Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет Луны

В лунном сиянии серебрится огромный B-29
Но вот он к земле шаром огненным мчится.
Динь-динь-динь, звенит колокол в храме Ясукуни.

Дайниппон Кайгун Моногатари. Апокриф «Были ли американцы на Луне?» Глава J1. «Сопротивление лунного света»


Самолёт

Литера J, отведённая в классификации боевых самолётов японского флота береговым истребителям, на мой взгляд, в изрядной степени символизирует довольно прохладное отношение флотского командования к машинам данного типа на протяжении почти всей войны. На этой букве заканчивались по состоянию на начало войны основные типы колёсных боевых самолётов (классам P – скоростной бомбардировщик и S – ночной истребитель, ещё только предстояло родиться), и общем не случайно. Главными воздушными бойцами, по мысли флотоводцев, предстояло стать истребителям палубным, которые и получили почётную первую буковку А в своих обозначениях. Понятно, что им же досталась если и не окончательная победа, то громкая слава, а раз так, то и основной исследовательский интерес. И по сей день понятие «японский истребитель» как таковое прочно ассоциируется с А6М «Зеро», а сам этот самолёт изучен историками настолько дотошно, что больного синдромом продвинутости моделиста, начинающего работу над копией этой машины, заранее охватывает тремор во всех конечностях в предчувствии летящих табуреток
 

Возврат же интереса к береговым истребителям, наметившийся во второй половине войны, был во многом вынужденным (ввиду потери почти всех авианосцев) и, увы, совпал с закатом самой Японской империи. Поэтому, хотя они формально даже опережают «палубников» по количеству бывших в разработке типов (нумерация достигла в максимуме J8М против А7М), реально до серии были доведены лишь первые два «джея» – J1N «Gekko» и J2M «Raiden», а наиболее известной флотской «береговушкой» и вовсе стал истребитель, носивший эту литеру не в начале, а в конце своего обозначения – знаменитый N1K-J «Сиден»/«Сиден-Кай». Впрочем, это уже совсем другая история…

Герой же сегодняшнего обзора вряд ли вообще собирался соревноваться на одной арене со своими ровесниками – палубниками, хотя именно появление А6М с его феноменальной для одномоторной машины дальностью стало главной причиной того, что свою первоначально задуманную роль – дальнего эскортного истребителя для основного флотского бомбардировщика конца 30х годов прошлого века G3M “Nell” и его наследника G4M “Betty” – импозантный красавец «Гекко» так никогда и не сыграл. В отличие от ВВС многих других стран и даже от японской армии, где двухмоторник Ki-45 всю войну был на ролях довольно видных, в императорском флоте концепция многоместного истребителя-«цершторера» оказалась по большому счёту невостребованной (подробно о перипетиях истории самолёта можно прочитать на сайте Airforce.Ru). А жаль.

Самолёт получился у инженеров Накадзимы хороший. И по мне – так ещё и чертовски красивый, особенно в своём первоначальном облике, с характерной «горбинкой» фюзеляжа позади основного фонаря кабины. Горбинкой, которая лично у меня вызвала ассоциацию с ВИ-100, первым прототипом нашего Пе-2. Тем более что в судьбах обоих самолётов и впрямь хватает сходства: изначально задуманные как «церштореры» своих ВВС, войну прослужили они совсем в других ролях. «Пешка», как известно, «работала» в основном пикировщиком, изредка тяжёлым истребителем или разведчиком. «Гекко» же руководители Императорского флота предпочли использовать вначале как скоростной разведчик (заказав в более чем скромной полусотне экземпляров), и лишь ближе к концу войны, когда над Японией простёр свои крыла о двух моторах каждое жареный петух (в лице В-29), тоже срочно вернули в ипостась истребителя, но уже ночного.

Вначале просто поместили в заднюю кабину на место третьего члена экипажа две пары 20-мм пушек по столь популярной у ночников «оси» схеме «косой музыки» (одна пара вела огонь вперёд-вверх, вторая вперёд-вниз), затем (с 301 серийной машины) самолёт подвергся более существенным переделкам. В целях облагораживания аэродинамики был «срезан» характерный горб за фонарём (что придало фюзеляжу «Гекко» в передней части ещё большее сходство с теперь уже «пешкой»), а в носовой части самолёта разместилась специализированная РЛС. После превращения в истребитель производство самолёта было резко активизировано, дав в итоге суммарную цифру выпуска всех версий «Гекко» около 500 экземпляров. Участь подобной переделки в ночные истребители постигла в конце войны многих бывших флотских и армейских крылатых разведчиков (хотя, как известно, насчёт «бывшести» разведчиков у одного известного земляка отцов-основателей нашего сайта есть своё особое мнение), но на их фоне «Гекко» изрядно выделился, став по большому счёту единственным по-настоящему эффективным японским «ночником». Ничего не попишешь – вспоминая изречение А.Н. Туполева, красивый самолёт просто не может что-либо делать плохо...

Модель

Перефразируя известное выражение, вы можете купить «Гекко» в масштабе 1/72 от любой фирмы – при условии, что это будет «Фуджими». Когда-то существовал ещё и альтернативный вариант от Revell (даже беглый взгляд на фотографии которого лично у меня вызвал в памяти незабвенный до ужаса А6М5 того же производителя), но на сегодняшний день наряду с уменьшенными в 72 раза F1M, B6N, B7A, D4Y (может и ещё кого забыл), фуджимовский J1N является безальтернативным в данном масштабе. В настоящее время в каталоге HobbyLinkJapan.Com присутствуют оба «горбунка» - разведчик J1N1-R (#72022/ Н08) и ранний «ночник» J1N1-S Model 21 (#72009/ Н06), но по информации западных сайтов, поздний J1N1-S Model 23 также не обойдён вниманием. На то же указывает и само членение модели, о чём однако чуть позже. Меня же, как я уже упоминал, больше прельщали «горбатые» варианты. Поскольку, как известно, фуджимовская продукция особой регулярностью появления на российских просторах никогда не отличалась, взор мой волей-неволей обратился на зарубежные Интернет-магазины. Пока я собирался добавить к своей VISA Electron ещё и Classic, на HLJ промелькнул и пропал разведчик (желающие могут посмотреть его англоязычный вкоробочный обзор тут), но зато ночной истребитель я уже не упустил, и 29 декабря теперь уже прошлого года он стал, наряду с P1Y «Ginga», моим новогодним подарком от японского деда мороза ;-)Что ж, поблагодарим доброго дедушку и взглянем на подарочек более пристально.

Обзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет ЛуныОбзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет ЛуныОбзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет ЛуныОбзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет ЛуныОбзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет Луны
Обзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет ЛуныОбзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет ЛуныОбзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет ЛуныОбзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет Луны

Модели японских самолётов от «Fujimi» для моделиста-«япономана», конечно, праздник, ибо они, как я сказал чуть выше, очень часто безальтернативны. Но – подобно дню рождения смешарика Кар-Карыча, праздник весьма неоднозначный. С ранними моделями Фуджими тут всё более-менее ясно: относительно низкая цена заранее настраивает на их некоторую дубоватость, поэтому открывая коробку, допустим, с «Джуди» или «Вэлом», особого разочарования и не испытываешь. Однако в середине 90-х годов фуджимовцы вслед за двумя другими грандами японской модельной индустрии - которые на буквы Т и Х ;-) - провозгласили, если можно так выразиться, курс на «модельную революцию», признаком которой стало кардинальное повышение требований к копийности и деталировке наборов. Тогда-то на фуджимовских коробках и появилась горделивая надпись, английским по зелёному, уверяющая покупателя, что «модель разработана по самым передовым технологиям». Читать мне её пришлось на текущий момент дважды – на коробках C6N “Saiun” и нашего сегодняшнего героя.

О «Сайуне» подробный разговор пойдёт в своё время, но в обоих случаях понимание фуджимовцами этих самых передовых технологий заставило крепко задуматься… Поневоле вспоминается бессмертное: «Стамбул (в данном случае наверное всё же Сидзуока) – город контрастов». Судите сами. С одной стороны – изящная проработка внешних поверхностей, не менее изящные пушки, тонкие прозрачные «стекляшки», БАНО отдельными деталями, даже колёса – и те с «нагруженными» шинами. Плюс хорошее соответствие геометрии пластика и линий расшивки графике из выпуска Model Art Modeling Magazine, посвящённого «Гекко». Добавим сюда декаль на 6 вариантов и недурственный боксарт, который, хотя и не имеет прямого отношения к качеству пластика, но призван оказывать вдохновляющее (ну или как получится) воздействие на моделиста, а автора сего опуса так и вовсе вдохновил на написание вынесенного в эпиграф хайку. ;-)

 Тут же правда возник и некий когнитивный диссонанс – самолёт на коробке обозначен как J1N2 вместо привычного J1N1-S. Беглое знакомство с вопросом (Famous Airplanes of the World #57, март 1996 г., с.17) показало, что это (как и Модель 21) – жаргонное обозначение ранней ("горбатой") версии ночного истребителя, введённое задним числом лет через 10 после окончания войны и никогда не применявшееся в отношении «живых» машин. Соответственно, модернизированная версия истребителя поздних серий на этом же жаргоне обозначается как J1N3 (Модель 23).

Но мы отвлеклись. Вернёмся к пластику и поговорим о традиционно грустном у Fujimi - о «нутрянке». Честно говоря, столь равнодушное отношение к деталировке интерьеров я встречал разве что в тех самых моделях D3A, D4Y, да ещё в B6N. У меня порой даже складывается впечатление, что дар виртуозно схватывать внешний облик прототипа Будда предоставил фуджимовским разработчикам со строгим условием из стыдливости никогда не заглядывать в сокровенные места самолётов – то бишь внутрь кабин и ниш шасси. Иногда с этим ещё можно как-то смириться, но в данном случае, к сожалению, присущая нашему герою «оранжерея» остекления делает его нутро просматриваемым чуть ли не со всех ракурсов (хотя задняя кабина в «горбу» истребителя и была зашита почти наглухо, осталось ещё множество хорошо видных мест). А нутро это, увы, оказывается совсем пустым – обычный мизер из «ванны», кресел, простеньких приборных досок (хорошо хоть декаль присутствует) и ручек управления. Сравнишь это с тем, что дала Tamiya в своём «Гекко» в 1/48, и грустно становится. Хоть масштаб не меняй. ;-) 

Точно так же весьма схематично даны ниши шасси – при том, что на внутренних стенках створок неплохо воспроизведён характерный «дырчатый» рельеф. По счастью, «Эдуард» производит на J1N набор травления, позволяющий «вылечить» большую часть указанных недостатков (в ожидании прибытия оного «живьём», привожу тут сканы инструкций, ссылки на которые были любезно предоставлены на форуме коллегой kitis), однако и он не спасёт от пустоты в самом носу самолёта, отлично просматриваемой (опять совсем по-«пешечьи»!) через нижнее остекление. Тут хочешь – не хочешь, а придётся приложить руки, дабы загрузить хотя бы набор кислородных баллонов и сымитировать одну из «фишек» этого самолёта – фару носового прожектора. Прозрачный её обтекатель в пластике конечно дан, а вот со всем остальным придётся повозиться…

Обзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет ЛуныОбзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет ЛуныОбзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет Луны

Видимо из-за этой нелюбви к подробностям интерьеров общее число деталей в наборе сравнительно невелико – несмотря на то, что коробка имеет размер как минимум с италовский Ю-87. В иноязычной литературе приводится цифра в 55 деталей, видимо так оно и есть. Во всяком случае, все непрозрачные детали умещаются, отнюдь не теснясь, всего лишь на двух литниковых рамках. На одной из них - той, где расположены детали фюзеляжа - видны следы заглушек под другие типы вооружения и пониженную «спину» фюзеляжа, что дополнительно подтверждает присутствие в фуджимовской линейке всех без исключения модификаций данной машины. Сам фюзеляж разбит на три части, верхний «горб» даётся отдельной вставкой, что в общем случае не есть хорошо, однако складывание деталей насухо показало, что проблем тут возникнуть не должно. На этой же вставке обнаруживается и единственная на всю модель пара небольших утяжин, в остальном качество литья более чем пристойное.

Обзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет ЛуныОбзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет Луны

Не слишком удались фуджимовцам и двигатели, хотя вблизи всё оказалось не так ужасно, как на мелких фото из цитировавшихся выше англоязычных обзоров. Несмотря на литьё в одну деталь, даны оба ряда цилиндров, присутствует даже имитация оребрения. Конечно, лучше всего взять пару векторовских Сакае 21 на замену, но если бюджет ограничен – можно пожалуй обойтись и эдуардовской травлёнкой, благо «обвязка» моторов там дана, а особенности капотировки прототипа не дают рассмотреть слишком много подробностей (фото двигателя музейной машины приведено выше).

Обзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет ЛуныОбзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет ЛуныОбзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет Луны

Зато безусловный позитив модели – декаль. Как уже упоминалось, в неё входит 6 основных вариантов, плюс россыпь цифр трёх типов шрифта на случай, если ни один из тех вариантов моделиста не устроит. Варианты окраски правда особым разнообразием не блещут – все машины тёмно-зелёные с чёрными капотами моторов. Три из этих вариантов присутствуют на боковиках в уже упоминавшемся издании FAOW #57, в том числе наиболее красочный боксартовский «182-й Магистр Йода», сиречь YoD-182 Ю. Ямамото и Х. Оямы с четырьмя отметками побед. По крайней мере этому боковику декаль соответствует вплоть до шрифта, как и вариант 741-64. Нет там варианта 22-15, но сосед 22-14 на него очень похож. Враг надругался лишь над машиной 352-213, которая, если верить книге, должна быть поздней «моделью 23», а сам номер жёлтым, а не белым. Ещё по двум вариантам, YoD-196 и 352-216, предстоят дополнительные изыскания.

Обзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет Луны

И ещё один изрядно неожиданный бонус модели – четыре металлические трубочки, которыми производитель предлагает заменить пластиковые стволы пушек. Всё бы хорошо, вот только у оригинала они оснащались пламегасителями, что хорошо воспроизведено и в пластике, а вот «в латуни», увы, никак не показано. Возможно, в данном случае я всё же использую пластиковые детали, а металлические стволы приберегу для последующих проектов…

Резюме

Наверное, это не самая подходящая модель для сборки «прямо из коробки», но вложив в неё свой труд (отнюдь не чрезмерный), сожалеть о затраченных усилиях вам определённо не придётся. К тому же, как уже говорилось, модель безальтернативна. Сдаётся мне, что фирма не случайно и не без намёка выбрала для себя название Fujimi – в поэтическом переводе «лучшее место для любования горой Фудзи». Оная гора, как известно, олицетворяет красоту и душу Японии. Так что если вы хотите любоваться в своей коллекции красотой воплощения японской технической мысли – похода к Фуджими вам не избежать! ;-)

 

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Просмотров: 7527
Опубликовано:
Лучшая публикация - январь 2010
http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_2385.htmlЛучшая публикация - январь 2010 http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_2385.html
omega в 09.01.2010 - 20:48
С большим удовольствием почитал - не столько из интереса к прототипу, сколько к стилю изложения. Браво - достаточно лаконично, но содержательно. Один нюанс: "свои крыла о двух моторах каждое" :???: Всё же В-29 - моноплан, и можно говорить лишь о двух моторах на каждой консоли крыла :lol: Однако это тонкий технический нюанс... :lol:
С уважением - Олег.
Нечаев в 09.01.2010 - 21:15
Еще один нюанс - ксе японские ночные истребители заканчивались на -ko, сиречь - "свет", если конечно получали собственные имена.
А текст - просто суперский,
Сергей,Ижевск в 10.01.2010 - 01:19
Браво - достаточно лаконично, но содержательно. Один нюанс: "свои крыла о двух моторах каждое" :???: Всё же В-29 - моноплан, и можно говорить лишь о двух моторах на каждой консоли крыла :lol: Однако это тонкий технический нюанс... :lol:
С уважением - Олег.

ЗачОт, спасибо! ;-) Понятие "крыло" я употребил в этой фразе в самом простонародном его понимании, именно для пущей аналогии с тем самым жареным петухом - не искать же птичнице Маланье у сей птахи консоли :). Ну а мы-то с Вами знаем, о чём идёт речь... ;-)

Добавлено спустя 10 минут 37 секунд:

Re: Обзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет Луны

Хорошая статья. Но есть несколько замечаний. Верхний «горб», по крайней мере у меня, в задней части заужен около 0,5 мм. Не понравилось как сделаны обтекатели патрубков, какие-то они как-бы квадратные что-ли, на мотогондоле снизу по бокам щели даны в ввиде двух накладок. Травло от Эдуарда не все решит по кабинам, неправильные сиденья (дырки не там и не столько, а заднее сиденье вообще без них должно быть, это если судить по Японским книжкам Famous Airplanes и Modeler's Eye Series) пол в задней кабине немного не такой, оборудование в задней кабине дано упрощенно. На отсек вооружения они вообще ничего не дают. В носовой отсек у Эдика есть немного деталей, но как мне кажется этого маловато и придется частично доделывать самому.

Коллега, большое спасибо за замечания, учту при работе. Обзор писался на сей раз "с пылу, с жару", отсюда и упущения. Что касается задней кабины (речь о той, что в "горбу" или я ошибаюсь? Просто привык воспринимать места пилота и штурмана под одним фонарём как единую двухместную кабину), то у истребителя вроде как в ней прозрачным остался лишь небольшой фрагмент примерно на трети длины "горба," всё остальное было зашито металлом, а через остекление были видны лишь казённики и часть стволов верхних пушек. Вот барабаны боезапаса к ним придётся добыть или сделать...

Добавлено спустя 2 часа 17 минут 35 секунд:


А текст - просто суперский

Спасибо! Наверное, у меня пока неидеально получается рассказывать о самом пластике (что-нибудь да упущу), но я принципиально стараюсь интересно и популярно живописать "матчасть" и историю прототипов :lol: . Ибо, как когда-то отметил коллега Снорри, японская авиация Второй мировой - форменная Terra Incognita для большинства коллег, а как мне кажется, она заслуживает того, чтобы о ней знали несколько больше, чем одно лишь Пирл-Харборовское "трио" :oops:
AndreykA в 10.01.2010 - 10:47
Тема: Re: Обзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет Луны
Привет.
Под задней кабиной подразумевал штурманскую. Хорошие фото есть в книжке Modeler's Eye Series, только на Type 11.
А текст действительно отличный.
Сергей,Ижевск в 11.01.2010 - 10:48
Тема: Re: Обзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет Луны
P.S. По поводу баннеров уважаемого коллеги foxbot. К сожалению, на первом из них (где собранная модель) - как раз "великий и ужасный" ревелл, к тому же не той модификации :(. Может, лучше его вообще исключить?
foxbot в 20.01.2010 - 18:23
Может, лучше его вообще исключить?
Это не ко мне, а к Михаилу. Я уже ничего изменить не могу. :sad:
serge55 в 15.01.2011 - 23:35
Тема: Обзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет Луны
Спасибо ! Читать интересно, логика изложения чёткая, и стиль нравится.
Сергей, не ведитесь на дотошность omega, продолжайте в том-же духе. "КрылышкИ сложились" - это ведь не "водитель кобылы" в своё время написал, а "водитель моноплана" :)
omega в 15.01.2011 - 23:48
Сергей, не ведитесь на дотошность omega, продолжайте в том-же духе.
Правильно, Сергей - не ведитесь на мою дотошность :grin:
"КрылышкИ сложились" - это ведь не "водитель кобылы" в своё время написал
И не "водитель кобылы" написал "А бабочка крылышками бек-бек-бек..." :mrgreen:
С уважением - Олег.
Нечаев в 16.01.2011 - 06:31
Очень симпатичный обзор, толковый. От себя добавлю, что слово "свет" (光, иероглиф звучит как "хикари", но читается в сложном слове как -ко) в назывании должно было обозначать собственно ночной истребитель. Однако кроме "Гекко" могу из серийных припомнить только "бяко" и "киоко" - ночные истребители на базе "Гинга".[/quote]
Сергей,Ижевск в 18.01.2011 - 01:34
Спасибо всем на добром слове! Приятно видеть, что мой обзор годичной давности продолжает вызывать столь неподдельный интерес ;). Видно и впрямь не зря получил в своё время приз за лучшую статью месяца :)

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy