Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Всем привет!
Немного я опоздал, но лучше поздно, чем никогда
Не так давно, 6 октября, был замечательный юбилей: в этот день, 40 лет назад, в 1977 году от взлетной полосы ЛИИ оторвался новый самолет. Его пилотировал легендарнейший испытатель, шеф-пилот ОКБ МиГ Александр Васильевич Федотов. Это был МиГ-29, истребитель, сам ставший легендой.
Поэтому я сегодня очень хочу показать вам модель этого прекрасного самолета, а так же рассказать две истории об испытателе, который много сделал для становления этой машины. Это летчик-испытатель ЛИИ, специалист по критическим режимам, Александр Георгиевич Бесчастнов.
Я расскажу вам о двух летных происшествиях. В первом, как раз на МиГ-29, модель которого я сделал, Александр Георгиевич на 99,9% должен был погибнуть, но не получил даже царапины. Во втором случае, на легкой и медленной "Гжели", он на 99,9% не должен был даже царапины получить, но погиб... Но обо всем по порядку. Поехали?
Для начала я хочу сказать, что по нечетным годам я бы наших летчиков на международные салоны вообще не выпускал, что за рубеж, что на территории России. Судите сами: в 1988 году в фарноборо мы впервые показывали самую совершенную свою технику, в числе прочих как раз МиГ-29, который стал главной звездой салона. Год был четный, всё прошло отлично. На следующий 1989 год, в Ле Бурже, мы повезли не только ошеломивший всех МиГ, но и пару Су-27, Су-27УБ, на "добивание", так сказать. Если не помните, чем начался салон, напомню - в Су-27УБ Евгения Фролова на взлете бьет молния, отказывает куча систем, но летчик сажает самолет. Думаете, всё? Нет, в первом же демонстрационном полете помпаж правого двигателя у Анатолия Квочура на МиГ-29, а далее шикарная реклама кресла К-36 и физической формы русского пилота, который на скорости в 14 м/сек бьется об землю, рикошетит от неё на 80см вверх и при этом цел
А далее началось... 1991 - ошибка опытнейшего Римантаса Станкявичуса в Сальгареде, Италия - и его Су-27, просаживаясь после петли Нестерова, превращает её в мертвую. 1995 - Витязи, возвращаясь с салона домой, входят в гору, 1997 - опять Евгений Фролов, опять Ле Бурже, и опять без последствий для Евгения Ивановича - отказ гидравлики, не убираются шасси, следствием чего миру явилась новая фигура пилотажа - кобра с ногами. 1999 год - снова мы рекламируем кресло К-36, на этот раз Вячеслав Аверьянов и Владимир Шендрик катапультируются у земли из Су-30МКИ... В новом тысячелетии нужно вспомнить 2009, столкновения двух Витязей и гибель их Командира, Игоря Ткаченко. Этот случай я вспомнил, потому что он перекликается с тем, о котором рассказываю я, причины столкновения аналогичны, потеря визуального контакта при сборе и неправильные действия в этой ситуации.
Итак, 1993 год, 75 лет Британских ВВС, в числе приглашенных - новая пилотажная группа из России, на нашумевших МиГ-29, за штурвалами летчики-испытатели ЛИИ, ведущий группы космонавт-испытатель Сергей Тресвятский.
Пилотаж наши показывали сумасшедший, минимальные расстояния между самолетами, максимальные скорости на виражах, рок-н-ролл, одним словом. Но вот роспуск, а после него явная потеря летчиками друг друга. В результате ведомый, Александр Бесчастнов, идет вдоль полосы по прямой, а Сергей Тресвятский заходит на вертикаль, с чудовищной точностью сводя траектории в одной точке... Удар страшен, крыло самолета тресвятского отрубает кабину прям за спинкой катапульты, МиГ-29 Бесчастнова переламывается пополам и тут же вспыхивает.
Но в короткое мгновение между ударом и взрывом Александр Георгиевич успевает активировать катапульту. Англичане потом будут шутить, что русские летают, держась за катапульту, но в тот момент было не до шуток. У Сергея Тресвятского оторвано крыло, он по инерции уходит выше, самолет срывается в плоский штопор, пилот катапультируется. В одном из интервью Сергей Николаевич скажет, что после наполнения купола начал искать глазами купол ведомого, но не нашел. Руки потянулись к замкам подвесной системы, выживать одному не хотелось абсолютно, но в этот момент он все-таки заметил парашют. Надо сказать, что нашим пилотам серьезно повезло, самолет Тресвятского упал в поле, а Бесчастного - рядом с экспозицией США, никто не пострадал. А ведь у американцев стояли транспортники и заправщики, попади на них самолет - последствия могли быть страшными. Не знаю, правда или нет, но читал, что Александр Бесчастнов за ночь после этой аварии поседел. Знаю только что в день аварии он точно был брюнетом, а в интервью через какое-то время все виски уже белые.
Авария имела оргвыводы, группы ЛИИ на МиГ-29 больше не было, тем более набирала популярность группа Квочура на Су-27. Сергей Тресвятский на домашних МАКСах демонстрировал взлеты с трамплина, Александра Бесчастнова я не помню даже на домашних выставках, от серьезной работы он был отстранен и лишь через 4 года вернулся к ней в полной мере, на М-55 "Геофизика" с испытателями КБ Мясищева, проведя множество уникальных исследований и установив кучу рекордов.
12 сентября 2001 года с аэродрома ЛИИ поднялся маленький самолет "Гжель", воздушное такси. Обратите внимание на особенность этого самолета - у правого пилота нет двери, этот фактор будет иметь большое значение в истории.
Шел финальный этап испытаний, испытания на прочность. Задание в этом полете - превышение максимальной приборной скорости. Командир в этом полете - испытатель КБ Мясищева Олег Щепетков, в правом кресле Александр Бесчастнов.
При достижении максимальной приборной скорости самолет ловит явление, которое казалось бы уже исследовано и побеждено - флаттер. Начинает разрушаться хвостовое оперение, пилоты резко сбрасывают скорость, но поздно. Тем не менее, самолет слегка управляем, но может только снижаться, этакое контролируемое падение. Сразу прыгать нельзя, высота большая, справа Раменское, куда самолет улетит без пилотов - не ясно. Тянуть в ЛИИ опасно, Раменское между самолетом и институтом, поэтому летчики начинают отклонять самолет влево, к Бронницам, там большие поля по линии ВПП, есть где бросить самолет. И вот высота уже километр, под самолетом поля, с КДП прошла команда на прыжок. Дверь одна, слева, поэтому первым прыгает командир, Олег Щепетков. Вот только второй пилот прыгать не стал. Причину объяснят потом записи полета. Видимо, после прыжка первого пилота, самолет изменил траекторию падения и довернул на село Петровское, что было на окраине поля. Может, причиной стала открытая дверь, может изменение развесовки из-за прыжка, а может просто так сыграло разбитое оперение, но самолет довернул к селу. И тут произошло то, что меня просто потрясает в этой истории. Фактически, стоя у открытой двери, имея приказ на прыжок, имея море времени на размышление (падение длилось 45 секунд) Александр Георгиевич вернулся за штурвал... "Гжель" упала, как положено, ничего не повредив на земле. Я прочитал в одной статье, что Александр Бесчастнов смог максимально смягчить удар, насколько это возможно при разрушенном оперении, что он сделал всё, что бы выжить и в этой ситуации и выжил бы, но это был исследовательская машина и в салоне были не пассажирские кресла, а блоки КЗА. В результате удара многокилограммовая аппаратура сорвалась с кронштейнов крепления и полетела вперед, в спину пилота... У Александра Георгиевича остались жена и два сына.
Модель "Звезды", как все последние модели этой фирмы, шикарна. Хочу еще раз повторить фразу, произнесенную в статье по Су-27СМ - членение воздухозаборников придумал Гений! Такие модели хочется собирать и собирать, сейчас вот за СМТ побегу, еще раз пособираю просто классную модель, без рашпилей и шпаклевки Много писать не буду, выложился в историях выше, хочу скать только большое спасибо Павлу "Конструктор", который поделился хорошими фото и заставил над ними подумать, в результате чего были исправлены некоторые ошибки в окраске. Единственный спорный для меня момент - надо ли было красить решетки пушки, но все-таки пришел к выводу, что на машине Тресвятского они покрашены не были, а на машине Бесчастнова - были, поэтому покрасил. Так же очередное спасибо Алексею Бацких за декаль.
Приятного просмотра!
novichekk в 13.10.2017 - 22:19 Спасибо, коллеги! Очень приятно слышать :) |
Ту-114-й в 16.10.2017 - 00:10 Тема: Звезда 1/72 МиГ-29 (9-13) Александра Бесчастнова. Достойная работа!И в память о Достойном летчике Здорово, МОЛОДЕЦ!!!
Добавлено спустя 12 минут 46 секунд: Конструктор .. ИДЕЯ ДИОРАМЫ............. Вам вопрос- что хотите показать такой диорамой? К тому же явно "не живой"- где вихрь летящих обломков, где выходящее из кабины с факелом пламени кресло с пилотом;где наконец,громадный вихрь пламени, охватившего самолет Бесчастнова практически мгновенно? Как Вы это собирались изобразить? Да и с общечеловеческой точки зрения......К чему и для чего? |
Илья_Велижанин в 16.10.2017 - 09:21 Тема: Звезда 1/72 МиГ-29 (9-13) Александра Бесчастнова. Интереснейшая статья, очень красивая модель. Класс!!! |
novichekk в 16.10.2017 - 10:12 Ту-114-й
Илья_Велижанин Спасибо! Ту-114-й Ну,здесь можно поспорить :) Показать такой динамичный эпизод, передать его в статичной модели - это классный вызов моделисту. Вот, например, в свое время меня очень зацепило: http://karopka.ru/community/user/14465/?MODEL=344936 Да и с общечеловеческой, это - фрагмент истории нашей авиации, почему его не запечатлеть, если хватит мастерства? Тем более, по большому счету, закончился этот фрагмент удачно ;) Я вот мечтаю сделать диораму о катапультировании Кононенко и Дексбаха из-под воды на Як-38У, не менее замечательная история, но никак с водой не получается подружиться... |
Конструктор в 16.10.2017 - 13:22 Я вот мечтаю сделать диораму о катапультировании Кононенко и Дексбаха из-под воды на Як-38У, не менее замечательная история, но никак с водой не получается подружиться...
Хочешь Амодел в эпоксидке утопить? |
novichekk в 16.10.2017 - 21:04 А вот не факт, если делать сам момент выхода, то самолет уже под водой, брызги, пламя, там и моделист сойдет :) С другой стороны, Амодел-то уже на полке, собран, топи сколько влезет )))
Но я сильно удивлюсь, если в ближайшие лет 5 это потяну. Там же вообще много можно накрутить, можно нос Минска сделать, Дексбаха ведь из самолета на палубу закинуло, это песня была, а не спасение :) Сейчас вот первую пробу в диорамах закончу наконец-то, там и думать о дальнейшем можно))) |
Ту-114-й в 16.10.2017 - 21:10 Знакомый пробовал изобразить катапультирование Квочура в Париже .... Все вышло довольно неплоххотя он угробил два МиГа и только на третьем все вышло как задумывал.Благо в то время МиГи от Кондора у нас стоили реально копейки Увы но его работа сгорела при пожаре в доме . |
novichekk в 16.10.2017 - 21:20 Ту-114-й
Мне еще очень нравится идея сделать момент касания полосы у Аверьянова на Су-30МКИ в том же Париже, ну и вот никак не закончу Т-10-17 с оторванным крылом, но этого точно до НГ выложу! :cool: |
Конструктор в 16.10.2017 - 21:40 А вот не факт, если делать сам момент выхода, то самолет уже под водой, брызги, пламя, там и моделист сойдет
Дык он же одноместный :mrgreen: можно нос Минска сделать Ну если до спонсона, то это метра полтора... |
novichekk в 16.10.2017 - 21:54 А вот не факт, если делать сам момент выхода, то самолет уже под водой, брызги, пламя, там и моделист сойдет
Дык он же одноместный :mrgreen: Да, увлекся :) Амодел на полке есть, тем более не очень получился, а так как раз будет. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|