Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service

В модельном мире уже полно от знаменитых израильских и аргентинских Миражей, понюхавших на своем веку немало пороху и снискав лавры. Но их родоначальник классический Mirage III ВВС Франции редкий экземпляр среди своих потомков. Вот его и было решено делать. Классический Mirage IIIC почти никто не делает в 72-м масштабе. Альтернатив раньше было мало и выбирать было не из чего. Я сам полгода назад прорабатывал вариант получения IIIС из Хасегавского Kfir путем основательной перепилки. При неплохой геометрии Хасегавы и наличии большого выбора травла и конверсионных наборов для нее еще имелся смысл делать такую конверсию. Но как это часто бывает, по воле случая я, случайно зайдя на клуб, стал обладателем этой модели.

Краткая история

 

Mirage III C - многоцелевой истребитель, разработанный французской фирмой Dassault. Mirage III C - это первый серийный вариант высотного истребителя-перехватчика с РЛС Thomson CSF Cyrano 1A. Серийный вариант модификации Mirage III А. Имеет РЛС управления оружием, вычислитель бомбометания и автоматический прицел Первый из 100 заказанных истребителей полетел 9 октября 1960 года. Однако заказ был сокращен до 95 экземпляров машин, впоследствии все они были переоборудованы до версий Mirage III R, III E и III O. Всего произведено 189 экземпляров машин.
Mirage IIIC серийный истребитель для Armée de l'Air (95 машин).
Mirage III CJ вариант для ВВС Израиля (72 машины). В декабре 1982 года 19 Mirage III CJ с двигателями Atar 9C были перепроданы Израилем в ВВС Аргентины .
Mirage III CZ вариант для ВВС ЮАР (16 машин).
Mirage III CS вариант для ВВС Швейцарии (1 машина).

 

Модель

 

Невзрачная коробушка от неизвестного производителя по цене 500 рублей насторожила меня. Беглое изучение содержимого коробки при продавце заставили задуматься над целесообразностью перепилки Хасегавы. Цветные листы инструкции и наличие в коробке эпоксидного набора деталировки склонили чашу весов в пользу Миража чешского производства.

Модель упакована в довольно невзрачную упаковку. В коробке лежали 3 литника с 109 пластиковыми деталями, 18 эпоксидных деталей, 2 вакуформованного фонаря, и 4 прозрачных детали на прозрачном листе.
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Пластик модели сделан по технологии ЛНД. Качество литья для ЛНД вполне хорошее. Облой отсутствует, но присутствуют малочисленные локальные усадки пластика и характерная замыленность краев. Во всяком случае, после отливок А-model это было нечто прекрасное. К сожалению, половинки фюзеляжа оказались закручены винтом.
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Как оказалось, это один из самых неприятных минусов данной модели. И как оказалось не последний. Но обо всем по порядку.

 

Фюзеляж

 

Геометрически он почти верный. Единственный подводный камень с его точностью находится на стыке с носовым конусом и соплом. Там вполне возможны вставки из пластика. Но пока эпоксидный нос и сопло на своих литниках, судить о проблемах еще рано. Киль нормально ложится в чертеж. К воздухозаборникам претензий по точности нету.
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
В наборе даются 2 эпоксидных конуса. Один для обычного Mirage IIIC/CJ/CZ, а другой для разведчика RJ. К этому конусу от RJ прилагаются еще несколько объективов фотоаппаратов, но их надо сгибать из прилагаемой в наборе пластиковой пленки. Сами конусы похожи на реальность.
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Несмотря на присутствие двух видов сопел на литниках, эпоксидное сопло для ранних Миражей лежит в комплекте. Его и будем использовать. Пластиковые не имеют форсажной камеры.
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Подфюзеляжный киль оказался на 2 мм короче в носовой части и чуть шире на 0.5-1 мм в самой широкой части. Вдобавок, на нем присутствует утяжина. ЛНД не по силам пролить деталь толщиной в полсантиметра и более.
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service

 

Кабина.

 

Вся кабина дана эпоксидным набором. Она состоит всего из 4-х деталей – пол с пультами, кресло, ручка и приборка. Отлито все качественно и четко. Также даются прицел и зеркало заднего обзора. Если зеркало еще дано в эпоксидном виде, то откуда брать прицел инструкция умалчивает. Скорее всего, она подразумевает «Сделай сам из куска прозрачной пленки из набора».
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
В комплекте, как упоминалось, прилагалось 2 вакуумных фонаря кабины. Честно говоря, решение спорное. Это несомненно удобно, если делать открытый фонарь кабины, так как толщина будет масштабной. Но качество исполнения откровенно желает лучшего. На поверхности одного фонаря присутствовала шагрень. Второй фонарь был получше, но до фонарей Хасегавы, Академии и Италери ему все равно далеко.
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service

 

Крыло

 

Нижняя плоскость крыла отлита единой деталью. Верхние половинки пролиты вместе с передней кромкой. Закрылки и элероны даются отдельными деталями, что позволяет их сделать выпущенными, но тогда надо будет делать их механизацию.


На плоскостях сделана аэродинамическая крутка передней кромки крыла. Ее правда надо будет подточить и заострить. Сами поверхности надо отшлифовать до ровного состояния. Но при вкладывании в чертежи обрисовалась следующая картина.


Нижняя плоскость крыла нормально легла в чертеж. Но ниши основных стоек шасси оказались на 2 мм меньше по длине чем нужно. Недостаток этот не исправимый, так как ниши даны эпоксидными деталями. На общую геометрию это не влияет и не заметно со стороны. А вот верхние плоскости оказались чуть меньше нормы. Необходимо надставлять каждое крыло на 1 мм на стыке с фюзеляжем и 1-1.5 мм между крылом и закрылком. Вставка несложная, единственная проблема будет с выведением стыка профилированной законцовки крыла с закрылком.
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Закрылок по задней кромке ложится в чертеж, но его скругление сделано слишком плавным – исправлять бессмысленно. Но это только придирки…
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
От стыкуемости крыла с фюзеляжем я чудес не жду.

 

Деталировка

 

Сразу хотелось обратить внимание на ниши шасси. Все они эпоксидные, но деталировка их очень примитивная. Отсутствует силовой набор, проводка и мелкие агрегаты. Про короткие ниши основных стоек я уже говорил. В общем спорное решение, ибо выигрыша эти эпоксидные ниши не приносят, а гемору от втискивания ниш в и так тонкое крыло будет уйма. Придется ведь стачивать крылья изнутри до толщины газеты. Проще было бы отлить пластиковые вместе с крылом.


Прямо как назло нишам, щитки ниш отлиты замечательно со всем силовым набором, тонкой расшивкой заклепок и местами крепления тяг. Но щитки довольно толсты по толщине и поэтому желательно их обточить с внешней стороны.
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Стойки опять наоборот довольно просто сделаны и слегка замылены. Особенно это касается передней стойки – ее детали немного грубы. Но в целом, они похожи и поддаются легким доработкам.
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Колеса отлиты без единого намека на протектор, хотя судя по фотографиям он был довольно явным и глубоким, особенно на колесах основных стоек. Переднее колесо отлито ужасно – с небольшим облоем и без всякой расшивки диска. Основные колеса прекрасно ложатся в чертеж, а внешняя сторона дисков сделана довольно правдоподобно. Но если будет возможность, то я заменю родные колеса на резиновые.
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Подкрыльевые гребни отлиты с усадками и сами они нуждаются в переточке с целью придания кромкам реальной толщины.
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
К мелким воздухозаборникам раскиданным по всему фюзеляжу у меня претензий не возникло.
Антенны, прилагаемые в наборе проще выкинуть. Лучше сделать новые из металла.
Расшивка самолета вполне верная, но в некоторых местах неравномерная по глубине и ширине. Но это мелочи.

 


Вооружение

 

На литниках присутствуют 2 подкрыльевых ПТБ, 1 подфюзеляжный ПТБ, 4 ракеты ВВ AIM-9 и 1 ракета УР Matra R530 Magic на подфюзеляжном пилоне.
Подкрыльевые ПТБ неплохо ложатся в чертежи, но их стабилизаторы просто никуда не годятся. Они слишком толстые и грубые. Проще всего сделать новые стабилизаторы из сыростирола.
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Ракеты AIM-9 отлиты довольно грубо. Их стабилизаторы мало того что даны отдельно, так еще и просто ужасны. Их толщина доходит до ½ диаметра самой ракеты!!!! Ракеты проще выкинуть и сделать заново. У меня к счастью остались запасные ракеты от Академовских F-14, F-15. Также можно приобрести набор вооружения от Хасегавы.
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
УР Р-530 только с расстояния в полметра похожа на себя саму. Однозначное решение – в помойку и изготовление новой ракеты, благо формы простые.
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service

 

Инструкция.

 

Инструкция содержит 10 страниц, в том числе 4 цветных со схемами окраски. При изучении схем сборки сразу становится понятен возраст модели. Не иначе как «без полулитра не разобраться». Посадочные места под многие детали просто не отмечены. Куда что клеить и ставить порой просто непонятно. Некоторые детали вообще виртуально присутствуют на схемах сборки или же просто не упоминаются. Без чертежа рядом это задача не из легких. Довольно большой процент деталей на схемах сборки уже «приклеен» к самолету и помечен просто циферками. Также очень плохо проработан момент окраски внутренних поверхностей и мелких деталей.
Также все очень неоднозначно с установкой вооружения. Какой вариант делать – одному богу известно. Еще по-человечески не проработаны возможности сборки разведчика.
Конечно, при наличии нормальной монографии и чертежей все эти минусы инструкции испаряются за ее ненадобностью.
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Схемы окраски сделаны наоборот назло красиво и понятно. Все в цвете и с подробной картой нанесения декалей.
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign ServiceОбзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service

 

Декаль.

 

Декаль на 4 варианта оставила довольно приятные впечатления. Четкость цветов и границ на высоте, наличие читабельных техничек на разных языках. По качеству мало отличимо от Италери. Отпечатана в Чехии.

Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service

 

Варианты.

 

1. Mirage III CJ ВВС Израиля, No. 60, 117. Эскадрилья Чел Ха’ Авир, авиабаза Рамат Давид, 1967
2. “Black Mirage” Mirage III CJ ВВС Израиля, No. 60, 117. Эскадрилья Чел Ха’ Авир, пилот капитан Аврам Ланир, авиабаза Рамат Давид, 1967
3. Mirage III RJ ВВС Израиля, No. 99, 119. Эскадрилья Чел Ха’ Авир, 1967
4. Mirage IIICZ ВВС ЮАР, No.800, 2 Эскадрилья «Гепард», SAAF
5. Mirage IIIC ВВС Швейцарии, No. J-2201, музейный экспонат в Дюбендорфе

 

Афтемаркет

 

Конверсионный набор к модели прилагается в комплекте. Травление под эту модель никто не делает, да и не особо оно нужно при наличии «эпоксидки». Колеса вроде в свое время делал Экипаж.
Зато есть огромный выбор декалей на любой вкус и цвет в интернете. Я насчитал почти 10 вариантов на Hannants. В наших интернет-магазинах их наоборот мало. Есть травление на модель от Heller. http://www.hannants.co.uk/search/?FULL=AEC72117 Можно сделать щитки и кое какую мелочевку.

 

Аналоги и варианты

 

• Mirage IIIB, AML 1/72
• Mirage IIICJ/Reconnaissance, AML 1/72
• Mirage III CJ Shahak AML 1/72, http://www.hannants.co.uk/search/?FULL=AML72010
• Mirage IIIE & Dagger (PM Model 1/72) довольно древняя и примитивная модель http://www.hannants.co.uk/search/?FULL=PM207
• Mirage III E/R/5 BA, Heller 1/72
• Mirage III E/O Novo/Frog 1/72, F400, 1976 г.
• Mirage III E/S PJ Production resin kit 1/72 http://www.hannants.co.uk/search/?FULL=PJ721017
• Mirage IIIO, High Planes 1/72, http://www.hannants.co.uk/search/?FULL=HPM7267
• Mirage IIIBS/DS/Israeli Nesher, High Planes 1/72, http://www.hannants.co.uk/search/?FULL=HPM7252
• Mirage IIIB/B2/BJ, PJ Production resin kit 1/72 , http://www.hannants.co.uk/search/?FULL=PJ721024
• Mirage IIIBE 2DZ, PJ Production resin kit 1/72 , http://www.hannants.co.uk/search/?FULL=PJ721018
• Mirage IIIC French A.F, PJ Production resin kit 1/72 , http://www.hannants.co.uk/search/?FULL=PJ721016
• Mirage IIIR/RD/RS/5F, PJ Production resin kit 1/72 , http://www.hannants.co.uk/search/?FULL=PJ721019&PIC_NO=1[/left]

Как мы видим, выбор невелик, даже за рубежом. У нас и того меньше – все ограничивается четырьмя моделями фирмы AML и древними Novo и Heller. Novo уже обсуждался на форуме. Отзывов по Heller не слышал. Израильские Kfir я не рассматривал в данной статье.


Литература и источники

• Авиаколлекция. «Миражи» над Францией. http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AK/Mirage/index.htm
• Авиация и Время. 1/2001. Чертежи С.Л. Полетаева
• Jorge F.Nunez Padin. Dassault Mirage IIICJ & IIIEA. Serie fuerza aerea Argentina №7 http://rapidshare.com/files/126367914/Fuerza_Aerea_Argentina_Mirage_III.pdf (если ссылка не работает, пишите в личку)
• http://www.airwar.ru/other/draw/mirage3.html
• http://www.airwar.ru/other/draw/mirage3-2.html
• http://www.primeportal.net/hangar/marc_toillie/mirage_iiib_cifas/
• http://www.primeportal.net/hangar/isaac_gershman/mirage_iiic/
• http://www.primeportal.net/hangar/gunther_neumahr/mirage_iii_s/


Резюме

Несмотря на некоторые проблемные моменты, модель в целом понравилась. Я вполне мог ожидать худшего от неизвестной фирмы и технологии ЛНД. Из-за этой технологии литья ЛНД вооружение и мелочевку (колеса, антенны) придется дорабатывать и переделывать, поэтому я не могу отнести это к минусам модели. Это минус технологии. И то я хочу сказать, что мне повезло - неплохая расшивка, отсутствие облоя, большого количества недоливов и утяжин, четкая проливка мелочевки. К слову скажу, что параллельно с Mirage IIIC я купил Як-28П от А-модел, и разница между ними колоссальная по качеству литья.


Из грубых ошибок можно отметить описанную мною выше проблему с верхними консолями крыла. К более мелким и неисправимым ошибкам можно отнести вакуумный фонарь кабины.
На сегодняшний день Mirage III от AML в 72-м масштабе это наиболее точная и достоверная модель этого самолета. Почти все недостатки легко устраняются и позволяют построить отличную модель Mirage III. Но я не советую данную модель начинающим моделистам.


Также хочется отметить многоверсионность набора – даны различные виды хвостовых частей фюзеляжа, воздухозаборников, подфюзеляжных килей. У AML имеются еще 3 набора с израильскими миражами поздних серий. При наличии большого выбора декалей на интернет-магазинах можно сделать практически любой вариант Миража 3. Я сам буду спустя некоторое время делать этот Мираж как классический французский 60-х годов. Но для начала надо будет найти декали ВВС Франции. Но это уже другая история, у которой будет свое продолжение.



Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign Service
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Просмотров: 10572
Опубликовано:
HOOLY_GUN в 14.07.2008 - 14:21
Тема: Обзор AML 1/72 Mirage IIIC in Foreign...(#1026) - обсуждение

Спасибо за подробный обзор!

У меня тоже припасен один из этих AML-наборов- Shahak, израильских ВВС.

В обзоре не указана еще одна модель. На мой взгляд, лучшая из выпущенных на сегодня под высоким давлением: модель от . Несколько лет назад она была снова переиздана. Я взял ее в свободной продаже буквально за $7. Сделана на твердую "4+", даже почти "5"...

Да, колеса лучше брать от НеОмеги - там есть варианты на ранние и поздние модификации. ;)


Женя


PS См.
SilverGhost в 17.07.2008 - 21:38
Когда искал весной Мираж, Ревелловского вообще не видел и не слышал. А так бы естесственно взял.
За информацию о колесах от НеОмеги спасибо!

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy