Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3)

Наконец-то имею на руках декаль, которой занимался два с лишним месяца. Наверняка все ожидают, что я начну ее описывать: какая отличная декаль, какая красивенькая обложечка, какая подробная инструкция, какой удобный кулечек с клапаном…

Но, во-первых, считаю, что хвалить собственную работу как-то неприлично. Пусть об этом говорят другие. А во-вторых, что касается качества печати, отсутствия смещения цветов и прочее, то это явно не ко мне. В этом вся заслуга Олега Дегтяра из Authentic Decals. А моего участия в этом процессе нет. Кстати, как раз Олег и сподвиг меня на данную работу, за что ему отдельное спасибо.
Поэтому вместо стандартного обозревания декали хочу рассказать общественности, как я ее рисовал. Надеюсь, ни от кого за подобное своеволие не получу по голове…

Начало славного пути…

Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3) Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3)
В декабре прошлого года ко мне обратился Олег Дегтяр с предложением попробовать свои силы в рисовании декалей. Сам я дизайнер, но до сих пор работал исключительно с полиграфией, а подобная работа для меня – в диковинку. Тем не менее, решил рискнуть.
Мне предстояло нарисовать декаль на ЛаГГ-3. Честно говоря, тогда я еще не знал, какие подвохи меня ожидают в процессе работы. Сначала казалось, что все так уж и сложно: сначала нужно нарисовать чертежи в масштабе, вернее, перерисовать в векторной программе какие-то вполне приличные чертежи. Потом нарисовать шаблон камуфляжа. Дальше работа с фотографиями конкретных прототипов, отрисовка б/н и разных надписей и графики, если они есть.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

Первая засада меня ожидала, когда я начал рисовать чертежи. Кстати, в качестве чертежей для прорисовки взял Пахомова (Аэроплан, 2/1994) и еще один (автор на чертеже не указан), оба взяты с сайта airwar.ru.

Сначала выяснилось, что вид сверху или снизу нарисованы с одной отсутствующей плоскостью крыла для экономии пространства. Когда я попытался наложить недостающую плоскость на чертеж, то выяснилось, чтобы совместить ее с фюзеляжем, плоскость нужно повернуть вперед на 3–4 градуса. Я, конечно, конструированием настоящих летательных аппаратов не занимался, но что-то мне подсказывает, что такое вряд ли возможно. По меньшей мере, на мой взгляд, крыло должно быть симметричным относительно оси самолета. Потому взял на себя смелость нарисовать именно так.

Вторая засада меня ожидала в том, что на тот момент я еще не был в курсе, какое многообразие типов ЛаГГ-3 существовало. Потому первый вариант чертежей, которые я отрисовал, был боковик тип 66, вид сверху – четырехточечный, но с патрубками от типа 66. Сейчас, конечно, самому смешно от подобной солянки сборной, но когда я брался за работу, в подобных тонкостях я еще не разбирался.
Спасибо Александру Ручковскому (AR44), который все это время терпеливо исправлял мои ошибки, просвящая мое дремучее невежество. Именно он ткнул меня носом на несоответствия чертежей, но на тот момент решили оставить такую схему в качестве шаблона, а для конкретных машин править схему на каждую в отдельности.

Впрочем, позже я все-таки пришел к выводу, что нужно было сразу подготовить несколько шаблонов на основные типы, а уже их потом подгонять под конкретную машину. Проблема возникла потому, что когда уже был нарисован камуфляж, корректировать чертежи стало сложнее, поскольку приходилось отслеживать слои (дизайнеры знают, о чем идет речь), чтобы какие-то элементы схемы не оказались под непрозрачными пятнами камуфляжа. В итоге это привело к глюкам, которые можно было избежать, подготовь я заранее несколько шаблонов чертежей. Эх, задним числом все умны!
Забегая вперед могу сказать, что ранний киль (без излома) мы с Александром дружно просмотрели. И на этот багг нам указали уже на форуме. В итоге пришлось исправлять шесть готовых вариантов. Спасибо коллегам, которые вовремя указали на данную неточность.

На вкус и цвет товарища нет

Что касается камуфляжа, тут Александр меня «успокоил», сказав, что варианты камуфляжа были стандартными с небольшими вариациями на конкретных машинах. Потому сразу было подготовлено две схемы, зелено-черная для ранних типов и серо-темно-серая для типа 66, которые в дальнейшем и подгонялись.

Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3)
Кстати, большой спор на форуме возник из-за того, что на схемах вместо черного я использовал темно-зеленый. Как сказал мне Александр, черный лак наносился на зеленую основу тонким слоем, потому зеленый просвечивал. К тому же, лак быстро выгорал. Потому он вполне мог быть темно-зеленым, а не абсолютно черным. Более того, он мне прислал фото фрагмента обшивки реального самолета, чтобы я мог ориентироваться по цветам.
Да и я, прежде чем остановиться на таком варианта цвета, пересмотрел массу боковиков, найденных в сети, а заодно и много фотографий готовых моделей. Все это убедило меня в том, что разброс в цветах очень велик, чтобы однозначно утверждать, что выбранный мной вариант не имеет право на существование.

Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3) Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3) Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3) Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3)
Были и чисто дизайнерские соображения: на черном фоне потерялись бы все элементы чертежа самолета, что затруднило бы жизнь моделистам. Кстати, зная я наперед, что инструкцию напечатают в ч/б варианте, то выбрал бы еще более светлый зеленый, т.к. теперь многие элементы чертежа слились.
К слову, и серо-темно-серая схема у меня тоже несколько отличается от реальности. По мнению Александра темно-серый должен быть немного темнее.
В оправдание себе могу сказать, что в конце инструкции дается таблица соответствия цветов с указанием кодов. Так что для знающих моделистов этот момент не является большой проблемой. По крайней мере, я на это надеюсь…

И тут такое началось!

Для затравки мне прислали десять вариантов, которые следовало нарисовать. В первую очередь, естественно, я взялся за более простые.
Сразу хочу заметить, что с фотографиями на конкретные машины существуют существенные проблемы. В первую очередь проблема в качестве самих фотографий. Далеко не всегда на них что-то можно разглядеть.

Второй момент: все имеющиеся фотографии ч/б. потому многие элементы попросту сливаются. В частности, это относится к звездам, которые иногда очень сложно рассмотреть на пятнах камуфляжа. Тут либо приходилось доверять компетентному мнению Александра или ориентироваться исключительно на собственную интуицию.

И третье. Если и были фотографии, то обычно на одну машину одно фото с одного бока. Потому более-менее точно можно говорить исключительно про один из боковиков, а про второй можно только гадать.

1) №69. ЛаГГ-3 производства завода №31, неизвестная часть, предп. осень 1941 г.

Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3)
В полной мере эти проблемы касаются и этого, казалось бы, простого варианта. Две звезды, б/н и камуфляж… А перерисовывал как б/н, так и камуфляж несколько раз.

2) №460. ЛаГГ-3 4й-7й серии завода №21, неизвестная часть, предп. осень 1941 г.

Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3)
На сбитые ЛаГГ-и, которые достались немцам, фотографий гораздо больше. Любила, видать, немчура фотографироваться на фоне трофейной техники.
Вот и по этому самолету снимков со всех сторон предостаточно. Единственное «но» — самолет сильно поврежденный, потому камуфляж задней части фюзеляжа довольно условный. Зато б/н просматриваются очень хорошо, что и облегчило их отрисовку.

3) №21, полоса. ЛаГГ-3 4й-7й серии завода №21, неизвестная часть, предп. осень 1941 г.

Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3)
Аналогичная ситуация с б/н 21. Немцы «постарались» оставить побольше материалов по этому самолету для потомков, отсняв его достаточно подробно со всех сторон. Потому работа с ним была не из сложных.

Единственный момент, это «4» на киле. Сначала я ее вообще не заметил, а Александр признался, что принял ее за повреждение обшивки. В итоге решили ее все-таки нарисовать для исторической достоверности. Хотя лично у меня имеется подозрение, что это дело рук какого-то немецкого учетчика трофеев.

Хочу обратить внимание на белую линию быстрого распознавания в центральной части фюзеляжа. По правому борту передний край ровный, а задний имеет заметную кривизну. Что касается левого борта, то тут мне вообще кажется, что механик рисовал ее с большого бодуна. По крайней мере, она точно не сходится с линией на правом борту.
На форуме мне заметили, что линии у меня получились несколько шире, чем на фото. Но поскольку эта линия не является декалью, а моделистам предлагается самим ее нарисовать, я не стал исправлять этот момент. Опытный моделист сам заметит, а менее опытному такая точность вряд ли потребуется.

4), 5) серые машины 20 и 32. ЛаГГ-3 60х серий завода №31, 9 иап ВВС ЧФ, весна 1944 г.

Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3) Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3)
А вот серые ЛаГГ-и пошли довольно быстро. Нарисовал схему камуфляжа. Звезды везде лежат одинаково. Осталось только нарисовать пилотки на киле и б/н.
Кстати, сразу замечу, что б/н на этих самолетах расположены по-разному. У б/н 20 цифра «2» расположена под антенной, и весь б/н смещен вниз и ближе к звезде. А б/н 32 расположен точно под антенной чуть выше.

6) №41. ЛаГГ-3 60х серий завода №31, предп. 9 иап ВВС КБФ, лето-осень 1944 г.

Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3)
По данному самолету имеется и фото, и боковик… Но владелец не дает разрешения их публиковать. К тому же, фото только по левому борту, потому не совсем ясно, была ли аналогичная графика на правом борту. Но мы коллегиально решили, что лучше больше, чем меньше, потому я нарисовал и правый, и левый. А уж там как сложится. Если появится какая-то информация по правому борту, хотя это очень сомнительно, тогда и можно будет принимать какое-то решение. Либо моделист сам решит, как поступать в данной ситуации.

7) №4 кремлевские звезды. ЛаГГ-3 1й-3й серии завода №21, 178 ИАП, 6 ИАК ПВО, Подмосковье, предп. весна 1942 г.

Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3)
Тут все ясно. Боковик имелся. Мне нужно было лишь его перерисовать. Шаблон кремлевских звезд у меня имелся. Одним словом, мне оставалось только нарисовать б/н да поправить камуфляж.

8) №39. ЛаГГ-3 поздних 10х — ранних 20х серий завода №21, на лыжах, доп. баки и 6 РС, 255 иап, зима 1942, Саваслейка.

Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3)
Как ни странно, практически все зимние варианты вызвали кучу проблем, а этот особенно. Во-первых, что касается всех зимних, белая краска наносилась поверх стандартного камуфляжа, причем оставались большие проплешины с неровными краями. Александр хотел, чтобы я попытался нарисовать размытый край, но в программах векторной графики это довольно проблематично. Потому пришлось повозиться, чтобы изобразить нечто подобное.

Другая сложность возникла при рисовании б/н. На корпусе она более стандартная, но закрыта крылом, потому рисовал по аналогии с б/н других самолетов того периода, на которых имелись фото. А вот б/н на киле нарисован в более художественной манере. В итоге пришлось повозиться, исправлял порядка 5–6 раз, пока не получился вот такой вариант. Спасибо Александру, что он меня консультировал и направлял твердой рукой.

Позже на форуме в теме Новая декаль на ЛаГГ-3 у некоторых форумчан возникло стойкое желание, чтобы на боковике непременно были отражены особенности данного борта. А именно лыжи, ПТБ и РС-ы. Хоть работа была близка к завершению, править практически готовые варианты, если честно, особого желания уже не было… Но все-таки решили прислушаться к «просьбам трудящихся» и нарисовать эти жизненно необходимые для некоторых форумчан элементы.

Не боги горшки обжигают

9) 915 «Советская Грузия». ЛаГГ-3 ранних 60х серий завода №31, 926 иап, весна-лето 1943 г.

Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3)
Этот вариант я начал рисовать самым первым, но потом отложил, взявшись за более простые. Но откладывать до бесконечности все равно нельзя было, потому рано или поздно, но я к нему вернулся.
Парадокс в том, что надпись «Сабчота Сакартвело» («Советская Грузия» на грузинском) на правом борту отснята гораздо подробнее, чем надпись на русском на левом борту. Вот что по данному поводу написал на форуме Сергей Косачев (KSL):

KSL: Собственно до появления этих фоток, я вообще не подозревал о существовании надписи на русском.

По имеющимся двум скриншотам можно вполне достоверно нарисовать практически всю надпись, за исключением разве что окончаний слов, а именно букв «и» и «я». Если «и» хоть нечетко, но все-таки просматривается, то «я» — исключительно плод моего воображения. Опять же процитирую Сергея KSL:

KSL: В любом случае мы пользуемся одними и теми же источниками, но если буквы не видно, то было бы странно, если бы 2 варианта написания совпали. Все-таки в обоих случаях то или иное написание додумывается, и искать истину тут бесполезно до появления дополнительной информации.

Что касается заглавной «С», то, как сказал Сергей, скриншот, на котором она хорошо видна, появился уже после того, как была готова декаль на ЛаГГ-3 от Vector, потому там «С» несколько отличается. Впрочем, ради справедливости должен сказать, что даже имея перед глазами скриншот, мне все равно пришлось перерисовывать букву несколько раз, чтобы получился достаточно приемлимый вариант.
Кстати, как раз в тот момент, как я рисовал надпись «Советская Грузия», а в дальнейшем планировалось рисовать дарственный вариант Максименко, Олег на форуме запустил тему «Требуется консультация по подарочным надписям на ЛаГГ-3»

И Сергей KSL выложил в ней скан декали Vector на модель ЛаГГ-3 в 1/48, на котором присутствовал и вариант «Советская Грузия». Русская надпись на тот момент у меня уже была практически готова, потому я решил запустить ее на обсуждение. В результате была выловлена неточность в букве «р», ну и по проблемным «и» и «я» удалось снять некоторые вопросы.
А тут мне еще предстояла работа с грузинской надписью. Признаюсь честно, глядя на царский подарок от Сергея в виде скана декали, у меня, конечно, возникло естественное для всякого русского желание немного схалтурить. Но присмотревшись, я все-таки заметил некоторые расхождения в отдельных буквах на декали Vector от фото. К тому же я обратил внимание, что все одинаковые буквы на декали Vector отличаются друг от друга по начертанию. Насколько это правильно, я не знаю, но предположил, что в жизни буквы наносились на самолет через трафарет, потому вряд ли сильно отличались друг от друга. Возможные отличия можно объяснить тем, что надпись наносилась не на ровную поверхность, а потому могло присутствовать искажение. Да и жизнь себе, чего уж скрывать, тоже хотелось слегка упростить. Потому одинаковые буквы я попросту отклонировал.

Еще одна причина не поддаваться искушению схалтурить – имелось фото самолета именно сбоку, потому отрисовать буквы было не так уж и сложно. Проблема возникла только с окончанием «ло» во втором слове, которые спрятались за крыло. Ну, «о» я взял из других слов, а вот с «л» пришлось повозиться. Верхнюю часть я взял с фото, нижнюю подсмотрел на декали Vector, но внес свое дополнение по букве грузинского алфавита, которую мне прислал Александр.

В результате получилось то, что получилось. Впрочем, это сказка быстро сказывается, да не быстро дело делается. На русскую надпись я потратил два вечера со всеми правками, на грузинскую – три. Надеюсь, оно того стоило.

10) Максименко дарственный. ЛаГГ-3 60х серий завода №31, 88 иап, пилот ГСС В.И. Максименко, весна 1944 г.

Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3)
Полный текст надписи на форуме вместе со сканом декали выложил Сергей, за что ему отдельное спасибо.
Опять же, возникло желание схалтурить, но, как и в случае с «Советской Грузией», пришлось это желание придушить в зародыше. Какие-то моменты в отдельных буквах, каюсь, я все-таки подсмотрел. Но в основном, как и в предыдущем случае, в основном занимался клонированием одинаковых букв. Кстати, не усмотрел, что прописная «м», которую я делал из заглавной «М» при уменьшении слегка деформировалась и имеет несколько другой наклон, чем другие буквы в слове.

Потом вместе с Александром мы мостили надпись на боковик, выравнивая слова относительно элементов чертежа и относительно друг друга. Сложность заключалась в том, что не имелось фотографии борта строго сбоку, потому приходилось ориентироваться на элементы корпуса, чтобы понять, где слово начинается, а где заканчивается; какого оно размера по отношению к другим словам и элементам на борту и прочее…

Что касается красной пилотки на киле и якоря, которые дал в своей декали Vector, то, по словам Александра, документального подтверждения нанесения на данный борт этих элементов не имеется, потому решили их не давать.
В итоге еще три дня ушло на доводку. К слову сказать, на тот момент я уже два месяца занимался этой декалью…

Между первой и второй перерывчик небольшой

После того, первые десять вариантов были готовы и согласованы с Александром, состоялась первая примерка всех нарисованных элементов на стандартном для Authentic Decals листе. Примерка показала, что осталось много пустого места. Мне б разместить варианты посвободнее… Но нет же! Попросил накинуть еще с пяток. Получил шесть. Правда, «Горьковский пионер» у меня уже лежал с первой партией, но точная надпись была не известна, оставалось много спорных моментов, потому на тот момент посчитали, что стремно рисовать такой вариант. Когда же выяснилось, что нужны дополнительные варианты, решили все-таки рискнуть… Впрочем, я забегаю вперед.
Был еще один запасной вариант, серебряный б/н 71. Но до него дело так и не дошло.

11) №29. ЛаГГ-3 4й-7й серии завода №21, 4 ЗАП, вынужденная посадка на лед Ладожского озера, 06.02.1942.

Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3)
Зимний вариант без проплешин, потому оставалось нарисовать только б/н. Но как раз в этом и крылась засада. На боковике Massimo Tessitori б/н черный. Александр мне сказал, что это точно неверно. Но вот какой именно цвет, темно-синий или темно-желтый, он еще несколько дней выяснял. Была даже идея дать оба варианта, но потом все-таки решили дать только темно-желтый.
Впрочем, не только цвет у Massimo Tessitori не тот, но и начертание букв тоже иное. Цифры нанесены поверх звезды, потому на ч/б фото многие элементы б/н слились с фоном. Так что пришлось рисовать буквально на ощупь. Если честно, сейчас даже затруднюсь сказать, сколько всего раз было исправлено начертание б/н.

12) машина №59. ЛаГГ-3 30х серий завода №21, 3 гиап ВВС КБФ, осень-зима 1942 г., предп. пилот ГСС И.А. Каберов.

Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3)
Изначально тоже казался простым вариантом, но правда жизни оказалась несколько мрачнее.
Именно на этом варианте Александр попросил меня изобразить размытый край между зимним и стандартным камуфляжем. Следующей засадой стала особенность нанесения зимнего камуфляжа вокруг б/н. В итоге мне пришлось вокруг номера в зимнем камуфляже делать неровные проплешины до основного камуфляжа. Пришлось постараться, чтобы изобразить нечто правдоподобное.

Стоит также сделать акцент на звезде на киле. Из-за того, что механик напортачил с нанесением зимнего камуфляжа, один луч звезды короче других, что хорошо заметно на имеющейся фотографии. Потому к этому варианту в декали дается дополнительная «неровная» звезда.

13) №1. ЛаГГ-3 поздних 10х — ранних 20х серий завода №21, 564 иап, 6 ИАК ПВО, предп. весна 1942 г., Подмосковье.

Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3)
Тут все просто, рисовал по имеющемуся боковику. Единственный момент: именно на этом варианте было замечено белый лючок. Потому в декали пришлось на всякий случай давать надпись без кружка и дополнительно, опять же по просьбам трудящихся, еще надпись с кружком. Поломались, конечно, для приличия… Но мнение коллег все-таки для нас имеет большое значение.
Кроме того, как и в случае с б/н 41, совсем не ясно, была ли графика на обоих бортах или только на левом. В итоге на всякий случай дали два.

14) №25 кремлевские звезды. ЛаГГ-3 производства завода №31, неизвестная часть, предп. весна-лето 1942 г.

Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3)
Вариант интересен обратным камуфляжем: здесь зеленый и черный цвета поменяны местами. Плюс кремлевские звезды. А так работа оказалась вполне обыденной. Нарисовал б/н и потом пару раз подкорректировал под чутким руководством Александра.

15) №25, «арбузный» камуфляж. ЛаГГ-3 производства завода №23, 44 ИАП, 7 ИАК ПВО, Ленинград, осень 1941 г.

Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3)
Интересный вариант, хотя серьезной работы не потребовалось. Рисовал по имеющимся в сети боковикам Massimo Tessitori с корректировкой пятен камуфляжа по фотографии.
Из технических особенностей стоит отметить отсутствие сдвижной части фонаря и щитков на колесах. Поэтому пришлось вносить правки с чертеж с учетом этих нюансов.

Кто не рискует, тот не пьет шампанское

16) «Горьковский пионер». Самолет поздних 10х — ранних 20х серий завода №21, на лыжах, 6 РС, 160 иап, зима 1942, Саваслейка, пилот А.И. Максименко

Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (LaGG-3)
Самый непростой и спорный вариант. Долго его откладывали, и даже была мысль вообще не рисовать его, но все-таки решили рискнуть. Вот какая дискуссия развернулась относительно этого самолета на форуме:

KSL: «Горьковский пионер» — вариант, конечно ОЧЕНЬ интересный, но б/н не известен, надпись не читаемая (или удалось расшифровать?) в результате общий облик машины весьма сомнителен.

AR44: Б/н действительно пока неизвестен, и неизвестно был ли. Надпись действительно читается плохо (концовку составил, опираясь на чкаловскую формулировку, получилось «от пионерской организации Горьковской области». Но вариант слишком интересный — это единственный на данный момент ЛаГГ с дарственными надписями до начала чкаловской темы. С учетом того, что в 1/72 нижние строки надписи за кабиной почти слепы, как раз таки общий облик машины определяется нормально, за вычетом бортового номера.


Лично для меня сложность заключалась в том, что практически вся дарственная надпись по единственной имеющейся фотографии практически не читается. Даже те слова, которые написаны самым крупным шрифтом, «Подарок» и «летчикам» переделывались либо полностью, либо частично 3–5 раз. А что ж тут говорить по всей остальной надписи?
Сама надпись «Горьковский пионер» отснята отдельно в очень удачном ракурсе, потому нарисовать ее не составило труда. Даже одна запятая в кавычках, отличная от других, нарисована адекватно фотографии.

По остальной надписи первым моим предположением было, что она нанесена аналогичным шрифтом. Потому я клонировал буквы, а недостающие домысливал в стиле надписи. Проблемы возникли только с буквами «ш», «м» и «х», которые мне никак не удавалось нарисовать, чтобы я сам остался ими доволен.

Первый же комментарий Александра сразил меня наповал: вторая, третья и четвертая строки должны быть без курсива. Пришлось немного повозиться, чтобы убрать курсив. Поскольку эти строки на фотографии практически не просматриваются, а последние две строки вообще скрыты за головами массовки, то на них решили не концентрироваться. Зато слова «Подарок» и «летчикам» хоть с трудом, но все-таки просматриваются, потому решили как раз с ними поработать более плотно. Как я уже писал выше, с ними тоже пришлось повозиться.
Еще один нюанс – ни на одной имеющейся фотографии не видно бортовой звезды. Как бы логично предположить, что она там должна быть, но из-за дарственной надписи она никак не лепилась на стандартное место. Потому взял на себя смелость звезду дать, но сместил ее немного назад. А каждый сам решает, как поступать.

С техническими надписями

после того, что дал в своей декали Vector, ничего нового не придумали. Разве что отделили техничку типа 66 от более ранних типов. А последние дали белыми для летних и красные для зимних. Некоторые надписи, как уже писал Сергей, достоверно определить не удалось, потому Vector некоторые дал их нечитаемыми. В 1/72 техничка тем более вряд ли прочитается, потому с этим заморачиваться не стали: я просто написал какую-то отсебятину, лишь бы по длине фразы были похоже на имеющиеся на фотографиях. Но вот когда будет печататься ресайз декали в 1/48, придется к этому вопросу еще раз вернуться, чтобы не попасть впросак.

И все-таки она вертится!

На вторую партию вариантов у меня ушло всего две недели. А вы как хотели? Опыта уже поднабрался!
Вторая примерка декали показала, что на этот раз слегка переборщил с вариантами: элементы легли слишком плотно. По большому счету один или два варианта стоило бы выкинуть, чтобы техничка разместилась более свободно. Но, сами понимаете, после того, каким трудом все это далось, было очень жалко что-либо выбрасывать. К тому же пришлось бы выбирать, «кто у нас – слабое звено»… Короче, совместно решили, что в тесноте, да не в обиде.

Возможно, кто-то из моделистов по данному поводу имеет свое мнение. Ну так пусть он сначала попробует нарисовать хоть один вариант, чтобы вот так запросто что-то потом выкидывать. Лично у меня рука не поднялась.

Для удобства и чтоб не устраивать на декальном листе мешанину из буковок и циферок, все варианты отделил пунктирными линиями. Еще добавил нумерацию, соответствующую подачи вариантов в инструкции. Америки в этом я, конечно, не открыл: многие фирмы именно так и поступают. Но, считаю, так стало немного удобнее. Звезды дал полными комплектами, а не сводил схожие со схожими. В итоге в декали имеется четыре полных комплекта звезд.

Дальше пошли технические нюансы трафаретной печати, с которыми я до того момента не был знаком, но под чутким руководством Олега со всем вроде бы справился. Нагружать общественность подробностями не буду, поскольку, подозреваю, далеко не всем это будет интересно. А кому интересно, тот сам спросит. Я ж полученными знаниями и навыками готов поделиться со всеми желающими. Авось кто-то еще решит заняться этим увлекательным делом.

А напоследок я скажу…

Работа по рисованию декали оказалась для меня новой и непривычной. Но волков бояться – в лес не ходить. Потому я и не отказался от нее. И не прогадал, т.к. работа оказалась очень интересной и познавательной. Экспертом по ЛаГГ-ам я, конечно, не стал, но кое-что за это время, естественно, узнал.

Опыт и знания, полученные мной во время этой работы, мне непременно пригодятся в будущем. Далеко ходить не надо, поскольку на днях уже ожидаю новое задание от Олега. Что это будет, я пока раскрывать не стану. Тем более, что совсем скоро это уже перестанет быть тайной: я ж опыта уже набрался, потому на новую работу уже не потребуется больше двух месяцев.
И, кстати напомню, позже ожидается декаль на ЛаГГ-3 в 1/48, ресайзом которой скорее всего я же и буду заниматься.

Моделистов же поздравляю с выходом новой декали на один из известнейших советских самолетов. Не знаю, как другие, а я специально по этому поводу купил ЛаГГ-3 тип 35 от Roden. Теперь вот думаю прикупить еще и в 1/48 от ICM. Декаль же будет!

И еще пара слов

Из причитающихся мне авторских экземпляров я уже отправил Михаилу Нерадкову три экземпляра в призовой фонд сайта. Думаю, как подвернется подходящий конкурс или GB, эти декали пойдут в комплекте с основными призами. Так что всем удачи!

Павлыгин Александр (foxbot).

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Просмотров: 17071
Опубликовано:
Richthofen в 30.03.2010 - 22:44
Тема: Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (L...(#2679) - обсуждение

С почином коллега!
tolthe1st в 09.04.2010 - 20:27
foxbot
Саша, привет!
Сегодня посчастливилось мне - стал обладателем декали на ЛаГГ-3 :grin:
От души поздравляю тебя с успешным почином! Работа проделана воистину кропотливая и результат впечатляющий. +1 от меня.
Радуйте нас и дальше. Ну и к Олегу Дегтяру конечно же это тоже относится в полной мере.
С уважением, Анатолий
erwin_rommel в 14.11.2010 - 13:22
Тема: Обзор Authentic Decals 1/72 ЛаГГ-3 (L...(#2679) - обсуждение
деки хорошие, только подложки толстоваты и привариваются плохо, на юнкерсе например
igorZ в 16.11.2010 - 14:02
Сорри конечно, редко бываю. Но вопрос по "Советской Грузии" там капот разве не в два цвета покрашен ?

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy