Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

Арадо Ar-196 – харизматичная аппарат. Как всякий поплавковый самолет, он сочетает в себе морскую и воздушную романтику. Его история изобилует событиями, он побывал во многих горячих точках второй мировой - и в Севастополе, и на катапультах линкоров в Атлантике.



Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

Фирменный арадовский ланцетообразный киль, большой просторный фонарь и, конечно, хорошо видимый шикарный 9-ти цилиндровый звездообразный двигатель BMW - все это делает Ar-196 отличным выбором в качестве прототипа для моделирования.

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

Компактный одномоторный моноплан – что может быть проще? Ожидаемо, существуют киты во всех основных масштабах, от 350 до 32-го, Но эта сага - о непростой модельной карме Ar-196 в 48-м масштабе, и о попытке ее преодолеть.

Китография

До середины девяностых, Ar-196 в 48-м масштабе не существовало. Это не удивляет - тогда вообще мало что существовало, тем более в 48-м. Тем удивительней было практически одновременное появление сразу трех Ar-196.

Набор от мистической фирмы Karo As никто из ныне живущих в руках не держал, но два других, от HiPM и MPM, были доступны.
Эти типичные ранние чешские шорт-раны не были перепаковками одного и того же пластика, а являлисьуникальными разработками, с разным членением. У MPM, в отличие от HiPM, рулевые поверхности отлиты нераздельно. У MPM смоляной интерьер крайне сомнительного качества и вакушный фонарь, у Hi-PM фонарь литой.
Но общего всё же больше - неплохая геометрия, проработка поверхностей и провисания полотняной обшивки, при этом - слишком тонкая, местами пропадающая расшивка, толстые питатели, облой, дубовая мелочевка и исключительно похабный двигатель и капот.

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

Все это очевидно не может быть построено "из коробки", без глубокого и долгого запиливания, и приобретенный набор от MPM отправился в чулан дожидаться автермаркета и вдохновения.
Прошло 15 лет.

В 2010 году Italeri внезапно анонсировало свою новейшую разработку - Ar-196 в 48-м, что вызвало энтузиазм среди заинтересованных лиц. Появилась надежда уклониться от пиления чешских дров, успевших к тому же стать раритетом , и наконец получить не только современную и легкую в сборке, но и правильную модель этого симпатичного самолета.

Надежда теплилась, пока не появились первые обзоры на модель, и стало ясно, что все плохо.
Если коротко - пластик выглядит аккуратно, и если просто хочется собрать из коробки что-то похожее на Ar-196, то модель от Italeri вас удовлетворит, и дальше вам читать не надо – это только испортит настроение.
Но если вы осмелитесь соотнести пластик с фотографиями прототипа, то масштаб катастрофы станет очевиден.

Что же конкретно не так в Италовском Арадо? Если коротко - практически всё. По фюзеляжу - не верны зализ и угол установки крыла, форма киля и расшивка. Но самое вопиющее - полотняная обшивка хвостовой балки, которая у Italeri выглядит вроде бы аккуратно, но на прототипе (и у MPM) стрингеры стоят намного чаще. Недостаточное число стрингеров привело к искажениям сечений и неуместной "гранености" фюзеляжа модели Italeri.
Это никак не лечится и бросается в глаза даже при беглом сравнении с фото.

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

У крыльев тоже проблемы с геометрией - неверная форма передней кромки и угол установки - но это не безнадежно. Общая деталировка и открытый для обозрения интерьер выполнены дубовато, двигатель снова максимально ужасен, а на капоте, поперек каплевидных выколоток, идет толстый уродливый кольцевой шов от прессформы.

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

Самое паршивое, что этот релиз от Italeri надолго ставит крест на надеждах увидеть правильный Ar-196 в 48-м в обозримом будущем.
И остается лишь извлечь дрова от MPM (или HiPM, если у вас такой), и делать кит-баш. Фюзеляж использовать от чехов. Крылья, оперение, поплавки и остекление – пока непонятно от кого - надо еще разбираться. Еще бы добросить смолы и травла для интерьера, капота и двигателя, и пилить, пилить...

Допы

Ладно. В дополнение к двум наборам пластика - от MPM и Italeri, был докуплен следующий автермаркет: маски и цветное травление для интерьера от Eduard (теперь заменяемый 3D декалями от Quinta) , смоляной интерьер от Aires, капот двигателя от Quickboost, и сам двигатель от Vector.
Прошло 10 лет.

Рискну предположить, что не только у меня трепетно хранится такой суповой набор, как вполне достаточный для постройки нормального Ar-196 в 48-м.
Но все не так просто.
Далее я расскажу, с чем вы столкнетесь, приступив к постройке.

Капот

Уклонимся пока от муторного запила фюзеляжа и крыла, и начнем с большого красивого капотированного двигателя. Собственно капот с каплевидными выштамповками у нас припасен смоляной, от Quickboost, в отдельной просторной коробочке и с гордой надписью - правильный капот для Арадо 196.

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

И если не вникать, то выглядит он действительно неплохо, хотя и жаль, что капот цельный и не может быть собран открытым, стенки толстые и без намека на выколотки с внутренней стороны. То есть, чтобы засунуть в этот капот звездообразный двигатель, придется срубить ему по кругу все бошки цилиндров, иначе никак не влезет.

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

Но и с этим можно жить, зато капот-то "правильный", как утверждает производитель. И чтобы в этом убедиться, мы открываем фотографии прототипа - и начинаем удивляться.

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

Видно, что передняя часть капота не верна, на фото она покатая, на капоте Quickboost - более вздутая и тупоносая. Также полностью отсутствует отверстие линии огня фюзеляжного пулемета. Пока ничего фатального, можно допилить.
Далее, мы видим на фото заднюю юбку капота с характерным трапециевидным рельефом. У Quickboost - просто прямоугольная расшивка. Придется это переделывать, это муторно, но в принципе возможно.

Наконец, самая красивая и сложная часть - крышки капота с каплевидными выколотками. Именно ради этой поверхности данный доп и приобретается. Но снова - увы - форма выколоток не правильная. В оригинале она вытянутая, с заостренной задней частью, а у Quickboost выколотки слишком короткие и закруглены сзади.

Но это не всё. Обратите внимание – у прототипа выколотки по диаметру капота расположены не равномерно, а с чередованием широких и узких промежутков. Широкий промежуток - над клапанными крышками одного цилиндра двигателя, а узкий - промежуток между соседними цилиндрами. У двигателя BMW132 верхний цилиндр расположен вертикально. Следовательно, между верхними выколотками должен быть широкий промежуток.

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

А он у Quickboost - узкий!
Это значит, что выколотки сдвинуты по фазе на 20 градусов, и это если и лечится, то лишь глубоким перепилом.
Иронично, но ровно этот же косяк присутствует и в наборе от Italeri, исправить который намеревался Quickboost. А у MPM выколотки и вовсе идут равномерно.
Как можно было так накосячить на одной небольшой детали – старый риторический вопрос производителям, на который ответ – как смогли.
Еще в наборе Quickboost идет загадочные палочки и колечко, назначение которых неизвестно.

Ладно, капот - шляпа, но хоть двигатель-то у нас годный?

Двигатель.

Двигатель BMW132 в 48-м от Vector хорош, спору нет, всё ажурно.

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

Смотрим фото силовой установки Ar-196, и ... то, что мы видим, сильно отличается от Векторовского BMW132.

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

Из очевидных отличий - форма крышки редуктора и ее болтовое крепление, устройство каналов клапанных толкателей, форма масляного картера, число свечей и форма головок цилиндров. Это выглядит как другой двигатель. Но как это возможно, ведь на Ar-196 точно стоял BMW132!

Да, но Только модификации К, а Veсtor делает модификацию Е. Так получилось, что у этого мотора-долгожителя было очень много модификаций, и некоторые сильно отличаются между собой.

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

Для ясности: Двигатель BMW132E от Vector в 48-м можно ставить на Ju-52, Ju W34 и Hs-123.
А на Ar-196 и He-115 его ставить нельзя, нужен BMW132K, а он совсем другой, как мы могли убедиться.
К слову, на Do-17, Do-215, Fw-200 и Hs-126 надо ставить Bramo Fafnir 323.

Если вернуться к фото силовой установки Ar-196, можно также увидеть детали, которых нет ни в одном из наборов - характерные рубашки цилиндров, кольцевую раму двигателя и выхлопной коллектор - он тут из двух ветвей, на четыре и пять цилиндров. Если делать открытый капот, то все это будет очень хорошо видно.

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

Но и при закрытом капоте тоже видно очень много - это ведь не Fw-190 или Ju-88G1, где через узкую щель между капотом и коком, за лопастями вентилятора, мотора и не разглядеть. Нет, здесь всё будет как на ладони.

Преодоление

Что же делать? Получается - ни капота, ни мотора, ни выхлопной системы у нас нет.

Можно всё это нарисовать и напечатать на принтере, а можно применить старый добрый скретч-билдинг руками и широкий спектр винтажных технологий, от лепки и пайки, до фрезеровки и литья.
Может пригодиться и вот такая штука:

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

Так или иначе, был изготовлен комплект мастеров и форм для смоляного набора силовой установки Ar-196 в 48-м масштабе:

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

Набор включает капот с внутренней деталировкой, створки капота с двусторонней выколоткой, и правильный мотор BMW132K с отдельно отлитыми воздушными и выхлопными коллекторами.

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

После сборки смолы, нужно сделать из проволоки толкатели клапанов диаметром 0,45 мм, и провода зажигания диаметром 0,2 мм, по два на цилиндр, . Также рекомендуется поставить по кругу на цилиндрах стяжки усиления диаметром 0,2 мм., их хорошо видно про открытом капоте.

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек

Что же дальше? Трудно сказать, сколько займет перепил планера и исправления еще не найденных косяков. Эта модель оказывает такое сопротивление попыткам ее построить, что появляются сомнения, что одной жизни достаточно.

Чтобы передать эстафету и облегчить задачу тем, кто хочет принять вызов, и однажды победить Ar-196 в 48-м, был отлит небольшим тиражом этот набор дополнений - капот и BMW132K с выхлопом и обвесом.

Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек


Сейчас приобрести набор можно только по запросу на почту reziner@yandex.ru или сюда в личку. Когда-нибудь, возможно, набор выйдет под брендом Leadwarrior, но это не точно.

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
slimpermen в 05.08.2023 - 13:38
Написал на почту, дублирую тут.
Мне нужно.
KSL в 05.08.2023 - 13:42
Тема: Re: Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек(#16363) - обсуждение
Очень достойная работа (уже пишу в личку на предмет заказа :wink: ). Единственный недостаток, это отсутствие отбортовок вокруг выштамповок на капоте, собственно это не выштамповки как таковые, а приклепанные сверху к капоту обтекатели головок цилиндров.
У самого лежит ровно такой же суповой набор, и тоже пришел к выводу, что надо китбашить древнего чеха с италом.
После выхода италовского арадо, затеял такой же набор,сделал новый движок, налил выштамповок, на этом проект тихонечко скончался (у меня таких не законченных наборов с десяток имеется :cry: ).
# #
seabear в 05.08.2023 - 14:16
(у меня таких не законченных наборов с десяток имеется
А допы на Як-9Б в 1/48 из этой же серии или есть прогресс?
KSL в 05.08.2023 - 14:31
А допы на Як-9Б в 1/48 из этой же серии или есть прогресс?
До осени ничего не будет, а там будет некоторое количество всяких-разных наборов.
seabear в 05.08.2023 - 23:50
До осени ничего не будет, а там будет некоторое количество всяких-разных наборов.
Это хорошо. Осень близко...
Спасибо!
tiznao в 06.08.2023 - 16:20
Коллеги, спасибо за интерес к статье и набору.

Наборы есть в наличии, все заказы будут удовлетворены.
На заявки, поступившие на почту и лс, отвечу в ближайшее время.

Чтобы все денежные вопросы держать в одном месте, актуальная цена набора будет размещаться здесь:

http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?p=1291905#1291905

Возможно, кто-то сможет найти там для себя еще что-то, и сэкономить на пересылке.

Добавлено спустя 12 минут 33 секунды:

Re: Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек(#16363) - обсуждение

Очень достойная работа (уже пишу в личку на предмет заказа :wink: ). Единственный недостаток, это отсутствие отбортовок вокруг выштамповок на капоте, собственно это не выштамповки как таковые, а приклепанные сверху к капоту обтекатели головок цилиндров.


Спасибо.
И да, это отличный вопрос. Действительно, вот на этом фото отбортовки обтекателей отчетливо видны:


#


Но вот на этом фото они отсутствуют, хотя другие линии расшивки на капоте и фюзеляже хорошо различимы:

#

Могу лишь предположить, что это потому, что самолет выпускали на разных предприятиях и в разное время, и, возможно, иногда капот шпаклевался (ведь самолет-то морской), а иногда – нет.

Поэтому делать отбортовки или нет, это скорее вопрос вкуса и технологических обстоятельств. Дело в том, что мастер крышек капота делался вовсе не методом 3D-печати, а, вы не поверите, путем спонтанного бессознательного выпиливания из куска Quickboosta.

Поскольку мастер и так получился очень тонкий, и резать расшивку - рискованно, я предпочитаю исповедовать гипотезу шпаклеванного капота.
KSL в 06.08.2023 - 18:37
Могу лишь предположить, что это потому, что самолет выпускали на разных предприятиях и в разное время, и, возможно, иногда капот шпаклевался (ведь самолет-то морской), а иногда – нет.
Ну, в теорию о шпаклевке я не очень верю, а вот то, что было 2 вида исполнения капота вполне вероятно. На фотках (речь идет именно о качественных фотографиях, на которых отбортовки можно разглядеть)оба вида встречаются примерно 50/50. Причем те, что с отбортовками выглядят более длинными и заостренными, а те, что без выглядят именно как выштамповки, чуть короче и более скругленными.
С отбортовками:
#
Без:
#
Кстати на сохранившемся болгарине именно выштамповки (там конечно состояние аппарата ужасное, но тем не менее):
# # Поскольку мастер и так получился очень тонкий, и резать расшивку - рискованно, я предпочитаю исповедовать гипотезу шпаклеванного капота.
А зачем расшивку резать? отбортовки-то накладные, можно было сделать один обтекатель с отбортовкой, размножить и наклеить их на капот. Я так на Hs 123 и Hs 126 делал:
# #
sgst в 06.08.2023 - 22:49
Эх, раньше бы...
А я то пытался всунуть Вектор в Квикбуст :cry:
#
Anatoly в 09.08.2023 - 14:17
Тема: Ar-196 в 1/48 – крепкий орешек
удалил сообщение
Bertych в 06.09.2023 - 15:54
Наконец-таки получил я свой движок! :facepalm: :mrgreen:
Алексей отправил мне его 14 августа, и вот сегодня, 6 сентября, я его рассмотрел. :cool: (12 дней пролежал на сортировке у меня в Чите, это к слову о том, что у почты сейчас проблемы с кадрами)
Очень хорошая работа, и, надеюсь, что здорово облегчит работу с самолётом - теперь осталось созреть на его сборку... :lol:

# #

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy