Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Эта модель для меня стала во многих смыслах неожиданной. Во-первых товарищ, приехав с очередной выставки заявил: я купил два Як-130, серый и красный. Выбирай, какой тебе нужен? Как-то не кстати вспомнив о том, что дураки любят красное, я потянулся за коробочкой с красным самолётиком…
Во-вторых в связи с тем, что в матчасть прототипа я не погружался от слова «совсем» и собирать его в ближайшую пятилетку не планировал, материалы по самолёту загдя не собирал и мыслей о глобальном сравнении модели с прототипом даже не возникало. Пришлось собирать модель практически «как есть», исправив лишь несколько наиболее заметных моментов…
Оставим за кадром очень не простую и интересную историю прототипа и посмотрим, что можно собрать «прямо из коробки»…
Прежде чем взяться за модель я жёстко ограничил себя рамками невмешательства в глобальную геометрию. Решил ограничиться лишь деталями. И в поисках оных пришёл к удивительному выводу. Красный Як-130 с бортовым 02 существовал в двух несколько разных вариантах. У первого надпись 131 между крылом и стабилизатором разделялась на половины границей цветов и были нанесены «марки» для видео и фотосъёмки:
Именно в таком виде Як-130 засветился на МАКС 2015. Но наиболее подробные снимки машины с номером 02 всплыли после «воздушной фотосессии», проведённой Мариной Лысцевой.
Мне повезло, я сумел скачать снимки с разрешением 5760 пикселей по длинной стороне с сайта Иркута. Но на момент подготовки статьи все упоминания об Як-130 были с этого сайта удалены. Как и с сайта КБ Яковлева…
Эти же снимки в меньшем разрешении есть на Яндекс.Дзене:
https://zen.yandex.ru/media/lystseva/aviacionnoe-portfolio-vozdushnaia-semka-iak130-5e39203f9b2c49359f7cc3f5
Прикол в том, что между самолётами с МАКСа и «воздушной фотосессии» есть разница. И не только в расположении надписи «131», но и в расположении антенн…
Можно, конечно, заняться нумерологией и попытаться поискать серийные номера машин но… это слишком похоже на перфекционизм, от которого на этот раз хотелось отказаться. Увидев, что лежащая в коробке декаль лучше подходит к самолёту, отснятому в воздухе, я решил собирать именно такой. Да и крупные фотографии этому решению немало способствовали.
Ну и замечательный фотоотстрел немало помог.
Собственно о модели можно сказать следующее. Очень сложное членение обуславливает вдумчивый подход к последовательности окраски. Так ниши шасси, вентилятор двигателя, сопловой аппарат и каналы воздухозаборника были покрашены до склейки. Потом была окрашена серебристая обечайка воздухозаборников, причём граница цветов была сразу «отбита» только на внутренней части воздухозаборника и всё это было сверху защищено масками.
Красный цвет пластмассы вызвал обильный поток незлых тихих слов в адрес производителя. Нет, детям, конечно, понравится. Но на красной поверхности сложно разглядеть расшивку и дефекты поверхности. Плюс приходится долго трястись в ожидании того, что белая краска вытянет на себя розовый пигмент…
Опционально приложенное воружение (а равно и низ крыла с пилонами) не пригодились.
Пришлось помучаться с окраской пирошнура на стекле кабины пилотов. Декали на него в этом комплекте не было. Декаль в модели с другим вариантом окраски была, но она не совпадает с выдавленным на стекле профилем шнура по форме. Попытка выгнуть пирошнур из проволоки, покрасить его и приклеить на стекло провалилась на этапе выгибания. И хорошо, т.к. из-за толщины стекла расстояние до заголовника катапультного кресла в задней кабине и так не масштабное, и оное кресло могло просто упереться в этот шнур и не дать стеклу встать на место…
Пришлось брать тонкую кисть и выделять шнур белой акриловой краской, попутно удаляя излишки оной, вылезшей за края. Получилось не то, чтоб совсем хорошо, но на мой взгляд приемлемо.
В процессе сборки модель не снималась, так что помучаю немного описанием процесса без фотографий. Помимо описанного выше дорабатывались опоры шасси (они отлично сделаны в наборе, но проводки нет). Высверлил пластик и вставил отражатели в фары, добавил наиболее заметную проводку и какие-то огни в защитной арматуре. Собранные стойки с огромным трудом встали на модель, не зря производитель предлагает вклеивать их не после окраски, а до склейки фюзеляжа. Кстати, обратите внимание – на настоящем самолёте нижнее звено всех опор выполнено из титана и остаётся не окрашенным.
Носовую часть загрузил свинцом. А это было не просто – пришлось вклеивать тоненькие пластинки в хитрую деталь, прячущуюся под носовым обтекателем.
Ну и как не старался, не смог удержаться от небольшой расчленёнки.
Отрезал предкрылки и приклеил их в выпущенном положении – на многих снимках на стоянке они выпущены.
Доделал светотехнику. Дело в том, что на «строевых» самолётах БАНО есть в корне крыла, на стыке с предкрылком:
Из-за этого предкрылок немного «подрезан» возле передней кромки. У «парадного» же самолёта БАНО в этом месте нет, а торец предкрылка выполнен без подрезания:
На этом же снимке виден датчик обледенения на воздухозаборнике, который тоже был воспроизведён самостоятельно. БАНО на внутренней части балки на законцовке крыла в модели проигнорированы:
Кстати, такие есть на всех самолётах:
Пришлось сделать их самому и доработать хвостовой огонь (он изображён на модели, я только вставил туда стекло).
Самому пришлось воспроизводить множество датчиков и антенн в носовой части (некоторые из них таки есть в модели):
Доделал квадратные выступы на нижней части воздухозаборников (скорее всего там стоят антенны радиовысотомера). Выступы меньшего размера на фюзеляже и так есть на модели.
Ну и с антеннами в хвостовой части пришлось повозиться. Вот так это выглядело на прототипе:
На модели есть не все. Кстати, дабы никого не вводить в заблуждение: на всех приведённых выше снимках не модель, а настоящие самолёты! Снимки собственно модели ниже:
Декаль приваривалась водкой и перенесла эту процедуру нормально. Правда, почти все декали с крупными лаковыми подложками (большие номера, контуры лючков) обрезались по контуру внутри и снаружи ещё до нанесения на модель, надписи внутри контуров вырезались и приклеивались отдельно. Из недостатков декали стоит упомянуть излишнюю толщину белых контуров на крыле и лючках и недостаточный размер контура подпружиненных створок подсоса на верху фюзеляжа. Из достоинств – достаточно богатую «техничку», пусть часто и несколько переразмеренную.
Границы белой и красной красок не всегда получились ровными. Следы эксплуатации почти не наносил – это парадный самолёт, за его чистотой следят. Хотя некоторые лючки выделить наверно стоило…
В общем, получилось как получилось. К приёму табуреток готов.
antey1968 в 18.11.2020 - 16:01 Тема: Звезда 1/72 Парадный Як-130 Модель понравилась. Окраска интересная, и в то же время, сложная.
Лётчики хорошо смотрятся в кабине. Можно было хотя бы щели рулей затонировать. И левый стабилизатор завален вниз. От меня + |
Pit в 18.11.2020 - 18:36 Коллеги, спасибо за отзывы.
Можно было хотя бы щели рулей затонировать. Ну, руль там всего один :wink: Но Вы правы - надо попробовать выделить элероны и РН. Благо это никогда не поздно. И левый стабилизатор завален вниз. Заметил только после фотосесии :oops: Выровняю обязательно. |
Pit в 19.11.2020 - 04:30 В реальности прототип выглядел немного поярче, покраснее.
Признаюсь честно - не особо заморачивался с выбором краски. Но звёзды на модели смотрятся чуть темнее фона. Так что возможно такая проблема есть. |
iiks в 24.11.2020 - 00:06 Тема: Звезда 1/72 Парадный Як-130 На хвосте по правому борту * криво поклеена. Статья супер. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Звезда 1/72 Парадный Як-130(#14621) - обсуждение
Симпатичная модель. Огрехи искать не хочется (у кого их нет).
Статья, традиционно, "Пять баллов".