Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
«учебно-тренировочные самолеты семейства Як-18 сыграли очень важную роль в подготовке нескольких поколений летчиков ряда стран и оставили по себе добрую память»
Эффективная оборона страны невозможна без современных и надёжных военно-воздушных сил. Это прекрасно понимали и руководители нашего молодого социалистического государства. Поэтому одним из первых пунктов реализации военного строительства было требование «учиться военному делу настоящим образом».
Требование это, надо отметить, подкреплялось и отличной пропагандистской компанией. «От модели - к планеру - от планера - к самолёту!», «Товарищ Сталин - лучший друг советских лётчиков» и т.д
Для учёбы, разумеется, нужна парта. Для учёбы лётчика - летающая парта. Разработкой таких «летающих парт» занималось КБ молодого конструктора А.С. Яковлева. При всей неоднозначности этого человека, спорности определённых моментов его конструкторской и административной деятельности, бесспорно одно - в советские времена страна была обеспечена достаточным количеством самолётов первоначального обучения, эффективно выполнявших свою основную функцию - обучение молодёжи лётному делу.
От Кота. Вот эти песни-басни моего компаньона, носящие извинительно-оправдательный оттенок, меня здорово злить начинают. Чего объяснять-то? Лоббирование Александром Сергеевичем интересов своего КБ? Окстись, хозяин! Да кто ж так не делал и не делает?! Почитай про Нортропа, гражданина демократического оплота. Яковлев что, должен был КБ создать (а это титанический труд), и пойти чертёжником к Шаврову? Это он, А.С. Яковлев, создал КБ, под его руководством были созданы самолёты, пролетевшие над Берлином, и это его самолёты поставили на крыло миллионы парней и девчонок по всему миру. Так что, прежде чем умничать и критиковать человека, добившегося конкретных результатов, добейся их сам. Всё, Кот сказал своё слово.
Все недостатки трумпетеровского Як-18 в 32-м масштабе были многократно разобраны на модельных сайтах. «Чем дальше в лес, тем толще партизаны» - говаривает мой товарищ, а в отношении этого kit’а - чем больше разборов, тем больше недостатков, становящихся фатальными. Возможно, с точки зрения стендовика, не расстающегося с микрометром, и кладущего его вечером под подушку, это и так. Мы с Котом были настроены не столь пессимистично. Ну да, клёпку сапожным шилом китайцы делали, ну кокпит простоват, и с ВМГ недомудрили. Ничего страшного, решили мы. Вполне можно разумными затратами времени создать смотрибельную модель этого легендарного самолётика. Посему - доработки в пластике только там, где без этого решительно не обойтись, основное внимание - окраске, тонировке. В качестве основного иллюстративного материала была найдена отличная польская монография,
и несколько фотографий из Сети, ссылки на которые были любезно предоставлены коллегами с сайта. И вот чего у нас с хвостатым (а вот фамильярности я терпеть не могу, - прим. Кота) получилось.
Приборные панели, данные прозрачным полистиролом, сточены с изнанки (умеренно), оттуда же окрашены XF-1, наложены комплектные фотоплёнки. Не очень точно, конечно. Поэтому подобрали равновесное положение, и приклеили на MikroKristalKlear (ПВА, по-русски -прим. Кота). Рычаги управления - из комплектной ФТД с шариками эпоксидной смолы. На педали - ремни из тонкой фольги (спасибо канадцам, разливающим клей по примеру Пластикарта, в металлические тюбики). На кресла пилотов из двухкомпонентной шпаклёвки были сделаны мягкие накладки, ремни - из окрашенного тамиевского скотча, пряжки - фольга и проволока. Окраска, тонировка.
Звезда в таком масштабе, конечно, привлекательна для воспроизведения, но если полностью раскапотировать двигатель - потеряется характерный внешний вид самолёта, поставить опционально предлагаемый прозрачный капот - на любителя. Останавливало от таких экстремальных вариантов и то, что в kit’е проработка мотора слабая, и для его полной доводки потребовалось бы много времени. Посему был выбран компромиссный вариант - снимаем только одну крышку капота, и под ней займёмся деталировкой.
Двигатель собран, он сам и навесные агрегаты окрашены различными оттенками металликов и серого, установлены свечи зажигания и проводка к ним. После установки капотов всё это благополучно скрылось в темноте и под паутиной коммуникаций. Ну и ладно, зато есть.
От капота царапкой отделяется левая боковая крышка. На перегородке, в местах крепления задних кромок крышек капота, просверлены отверстия, на них уложены колечки из тонкой медной проволоки. Вменяемо получилось. Сложно собирается моторама, с постоянным примериванием по месту. Верхний маслобак красится в чёрный цвет, крепёжные ленты - из фольги-самоклейки. Кусочек плотного дерева послужил заготовкой для вытачивания нижнего бака, которого почему-то в kit’е нет вообще.
Капот и отделённая ранее крышка грунтуются, окрашиваются изнутри и снаружи, защищаются АКАН овским глянцевым лаком с отвердителем. После достаточно долгих доводочных/покрасочных/тонировочных работ наступило время уталкивать мотор под капот. Ан нет. Для особо одарённых в геометрии несложно было бы сообразить, что головки цилиндров по внешнему радиусу куда шире радиуса капота, и до раздельных обтекателей через зад капота (пардон за фразу) их не затолкать. В хлам переругавшись с Котом, начавшим иронизировать и насмехаться, тонким резаком отделил нижнюю крышку капота и с победоносным видом пристроил двигатель. Установил крышку на место, аккуратно подкрасив новый шов. Опираясь на фото 5 и аналогичные, из упомянутой монографии,
сваяли шланги/тросы. Использовали отожжённую медную проволоку, цветные жилки из компьютерных проводов (наконец-то понял, для чего нужны компъютеры, - прим. Кота). Получилось это.
Уплотнитель на передней шайбе имитируется густой жёлтой краской. Всё, шагаем дальше.
После покраски/тонировки бортов склеивается (кстати, сходится плохо - пришлось фиксировать капельками цианакрилата, потом проливать швы нормальным клеем. После шлифовки и осаждения заклёпок перерезается крой. Большая проблема - сохранить наружные заклёпки. Завершив этап, сообразил, что заклёпки надо было снести, а восстановить их БТТ-шными, от МастерКлуба. Благо, масштаб позволяет. Да, чуть не забыл. Хвостовая опора отрезается от узла крепления, и в нём, этом узле и отрезанной опоре высверливаются, строго соосно, глухие отверстия d.0,75. Это позволяет узел крепления вклеить в фюзеляж при его сборке, а опору закрепить на финишном этапе, пристыковав её через отверстие в фюзеляже на стержень, сделанный из внутримышечной иголки. Доделываем лицевую панель радиостанции, и переходим к закабинному люку. Окантовка срезается, удаляются внутренние держатели стекла. Проём несколько растачивается, вклеивается и втирается в контур тонкое оргстекло, накладывается маска из скотча по реальному размеру.
Для начала сделаем шкалы бензомеров. На kit’е они выполнены просто неприлично.
Да и крышки над заправочными горловинами тоже не годятся. Живьём всё это выглядело так.
Посему: из металла вытачиваем и полируем вытяжку.
Упаковку от таблеток, разогретую над газовым пламенем, натягиваем на этот штырь (господа гусары, молчать, ну, и так далее). Сразу не получается (я же просил), надо попрактиковаться. Когда приспособились, сделали сразу несколько, на случай возможной порчи. Получившийся колпачок отрезали в размер очень острым лезвием, и вклеили его в предварительно высверленное отверстие в консоли.
С обеих сторон, разумеется. С внутренней стороны подклеивается шкала из фольги (вот так это выглядит на просвет),
потом - жёлтая подложка. Из фольги-самоклейки вырезается колечко, и осаживается на стекло бензомера. Именно осаживается, чтобы получилась этакая выштамповка, а не просто плоское кольцо.
Кстати, зрительно эта фольга выглядит просто ужасно, как лунная поверхность, но после грунтовки/окраски - очень аккуратненько. Оптические хитрости, однако…
Из фольги же выдавливаются крышки заправочных горловин. На крыле имитируются узлы навески, приводы управляющих поверхностей, швартовочные скобы. Всё - из кусочков ФТД и медной проволоки. Так, а что делать со здоровенной посадочной фарой в носке крыла? Пока - ничего особенного. Из тонкого листового пластика формируем стенки полости, и после просушивания убираем лишнее вместе с «окантовкой». Уж болна ты дэвушка страшний… Всё остальное - при финишной сборке. В колёсных нишах вырезаем отверстия, и ставим в них имитацию концевиков.
Защищаем самодельные навески кусочками ленты, чтобы не отрывать всё это при дальнейшей работе. Клеим крыло к фюзеляжу, берём большую кружку свежего, крепкого чая с лимоном, и почёсывая Кота за ухом, любуемся самолётом, чей контур начинает обозначаться. Стабилизатор на этом этапе не клеим, только тщательно подгоняем его.
Изначально - две тощие палочки с глыбообразными шарнирами. Безжалостно (ой, ну ой, какие мы страшные, - прим. Кота) срезаем эти «двузвенники» и отрубаем штоки амортизаторов. Используя волшебный (ювелирный) разметчик, намечаем и высверливаем глухие отверстия d.1,1. Штоки отрезаем в токарном станке из иголки от американского шприца, d.1,05 (как удачно американцы дюймовой системой мер пользуются - прим. Кота). Н-да, шарниры хорошо-бы травлёные, да от пана Эдуарда… Прямо, как Глеб Жеглов - сейчас бы супчику, горяченького, да с потрошками! Нету супчика. Ограничимся корочкой хлеба. Тем более, что при внимательном рассмотрении видно, что профиль шарнира - П-образный.
И с помощью вот этого достижения стоматологической мысли начинаем выгрызать ранее отрезанные шарниры.
Получилось это.
Если привести в нормальный размер - вполне приемлемо. Хотя супчику бы, да с потрошками…
Собираем стойку, шток закрываем скотчем. По цвету. Анализ фотографий наглядно свидетельствует о фактуре тёмного металла.
Мешаем АКАН 86010 с каплей серого, задуваем стойки. Как тут и было.
Диски колёс в kit’е представлены жизнерадостно гладкими пятачками. В жизни всё куда сложнее.
С внутренней частью делать мы ничего не стали, а на внешней - засверлили отверстия, и приспособили ФТД от Part’а. Всё же лучше, чем ничего.
В завершение - шланг гидропривода, из медной проволоки, хомуты крепления - из фольги - самоклейки. Аккуратная смывка R308. Таблички - кусочки ФТД от Eduard (цвет подходит).
Вот, по основным доработкам - почти и всё. Кое-что доделывалось на конечных этапах. Упомянем.
Некоторое время назад попался нам с Котом сайт www.101.ru. По нему всё время самое разнообразное радио транслируется. И есть там канал - ВИА 70-х. Звучит по нему песня со словами «ночью мне приснился крокодил зелёный, зелёный - презелёный, как моя тоска». Круто. Вот и мы себе представляли наш Як в самой что ни на есть рабоче-пролетарской одёжке. Защитно-зелёный, выцветший, поношенный, но аккуратно ухоженный. «…Летали мы много. В период вывозных полетов по кругу аэродром представлял собой хорошо разворошенный муравейник. Инструкторы даже пищу принимали в кабинах...». И ещё «…Самым сложным оказалось мытье «брюха», а также передних кромок крыла и стабилизатора. Эту работу делали в строгой очередности, а зачастую и в качестве наказания со стороны механика за нерадивость. Дело в том, что аэродром представлял собой выбранный в степи участок, покрытый травой с массой разных насекомых, которые при взлете, посадке, да и при рулении тучами поднимались в воздух, разбиваясь о самолет, и к концу летного дня его низ покрывался заметным слоем серой, очень клейкой, засохшей массы, отодрать которую было не так просто…». Итак, в голове: самолёт на куске травяного поля, брошенный под нос самолёта брезент, на нём - крышка капота, на брезенте лежит.
Вот оно, счастье:
«Самым сложным оказалось мытье “брюха”, а также передних кромок крыла и стабилизатора. Эту работу делали в строгой очередности, а зачастую и в качестве наказания со стороны механика за нерадивость. Дело в том, что аэродром представлял собой выбранный в степи участок, покрытый травой с массой разных насекомых, которые при взлете, посадке, да и при рулении тучами поднимались в воздух, разбиваясь о самолет, и к концу летного дня его низ покрывался заметным слоем серой, очень клейкой, засохшей массы, отодрать которую было не так просто». По лаку - смывка R308 в нескольких оттенках.
Декали, включая и дополнения из нахомяченных запасов (должен отметить, что покупка токарного станка сыграла с эти типом злую шутку - трафареты резать для ОЗ в таком масштабе - не для нас ныне, плоттер ждём…Как же, непроизводительный ручной труд и всё такое…).
АКАНовское финишное покрытие. Снизу - меньше, на спинке - больше. Заметно сильнее высветлил крышки капота, в соответствие с фотографией.
Видимо, от нагрева краска быстрее выцветала.
Сухие пигменты MiG. Хоть они и БТТшные, мне они сильно нравятся. Насыпаешь на кусочек пластика по несколько крупинок разных цветов, и то сухой кистью, то смоченной родным растворителем, всласть оттопыриваешься на беззащитной модели. В этот раз я и нагар с выхлопов пигментами сделал. На прототипе он хорошо заметен.
Ставим навеску и вспоминаем про фару. Из кусочка прозрачного пластика выточил сам корпус фары, задул её черным и серебрянкой, вставил лампу. Вклеил фару, из пищевого пластика вырезал прозрачную накладку, подклеил её на консоль эпоксидкой - пятиминуткой. Поверх - накладка из самоклейки,
подкрасил в цвета фюзеляжа. АНО на концах крыла - серебрянка, лак красный/зелёный, смола в качестве стекла. Так же хвостовой АНО. По поводу чехла на хвостовой опоре - можно не делать, можно и сделать.
Ставим опору на штифт, и путём нехитрых манипуляций с тамиевской шпаклёвкой получаем чехол.
При окраске воздушного винта
не забываем про накладки на лопастях.
Стыкуем капот с фюзеляжем, не питая иллюзий по поводу зазоров.
Ну, и далее - ленты на стык консолей и центроплана, резиновые дорожки и прочее.
В IKEA прикупил рамку из некрашеного дерева, дабы более соответствовать концепции минимализма (вот врун - эта рамка ему обошлась в 30 целковых, а нормальная, в ФотоЛэнде стоит 70 рублей. Целых 40 тугриков сэкономил - как раз на новый фотик хватит, - прим. Кота). Брезент - пропитанная в тамиевском акриле нетканая салфетка. Ну вот что получилось.
Kit, который можно дорабатывать до бесконечности. Но и разумными затратами времени можно получить вполне симпатичную модель. В пластике, конечно, упрощений много, но художественные работы без результата не остались. Нормально.
Прикольно получилось. Делали с удовольствием, не заморачиваясь на супердеталировку, и с удовольствием оттопырились на окраске/тонировке.
Фотографии, как всегда, откровенное…, э-э-э, как бы помягче сказать-то… Ничего, будет и на нашей улице праздник, и кризис кончится, и купим мы фотик. И будет нам счастье. А модель - модель нормальная. Для любителей деталировки - непаханое поле, а можно просто в удовольствие сваять. Не пожалеете.
Олег Якушенко, Кот.
Y.Alex в 21.09.2009 - 13:58 Я уже говорил здесь на сайте - Scalemodels привлёк меня именно как сообщество равных людей с общим увлечением. Попытки "забронзоветь" и определять: какие модели и как делать, что говорить и когда - настораживают... Evil or Very Mad
С уважением - Олег. Не , Олег, меня не настораживают, обычное обсуждение. От этого и и сайт и моделисты только выигрывают. Но вы заметили, из уймы зарегестрированных пользователей, пишут статьи и выносят их на обсуждение в основном одни и те же. Новичков - очень не много. Я и сам оооооочень долго раздумывал, прежде чем выставить первые работы, не смотря на жизненный опыт. Может это и есть ожидание беспощадной критики?. А что уж говорить о молодых ребятах. Но, коллеги, соглашусь, что Олегу Якушенко, не стоит так близко воспринимать сказанное. С уважением, Александр. |
Y.Alex в 21.09.2009 - 15:44 Простите, Олег, уже исправил. С уважением, Александр.
Умрем....отберем.... Умрем.....не отдадим. Да уж. |
Paulito в 21.09.2009 - 15:47 Уважаемые коллеги!
Убедительно прошу Вас всех - НЕ НАДО ССОРИТЬСЯ!!!!! Давайте заниматься тем, что мы очень любим - СОБИРАТЬ МОДЕЛИ!!!! С превиликим уважением, Павел. |
foxbot в 21.09.2009 - 15:53 Согласен с коллегой Paulito. Дискуссия явно заходит в тупик. Может, сторонам пора успокоиться и не разжигать бурю страстей? |
BatMan в 21.09.2009 - 16:51 Договорился с зятем, что пока не куплю новый фотик, буду брать напрокат у него
Ну, наконец-то! Значит, есть прок от критики... Цена - выходной с внуком А кот не будет ревновать? :lol: |
omega в 21.09.2009 - 17:46 Гоняет по дому, вяжет хвост узлом и кричит Коту в ухо. Последний раз отпаивал валокардином.
С уважением, Олег. Так не всё же Коту масленица... :mrgreen: И позволю себе процитировать ещё одного Кота: "Ребята, давайте жить дружно..." Прежде чем что-то написать, стоит подумать, а потом ещё и перечитать написанное перед отправкой... С уважением ко всем - Олег. |
Вячеслав_Демченко в 21.09.2009 - 19:12 Я немного поколдовал с фотками и выкладываю то, что получилось из них выжать. На абсолютное соответствие модели не претендую, но, мне кажется, так рассматривать намного приятнее... Олег, надеюсь, не возражаешь?
К сожалению, с Фотошопом я не на "ты", посему прошу меня извинить, если что... И ещё. Положа руку на сердце, скажу, что мне (подчёркиваю лично мне, т.е. это мнение субъективное и не претендующее на истину!) результат работы над моделью не понравился. Но критиковать не хочется, почему-то. Хотя, если Олег не против, могу по пунктам расписать что и почему. И расписать здесь, в теме. Дабы не быть уличённым в каком-то "бронзовении"... :roll: Кстати, на верхнем фото окраска теперь смотрится замечательно и очень интересно! Заметно потрёпанный аппарат, местами потёртая поверхность, местами - выгоревшая... |
Вячеслав_Демченко в 21.09.2009 - 19:46 Олег, если соль в тонировке, то она, похоже, удалась. Если бы ты снимал на белом фоне, то было бы проще "окультурить" фотки... Всего-то делов - подложить лист ватмана! :)
Честно говоря, я бы оставил только одну верхнюю картинку. А заклёпки ты зря поставил... Блин! Не удержался таки... :oops: |
Ersiarch в 17.10.2013 - 16:33 Тема: Trumpeter 1/32 Як-18 (Yak-18) - Прост...(#2016) - обсуждение А зачем акцентировать внимание на недостатках модели? При аккуратной сборке и окраске (тонировка какая-то омытая дождями) модель будет внешне очень похожа на самолет. Идеальных моделей для летных технарей на пенсии нет. А Трамп, Хаси, Академы это вам не НОВО или Тбилиси. Зачем так глубоко прикапываться - я не пойму.
Добавлено спустя 1 минуту 23 секунды: А начинающих вообще никто не трогает , даже наоборот ! Если б эта статья была от начинающего - то совсем другое дело ! Ну-ну... Пару начинающих из молодёжи я знаю - тех, кого изрядно попинали без всяких скидок :sad: Так что они теперь сюда ни ногой... С уважением - Олег.Ну, волки моделизма, они придирчивы и склонны к критике. Добавлено спустя 7 минут 26 секунд: Thunderbolt Это уже второе обсуждение...сначала была открыта апогейная тема в курилке, типа того что скоро вы все обалдеете от моей работы!!!!!!! А сейчас открылся свежачёк....теперь балдейте и хвалите!!!! Автор показал, что отдыхая от серьезных работ Закончил многомесячную борьбу с Як-18 в 32-м от Trumpeter. Я это сделал! Это мы так отдыхаем? а главное, выставлять эти работы не боясь критики Сомневаюсь......критика а темах Олега Якушенко вообще не приемлема.....а если не будете хвалить а критиковать я вам столько хамства отстегну, что вы просто прозреете!!! Автор показал, что отдыхая от серьезных работ, можно делать модель без модных и изощренных изысков Тут многие показывают и не только автор . На сайте, все модели довольно строго рассматриваются, причем не всегда корректно со стороны форумчан, отчего начинающие моделисты бояться "попасть под раздачу" и правильно делают! Большинство из них больше не будут выставляться, а если молодежь с тонкой душевной организацией, то охоту можно напрочь отбить! По поводу молодёжи я так же полностью согласен с Лекарем. На фига ей с работами лезть в компанию таких высокородных донов от моделизма? Всё равно обмажут. А вот это уже плевок в сторону сайта..... Лекарь и Якушенко....не отвечайте за начинающих моделистов, а то придет очередь из тренажерки и попросит ответить за слова... P.S. Олег, а может вам просто завидуют и аппаратура тут ни при чем??? Что то торможу......а чему завидовать? Пока хирурги боролись с непроходимостью кишечника, я печатал Разве что вот этому.....я бы не был так сосредоточен на статье... :lol: :lol: Закакали тему. Аминь. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Делал для себя - пожалуйста. Модель выставлена на обозрение, есть проблемы, почему на них не указать? Я бы был только благодарен за внимание к модели...