Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Видно рок мой таков, что пилить и пилить мне ещё предстоит долго… С одной стороны – это обретение опыта и выявление «подводных камней» в моделях семейства 23/27, а с другой – сидишь и думаешь, а себе то когда делать буду? Но как бы там ни было, плюсов всё равно больше.
Это была вторая попытка по приведению китайского пластика к модели, которая более точно отражала бы свой прототип. Первую я описывал в 16 году - http://scalemodels.ru/articles/10161-Trumpeter-1-48-mig-23ml---konversija-v-mld-popytka-1-zakaz.html , а в прошлом у меня появился заказчик, который желает собрать коллекцию «МиГов» в 48-ом масштабе, в полётном виде. Так что, путь мучений и познаний продолжается и сейчас у меня в производстве находится уже третья модель со всеми своими «прелестями» - http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_71519.html .
На первой модели я «выжимал» максимум из пластика, не прибегая к большому количеству вновь сделанных деталей. Теперь же шёл по пути усложнения технологических процессов – но, давайте обо всём по порядку.
Основная проблема - "горбатость" никуда не делась, пришлось лечить, но сделано это было несколько по-другому. Заодно было решено сделать новый фонарь, так как родной в модели далёк от истины.
Модель делалась под установку на подставку, в полётном состоянии. Это позволило мне облегчить работу по планеру (не надо заниматься со стойками и нишами шасси, а также делать открытыми лючки турбостартера), но в кабину пришлось "лепить чувака" . Сточил консоли крыла изнутри, сняв по толщине примерно полмиллиметра - вроде мелочь, а заметно. Верхняя панель фюзеляжа в местах "выпирающего" гаргрота была изогнута до получения ровной линии - на пластике появились следы внутреннего напряжения. Соединительная деталь В12, на которую устанавливаются звёздочки поворота консолей, была сточена на нет к задней кромке - это сделано для уменьшения угла атаки крыла, поскольку в результате исправления гаргрота он увеличился. После приклеивания подточил ребро жёсткости, которое находится за ней.
После просушки подточил полученное, заодно уменьшил и толщину нижней части НЧК. В результате проведённых операций звёздочки сели глубже и это позволило подточить штифты, на которых они сидят, что в свою очередь уменьшило толщину центроплана с 8,5 мм до 7,25 мм. После этого не пришлось сильно стачивать посадочное место под НЧК.
В модели "напортачено" с углами киля и форкиля - сделал разрез и, как следствие, занимался исправлением расшивки. Удалил бустеры РП, там должно выглядеть немного по-другому, и нижнее ребро жесткости киля – мне казалось, что так проще будет подогнать к верхней части фюзеля.
Как и писал уже выше, фонарь и посадочное место под него не соответствуют истине. Сделал разметку и прорезал новое посадочное - оно должно являться продолжением линии расшивки (синяя), родная (красная) не верна. На втором фото правая половинка подрезанная, а левая ещё нет - разница ощутимая, заодно подточил ещё и посадочное место под козырёк фонаря. Приклеил боковые пульты, заранее склеенную ванну с задней стенкой пришлось разделять и опускать ванну ниже. Переделанное покрасил в интерьерный цвет.
Пока это сохло, склеил стабилизаторы пламени и слегка доработал их. Стекатель турбины удалил и сделал отверстие диаметром 5мм для будущего крепления подставки (штырь соответствующего диаметра). При сверке половинок фюзеля с чертежом обнаружилась неточность - от передней до основной ниши шасси должна быть прямая линия. Спозиционировав носовую часть фюзеля видим, что хвостовая ушла наверх. Сделав подрез в передней части основной ниши и убрав оттуда излишки, выправил контур - теперь и насухо фюзель сложился замечательно. И горбатости нет, и линии ровные.
Покрасил турбинку и стабилизатор пламени, приклеил скрученную из полосы доширакостирола трубку с диаметром под штырь. Склеил половинки фюзеля в задней части (до ниш основного шасси), кондуктором для правильного склеивания послужила внешняя труба форкамеры и задняя стенка ниши шасси, смещённая немного назад - всё равно ниши будут заклеены. Зато получил крепление необходимой жёсткости, да и красить на штыре гораздо удобнее.
Следующий "ляп" производителя - почти прямоугольные верхние углы ВЗ. Лечение - распил, выборка, подгиб краёв, заливка суперклеем. Но на этом работа с ними не закончилась. С фототравлением на него у меня вышла "засада" и пришлось попотеть с изготовлением новых деталей, но это и не страшно, только времени жалко. Вклеил в клин родные пластинки, имитирующие отверстия отвода погранслоя, переднюю, неподвижную часть клина, отогнул внутрь и сточил, чтобы передняя кромка стала острой. Высверлил задние части клина, подрезал остро заточенным кончиком ножа и приклеил сетки из под чайных пакетиков - и размер подходящий, и супером намёртво приклеивается. Сформировал правильные воздушные каналы в заборниках - место на этом самолёте видное! Из-за этого пришлось стачивать по высоте внутреннюю сужающуюся часть, которая объединяет два этих канала в один. Прорезал отверстия в нижней части ВЗ под БПФ и МПФ, добавил расшивки на клиньях.
Попутно обнаружилась ещё одна неточность, но не сильно бросающаяся в глаза - неправильная форма рассекателя между ВЗ и фюзелем (карандашом нарисовано как должно быть), из-за этого линия раздела гаргрота и фюзеля ушла наверх и изогнулась (красная линия как должно быть) - немного подправил. Сделал заготовку под внешние обводы фонаря (вспомнил, как просушенная берёза пахнет!), козырёк сделал чуть подлиннее, с запасом на распил.
Задул кабинку в интерьерный цвет и перевёл декали на приборку и боковые пульты - старался максимально аккуратно "прижигать", чтобы не было сильных деформаций при облегании сложного рельефа, вроде получилось...... На макросъёмке видны "косячки", а невооружённым глазом в реальности не разглядишь. Склеил носовую часть фюзеляжа, примерил приборку на своё место. Заклеил створками ниши основного шасси - пришлось их немного поподгонять, остальное подточилось при дальнейшей обработке.
Опустил линию гаргрота ниже, подточил так, чтобы не прорезать насквозь. Прошпаклевал и сделал правильный переход - вот теперь стало похоже на истину. Подточил болванку фонаря таким образом, чтобы формообразующая линия к нижней части стала более округлой (боковые стенки фонаря в сечении подходят под прямым углом к месту излома).
Чтобы избежать в дальнейшем проникновения пыли и опилков в кабину, пришлось вклеить перегородку. В верхней части ВЗ имеются отверстия для выхода воздуха, отобранного из погранслоя, они закрыты решётками. Сделал их из доширака, приклеил сетку, с помощью зубного бора в виде торцевой фрезы удалил пластик с ВЗ и вклеил полученный бутерброд. Здесь помог бы, конечно, фрезерный станочек, но за не имением оного, пришлось делать вручную...... Кривоватые грани залил суперклеем, потом приклеил ВЗ к фюзелю и установил канал двигателя. Потом приклеил верхнюю часть фюзеля с центропланом, получилось идеально, лучше чем первый раз с МЛД, никакого намёка на "кривость". А вот "технологические особенности" данного аппарата дали о себе знать - дело в том, что при выпуске-уборке консолей крыла соответствующие участки на фюзеляже закрываются и открываются, на модели это очень сложно изобразить, надо удалять лишний пластик, чтобы при складывании крыла, оно не поднималось выше оси стабилизатора. Исправленный "горб" подтвердил предположение о неправильности геометрии киля.
Распилил, выбрал, поджал, склеил, подогнал, осталось расшивку подправить. Подточил заднюю кромку консоли одной консоли, там идёт сужение к корню, на фото это видно.
Склеил основу кресла, кое-что пришлось сточить, поскольку необходимо место под пилота. Перерыв все свои коробки нашёл только одного, из "Сейбра" академовского, по размерам подходит. Нашёл фото, по которым и переделал его. Вклеивать его надо до установки приборки - потом усадить его с креслом на своё место довольно проблематично… Слегка подкорректировал теплопеленгатор ТП-23 по геометрии, в наборе ещё идёт ТП-26 под МЛД.
После решил заняться прозрачными деталями - залил матрицу под фонарь. Сначала водрузил болванку на постамент из пластилина и сформировал продолжение граней. Потом обклеил контур и смазал мыльной пеной (использую хозяйственное, оно жирнее). Залил разведённой эпоксидной смолой. В качестве наполнителя использовал обычный песок (1 к 1) - и форма жёстче, и смолы меньше надо. По прошествии 4-х часов смола "встала" до состояния гудрона (не в камень!) - это состояние я считаю идеальным для извлечения "мастера", что и было произведено. Отделил бортики, основание, вычистил пластилин и с небольшим усилием извлёк болванку. Получилась форма под внешние обводы. Для изготовления пуасона сделал сначала «прослойку», толщиной примерно полмиллиметра - выклеенная из двух слоёв ткани скорлупка была обрезана по контуру фонаря и вышкурена изнутри. После чего вновь зафиксировал её в доработанной форме - были подточены грани. Залито смолой с наполнителем из масляной краски, сверху подклеен брусочек. Заливка прошла успешно, расстыковка тоже, подточил грани на пуасоне в продолжение формы фонаря.
Подточил я успешно, а вот попытки выдавить из 1мм плекса не увенчались успехом (раз десять пробовал ) - необходимо быстрое позиционирование и сильное давление.
На работе сделал циклю из трёхгранного напильника и довёл толщину заготовки под фонарь до 0,75мм, зашкурил и заполировал, с третьей попытки выдавить получилось более-менее. Разрезал заготовку, сделал обрезку лишнего, подточил грани, прошкурил и подполировал – вот теперь фонарь стал похож на то, что должно быть.
Пока сох прошпаклёванный фюзель, позанимался с ракетами, потому как потом их будет лень делать. Вообще, чтобы сделать какую-нибудь мелочёвку после того, как уже закончен и покрашен планер модели, приходится очень сильно себя заставлять это сделать… Склеенный бак потребовал шпаклёвки - половинки отлиты с завалом внутрь, на нём всё равно надо сварные швы изображать. Р-23Р прошли доработку в виде прорезания новой расшивки, добавления стяжных колец в районе двигательного отсека, приклеивания и придания соответствующей формы кабель-коробам, установке задних ухватов. АПУ-23 тоже потребовали доработки, поскольку в модели сделаны абсолютно симметричными - в жизни они выглядят по-другому. Крепление ракет к ним произведено с помощью штифтов, опробированная техника, здорово экономит время и нервы на финишном этапе – все реактивы я делаю с возможностью снятия подвесного вооружения, можно и с разными комбинациями поэкспериментировать. После того, как изобразил швы на баке, вклеил шпеньки под установку на пилоне. Склеил и слегка доработал Р-60, на них и 23-их ещё нужно доработать сопловую часть. А вот переходные пилоны под АПУ-60 пришлось доработать по посадочному месту, стоят они с небольшим углом при виде спереди и сбоку.
Для сравнения показываю заводской и самопальный фонари.
Восстановив и дорезав необходимую расшивку, добавил мелочи - треугольничек перед козырьком, изменил форму наплывов корневой части стабов, доработал окна продувки двигательного отсека, приклеил киль и подфюзеляжный гребень, на нем кое-что изменено, ещё надо исправить расшивку.
Слегка доработал козырёк над приборкой и покрасил его - детали добавились во время доработки кресла. Установил его на своё место и приклеил сеточку в оправе из кольца на задней стенке (не знаю, что это такое ), при закрытом фонаре её практически не видно, а вот при открытом хорошо - надо будет для себя делать более тонкую оправку.
Экзекуция над "челом" заключалась в следующем - шлем обработан под "круглое состояние" , из доширака вырезаны очки и концом кисти им придана сферическая форма. Ноги не залазят в отведённое пространство, их надо стачивать. Левая рука чела к РУДу подошла идеально, а вот правую пришлось в двух местах ломать и резать, чтобы положить её на РУС. Слегка "намулевал" его и вклеил на своё место. Сам бы чёрт клеил эти ремни на положенное место (на будущее - собирать с ремнями на кресле и вклеивать в сборе!!!, только так и не иначе - то, о чём упоминал в начале статьи), и нужно их делать либо из скотча, либо искать фирменные из "тянучки". Металл в этом месте не прокатит. Приклеил "хобот слонику", в крышку фонаря вмонтировал зеркала.
Фонарь прихватил на пару микрокапелек суперклея, потом по периметру с помощью тонюсенькой стальной проволочки промазал эпоксидной смолой. Да, с ней непросто работать, но результат того стоит - смачивая торцевую часть фонаря, она в то же время "подтягивает" излишки с пластика и в результате получается красивый клеевой шов с галтелями абсолютно одинакового размера и практически не требует последующей обработки, "+" никакой матовости или "запотевания", полное ощущение "вмонтированности" стекла в конструкцию.
Потом пошла установка мелочёвки. Небольшая коррекция прорезей под крыло - единственный вариант зрительно уменьшить проём, себе же буду пробовать сделать как на оригинале. Консоли крыла прошли доработку – подписано на фото. Приклеил на законцовках крыла трубочки, в которые потом будут вклеиваться статики, а также генераторы вихрей. Вклеил бустеры РН.
Замазал остекление БээФом, задул, нарисовал переплёт. Прорезал переплёт, приклеил разнообразные антенны и усиливающие перемычки ВЗ, закрасил снова интерьерным.
Покрасил ракеты белым, пилоны и бак серебрянкой, в качестве проявки (грунтовки) планер тамиевским акрилом XF-80, серебром основание ПВД, потом сталью хвостовую часть фюзеля и пару панелей в районе пушки, серым радопрозрачным. Сделал маски, потом нанёс прешейдинг и окрасил планер эмалью небесно-серого цвета XF-19 от тамии. Старался наносить очень тонким слоем, чтобы кое-где проглядывал предыдущий оттенок серого. Снял маски, покрыл модель блестящим лаком.
В наборе идёт дека с жёлтым "49", а заказчику надо было синий номер. Нашёл у себя только "75" -с обводкой тёмно-синего цвета, от киттихауковского МиГ-25. Обдекалил модель.
Поговорив с заказчиком пришли к выводу, что слишком маленькие звёзды дали китайцы в своей модели. И если на крыле ещё терпимо, то на киле это сразу бросается в глаза. Полез в залежи и нашёл побольше размером, сошкурил тысячкой с водичкой и перевёл новые, которые потом снова закрепил лаком. "Подстарил" звёзды на верхней поверхности крыла. Приклеил подфюзеляжные АПУ и пушку. Покрасил форкамеру и сопло. Потёртости на подвижной части крыла изобразил с помощью простого карандаша (тоже закрепил лаком).
Сделал смывку, пришлось кое-где подкрашивать , так как два слоя тонко нанесённого и плохо просохшего лака не выдержали воздействия уайт-спирита. Но получилось даже интересней - добавились оттенки. Аппарат реально получился как "хорошо" эксплуатировавшийся. Снял маски с фонаря. При виде сбоку получилось то, что надо.
На финише были установлены ПЧК, приклеены АПУ, накрашен герметик и панель перед теплопеленгатором, приклеены антенны, ПВД, статики - всё это "хозяйство" окрашено хромом, сделаны фары и БАНО, добавлены трубки аварийного слива топлива, доработаны ракеты, сделано крепёжное основание в коробку.
На выходе получился поздний вариант 23М, конец 70-х годов. Сначала фото без подвески.
А теперь с ракетами и баком.
С утра сделал ещё несколько фото в отражённом свете на фоне потолка - появился слегка синеватый оттенок.
А потом модель уехала к заказчику и уже от него я получил фото, где самолётик установлен на подставку. Весьма симпатично, клиент доволен – значит работа проделана не зря!
Так какие же выводы для себя я сделал?
Несомненно, модель тяжела в постройке, если задаться целью сделать как надо. В изкоробочном варианте это только подобие этого красивейшего самолёта – а в полётном виде он смотрится вообще шикарно, я по завершении работ полдня «летал» на нём по квартире! Сейчас, когда в моём производстве находится уже третья модель этого семейства – 27Д, многое даётся уже намного легче и руки почти автоматически делают свою работу, по крайней мере пилю уже не боясь. В нём переделок уже намного больше и они более глобальны – что поделать, я сильно сомневаюсь, что кто-то в ближайшее время выпустит «правильные» 23/27. А значит выход только один – делать из того, что есть, либо вообще не делать. Но желание поставить себе на полку семейство «МиГов» намного сильнее, поэтому, не далёк тот день , когда я возьмусь за 23МЛД и 27К. Приятного всем просмотра!
Bertych в 20.02.2018 - 05:10 Уровень - Бог.
Я тока учусь, до него, как до луны пешком... :mrgreen: Привет, Альберт! Как всегда затейливо и интересно. У меня есть мысль делать "летящие" модели вот на такого плана подставках. Динамики добавляет. Привет, Алексей! Я сейчас после 27-го буду делать 31-й на заказ и, хочется сделать его во взлётном виде. :roll: Тоже вот мракую, как подставку изобразить... надо, Альберт, как нибудь тебя фонарь попросить сделать (застенчиво)... Да как-нибудь сделаем, Андрей... :mrgreen: misha11 В чем проблема - берём и делаем! :wink: Usatiymen, спасибо, Игорь! |
Bertych в 20.02.2018 - 17:18 Да, Алексей, только покрупнее и не так размыто - как будто только оторвался от полосы! :roll: :lol: |
Борода в 20.02.2018 - 17:27 как будто только оторвался от полосы!
Если колёса убраны, то это не только оторвался - это уже метров 70-80... :grin: |
Bertych в 20.02.2018 - 19:20 Не, Александр, я именно хочу в положении как только оторвался, как на АМКшной коробке нарисовано :roll: , и чтобы при желании заказчик мог снять модель с подставки и поставить её на стол - надо будет продумать механизм "проседания" под весом. :mrgreen: |
prokhor в 21.02.2018 - 07:28 Не, Александр, я именно хочу в положении как только оторвался, как на АМКшной коробке нарисовано , и чтобы при желании заказчик мог снять модель с подставки и поставить её на стол - надо будет продумать механизм "проседания" под весом.
Это тебе придется делать поворотные части "тележки" :wink: Кинематика там ппц для 48-го |
Kent в 21.02.2018 - 15:52 Альберт, отличное завершение труда! Замечательная М-ка! И естественно это же отметил заказчик! :cool: +1
п.с. отличные чертежи! |
Bertych в 24.02.2018 - 17:22 Это тебе придется делать поворотные части "тележки" Кинематика там ппц для 48-го
Обращусь за помощью и советами к тебе, Алексей! :mrgreen: п.с. отличные чертежи! А какие чертежи, Игорь, не понял........... :roll: |
maestro83 в 21.09.2018 - 01:58 Тема: Trumpeter 1/48 МиГ-23М - и снова на заказ Альберт, модель - высший класс! Благодарю за подробное учебное пособие для других моделистов. Многому научился подглядывая в ваши работы на разных форумах. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Trumpeter 1/48 МиГ-23М - и снова на заказ