Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год.

Приветствую Уважаемых Коллег! Позвольте представить Вам ещё одну модель "Черноморской" серии Русского Императорского флота – модель линкора "Три Святителя".

 
Многое из жизни этого корабля я уже рассказал при представлении своей предыдущей модели – эскадренного броненосца "Три Святителя".
Но после модернизации в 1911-1912 годах у него началась новая жизнь. К тому времени корабль уже был переклассифицирован в линкор.

При модернизации был проведён огромный объём работ:
- огромные тяжеленные мачты с боевыми марсами были заменены легкими мачтами,
- все мелкокалиберные пушки и торпедные аппараты были сняты (в отказе от торпедных аппаратов "Три Святителя" опередил в классе "линкор" даже более современных "Императриц" и "Балтийцев"),
- надстройка была изменена в размерах, была полностью снята верхняя палуба спардека,
- демонтированы как класс 120мм орудия, что ещё ближе приблизило корабль к классу "линкор", с минимизацией номенклатуры имеющейся на борту артиллерии всего до двух основных калибров,
- верхний каземат на батарейной палубе был изменён для размещения двух дополнительных 152-мм орудий.
- на спардеке (на крыше верхнего каземата) появились четыре 152мм орудия, защищенные щитами. Итого на корабле стало 14 орудий калибра 152мм,
- подъёмные рамы элеваторов боезапаса 47мм и 120мм орудий переделаны под боезапас 152мм орудий, с сохранением мест их расположения. В результате подача боеприпасов к орудиям в носовой части спардека была очень затруднительна (это называется – "сэкономили", т.к. планировалось установить 12 элеваторов…)
- к сожалению, на модернизацию башен главного калибра опять также наложилась "экономия". И хотя в литературе проскальзывает, что "в результате усовершенствования башен ГК был увеличен угол возвышения орудий до 250 " – это не соответствует действительности. Только заменили колпаки наводчиков на крыше башен. Всё остальное просто отремонтировали, но оставили без изменений, заменив стволы орудий 305мм.
- вместо ранее размещённых на корабле 75см прожекторов, были установлены новые с размером отражателя 90см марки Santter Herle etc,
- в результате модернизации осадка корабля уменьшилась на 43 сантиметра.

На 1913-вооружение- 305-мм орудий- 4, 152-мм орудий-14, 37-мм орудий-2, 57-мм зенитных орудий Норденфельда -2, 7,62-мм пулеметов-3.
Но это только на 1913 год, т.к. в вооружение корабля постоянно вносились незначительные изменения.
Нужно отметить, что внешний вид корабля постоянно менялся – то устанавливались шесты противоминного заграждения, то они снимались; то устанавливались полки для укладки противоминных сетей, то они снимались; то на форштевне появлялась довольно сложная конструкция для заведения фортрала (назвать её "фермой" как-то язык не поворачивается), то она вдруг резко исчезала; то на крышах башен главного калибра появлялись зенитные орудия, то они исчезали…… В общем, корабль жил своей нормальной полноценной жизнью.
Считаю необходимым обратить внимание на существенную ошибку, которую я допустил при постройке модели. Я уже рассказывал о ней в Сказке о постройке модели, но ведь далеко не все с ней знакомы.

А дело тут вот в чём.
Заказывая фототравление на створки средних казематов 152мм орудий, расположенных на батарейной палубе, я ориентировался на заводские чертежи этих самых створок. Но там не было учтено, что одна из створок на этих казематах откидывалась не вниз (как все остальные), а – вверх, и эта створка имела подвижность не только по вертикали, но и по горизонтали (т.е. в двух плоскостях), иначе обжать ствол орудия в походном положении было бы никак невозможно. И, если внимательно присмотреться к створкам этих казематов на модели, то могут возникнуть вопросы. Но этого, к сожалению, уже не исправить. Можно только учесть на будущее.
С 4 по 8 апреля 1913 года корабль находился в доке. Был обработан и окрашен корпус корабля (включая подводную часть), почищены кингстоны и были проведены другие работы.

Но вот здесь позвольте сделать маленькое отступление и вернуться к ранее уже обсуждаемой теме цвета подводной части кораблей Черноморского флота.
А началось всё в итальянском порту Пола, когда там в июле-августе 1897 года проходил докование линкор "Наварин".
Приведу некоторые выдержки из рапорта командира "Наварина" по этому поводу.

"Командующему отдельным отрядом судов в Средиземном море"


РАПОРТ


После очистки от наростов и перекладки для окраски клеток выяснилось, что ввод вверенного мне броненосца в док и постановка на блоки были произведены в высшей степени аккуратно. Окраска составом Моравия велась исключительно портовыми мастеровыми, так как состав этот требует умелого с ним обращения. От хорошей же окраски зависит и продолжительность ее предохранительного действия. Эта продолжительность австрийскими моряками определяется от 1 до 1,5 лет, и на этот счет мне не пришлось здесь услышать ни малейшего противоречия.
При недавно проведенном доковании в Поле императорского русского башенного корабля "Наварин" только на окраску его подводной обшивки израсходовано 640 кг красной, 3649 кг зеленой и 30 кг розовой краски. Все эти цвета представляют собой собственные, составленные с учетом большого опыта композиты, предотвращающие, с одной стороны, от смертельной для современных стальных кораблей ржавчины, а с другой стороны, препятствующие как можно дольше обрастанию водорослями и раковинами, поскольку иначе в течение короткого времени корабли начинают испытывать значительную потерю скорости. В использовании имеются многочисленные рецепты таких "корабельных днищевых красок".
Австро-венгерский военно-морской флот после детальных испытаний решил заказать краски фирме Венециани в Триесте, превосходство которой и клиентуру гарантировал королевский итальянский военно-морской флот, с целью удовлетворения требований которого фирма создала филиал фабрики на итальянской территории.
Использованная для "Наварина" корабельная днищевая краска также поставлялась фабрикой вдовы Венециани.
Между тем, "Наварин" уже завершил работы, ради которых он прибыл в Полу, и 11 августа снова убыл на Крит. Русские были приняты с тем сердечным гостеприимством, которое все иностранные посетители находят в нашей центральной военной гавани, и есть надежда, что русские товарищи покинули Полу с не менее приятными воспоминаниями, чем те, которые они нам оставили о себе".


Именно после этого Россия и закупила лицензию на использование состава под названием "Моравия" для окраски подводной части корпусов кораблей на Черноморском театре.

Жизненный путь корабля оказался не только очень длинным, но и довольно активным.
В 1905 году броненосец прошел "боевое крещение". Он был флагманом контр-адмирала Ф. Ф. Вишневецкого во время "немого боя" правительственной эскадры с мятежным броненосцем "Князь Потемкин-Таврический". В ноябре 1905 года он открывал огонь по восставшим кораблям в Севастополе во главе с крейсером "Очаков".
Первое боестолкновение с "Гебеном" для корабля произошло в полдень 5(17) ноября 1914 года, у мыса Сарыч, после обстрела русской эскадрой Трапезунда. В этом бою основную тяжесть боя вынес на себе головной "Евстафий", остальным так и не удалось пристреляться (эта тема активно обсуждается в среде историков Русского Императорского флота, я не собираюсь тут с ними спорить, и привожу только общие, доступные мне выводы).
1 8 марта 1915 года "Три Святителя" вместе с "Ростиславом" обстреляли укрепления на Босфоре. Выпустили всего 105 снарядов и ушли к основным силам. 3 апреля "Гебен" с сопровождением обстрелял Одессу, но высланная на перехват бригада линкоров не смогла догнать турок, скорости не хватило. Повторно выйти на обстрел Босфора удалось лишь 25 апреля и 3 мая. В этот раз три линкора "Три Святителя", "Ростислав" и "Пантелеймон" выпустили 337 снарядов главного калибра и 528 шестидюймовых.
Второй раз пути "Гебена" и черноморской бригады линкоров пересеклись 27 апреля (10 мая) 1915года, у входа в Босфор. 20 минутный бой на дистанции 16 км привел к трем попаданиям в линейный крейсер (броневой пояс и каземат левого борта с уничтожением одного орудия 15см). Шесть часов русские линкоры преследовали "Гебен". Русские корабли, по принятой версии попаданий не получили, хотя, по некоторым данным у "Трех Святителей" и "Иоанна Златоуста" повреждения все-таки были (см. моё примечание ранее).

Как и на большинстве кораблей черноморского флота с началом Первой мировой войны и революционных событий в России на корабле началась "флажная чехарда", напоминающая кадры из фильма "Свадьба в Малиновке".
Я уже приводил ранее в рассказе о линкоре "Император Александр III" воспоминания Н.А.Монастырева, который в "Записках морского офицера" писал, что весной 1917 г. в Севастополе матросами использовались и Андреевский и красные флаги, он же сообщал, что "весь флот поднял вместо Андреевского флага красные, в честь Третьего интернационала. Он же писал: "Успевший окончить свою постройку дредноут "Воля", переименованный из "Императора Александра III", ушел в Севастополь. На нем всего характерней выразился весь тот сумбур, который творился в головах команды. Он уходил под Андреевским флагом, но на каждой из орудийных башен было поднято по флагу сообразно сепаратистским тенденциям команды. На одной красный флаг, на другой украинский, на третьей черный, на четвертой еще какой-то".
Андреевский флаг на "Трёх Святителях" также менялся в зависимости от сложившейся обстановки вокруг Крыма и Севастополя.
С приходом в Крым германской армии, на кораблях в Севастополе на несколько дней были подняты флаги Центральной рады, чтобы избежать захвата флота немцами. Немцам, естественно, на флаги своих марионеток было совершенно наплевать. Все доступные корабли 1 мая 1918 года были захвачены кайзеровскими войсками и над ними заплескались германские флаги.
Правда немцам вскоре пришлось уйти. Ноябрьская революция в Германии и Компьенское перемирие вывели из войны Германию, в Черном море появился англо-французский флот.
Десант союзников захватил Севастополь вместе с кораблями 24 ноября 1918 года – флаги на кораблях заменили на английские. Однако уже 22-24 апреля 1919 года при приближении красных войск и англичанам пришлось срочно покидать Крым. При уходе британцы подорвали на корабле основные части силовой установки, в том числе цилиндры машин.
29 апреля 1919 года в Севастополь вошли войска Украинского фронта РККА – снова смена флага, а 24 июня 1919 года их сменили белогвардейцы – и опять……..
Лишь вы ноябре 1920 года Севастополь окончательно перешел под контроль РСФСР.
Но разоружённый, со взорванными механизмами корабль уже был обречён.
В 1923 году старый и подорванный броненосец передали Комгосфондов на демонтаж, а 21 ноября 1925 года исключили из списков РККФ.

Чертежи для постройки модели заказывал в Центральном военно-морском архиве, правда там нашёлся всего один чертёж ПОСЛЕ модернизации, а уж детали внешнего вида дорабатывал по многочисленным фото, которыми со мной делились наши коллеги.
Точёнку, палубный настил, катера, вентгрибки и другую палубную мелочёвку, подставку и колпак для модели мне помогали делать наши коллеги. Многие детали заказывал в Интернет-магазине "Судомоделист".
Шикарное фототравление по индивидуальному заказу для меня изготовили Коллеги из "Микродизайна".
Ну, а сколько неравнодушных Коллег делились своими знаниями, редкими фотографиями, да и просто советами и подсказками – не перечесть по пальцам!
В который раз убеждаюсь, что без помощи Коллег ничего бы у меня не получилось ни с этой конкретно, ни с одной из моих ранее сделанных моделей!
Огромная всем Вам от меня БЛАГОДАРНОСТЬ за помощь!


Как и при постройке предыдущих моделей, в дело шли всякие разные материалы, но, в основном, пластик Evergreen. Листы различной толщины, фигурные бруски, трубки и трубочки…. Ну и любые подручные материалы из квартиры.

При постройке использовал следующие справочные и архивные материалы:
1. ЦВМА, ф. 876.
2. Военные флоты и морская справочная книжка на 1904 год. СПб., 1904.
3. Усов В.Ю. "Три Святителя". Гангут.1993. Вып.6.
4. Царьков А.Ю. Эскадренный броненосец "Три Святителя". Стапель. 2020. Вып.9.
5. Материалы с сайтов "Крейсер", "Цусимские форумы", Форумы Balancer'а.

В заключение хочется выразить огромную благодарность всем Коллегам, которых не оставил равнодушным процесс создания данной модели.

С Уважением, Алексей Лежнев.


1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год. 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год. 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год. 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год. 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год.
1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год. 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год. 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год. 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год. 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год.
1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год. 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год. 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год. 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год. 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год.
1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год. 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год. 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год. 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год. 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год.
1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год. 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год.

 

Процесс постройки обеих моделей корабля ДО модернизации и ПОСЛЕ занял почти два года, и можно его посмотреть вот здесь: https://karopka.ru/forum/forum190/topic31238/ и здесь https://karopka.ru/forum/forum190/topic31985/

» Информация о статье
Самая масштабая модель	http://scalemodels.ru/articles/16080-1-200-linkor-tri-svjatitelja-1913-god-.htmlСамая масштабая модель http://scalemodels.ru/articles/16080-1-200-linkor-tri-svjatitelja-1913-god-.html
XORST в 19.02.2023 - 16:36
Тема: 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год.
Как и всегда,на ОТЛИЧНО!
57 в 19.02.2023 - 18:27
Тема: 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год.
Ого! Мощь! И белый кораблик тоже.
Наверное даже ещё красивее.
Лодочник в 19.02.2023 - 18:27
Тема: 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год.
Супер получилось! Снимаю шляпу!
rum-ata в 20.02.2023 - 07:41
Тема: 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год.
С большим удовольствием прочитал статью и посмотрел фотографии !
ПиЛя в 20.02.2023 - 10:48

Вопрос: стойки лееров - это травление? На заказ делали?
Это обычное фототравление. Фирма "Орёл".

С Уважением, Алексей.
VolfMax в 22.02.2023 - 19:21
Прекрасная модель! отличная, информативная статья. Для себя пока не ответил на вопрос по подбору цветов на корабли эпохи "черно-белых" фотографий, поэтому задам его Вам: насколько все-таки условными, "на глазок" являются цвета кораблей РИФ (как на Русско-Японскую, так и на Первую мировую)? Или есть выкраски на основе кодифицированных стандартов, которыми можно руководствоваться?
ПиЛя в 22.02.2023 - 20:52
Привет!
Есть соответствующие руководящие документы (Циркуляры) на каждый исторический период.
Естественно, Приказы подлежали исполнению..... но.
Где гарантия того, что все они в точности и беспрекословно исполнялись?

Дебаты по этому поводу идут много лет абсолютно на всех Форумах.
Как мне кажется, это что называется "толочь воду в ступе".
Поэтому лично я просто перестал обращать на них внимание.

Мониторы у каждого из нас настроены индивидуально, свет в комнате у всех различный, свет в залах, где проводятся соревнования или выставки - вообще не предсказуемый.
И везде окрас моделей выглядит совершенно по разному.

Вот картинка.
Уверен, на Вашем мониторе цвета будут выглядеть несколько иначе, чем на моем мониторе....
# #

С Уважением, Алексей.
XORST в 22.02.2023 - 22:07
Как мне кажется, это что называется "толочь воду в ступе".
Поэтому лично я просто перестал обращать на них внимание. Золотые слова!
Поставил бы ещё один +,но правила не позволяют. :evil:
ПиЛя в 22.02.2023 - 22:19
Вдогонку маленькое дополнение.

Всё должно быть, конечно же, в разумных пределах.

В розовый цвет я свои модели, естественно, красить не буду......

С Уважением, Алексей.
VolfMax в 24.02.2023 - 17:07
Тема: 1/200 Линкор Три Святителя, 1913 год.
Алексей, несмотря на разные настройки в наших мониторах, благодарю Вас за развернутый ответ и выкраски, которыми поделились. Я полностью согласен с озвученным подходом к выбору цветов - нюансов много и все упирается в индивидуальное цветовосприятие.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy