Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Grumman Wildcat F4F-4 flown by Lt. Cdr. John Raby, VF-9, USS “Ranger”, Operation TORCH, November 1942.
Модель «Вайлдкета» в моём любимом 72-м масштабе я планировал собрать уже очень давно, но, к сожалению, в этом масштабе выбор наборов всегда был весьма небогат.
Практически, он ограничен древним Frog'ом и его корейской реинкарнацией от Academy, имеющий массу недостатков и неверную геометрию. Не слишком улучшило ситуацию и недавнее появление кита от HobbyBoss. Модель не отличается богатой деталировкой, с геометрией так же имеются проблемы, а доработка модели затруднена специфическим членением модели с целиком отлитым крылом и фюзеляжем.
Но всё не так уж плохо: весьма приличную модель «дикого кота» производила в своё время «Hasegawa» и её же перепечатывал «Dragon» , но обе модели были давно сняты с производства и в продаже практически не встречались.
К счастью, не так давно «Hasegawa» перевыпустила целый ряд своих старых «хитов», в том числе и модификацию F4F-4 “Wildcat”, обладателем данного набора стал и я.
Итак, начнём:
Отливки обычного для «Hasegawa» высокого качества, без облоя смещения половин пресс-форм и заметных следов толкателей. Аккуратная внутренняя расшивка, в целом, соответствующая чертежам, как и сама модель. Фонарь кабины дан одной деталью, пластик средней толщины, но довольно прозрачный, без заметных дефектов. Возраст набора даёт о себе знать, деталировка модели очень упрощена, в основном это касается интерьера кабины и шасси, конструкция которого вообще то является «изюминкой» данного самолёта.
Декаль в наборе неплохого качества, на два варианта.
В принципе, в наборе присутствуют некоторые детали, предназначенные для ранней модификации F4F-3, но придётся поработать над исправлением расшивки, капота и поискать другие декали.
Поскольку я планировал сделать модель со сложенными крыльями, то был приобретён конверсионный набор фирмы СМК со смоляными деталями корневой части крыла и механизма складывания.
Для детализации интерьера использовался набор фототравления от Eduard. Кроме того, в постройке был использован смоляной двигатель от Вектора и декали от Techmod.
Планировалось также использовать резиновые колёса от Экипажа, они даже были приобретены, но их качество оказалось настолько отвратительным, что их пришлось отправить в мусорную корзину.
В данном случае сборка началась не с изготовления интерьера кабины, а с отрезания микропилкой подвижных частей крыла, а также капота двигателя от половин фюзеляжа для его последующей доработки. Заодно были отпилены и управляющие поверхности, которые планировалось установить в отклонённом положении. После этого была собрана и окрашена кабина из деталей фототравления. Как это обычно и бывает с фототравлением “Eduard”, все детали практически идеально стыкуются и встают на свои места.
На следующем этапе пришло время заняться отсеком шасси. Дело в том, что в модели от Hasegawa этот отсек, как и само шасси, детализован крайне бедно. В первую очередь, была вырезана из листового пластика перегородка между отсеком шасси и кабиной. На реальном самолёте часть этой перегородки перекрывает вырез в фюзеляже под колесо, и имеет в этом месте характерную выколотку, хорошо заметную на фотографиях машины. Для имитации этой выколотки перегородка на модели была выполнена из нескольких склеенных между собой слоёв листового пластика для придания необходимой толщины, и в получившемся «массиве» были вырезаны выколотки под колёса. После установки перегородки на своё место и склеивания половин фюзеляжа, стыки в выколотках были пролиты индустриальным циакрином и отшлифованы.
На саму перегородку были наклеены видимые элементы набора и детали цепной передачи механизма уборки шасси из тонкого пластика. Сами цепи были изготовлены из тонкой перекрученной медной проволоки.
На этом же этапе была изготовлена и кольцевая перегородка между двигательным отсеком и отсеком шасси, но монтировалась она в последнюю очередь при окончательной сборке модели после окраски, так как её наличие сильно затруднит монтаж деталей шасси.
На этом же, раннем этапе сборки, были доработаны и детали собственно шасси. В «пластике» не хватает некоторых тяг, а также полностью отсутствуют детали пространственной фермы, хорошо заметные на фотографиях. Недостающие детали были изготовлены из тянутого литника, использовались также детали из набора фототравления.
По имеющейся у меня информации, внутренние поверхности отсека шасси, как и детали самого шасси, не выходящие за габариты фюзеляжа, окрашивались в светло-серый, практически белый цвет. Я использовал для окраски светло–серую «Тамиевскую» грунтовку. Детали шасси, выходящие за габариты фюзеляжа, я окрасил в чёрный цвет, именно так было окрашено шасси у большинства (но не у всех!) поздних «Wildcat».
«Обитаемая» часть фюзеляжа и детали интерьера машин поздних выпусков, производства заводов самой фирмы «Грумман», окрашивались в цвет «Bronze Green», панель приборов и инструментальные панели по бокам - в чёрный цвет. Внутренние поверхности фюзеляжа ниже уровня пола и за пределами кабины окрашены как обычно, интерьерной грунтовкой «Chromate Yellow».
Итак, после окраски внутренних поверхностей фюзеляжа, и его окончательной сборки, пришла пора заняться крылом.
В первую очередь, толщина пластика в местах установки смоляных деталей была доведена до возможного минимума, в противном случае половинки крыла не «сойдутся». При монтаже смоляных деталей необходимо очень точно выдержать необходимые углы сопряжения деталей, причём определять эти углы приходится эмпирическим путём, многократно примеряя все детали «на сухую». Ориентироваться на «монтажные» плоскости самих деталей, к сожалению, нельзя, они не соответствуют правильному положению сложенных плоскостей относительно фюзеляжа. К сожалению, я это понял довольно поздно, что привело к необходимости переделок и лишней трате времени.
Стоит так же отметить, что на модели у сложенных крыльев элероны отклонены в одну сторону – вверх, и это не ошибка. У сложенных крыльев тяги элеронов размыкались и элероны отклонялись вверх, что подтверждается фотографиями.
На следующем этапе пришло время заняться капотом. В первую очередь, была уменьшена толщина стенок капота, дабы уместился смоляной двигатель от «Вектора», с его сборкой, кстати, никаких проблем не было, пришлось только его слегка доработать для большего соответствия нужной модификации. У капота также были отрезаны лепестки жалюзи, они были заново изготовлены из медной фольги и смонтированы в открытом положении. Заодно из фольги были изготовлены и выхлопные патрубки.
В последнюю очередь на данной модели был смонтирован фонарь кабины. Поскольку планировалось установить сдвижную часть фонаря в открытом положении, а «вакушного» фонаря «добыть» не удалось, то пришлось дорабатывать штатный. В первую очередь, была отпилена микропилкой из лезвия безопасной бритвы сдвижная часть фонаря.
Затем толщина этой части фонаря была уменьшена аккуратной шлифовкой изнутри до минимально-возможной толщины (примерно 0,8 мм.). Прозрачность фонаря после шлифовки была без особых проблем восстановлена полировкой соответствующими пастами производства «Акан». К сожалению, даже после уменьшения толщины фонаря он не мог встать на своё место на гаргроте. Пришлось прибегнуть к дополнительной шлифовке боковых поверхностей гаргрота в месте установки фонаря для уменьшения его толщины. После окончания подгонки сдвижной части фонаря, на своё место был установлен козырёк пилотской кабины и смонтирован самодельный прицел из кусочков пластика и ацетатной плёнки. Перед покраской прозрачные детали были покрыты «Футурой» и после основательной сушки, масками из самодельного маскола из клея БФ-6, проём кабины закрыт полоской тамиевского скотча.
Перед окраской модель была покрыта тамиевской грунтовкой, стравленной из баллона. После чего была накатана клёпка самодельным риветтером.
После небольшой полировки модель была окрашена в цвета “Light Gull Gray” FS 36440(низ фюзеляжа) и “Blue Gray” FS 35189 (верх). Для окраски использовались водорастворимые краски «Акан» 72014 и 72050 (последний цвет сильно осветлённый).
Слегка размытые границы цветов получены с помощью пластилиновых «колбасок».
Некоторая неоднородность окраски и неравномерность выгорания была имитирована «Акановским» финишным покрытием. Небольшие сколы краски были нанесены методом «сухой кисти» металликом от «Model Master».
После нанесения акрил-уретанового глянцевого лака «Акан» на модель были нанесены декали с применением «спецсредств» от «MicroScale». После ещё одного слоя глянцевого лака, на модели была выполнена смывка масляными красками на пинене. В качестве финишного покрытия использовался полуматовый водорастворимый лак от «MicroScale». В завершение были нанесены следы эксплуатации, потёки технических жидкостей и нагар с помощью пигментов Tamiya.
После завершения «покрасочных работ» модель была окончательно собрана, и смонтирована антенны из нити «Хобби-плюс» и тонкой проволоки.
На этом работа над моделью была закончена, результат – перед Вами, коллеги!
Александр Гришин
AleksGRI в 30.10.2008 - 15:54 Спасибо, коллеги, за высокие оценки!
По имеющимся замечаниям и вопросам: 1. Основная посадочная фара на всех "Валдкетах" находилась под левым крылом, на модели она показана расшивкой, дорабатывать её я не стал, т.к. она практически невидна на сложенном крыле. Фара в носке крыла однозначно присутствовала на F4F-3 именно там, где указал ALexZ, на F4F-4 фара сначала перекочевала ближе к корню крыла, а на машинах последних серий исчезла совсем, как и на "Хеллкетах", кстати. 2. Бортовой номер на кили машин VF-9 с "Рейнджера" не наносился, что подтверждается фотографиями. 3. Колёса, действительно, "родные", диски колёс с внутренней стороны доработаны деталями фототравления "Эдуард". 4. Механизм складывания, естественно, не рабочий. В этом масштабе сделать его рабочим, да чтобы не оставалось огромных щелей в раскрытом положении, боюсь нереально, слишком "замысловатые" углы сопряжения и кривизна поверхности. Да и смола явно не подходящий для такой работы материал. |
Sky_Dog в 30.10.2008 - 16:36 Тема: Re: Hasegawa 1/72 Grumman F4F-4 Wildcat, VF-9, USS Ranger В принципе все уже сказано, отличная модель, 10 балов. |
AlexZ в 30.10.2008 - 16:45 AleksGRI
Спасибо за замечания к замечаниям :) Извините за ошибочные наезды. По п. 1 - есть ли реальная информация про миграции фары в торце крыла? В старом In action'e (№ 84) на всех схемах - в корне. В новом (№ 191) - и на схемах F4F-3, и на F4F-4 (и даже на FM-2) - она между пулеметами. В detail & scale - где как. Но на фотках восстановленного FM-1 () - опять между пулеметами. |
AleksGRI в 30.10.2008 - 17:34 ALexZ Для FM-1 местоположение фары вполне естественное, так и должно быть.
Что касается отсутствие фары (кстати, это не посадочная фара), то посмотрите очень подробную схему набора поздней 4-ки в "войне в воздухе", там чётко указана посадочная фара в плоскости, фотопулемёт в корне крыла, трубы под стволы пулемётов, но фонаря в носке крыла нет. В принципе, попадались мне и фотографии машин, с этим фонарём, расположенным рядом с фотопулемётом, тема эта некоторое время назад обсуждалась на одном из зарубежных модельных форумов, оттуда, собственно, и информация. В польских и чешских монографиях на чертежах 4-ок и FM-2 фонарь рядом с фотопулемётом, на неотьёмной части крыла. [url=http://www.postimage.org/image.php?v=gx21s8Di][/url] |
AlexZ в 30.10.2008 - 18:10 AleksGRI, спасибо.
ALexZ Для FM-1 местоположение фары вполне естественное, так и должно быть. Вот, кстати, почему? На ссылке выше - один из первых FM-1, еще 6-ти пулеметный, то есть фактически чистая 4-ка, но собранная Дженерал Моторсом. Откуда взялся фонарь между пулеметами? |
AleksGRI в 30.10.2008 - 18:29 Этот вопрос скорее к "Дженерал Моторсу", но на всех схемах и чертежах фонарь именно там. Впрочем, нужно смотреть на время выпуска, на ранних 4-ках фонарь тоже там. |
Макс в 31.10.2008 - 01:18 Супер работа Алексадр!
Я начинаю сомневаться что вы творите в 72м :roll: :wink: |
Александр Кучеренко в 31.10.2008 - 01:58 Тема: Re: Hasegawa 1/72 Grumman F4F-4 Wildcat, VF-9, USS Ranger Очень хорошо и аккуратно смотрится.
Мне понравилось. |
vnl в 05.11.2008 - 13:33 Тема: Re: Hasegawa 1/72 Grumman F4F-4 Wildcat, VF-9, USS Ranger Для такой модели нужен ангар или палуба авианосца! На полке она смотреться не будет! :) Браво! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Re: Hasegawa 1/72 Grumman F4F-4 Wildcat, VF-9, USS Ranger
Отличная работа, вдохновляет на подвиги!!!