Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет

Лёгкий пассажирский самолёт Hamburger Flugzeugbau HFB Hansa Jet, разработанный в ФРГ в 1960-е годы, был одним из первых в мире бизнес-джетов, однако любителям авиации он памятен прежде всего как единственный серийный самолёт с крылом обратной стреловидности по передней кромке. Неудивительно: его облик определял Ханс Вокке — ведущий аэродинамик Ju 287. 

 Правда, на этот раз дело было не в особенностях аэродинамики, а в компоновке. Центр подъёмной силы крыла обратной стреловидности сдвинут вперёд относительно точки его крепления, благодаря этому можно убрать центроплан за заднюю стенку пассажирской кабины и обеспечить больший объём салона, а значит, и удобство пассажиров. Сходную задачу впоследствии решали создатели Piaggio P.180 Avanti — у него центроплан тоже вынесен за пассажирскую кабину, но уже благодаря дополнительному крылу в носовой части фюзеляжа. (На фотографии — модель его беспилотного варианта P.1HH Hammerhead от A&A Models)

Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет 

Необычный самолёт пользовался умеренным коммерческим успехом: всего было построено менее 50 машин, из них значительная часть — по заказу Вооружённых сил ФРГ. Восемь военных машин были поставлены в Flugbereitschaft (специальный лётный отряд), где использовались по прямому назначению — в качестве транспорта для высокопоставленных персон, а ещё восемь нашли необычное применение: их конвертировали в самолёты радиоэлектронной борьбы. Эта модификация известна как HFB 320 ECM (Electronic CounterMeasures). Внешне эти самолёты легко опознать по объёмным чёрным радиопрозрачным обтекателям в носу, хвосте и под фюзеляжем. Именно такой самолёт можно видеть в берлинском музее Люфтваффе на бывшем аэродроме Гатов, где мне довелось побывать в 2010 году.

До недавнего времени моделей Hansa Jet на рынке практически не было — не считая древнего вакуформированного набора Airmodel и смоляного кита Classic Plane. В 2018 году до этого самолёта наконец добрался гигант украинского ЛНД — фирма Amodel, активно осваивающая в том числе и тему бизнес-авиации. Было выпущено два варианта набора, различающиеся декалями — гражданский (Midwest Airborne Charter Express) и спецборт (Flugbereitschaft). Третий вариант — тот самый постановщик помех HFB 320 ECM — вышел уже под другим брендом, Sova-M. В нём лежит тот же базовый пластик, фототравление и окрасочные маски, но на одном из литников добавлена рамка с дополнительными деталями.

Что сказать об этом наборе? Думаю, что все, кто имел дело с Amodel и его многочисленными потомками, знают сами: сложно, но альтернативы нет. По сравнению с каким-нибудь МиГ-9 двадцатилетней давности — прогресс, конечно, заметен: практически нет облоя и замыленных деталей, большинство элементов довольно тонкие. И тем не менее лёгкой сборки ждать не приходится. 

Рецепт работы в целом известен: шпатлёвка — шлифовка — грунтовка, повторять по кругу до полного удовлетворения или озверения, это как повезёт. В работе очень сильно помогли «утюжки» для наждачной бумаги от Master Tools и жидкая шпатлёвка Mr. Dissolved Putty от Gunze Sangyo. Больше всего пришлось повозиться с носовой частью — на переходе от конических обводов к цилиндрическому «дельфиньему носу». Отдельное спасибо производителям набора за качественные окрасочные маски — они помогли не столько даже при окрашивании, сколько при выведении фонаря кабины. Прозрачная деталь встала со ступенькой, которую пришлось долго шпатлевать и стачивать, и маска отлично защитила стёкла от наждака.

Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет 

При сборке кабины от себя были добавлены привязные ремни (окрасочные маски-полоски от Colibri) и декали на приборные панели. Не знаю, что помешало производителю добавить в набор ремни, раз уж присутствует фототравление. Что касается приборов, то в декали дана центральная панель инструментов, а вот боковые и центральная консоли остаются пустыми. Они просматриваются через остекление кабины, поэтому решено было хоть как-то «оживить» их при помощи остатков декалей из загашника (кажется, от МиГ-31). 

Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет 

Мелочёвку вроде антенн и ПВД пришлось всё-таки сделать самостоятельно из иголок от шприцов и прочих подручных материалов. Опять же, производителю ничто не мешало дать эти элементы в травлении. Вообще из всей платы травления я использовал только стеклоочистители и датчики угла атаки. Решётки-«жабры» на мотогондолах выглядели слишком толстыми, стекатели ПВД — слишком плоскими, а больше ничего в травлении нет. 

Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет 

С самого начала я планировал ставить модель на подставку, чтобы лучше было видно обратную стреловидность крыла. Идеальным местом для крепления подставки был нижний радиопрозрачный обтекатель. К сожалению, я не угадал центровку модели — просто привык, что без груза в носу самолёты всегда заваливаются на хвост, а для подставки это и нужно. Увы, обтекатель оказался слишком близко к хвосту, позади центра тяжести, а смещать подставку вперёд мне не хотелось — она закроет детализацию. Я набил мотогондолы свинцом, но этого не хватило. Выход был найден: в верхний торец подставки вместо штатного крючка были врезаны две иголки от шприцов, а в днище модели были вставлены две ответные трубки (поскольку обтекатель наклеен поверх фюзеляжа, днище в этом месте двойное и надёжно фиксирует положение трубок). Получилось жёсткое и в то же время легкоразъёмное соединение. Кусочек маскировочной плёнки под иголками защищает краску от потёртостей.

Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет 

В наборе идёт довольно подробная схема нанесения камуфляжа. Она напечатана в цвете и вполне соответствует цветным фотографиям реальных самолётов. Но при этом указанные в инструкции краски не имеют ничего общего с реальностью: светло-серый внезапно обозначен как Tank Grey, тёмно-серый — Medium Grey, а серо-зелёный — Blue Grey. На форумах была найдена альтернативная схема: RAL7030 Steingrau + RAL7012 Basaltgrau + RAL7009 Gruengrau/Feldgrau. Порывшись в своём шкафу, я выбрал краски Mr.Hobby H61 IJN Gray, Tamiya XF-66 Light Grey и Pacific88 F180 RLM02, которые меня вполне удовлетворили. В любом случае, из-за почтенного возраста прототипа убедительные цветные фотографии мне не попались — либо это старая фотоплёнка со сбитой цветопередачей, либо современный снимок музейного экземпляра с напрочь выцветшим и многократно подкрашенным камуфляжем.

Для нанесения камуфляжа пригодилась маскировочная масса CAMO Masking Putty с Алиэкспресса. 

Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет 

Финальные штрихи: фары от Эльфа, заклеенные обычным скотчем; крыльевые огни — УФ-смола; верхние и нижние проблесковые огни выдавлены из прозрачного литника на шаблоне. Немножко смывки. Глядя на потрёпанный музейный экземпляр, я не удержался и добавил едва заметные потёки под окнами и другими выступающими деталями. Чёрные радиопрозрачные элементы после полуматового лака поседели, и я натёр их акварельным карандашом — получилось довольно неплохо.

Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет 

Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет 

Спасибо за внимание! Надеюсь, что кто-нибудь после прочтения статьи тоже вдохновится на постройку этого удивительного самолёта.

————————————————
В работе использованы следующие источники:
http://www.airwar.ru/enc/craft/hfb320.html
http://www.airwar.ru/enc/spy/hfb320m.html — «Уголок неба», как же без него
https://en.wikipedia.org/wiki/HFB_320_Hansa_Jet

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:HFB-320_Hansa_Jet_at_the_Luftwaffenmuseum_Berlin-Gatow — фотографии из берлинского музея
https://igor113.livejournal.com/1217855.html — подробный фотообзор из берлинского музея
https://igor113.livejournal.com/507937.html — ещё более подробный обзор гражданской версии из Мюнхена

https://www.scalemates.com/search.php?fkSECTION%5B%5D=All&q=HFB-320 — справочник по моделям
http://www.arcforums.com/forums/air/index.php?/topic/305885-review-hfb-320-ecm-hansa-jet-in-172-by-sova-m/ — обзор модели и исправленная схема камуфляжа
http://www.arcforums.com/forums/air/index.php?/topic/306396-hfb-320-ecm-hansa-jet-in-172-by-sova-m/ — отчёт о постройке

Usatiymen в 05.11.2020 - 13:04
Тема: Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный ...(#14594) - обсуждение

Хорошая работа.
Zaets54 в 05.11.2020 - 19:48
Очень симпатичная редкая "зверушка".
Камуфляж интересный. Статья обстоятельная.
+
Saluza_Secundus в 05.11.2020 - 23:20
Один из самолётов в списке хотелок. Эту модель в рунете практически ни разу не видел готовой, хорошо что кто-то уже собрал, хоть теперь есть какое-то представление. Салон через иллюминаторы совсем не просматривается?

А вот жидкие маски, кмк, на пользу не пошли - пятна получились рваные.
Sergio77 в 05.11.2020 - 23:58
Камуфляж очень симпатичный и аппарат интересный!
Vig-gen в 06.11.2020 - 08:59
1) За работу спасибо. Отлично.
2) Помимо Boeing 737 на этой неделе еще новость из Украины про Eclipse-400 1/72 Amodel. Продолжение ассортимента business jet:

#
ithilion в 06.11.2020 - 12:05
Коллеги, спасибо за отзывы!

Салон через иллюминаторы совсем не просматривается?

Можно сказать, что нет. Там темно, а стёкла кривые и сильно искажают. Если хочется поманьячить, то можно выпилить дверь и сделать трап, но тогда и салон придётся с нуля. Вообще, насколько я видел бизнес-джеты Амодел, c интерьером есть только один — Piaggio Avanti.
Vig-gen в 06.11.2020 - 12:24
Нет. Еще несколько Beechcraft.
rum-ata в 06.11.2020 - 13:25
Тема: Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет
И модель и статья понравилась! Прототип интересный !
semalevik в 08.11.2020 - 12:22
Тема: Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет
Приятная модель, понравилась
voodoomain в 09.11.2020 - 14:08
Тема: Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный тевтонский бизнес-джет
Когда смотришь на такие работы, всегда удивляешься насколько многообразен мир авиации. Супер!

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy