Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M)

Продолжая начатую тематику легких спортивно-пилотажных самолетов в 72-м масштабе, фирма амодел выпустила две новинки – модели самолетов Як-55 и Як-55М, модели пилотажных самолетов нового поколения. Обзор этих моделей я и предлагаю сегодня вашему вниманию.

Маленькие пилотажные самолеты Як-55 и его модификация Як-55М должны были стать массовыми пилотажными самолетами, заменяя в аэроклубах устаревающие Як-50, а так же стать самолетами первоначального обучения и тренировки после Як-52 для летчиков-пилотажников и сборной команды СССР по высшему пилотажу, перед тем как они пересядут на «самолет мастеров» - Су -26 и его модификации.

За модель

Модель попала ко мне несколько раньше официального выпуска. Поэтому, пока нет коробки и декалей, но, думаю, что это не самое главное. ;-)

Первые впечатления.

Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M) Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M)

В коробке моделиста будет ждать 4 рамки светло-серого пластика и отдельно фонарь. Отлито все довольно четко, утяжин я не заметил, облоя практически нет (пока формы новые). Пластик стал более твердым и хрупким.
Производитель пошел по пути унификации (что понятно) и дал фюзеляж, плату с мелочевкой и фонари одинаковыми в обоих наборах. Мелочевка, естественно, тоже унифицирована, так что, в зависимости от набора и варианта сборки, часть деталей не используется. Всего в наборе Як-55 я насчитал 42 детали.

Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M) Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M)Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M)Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M) Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M)

Фюзеляж

Дан двумя половинками и представляет одно целое с килем. В чертежи Исаева ложится просто замечательно (видать по ним и делали). Расшивка тонкая внутренняя, местами пропадает. На первый взгляд, стыкуемость половинок фюзеляжа – средняя. По шву, после склейки, придется немного «пробежаться» наждачкой.
Места установки стабилизатора и крыла показаны корневыми наплывами.

Кабина

Для такой маленькой модели проработана неплохо – кресло с поликом кабины, на котором просматривается рифление, РУС, педали и приборка. Правда, приборка совершенно лысая. Однако желающие вполне могут доработать ее сами. Фонарь на модели, все же довольно толстый, но прозрачный, без дефектов литья. Переплет показан тонким рельефом.
Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M) Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M)

Мелочевка

Винты (2- и 3-х лопастные), шасси, рули оперения, коки воздушных винтов даны сразу на оба набора. Безусловно, потребуется небольшая обработка и подгонка перед установкой на модель, особенно это касается стоек шасси, которые даны и на ранний вариант Як-55 с обтекателями и на более современные аналоги без обтекателей.
Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M) Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M) Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M)Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M) Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M) Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M) Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M) Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M)

Крыло Як-55

Отлито довольно четко – облоя, утяжин и прочих дефектов нет. Расшивка, как и на фюзеляже, тонкая, внутренняя, местами пропадающая. По геометрии есть один маленький недостаток – по чертежам Исаева крыло несколько (на 1,5-2 мм) короче нужного. Огрех незначительный, можно или исправить, или закрыть на него глаза – явно обводы модели он не портит. Стыкуемость крыла также, на среднем уровне, будет необходима подгонка. При правильной подгонке профиль наплыва на фюзеляже хорошо стыкуется с профилем крыла в районе стыка.
Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M) Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M) Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M)Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M) Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M) Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M)

Крыло Як-55М

Все вышесказанное для крыла Як-55 относится и к набору Як-55М. Разве что, хочу добавить, что геометрия тоже прихрамывает – крыло меньше по длине и по хорде на 1-1,5 мм. Рулевые поверхности пролиты достаточно четко и аккуратно. Кстати, не хватает триммеров.
Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M)Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M)Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M)Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M)

На модели можно осуществить доработки:

  • Отполировать фонарь
  • Доработать приборку
  • Заменить или доработать выхлопные патрубки
  • Сделать расшивку несколько глубже
  • Доработать решетку охлаждения двигателя
  • Установить ПВД на левую консоль крыла (почему-то не нашел в наборе)
  • Для Як-55М добавить триммеры на рули

В итоге

Модель не имеет явных изъянов в геометрии, мелочевка дана практически вся, хотя и собираемость средняя (исполнение все же прихрамывает – ЛНД оно все-таки остается ЛНД). Я думаю, что, при приложении небольших усилий она займет достойное место на полке любого моделиста, увлекающегося отечественной авиацией в 72-м масштабе.

При работе использовал материалы

  • Интернет-энциклопедии Уголок неба
  • Сайт http://www.airliners.net/
  • Книгу Самолет Як-55М изд. Москва. Транспорт 1992 г.
  • И чертежи Исаева А. из вышеназванной книги.

Фото прототипа, который я хотел бы собрать

Обзор Амодел 1/72 Як-55 и Як-55М (Amodel Yak-55, Yak-55M)

Пожалуй, все, что хотел сказать.
С уважением, Любомирский.

Хотел поблагодарить фирму Амодел, Назимкова В. и Леушина А. за предоставленные модели.
И конечно коллег с форума, которые помогали мне в поиске материала по прототипу.

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
alex_hurri в 02.08.2011 - 12:48
Ну вот и первая модель яка :) Поздравляю.

Только один вопрос, а существует ли фото этого як-55 в стандартной окраске ДОССАФ?
destinxxx в 02.08.2011 - 12:57
у нас на аэродроме как раз точно такой же. опять таки, если его за последние пару что меня там не было, не уничтожили. не должны. он летал тогда будь здоров
DaTala в 02.08.2011 - 13:14
[quote="Любомирский"]Работы над моделью завершены.

Что у него с элеронами? Да и это Эмка вроде как
alex_hurri в 02.08.2011 - 13:25
Я не спроста задал этот вопрос... такой самолет был ровно один! И варинтов окраски на фото сохранилось ровно 2. С бортовым номером 55 и 07. Обе окраски были в журнале крылья родины на одной странице.
Собственно по литературе было выпущенно порядка 100 самолетов Як-55 и примерно такое же количество як-55м. Но с таким фонарем и крылом есть фото только 2 самолетов. Куда делась сотня самолетов в таком случае? Я начал копать и ответ нашел в книге Кондратьева "Самолет своими руками". В начале 90-х годов он был близок к теме пилотажных машин (собственно он автор самолета су-26), поэтому в книге есть небольшая глава посвященная пилотажкам.
[url=http://radikal.ru/F/s011.radikal.ru/i315/1108/d9/7da692a7366a.jpg.html][/url]

Смотрим внимательно на серийный самолет и на фото як-55м :) Много отличий найдете? Собственно видимая разница только в размахе 8.10 у як-55м против 9 у як-55. Отсюда и появилось выражение як-55 с коротким крылом, который собственно и является як-55м.

Так что а-модел повторил свою ошибку с су-26. Мало взять проекции из журнала и сделать по ним модель, неплохо бы разобраться, а что на проекциях изображено. То что они называют Як-55 - первый его прототип, а як-55 на самом деле совсем другой самолет :)

Ну и бонусом ссылочка на хорошее фото, каким именно этот самолет был.
http://rus-aerobatics.ru/gallery/main.php?g2_itemId=577
destinxxx в 02.08.2011 - 13:42
блин. вы меня заинтриговали! как из отпуска приеду - сразу на аэродром. убью двух зайцев - ещё пофоткаю ту-124 у туполевского музея.
я этот як-55 когда там работал обслуживал. бортовой то ли 05 то ли 07.

Добавлено спустя 8 минут 12 секунд:

фото с яндекса. карты были обновлены вроде год или два назад. я там не был где то два года. в то время он ещё летал!
[url=http://postimage.org/image/1ak32v0o4/][/url]
хотя может память и подводит. потому что я уже припоминаю что окраска крыльев БЫЛА!
Любомирский в 02.08.2011 - 13:44
alex_hurri, спасибо. Красил по схеме для Як-55М
[url=http://postimage.org/image/slnsujl0/][/url]
На фото Як-55М.
Амодел для своего набора Як-55 дает первый вариант с желтыми полосами (07-ой, по-моему)- лично мне не очень нравится, поэтому так покрасил.
Як-55М тоже планирую собрать. Там вся загвоздка с панелями на элеронах, которые я начал переделывать.

Если идти в историю, я где-то читал, что изначально Як-55 делался под скоростной пилотаж, однако, пока его сделали, мода на фигуры на больших скоростях прошла и все больше отдавалось предпочтение полетам на малых скоростях. Так что уже готовый самолет пришлось переделывать под новые требования. Серьезно изменилась форма крыла в плане. Вроде так.

Выходит, стоило красить как рекомендует производитель, с желтыми и красными полосами?
cnext в 16.09.2011 - 17:02
По Як-55 и 55М

Всего было 3 типа самолета.

1) Прототип с толстым крылом малого сужения. Я видел только одно фото этого самолета с номером 07 в красно-белой окраске. Именно его модель сделала А-модел и неправильно покрасил ув. Любомирский
1А) Про вариант с укороченным крылом с чертежа alex_hurry/Кондратьева (1А) мне неизвестно, его фото не видел, но не исключаю, что он существовал. Возможно, именно он изображен на ссылке alex_hurry с номером 55, размах крыла по фото непонятен.
2) Як-55 серийный, с новым крылом. Именно он изображен на первых двух фотографиях в предыдущем посте и на чертеже alex_hurry. В серии его крыло сверху красилось в белый цвет сверху и красный снизу. Такой модели не существует. И в зеленой книге он не упомянут, откуда и пошла вся путаница.
3) Як-55М серийный. Изображен на третьей фотографии в предыдущем посте. Отличатся от 55 серийного меньшим размахом крыла. Крыло укорочено примерно на 400 мм с каждой стороны со стороны фюзеляжа. Т.е. корневая хорда меньше, чем у простого 55-го. Фюзеляж таких самолетов красился аналогично Як-55, но крыло было красно-бело-синим сверху и белым со звездами снизу. Это вторая модель A-model. Линейкой ее не мерял, но визуально пропорции на Як-55М очень похожи.
Так что, изготовитель всё правильно сделал.

Существует еще двухместный Як-54, сделанный на базе Як-55, и выпущенный небольшой серией, а также переделка под названием СМ-94 ЕМНИП.

Источник информации. У нас в аэроклубе летали оба самолета, и у меня была возможность сравнить их, когда стояли рядом, и даже померять размах рулеткой. В литературе то о чем я говорю не отражено.
История самолета такая.
Прототип был облетан сборной СССР и признан неперспективным ввиду изменения моды на пилотаж. Далее самолет обрел новое крыло с более острым профилем, что способствовало лучшему исполнению штопорных бочек. Эта часть истории описана в зеленой книжке.
Однако, угловая скорость была признана недостаточной, да и мода опять поменялась, и появился на свет Як-55М с укороченным крылом. Он по характеристикам был ближе к Су-26, хотя и не дотягивал.
В клубах и на соревнованиях обычно летали оба типа. Количество я не знаю, но встречались одинаково часто. Некоторые летчики предпочитали длиннокрылые самолеты - они хоть и крутились не столь резво, но лучше выполняли вертикальные фигуры.

Як-55 длиннокрылый:


Обратите внимание на расстояние от фюзеляжа до элерона. Сами элероны одинаковые, разумеется.
Еще у самолетов отличается форма весового компенсатора элерона. На фото это видно.
alex_hurri в 18.09.2011 - 22:55
Большое спасибо за информацию. Никогда бы не подумал что окраска крыла может стать таким хорошим ориентиром.
По поводу СМ-94. Собственно самолеты называют СП-55 и СП-55М и представляют модернизацию планеров самолетов як-55, внешне отличаются от исходника развитым гаргротом, другим рулем направления, прямыми рессорами по типу су-29 и су-31. Разработан и переделывается фирмой Техноавиа (Кондратьев)
RF-01037 в 15.01.2013 - 22:20
Вот кстати да,в Чебоксарском АСК тоже было 2 Як-55..одинаковых сбоку,но видимо с разными крыльями...т.к. при одинаковой схеме окраски у одного на РН написано Як-55 у другого Як-55М...

Добавлено спустя 4 часа 15 минут 2 секунды:

Работы над моделью завершены.


Работы у меня двигались тяжело, много сложностей было с покраской (плохая адгезия), скорее всего из-за необычного пластика из моего набора. Покрасил как и хотел, в стандартный вариант для ДОСААФ СССР.

Вы бы хоть смывочку кое где применили...М-14П далеко не Ротекс....масло по любому летит на 360 градусов))смотрится как нарисованный...
Alazan в 12.01.2020 - 22:43
# # #

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy