Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз

Историческая
Появление V-образного двигателя водяного охлаждения Испано-Сюиза 12Xbrs 650 л.с послужило толчком к разработке целой плеяды интересных самолетов в европейских странах. Одной из особенностей данного двигателя была возможность размещения мотор пушки, стреляющей через полый вал винта. В 1930 году по заданию французского министерства авиации Эмиль Девуатин начал проектирование революционного для фирмы прототипа D-50bis .

Стремясь достичь высокой скорости полета, он перешел от традиционной в те годы схемы биплана к моноплану с нижним расположением довольно тонкого крыла большого удлинения. Конструкция полностью выполнялась из легких сплавов, предусматривалось протектирование и аварийный сброс бензобаков, масляно-воздушные амортизаторы шасси (неубирающегося, но в обтекателях). Хотя опытный образец нес всего два пулемета, размещенных над мотором, Девуатин, согласно уточненному заданию 1931 г., предусмотрел два варианта вооружения: четыре пулемета калибра 7,5 мм (два в фюзеляже и два в выступах под крылом) или 20-мм пушка и два пулемета. Самолет вышел на испытания в июне 1932 г. уже под маркой D.500. В сентябре его перегнали на аэродром Виллакублэ, где военные проводили конкурс на истребитель для французских ВВС. У них был невообразимый выбор: десять фирм предложили свои конструкции. Даже сам Девуатин в дополнение к D.500 выставил еще две более консервативные машины, отличавшиеся крылом: D.570 являлся парасолем (крыло подняли над фюзеляжем системой стоек и подкосов), а у схожего D.560 центроплан выполнялся по схеме "чайка", как у польских Р-7 и Р-11.

Прогресс не остановить и конкурс закономерно выиграл D-500. В ноябре 1933 г. французское правительство приняло решение принять истребитель Девуатина на вооружение, причем строить параллельно два варианта - пулеметный как D.500 и пушечный как D.501. На базе D.500 подготовили целый ряд проектов его модификаций.

Единственной модификацией, внедренной в серию, стал D.510. Основным отличием стал более мощный мотор Испано-Сюиза 12Ycrs (860 л.с). Для него потребовался и больший по размерам радиатор. Двухлопастный винт заменили трехлопастным. В августе 1934 г. опытный D.510 приступил к заводским испытаниям, а с конца октября испытательный центр ВВС (СЕМА) начал официальное опробование машины. D.510 первым во Франции преодолел рубеж 400 км/ч. Недостаточная путевая устойчивость вынудила доработать вертикальное оперение, которое по площади стало больше, чем у D.500.

В мае 1935 г. правительство выдало первый заказ на 25 D.510. Первый самолет этого заказа был готов в июле 36-го. Серийные истребители отличались от D.501 увеличенным фюзеляжным бензобаком, большей колеей шасси (стойки немного расставили в стороны) и иной формой обтекателей колес. Вооружение устанавливалось по типу D.510 - пушка и два пулемета. Первые пять серийных самолетов ушли без радиостанций, но уже на второй партии из 20 истребителей поставили станции ОТС. А с февраля 1937 г. стали монтировать приемо-передающие комплекты фирмы "Томсон", с большей дальностью связи. Внешне это проявилось в появлении второй, складной, антенны под фюзеляжем вдобавок к стоявшей сверху.
Серийное производство D.510 по заказам французских ВВС продолжалось до июня 1938 г.

Модельная

Элегантные формы прототипа давно притягивали мое внимание. Хотелось заполучить его себе на полочку в окраске Республиканских ВВС Испании. Катализатором в воплощении данного желания послужил выход новой модели от чешской КР моделс , на современном технологическом уровне, с внутренней расшивкой и хорошей проработкой мелких деталей. Но как-то не складывалась покупка, то давила жаба за достаточно высокую цену самой модели и доставки из одних магазинов , то во время формирования посылок на ханнатсе ее не было в наличии... ну вот не шла она ко мне в руки. И вот как-то при посещении нашего Новосибирского «ИТСМ клуба 1:72» я задал нашему аксакалу всея моделизма Сердюку Валерию Васильевичу сакраментальный и немного риторический вопрос : « А нет ли у тебя.....?» В его то огромной коллекции коробок? Да что бы чего-то не было? Три раза Ха-Ха. За цену возвращения из небытия полочного пространства на свет божий готовой модели от Эллера, сговорились быстро. Осталось и на коньяк и на закуску, если конечно отталкиваться от цены КР –ого девуатина с учетом доставки , а коньяк брать Старый Кенгсберг- пять сбитых , в соседнем магазине Красное и Белое . Почему три раза Ха-Ха, так потому что Васильевич выложил аж целых три коробки с 500, 501, 510. Вспоминая что в литературе указывалось что в Испании был 510 его и взял. Модель решил сделать по быстрому на новогодних каникулах 2022 года, но начав разбираться с прототипом по фотографиям, появилось сомнение в правильности выбора варианта.

Большую помощь материалами, мнением и советами мне оказал Алексей Соколов ака alex_reft за что ему отдельный благодарень! Испанский борт как оказалось все же больше похож на 501 чем на 510. Поэтому было принято решение делать борт согласно предложению Эллера- ВВС Франции. Модель была полностью перешита на внутреннюю расшивку и расклепана. Добавлены рояльные петли капотов, всякая мелочевка типа качалок управления и обтекателей узлов навески. Мелкие жалюзи на капоте сделал предварительно выточенной в размер стаместочкой, просто приподнимая полистирол против полета. Поскольку Эллер унифицировал все три модели по радиатору в пользу 500-501 пришлось вырезать родные жалюзи и сделать новые в открытом положении добавив еще один сегмент. И немного подправить общую форму. Стойки пирамиды шасси в наборе по мотивам, короткие и толстые, их пришлось делать с нуля из 1,5 мм полистирола. Козырек сделан из упаковочного блистера. Выхлопные патрубки из чуть сплющенного круглого припоя с предварительно рассверленными отверстиями. . Перед окраской подумывал купить набор от Валехо на французскую авиацию, но потом решил не плодить сущности и намешал цвета по картинке на коробке, используя валеховские английские и немецкие цвета. Декаль использовал только на руле направления. Кокарды на крыльях и фюзеляже надуты через трафарет. Немного везиринга и модель заняла место на полочке рядом с И-17 Поликарпова, нашим ответом на тему пушечного истребителя.

Из самоличных критических замечаний-отдохнул на форме переднего выреза кабины пилота. На прототипе он фигурный, я же оставил полукруглым. Просто как-то замылился глаз. Обратил на этот момент внимание когда дело дошло до установки козырька, последней операции с моделью . Надеюсь на данный косяк вы не будете обращать внимание при рассматривании фотографий модели.
Приятного просмотра

Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз
Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз
Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз
Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз

 

 

» Информация о статье
pirovskikh в 09.02.2023 - 21:50
В чем технический/технологический смысл такого членения?
Это к Эмилю Девуатину вопросы.
А на фотках музейных это есть?

На фотках эти линии очень похожи на обычный двойной клёп.
# #
alex_reft в 09.02.2023 - 23:15
pirovskikh
Вот вам чертежи и фото:
# # # ## ## # #
pirovskikh в 09.02.2023 - 23:24
pirovskikh
Вот вам чертежи и фото:
#
Тут видно двойные ряды клёпа , а не параллельные ряды полос.
#
alex_reft в 09.02.2023 - 23:35
pirovskikh
Вот вам чертежи и фото:
[thumb]1675970123_aile31.jpg
Тут видно двойные ряды клёпа
Скинул еще фото, обратите внимание на разбитый самолет.
pirovskikh в 09.02.2023 - 23:58
pirovskikh
Вот вам чертежи и фото:
#
Во, отличная картинка. То есть это нахлёсты. Ясно.
Насколько их верно изображать внутренней расшивкой не знаю. Не уверен.

У доры винг в 1/32 похоже получилось
alex_reft в 10.02.2023 - 00:32
в 72 можно нахлест вообще не изображать, в 48 под вопросом. А в 32 уже надо!

Добавлено спустя 10 минут 20 секунд:

Пытался внахлест сделать в 48 масштабе - не понравилось, топорно!
#
Просто накатал клепку - лучше показалось
# #
А потом под слоем грунта и краски вообще не так заметно стало:
#
rum-ata в 10.02.2023 - 11:42
Друзья благодарю за положительные отзывы и вопросы!
По цвету низа согласен, можно было сделать светлее, поскольку после смывки базовый цвет чуть потемнел.
Александр, у нас моделистов, не так много технических и художественных методов имитации образа прототипа. Как вариант имитацию расшивку и выпуклостей, вогнутостей можно выполнять цветомодуляцией. На Коробке ты наверное видел работу с нововским Веллингтоном. Геодезическая конструкция была выполнена росписью аэрографом и воспринималась на пять с плюсом.
Но временной фактор? .... поэтому расшивка и на крыльях и на фюзеляже.
romanmec в 10.02.2023 - 11:58
rum-ata
И собственно в статье не было фразы "решил собрать самую точную и технически достоверную модель Девуатина". Работа отличная, результат - очередная оконченная стройка. Мои поздравления!
Rata2 в 10.02.2023 - 18:07
Тема: Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз
Красавец!
Pit в 11.02.2023 - 21:12
Тема: Heller 1/72 D-510 - Элегантный француз
Очень интересно получилось. Сам давно присматриваюсь к такому же, но редковстречаемость модели при наличии завала коробок сдерживает от более активных поисков.
Возможно оттого и в матчасть пока не погружался.
И тем не менее - заслуженный +1.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy