюзеляжа. По геометрии похожи на оригинал, за исключением корневой части около сопел. Расшивка неверна, задние кромки толстые. Соответствуют масштабу 1/76.
По форме они похожи на правду. Смущает лишь их сужение по ширине в передней части. Но все остальное вызывает массу вопросов. Нет внутренней боковой стенки ВЗ, кромки толстые, створки на верхней части воздухозаборников – неверны, самих каналов нет в принципе. Стыкуемость ужасная, по ширине разница с фюзеляжем более 1 мм. Также скверно и по длине. Крыло стыкуется с огромными щелями. Есть усадки пластика. В общем, чтобы довести их до ума, придется немало потрудиться.
Не берусь судить модель по длине. Длина в литературе обычно приводится с учетом ПВД и верхушки киля, поэтому я не располагаю точными данными по длине самого фюзеляжа. Так как масштаб модели явно условный – 1/76, а местами 1/80, то обойдусь проверкой пропорций. Это логично, так как миллиметры ловят далеко не все, а похожесть всегда остается на первом плане. По ширине фюзеляж соответствует масштабу 1/76. Ну и ладно. Первым делом в глаза бросается неверная форма носовой части модели. На видах сбоку и сверху это отчетливо видно – она приплюснута и имеет бутылкообразную форму. Больше похоже не на нос Виджилента, а на клюв какого-то утконоса. Нижняя часть фюзеляжа на участке между воздухозаборниками и пвд имеет неверный профиль. Борта вместо того, чтобы быть плоскими от кабины до самого низа, имеют плоско-выпуклую форму в нижней части. Носовой конус модели имеет почти овальную форму в сечении вместо прямоугольной. В общем, носовую часть надо основательно переделывать, чтобы модель была внешне похожа на А-5А.
Деталировка сопел отсутствует. Просто 3 отверстия – 2 для двигателей и 1 для бомбы. Отливка грубая с недоливами. Форма хвостового обтекателя неверна. Тем более нет заглушки отверстия бомболюка. Само отверстие не по центру. Фото показывают гигантскую разницу между моделью и прототипом. Форма хвостового конуса и обтекателей сопел Виджилентов часто менялась и приведенная в модели деталь больше всего похожа на такой вариант. Переделывать, переделывать и еще раз переделывать…
Так как модель родом из 50-х годов, то деталировка для того времени неплохая. Мне есть с чем сравнить – с моделями Frog того же периода. Конечно, на сегодняшний день подобная деталировка нонсенс, но данная модель рассматривается не как „боевая альтернатива“ Trumpeter, а как „редкий фрукт» для гурманов.
Основные стойки шасси вполне похожи. Нет только 1 подкоса, да портят картину пара толкателей и след от пресс-формы. Носовая стойка сделана аналогично – толкатели и смещение. Там нет второй части вилки. Колеса имеют нормальный диаметр, но деталировка дисков никакая.
Створки ниш шасси имеют рельеф и скромную на внутренней стороне. Но и эта скромная красота убивается толкателями. Сами створки имеют неверный профиль. А вот ниши сделаны убого. Особенно основных стоек шасси, которые имеют большую дыру в пустоту между половинками фюзеляжа.
Кокпит самолета представлен только кабиной пилота. В самой кабине кроме кресла и отлитого вместе с ним пилота ничего нет. На самом пилоте также пара толкателей, а его ноги отлиты со смещением. Интересно… Кабина штурмана отсутствует. Нет даже ее остекления – только размечены расшивкой.
Фонарь хоть и дает искажения, но его форма точна. Толщина традиционна для моделей тех лет.
Расшивка модели внешняя, местами довольно грубая. Присутствует выборочная клепка. Но практически вся она далека до реальности.
Визуальное сравнение с деталями реального самолета я проводить не буду. Тут и так все понятно, что модель далека по деталировке от истины.
Модели уже 51 год и требовать от нее сверхъестественного уже невозможно. Подобная деталировка и расшивка была традиционной для моделей тех лет. Поэтому деталировка останется не на совести фирмы, как это любит заявлять наш «великий и ужасный» motayamamotatota, а на совести моделиста, взявшегося за данную модель. Нестандартный ныне 76-й масштаб был в те годы распространенным. Основные проблемы модели заключаются в следующем:
Модель можно просто собрать из коробки в память о давно минувшем времени и забыть про косяки, так как моделизм не имеет четкого свода правил и законов, «оставляя некую волю свободному художнику». Сделать что-то приличное из данной модели крайне сложно. Но некоторые моделисты, как Игорь Слапыгин, доказывают делом, что и из такой модели можно сделать суперстендовую конфетку при наличии мастерства и терпения, да так, что «Тамия с Айресом» будет хуже смотреться.
Этот вопрос возможно задавался многими любителями американской палубной авиации. Так как модельный рынок перенасыщен моделями разведчиков RA-5C, то вот бомбардировщиков A3J-1/A-5A явно не хватает. Так как самолеты сильно отличались по геометрии, то из RA-5C сложно получить А-5А методом перепила, но можно.
Судя по результатам обзора модели, для того, чтобы сделать достойную модель из этого Monogram по современным меркам, придется приложить огромные усилия. Будем искать более легкую альтернативу. Модель от Revell в масштабе 1/83 для этого также не совсем годится. Но зато она имеет верную декаль. На этом ее преимущества заканчиваются. Модель от UPC в мелком масштабе 1/129 я вообще не рассматриваю.
Зато есть смоляной конверсионный набор от фирмы Cutting Edge — Cutting Edge 1/48 A3J-1 (A-5A) Vigilante Conversion. Конверсионный набор предназначен для модели RA-5C от Trumpeter в 48-м масштабе. Набор вышел в конце 2006 года.
В нем содержатся:
От модели Trumpeter остается лишь нижняя и хвостовая часть и деталировка. Декаль дается на следующие варианты:
Технички в декали немного, для этого существует декаль от модели Trumpeter. Качество литья смолы хорошее. В общем, данный набор позволяет с минимальными усилиями сделать модель A3J-1/A-5A Vigilante. Но у него есть 2 недостатка.
Первый – отливка носовой части фюзеляжа не исправляет главный недостаток моделей Виджиланта от Трумпитер в обоих масштабах – отсутствие заметного ребра на фюзеляже по бокам кабины по линии остекления.
А вот Второй существенный – фирма Cutting Edge прекратила свое существование, а ее конверсионные наборы автоматически попали в разряд раритетов. Кое где остатки еще остались в интернет-магазинах, а те, что всплывают на фарцовке или аукционах уже имеют пугающий ценник.
Более подробно про этот конверсионный набор вы можете прочитать в обзоре на сайте Cybermodeler http://www.cybermodeler.com/hobby/details/ce/detail_cec48493.shtml
и в статье-постройке конверсии A3J-1/A-5A из модели Trumpeter 1/48 RA-5C http://www.cybermodeler.com/hobby/builds/tru/build_tru_2809a.shtml
Модель была приобретена в интернет-магазине Oldmodelkits http://oldmodelkits.com
Там же иногда продаются модели Revell и Monogram. Но цены абсолютно неадекватные. От 36 долларов за Revell 1/83 и от 100 долларов за Monogram 1/76!
Иногда модели встречаются на аукционе E-bay. И цены там намного демократичнее – от 5–10 долларов за эти раритеты.
При написании статьи использовались следующие материалы
Промерка по чертежам велась с учетом различий модификаций A-5A и RA-5C.
Так что же получается в итоге? Мы имеем 3 модели и 1 конверсионный набор. Модели старые и кривые, но их можно найти. А отличный конверсионный набор превратился в реликт, который почти нереально найти. Каждый, кто захочет сделать палубный сверхзвуковой бомбардировщик A3J-1/A-5A Vigilant, столкнется с этой дилеммой и сам решит, какой путь ему выбрать.
Но кому-то не обязательно иметь «супер-пупер точную стендовую модель» в коллекции, а достаточно ее собирательного образа. Таким вполне подойдет эта модель от Monogram.
В данной статье я рассказал про эту старую и редкую модель, ее особенности и недостатки. Тема неординарного для своего времени Виджилента интересна, особенно его ранняя модификация бомбардировщика. Особо подробно расписывать не стал, так как модель не заслуживает жесткой оценки и скрупулезного анализа спустя 51 год после релиза. Модель несомненно интересна для «модельных гурманов» и любителей истории. Также я рассмотрел возможность переделки современной модели Trumpeter в A3J-1. Имея рядом под рукой для сравнения модель от Trumpeter, я увидел ту колоссальную разницу между 2 моделями. Возможно, в будущем я подвергну обзору и модель от Trumpeter, так как косяков в ней хватает, но о них толком почти ничего не известно. Но это все потом…
Выражаю благодарность Pavel_P за предоставленную для обзора модель и литературу. Также выражаю благодарность Dock за предоставленные материалы.
С уважением, Андрей Silver Ghost
» Автор | |
---|---|
SilverGhost | |
Опыт: | 26089 |
Репутация: | +1061/–22 |
Откуда: | Moscow |
SilverGhost в 22.04.2010 - 13:52 ну да, а в данной коробке это все уже ликвидировано(((( |
Pavel_P в 22.04.2010 - 14:34 SilverGhost
Не исключено, что один из рабочих вариантов - совместить модели Monogram A3J-1/A-5A Vigilante и Trumpeter RA-5C. Как это сделать, пока не могу сказать, надо держать оба пластика и чертежи. Принимаю во внимание, что такой вариант ты исключил, как нецелесообразныый. |
sashaNar в 22.04.2010 - 16:58 ну да, а в данной коробке это все уже ликвидировано((((
Значит надо его переактивировать. :twisted: Что, и у реальното она там выпадала? |
Anonymous в 22.04.2010 - 17:04 Что, и у реальното она там выпадала?
Таки да! Именно оттуда и выпадала... [url=http://www.postimage.org/image.php?v=aVyPYf9][/url] |
sashaNar в 22.04.2010 - 17:06 ))) С*** ньюками на русских!
Выпадающую бомбу все же не очень сложно воспроизвести. |
SilverGhost в 22.04.2010 - 17:41 SilverGhost
Не исключено, что один из рабочих вариантов - совместить модели Monogram A3J-1/A-5A Vigilante и Trumpeter RA-5C. Как это сделать, пока не могу сказать, надо держать оба пластика и чертежи. Принимаю во внимание, что такой вариант ты исключил, как нецелесообразныый. Павел, я рассматривал подобный вариант. но он еще сложнее чем просто переделка RA-5C в А-5А. дело в том, что модель RA-5C трампа и А-5А Монограма имеют разницу по ширине фюзеляжей в среднем 3 мм, плюс ко всему неверная морда что у Трампа, что у Монограма. поэтому совмещение 2-х моделей будет на порядок сложнее, чем перепил одной из них. для переделки RA-5C в А-5А надо сделать следующее (я этот вариант рассматривал, но не в статье): - опилить носовую часть по ВЗ и отпилить обтекатель РЛС вплоть до фонаря. - эту носовую часть (там где кабина) распилить по горизонтали и опустить линию остекления до уровня А-5А (получается треугольная вырезка) - в оставшейся хвостовой части срезается гаргрот. получивашаяся от его удаления дыра заделывается пластиком снизу и шпаклевкой сверху - стыкуются носовые 2 секции с хвостовой - из шпаклевки формируется плавный низкий гаргрот кабины - из литника делается длинный обтекатель до киля на верхней части фюзеля - ВЗ придается прямая форма вырезов (У RA-5C они немного скруглены) - киль подрезается до нужного - у крыльев отрезаются наплывы на передней кромке и дорабатываются другие мелкие различия между модификациями - разбираемся с задницей - какие вырезы сопел делать или оставлять как есть. (есть ранние - когда сопло закрыто обтекателем полностью, а есть поздние, там где сопло без обтекателя. У трампа поздняя версия задницы) - переделывает под бомбовариант хвостовой обтекатель - все это дерьмо шлифуется и не раз - перешиваем расшивку на носовой части и спине самолета - в кабину и ниши пихаем травло от Эдуард - прокидываем гидрач по нишам и стойкам - ставим смоляные сопла Айрес - из афтемаркетных декалей от SuperScale подбираем методом вырезания бортовой килевой номер, название авианосца, эскадрильи, и ее эмблему Це, модель готова. А если совмещать 2 модели... то там еще больше работ.... С уважением, Андрей Добавлено спустя 10 минут 32 секунды: Игорь меня немножко опередил, добавлю вот еще фоток: вот такой чудный боеприпас был Mk.43 и Mk.27 - высокоточные водородные бомбы. Почитав за полгода про 4 разработки фирмы North American, которые разрабатывались почти в одно время - XB-70 Valkyrie, XF-108 Rapier, X-15, A3J/A-5 Vigilante - сложилось впечатление, что там конструктора реально принимали тяжелые наркотики:mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: С уважением, Андрей |
ekventor в 23.04.2010 - 11:43 Замечательная статья, и интересно, и познавательно, и тема любимая.
А наркотики...Их тогда многие принимали, вспомните Convair'овские разработки - что сверхзвуковой гидросамолет, что безумный гибрид самолета ВВП и вертолета :wink: С уважением, Николай. |
vnl в 17.08.2010 - 15:28 Тронуло, как сама статья, так и модель.
Особенно понравился летчик на штырьке :) |
SilverGhost в 17.08.2010 - 15:33 Вот тут продают смоляной конверсионный набор от Cutting Edge для модели Trumpeter 1/48 из RA-5C в A-5A/A3J-1
[url=http://www.postimage.org/image.php?v=aV1zToJ][/url] http://cgi.ebay.com/ws/eBayISAPI.dll?ViewItem&item=150478605253 пока цена 255 долларов :shock: раритет аднака. С уважением, Андрей |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|