Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Как-то этим летом, перелопачивая компьютерные папки (коих много у меня), наткнулся на подборку снимков своего самодельного Як-12М, которые мы когда-то делали для публикации на "РУМОДЕЛИЗМ" и "нахлынуло...
Эта модель для меня особенная. Делал её с любовью. Прочие "долгострои" под конец, бывало, делаешь "через не могу", но с этой моделью такого не было. Этот Як делался более тридцати лет назад.
В то время в моём распоряжении не было ни интернета, ни цифровых фотокамер, так, что процесс постройки не заснят, да и мыслей тогда таких не было ("зачем?.."). Не было и чертежей. Материалы по Яку собирал с трудом. В этом мне помогал Виктор Васильевич Шаповалов (царствие ему небесное), бывший пилот и начальник диспетчерской службы Уфимского аэропорта. Нашлось немало фотографий и рисунков. Графику использовал из рисунков М. Петровского из "Крыльев Родины", которые оказались довольно точными. Делал я вещь с амбициями: открывающиеся двери (с подвижными форточками) и самое интересное - ручка управления в кабине "ходила" за подвижным рулём высоты.
В "лихие девяностые", оставшись без работы, продал почти всю коллекцию моделей, но этот Як продавать и мысли не было, хотя человек говорил, что "согласен на любую цену". Действительно, на тот момент этот Як-12 был, наверное, уникальным, поскольку ни А-моделовского Яка, ни самого А-модела тогда ещё не существовало.
Впервые модель быа опубликована на "РУМОДе" в 2010 г. До этого я не состоял ни на каких модельных сайтах, но по настоянию друзей решил "окунуться" в это дело. В качестве первой выставляемой модели решил взять именно этот Як.
К тому времени он был уже не таким "огурчиком", как прежде, ибо пережил страшное покушение в результате конфликта (личное...) и его пришлось долго восстанавливать.
Надо сказать, что никакого опыта съёмок ни у меня, ни у моих друзей не было. Снимали на фоне белой тряпочки и на плафоне настольной лампы, используя для освещения "лампочку Ильича". И конечно, это сказалось на качестве снимков - там был сплошной недосвет. Весьма тёмненько получилось. Помню первый комментарий после публикации: "У вас там что, всё время полярная ночь?"
Пересмотрел эти фото (уже сейчас) и решил попробовать подсветлить их в редакторе Paint NET - вроде-бы стало получше.
Эта модель, не сказать, чтоб совсем не светилась на "Скале", но появлялась мельком. Я подумал, что она заслуживает большего и решил её выложить. Да не осудят её люди.
Сейчас Як имеет ещё более "больной" вид. Хотя и на тех фото, что есть, заметно, какие поганые декали у меня тогда были в наличии, некоторый перекос в предкрылках и ещё много чего можно насобирать. Думаю как нибудь найти время и обновить этого любимца.
Долгое время считал, что Як-12М 1/72 есть только у меня, но потом оказалось, что на "Каропке" в прошлом году выставлена работа Александра Лобанова - тоже самоделка:
Сейчас доступен только Як-12А от А-модел, но было-бы логичнее выпустить именно Як-12М, как более массовый.
С уважением, Константин.
Ltl в 01.10.2024 - 03:37 Красивый самолётик и сделан хорошо. Лет двадцать назад мне приходилось несколько раз подлётывать на таком. Однажды даже за штурвалом, (- не самостоятельно конечно!) Меня попазила тогда удивительная его простота - резиновая амортизация, остекление крепящееся к переплёту фонаря шнуровкой!! :facepalm: |
Монтёр в 01.10.2024 - 13:15 Можно было бы написать как делалась, из чего. Я думаю многим было бы интересно.
За те, более тридцати лет, многие подробности подзабылись, но постройка принципиально не отличалась от постройки Як-12 (М-11) 1/48, что я выкладывал в 2014 г.(хотя там сейчас подробно не рассмотришь- все картинки, опубликованные в 2014 г. не увеличиваются из превьюшек). Помню, что сначала сделал боковины фюзеля, подогнал к ним двери на петлях, склеил первоначальную коробку фюзеля из боковин и распорок и уже потом подгонял остальные детали (сверху, снизу, спереди) к этому. Строил из листового полистирола. Переднее остекление выдавил из оргстекла. Шины колёс делал оригинально: чтобы получился протектор, набрал шины из отдельных пластин (по пять штук), обточил, выделил зазоры меж пластинами и вышли хорошие шины (хорошо, что у этих колёс лишь по четыре бороздки на протекторах). Провести тяги межу рулём высоты и ручкой управления оказалось не так сложно. Когда-то в лесу, за уфимским аэроклубом знакомые ребята обнаружили фюзеляжные фермы от списанных Як-12М и один из них перетащили в мастерские местного авиатехникума в надежде использовать это в своей конструкторской деятельности. Оттуда я отодрал оставшиеся кусочки полотна обоих цветов (зелёный и голубой) и под этот цвет подбирал краску для покраски модели. модель вроде видел уже когда то... На каропке? Нет, на "каропке" эта вещь точно не светилась. Появлялась лишь на РУМОДе и на "Скале". Делать любую модификацию Як-12 из А-модела действительно проще, тут Вы правы. резиновая амортизация, остекление крепящееся к переплёту фонаря шнуровкой!! Мой приятель, бывший лётчик аэроклуба, рассматривая остатки шнуровки остекления на упомянутых мною останках Як-12, воскликнул: " Так вот почему в полёте в кабине всё время был сквозняк!" Наш коллега Evgen.36 взялся строить Як-12 (М-11) ,1/48, но в мае что-то застопорилось и новых постов пока нет. Как я понял, он фюзель делает не совсем так, как у меня. |
Anonymous в 01.10.2024 - 14:34 Тема: Самодел 1/72 Як-12М - Любимчик Очень зачётный реликт! Повеяло старинным моделизмом... Спасибо, что поделились! |
Монтёр в 01.10.2024 - 17:35 Вы действительно набирали низ из отдельных полосок?
Это обтяжка тканью по стрингерам. Прогиб ткани, натянутой как барабан (С) Самолёт за кабиной действительно снизу доверху обтянут полотном и стрингера выпирают, как рёбра у дистрофика. Изображаю я их путём выскабливания между нарисованными рёбрами. Таким-же образом изображаю обтяжку крыла и оперения. |
FORGER в 01.10.2024 - 17:51 Самолёт за кабиной действительно снизу доверху обтянут полотном Не знал, думал он весь металлический. Так у него только боковины ф-жа дюралевые или вообще только мотоотсек и отсек кабины, а дальше каркас, обтянутый полотном? Изображаю я их путём выскабливания между нарисованными рёбрами. Здорово! У меня и было два предположения: либо это набрано из отдельных полосок, либо нужно соскабливать. |
Монтёр в 02.10.2024 - 12:20 Не знал, думал он весь металлический. Так у него только боковины ф-жа дюралевые или вообще только мотоотсек и отсек кабины, а дальше каркас, обтянутый полотном? Конструкция, характерная для тогдашних самолётов Яковлева. Дюралевыми панелями обшивалась носовая часть, а за кабиной всё обтягивалось полотном, за исключением металлических зализов, грузовой двери, лючков и пр. Добавлено спустя 18 часов 13 минут 21 секунду: Не знал, думал он весь металлический Вот, кстати, снимок изнутри, где неплохо видно, что там металлическое, а что полотняное: |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Самодел 1/72 Як-12М - Любимчик
Смысла расписывать пожалуй и правда нет, когда можно конверсировать А-модел