Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый диверсант

В конце 1941 года английские адмиралы буквально тряслись от мысли, что линкор «Тирпиц» может быть переброшен с северного ТВД в атлантику. Повторять операцию, аналогичную охоте на «Бисмарк» с неизвестным результатом им определённо не хотелось. И тогда возникла идея предотвратить возможную переброску немецкого линкора, путём уничтожения единственного дока, в котором данный корабль мог произвести серьёзный ремонт – док Луи-Жубер-Лок в Сен-Назере 1936 года постройки.

 
Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый диверсант
Была разработана специальная диверсионная операция под названием Chariot (Колесница). Предусматривалось использование в качестве основного участника бывшего эсминца США HMS Campbeltown, груженного взрывчаткой. В качестве резервного, предусматривался ранее переделанный для другой, несостоявшейся диверсионной операции, торпедный катер типа «Воспер» МТВ-74. Его задача состояла в подходе к объекту (в зависимости от ситуации это были либо внутренние ворота шлюза, либо ворота шлюза в старом доке) и сбросу двух торпед с часовым механизмом. Торпеды ложились на дно рядом с объектом и через установленное время взрывались, давая возможность диверсионным силам безопасно уйти. HMS Campbeltown так же должен был взорваться с задержкой по времени. Кроме этих кораблей привлекались другие катера для высадки диверсионных групп, управления операцией и последующей эвакуации диверсантов и экипажа эсминца.

Как всегда бывает, всё пошло немного не по плану. 28 марта 1942 года группа британских кораблей сначала была обнаружена немецкой подводной лодкой, затем, при приближении к объекту атаки обстреляна с берега. Тем не менее HMS Campbeltown удалось протаранить батапорт дока и намертво в нём застрять. МТВ-74 так же выполнил свою часть операции и отстрелил торпеды по шлюзовым воротам дока. Но вот затем на англичан обрушился шквал огня. В этой ситуации МТВ-74 со спасённым экипажем эсминца вполне мог уйти и уже развил достаточную скорость, но его командир Роберт Чарльз Майкл Вон Винн, (7–й барон Ньюборо, если что) заметил на причале двоих англичан и решил их так же забрать с собой. Не вышло. Катер сбросивший скорость стал отличной мишенью, получил несколько попаданий снарядов и затонул. В результате из 36 человек экипажей катера и эсминца в живых остались только трое, включая принявшего роковое решение Винна. Утром они были пленены немцами. HMS Campbeltown взорвался, еще через двое суток рванули и торпеды «Воспера». Док был серьёзно повреждён, а саму операцию «Колесница» англичане называют самой успешной спецоперацией второй мировой войны (несмотря на практически полное уничтожение диверсионной группы). Винн выжил в плену и впоследствии был награжден крестом за выдающиеся заслуги. Док Сен-Назера был восстановлен только в 1947 году.

Теперь к модели

Модель торпедного катера типа «Воспер» МТВ-74 фирмы Италери в масштабе 1:35 была мной приобретена случайно. Хотел стандартный «Воспер», а приобрёл через сайт диверсионную модификацию. Поначалу даже собирать не хотел, но потом, как оказалось, мне такой внешний вид катера «зашел» даже больше.

 

Основная проблема при сборке – определиться с реальными доработками диверсионной версии, так как в описаниях катера имеем одно, а реальные фото (их всего три) показывают другое.

Если верить описанию, взятому из различных источников интернета, на катере для его использования в качестве диверсионного, были выполнены следующие изменения:
1) Сняты стандартные для этой модели торпедные аппараты калибра 21” (возможно вообще
не ставились изначально).
2) На баке установлены 2 торпедных аппарата меньшего калибра 18”(и веса соответственно).
3) Изменена форма рубки, добавлено ограждение, затянутое брезентом.
4) Убрана (или изначально не ставилась) огневая точка в виде круглой стальной конструкции
со спаренными пулеметами.
5) Демонтировано стандартное ограждение входа в моторный отсек и смонтировано новое,
лёгкое, затянутое брезентом.
6) Изменена выхлопная система – установлены глушители с длинными выхлопными трубами с
целью давать выхлоп за корму, тогда как в стандарте выхлопы шли по бортам. В сети есть
информация о том, что эти бортовые выхлопы были заглушены.
7) Перед торпедными аппаратами, на баке выполнена металлическая трубчатая конструкция,
видимо для «работы» с боновым противоторпедным заграждением.
Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый диверсант Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый диверсант
На 2-х фото видим катер в процессе доработок. Уже установлены 450-мм торпедные аппараты, изменена рубка, нет огневой точки, но есть брезентовое ограждение входа в моторное отделение и сохранились стандартные выхлопы по бортам.
Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый диверсант
На третьем, не очень качественном фото виден катер на ходу. На корме видны новые глушители с длинными выхлопными трубами. К сожалению волны и брызги закрывают места выхода стандартных выхлопов, что не позволяет однозначно определить их наличие или отсутствие.
Тут возник вопрос – зачем необходимо глушить трубы и зашивать места их выхода в бортах, если через эти же трубы осуществляется дренаж воды системы охлаждения двигателей? Не проще ли внутри развернуть систему выхлопа, оставив дренаж на месте? Кроме того, в одном из источников прочитал, что на катер были установлены два дополнительных маломощных двигателя для экономичного и тихого хода (помимо трёх основных), что окончательно меня запутало. Производитель модели, как и источники из И-нета предлагают установить 4 одинаковых глушителя с длинными выхлопными трубами и заглушить бортовые выхлопа. Лично мне такое действие показалось сомнительным.

С учётом вышеизложенных мыслей предположил, что новые глушители требовались для новых двигателей (по два глушителя на один двигатель), а старые выхлопа остались на месте.
Если же выхлопная система всё же переделывалась, то должны были остаться дренажи. Поэтому решил бортовые выхлопы ставить. Но тут возникла первая проблема: в комплекте модели только одна нужная деталь из трёх. И то – случайно, на одном из литников. Видимо остальные идут в комплекте с неиспользуемыми элементами типа пулеметной установки.
Пришлось сделать силиконовую форму и отлить две детали из эпоксидной смолы.
Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый диверсант
Так же возникли вопросы к гребным винтам – в наборе все винты одного вращения, что не есть правильно. Но так как модель сразу предполагалась ходовой и радиоуправляемой, винты были заказаны на Алиэкспрессе вместе с остальной начинкой (регулятор хода, приёмник, аккумулятор, рулевая машинка). Электромоторы нашлись в залежах хлама, дейдвудные трубы были спаяны из латунных трубок разного диаметра, валы выполнены из велосипедных спиц. Винты по получению оказались не латунные, а стальные, с красивым золотистым покрытием. Все равно пришлось их обработать, подрезать по диаметру, снять напыление и отворонить оружейной химией вместе с валами, благо низ корпуса имеет черный цвет.

Затем занялся корпусом модели. Приклеил корму, врезал дейдвуды, отцентровал и приклеил их, затем для прочности и герметичности залил стыки двухкомпонентной шпаклёвкой. Поставил двигатели. Сделал рули. Конструкция рулевой системы в модели абсолютно аналогична по внешнему виду реально существовавшей, только вместо болтов с головкой 1-1,5 мм пришлось поставить несколько более крупные изделия (на случай возможного ремонта). Из упаковочного уплотнителя соорудил посадочные места для аппаратуры, смонтировал всё на резиновый клей, спаял переходники, поставил мощный выключатель чтобы не снимать каждый раз для операций по отключению и зарядке аккумулятора палубу. Так же удлинил шлейф зарядки на аккумулятор. На палубе выбрал элемент для лёгкого доступа к выключателю и шлейфу зарядки, сделал влагозащищённую крышку. На неё пришлось смонтировать и спасательный плот, чтобы не снимать его отдельной деталью.

Далее выбрался на палубу. Доски палубы на модели сымитированы невнятными, почти невидимыми полосками, что не соответствует виду на фото. Пришлось прорезать скрайбером всю палубу. Так же обратил внимание на нестыковку палубных элементов на фото и теми деталями, которые предлагает производитель модели. Пришлось перенести некоторые детали, добавить один кнехт, изменить высоту вентиляционных труб. Иллюминаторы и окна рубки клеил на суперклей и заливал с обеих сторон футурой. Трубчатую конструкцию на носу укрепил при помощи медицинских игл и заодно сделал съёмной. Отгрунтовал модель аэрозольным грунтом и отшлифовал с водичкой.

С окраской ниже ватерлинии всё просто – чёрной краской автомобильного происхождения из баллона. С камуфляжем посложнее. Предлагаемый производителем модели камуфляж не везде совпадает с явно видимыми линиями границ цветов на фото, поэтому составил свою схему покраски, где наибольшие изменения коснулись палубы. Цвета по палитре намешал из акрила Mr.Hobby. После покраски надул номера и нанёс порядка пяти тонких слоёв футуры с аккуратной шлифовкой тамиевской губкой. Поверх нанёс три слоя лака АКАН серии Аква полуглянцевого и отполировал финишной автополиролью пальцами и кусочком мягкой ткани.
Далее имитация антенн, тросов, лееров. Талрепы спаял и выпилил из толстых медицинских игл. Флаг идёт в наборе декалью, посадил его на фал и приклеил к мачте. Скрутил, чтобы более реально выглядел. На спасательные круги добавил фалы из нити, так же обвязал фалами спасательный плотик.

Напоследок замаскировал все места посадки шурупов крепления палубы различными элементами типа кнехтов и клапанов, благо это предусматривалось на модели изначально. Правда, чтобы палуба не выпирала горбом в районе глушителей, пришлось сделать дополнительные точки крепления.

Ходовые испытания проводились летом на местном озере, видео по ссылке:

<div style="text-indent:40px;">Катер не подвёл, быстро выходит на глиссирование, на средней скорости полный разворот делает примерно на 4-х метрах, на полной - порядка 15 метров нужно. На воде был 4 раза минут по 15-20, никаких заметных повреждений лака и краски не замечено, что не может не радовать.

В итоге получилась весьма эффектная модель интересного торпедного катера с необычной и героической, хоть и короткой историей. Из потенциальных недостатков: очень скудная информация о внешнем виде, что конечно влечёт некоторую неопределенность при постройке модели. Ну и при прорезке досок палубы нужно было пользоваться линейкой даже на самых коротких участках – имеются малозаметные неровности.
На следующей модели обязательно сделаю включение сигнальных огней – должно существенно оживить модель.

Приятного просмотра...

Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый диверсант Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый диверсант Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый диверсант Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый диверсант Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый диверсант

Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый диверсант Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый диверсант Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый диверсант Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый диверсант

Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый диверсант Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый диверсант Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый диверсант Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый диверсант

» Информация о статье
57 в 20.02.2024 - 00:57
Тема: Italeri 1/35 торпедный катер Vosper ...(#16630) - обсуждение

Классно!
Ещё и плавает.
Лодочник в 20.02.2024 - 08:24
Тема: Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый ди
Крутизна, снимаю шляпу!
XORST в 20.02.2024 - 12:47
Тема: Italeri 1/35 торпедный катер Vosper MTB 74 - 73-х футовый ди
Отличная модель!

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy